Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские направления




Материализм - первоначало бытия - материя (природа) (Демокрит, Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс). Механический материализм - попытка свести движение материи к механическому движению ( Ж. Ламетри ). Вульгарный материализм 19 в ( Бюхнер, Фохт, Молешотт ) - психические и сознательные процессы сведены к материальным. Опора на естествознание (закон сохранения энергии, дарвинизм, физиология); в наше время - на генетику, физиологию высшей нервной деятельности, искусственный интеллект. Диалектический материализм – соединение диалектики и материализма (СССР). Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи сущего, а все сущее есть материя. Стихийный или наивный материализм – греки-натурфилософы - первооснова мира - стихии ( Фалес – вода; Гераклит – разумный Огонь-Логос; Анаксимен – воздух; Анаксимандр апейрон – субстанция всех вещей; Демокрит - атомы), их позиция - гилозоизм - вся материя живая. Близки панпсихизм – все одушевлено; пантеизм - Бог (идеальное) и природа (материальное) отождествляются, возник в эпоху Возрождения ( Н. Кузанский, Дж. Бруно ).

Идеализм – первичность духовного начала, т. е. первооснова мира, субстанция - дух. Наивный идеализм – ранние греческие философы - первоначало бытия - идеальные разумные силы (числа – у Пифагора, Мировой ум (Нус) – у Анаксагора, Любовь и вражда – у Эмпедокла ).

Объективный идеализм – первоначало бытия - духовная, идеальная субстанция, существующая объективно, т. е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой разум и т. д. ). Индия (все ортодоксальные школы); Китай (конфуцианство, даосизм); Греция, Рим ( Пифагор, Платон, неоплатоники ); Немецкая классической философии ( Гегель ).

Субъективный идеализм – первоначало бытия - человеческое сознание, Я, субъективный дух. Буддизм в Древней Индии. Европа: Беркли, Юм, Кант, экзистенциализм, феноменология.

Рационализм (рацио - разум) в основе мира - Разум ( Парменид - Логос). Новое время ( Декарт, Спиноза, Лейбниц ). Существование врожденных идей, доопытных задатков мышления, в них высший критерий истинности - очевидность, ясность, что усматривается интеллектуальной интуицией.

Эмпиризм или сенсуализм - чувства – источник познания и критерий истины ( Демокрит, Эпикур ). Материалистический эмпиризм - основа познания - чувственный опыт, источник опыта - внешний мир, объективная реальность, существующая независимо от сознания ( Бэкон, Гоббс, Локк, Дидро ). Идеалистический эмпиризм - реальность - ее чувственное восприятие, опыт - совокупность ощущений и представлений, выйти за пределы, которых сознание не может ( Беркли, Юм ).

Иррационализм – сущность бытия недоступна разуму, приоритет отдан созерцанию, интуиции, вере, воле, интеллекту; субъективно-идеалистические учения:

- философия жизни ( Шопенгауэр ) - в центре понятие жизни, ее нельзя осмыслить, она постигается интуитивно, доступна переживанию; 2 течения: ( Бергсон ) - жизнь в биологическом смысле; ( Ницше, Зиммель, Дильтей ) - жизнь как воля;

- экзистенциализм - основоположник Кьеркегор, экзистенциализм религиозный ( Марсель, Ясперс, Бердяев, Шестов ) и атеистический ( Сартр, Камю, Хайдеггер ); пессимизм; философская проблема – бытие, существование и сущность человека, т. е. экзистенция; проблемы личности: свободы и отчуждения, ответственности, смысла жизни, вины и страха, любви и смерти.

- фрейдизм ( Фрейд ) – 2 элемента в психике человека сознательное и бессознательное, поведение человека определяется бессознательными инстинктами: сексуальным инстинктом жизни «эрос» и смерти «танатос». Бессознательное («Оно») действует по принципу наслаждения, сознательное («Я») - по принципу реальности. Сознательное подавляет бессознательное, приводя его в соответствие с реальностью (моралью, социальными институтами, культурой) что ведет к неврозам. Фрейд бессознательным объяснял творчество гениев, историю человечества.

- неофрейдизм ( Фромм, Юнг ) – отказ сексуальной детерминации поведения и исследование социальной обусловленности поведения человека. По Фромму, деструктивное начало заложено в человеке, формирование человека зависит от социальной среды, окружения. По-Юнгу, фрейдовское коллективное массовое бессознательное надличностно, его содержание составляют архетипы (неосознаваемые структуры, формирующие творческий потенциал личности), они выражаются в переживаниях, образах, традициях и зашифрованы в символике, снах.

Позитивизм - основоположник О. Конт - отказ от философии, переходу к точному, бесспорному, позитивному (положительному) знанию наук. Четыре этапа позитивизма: I этап классический позитивизм ( О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер ) философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным, использовать научный метод, опираться на достижения наук. Способ получения научного знания в философии - эмпирическое наблюдение. Философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, освободиться от ценностного повода и от оценочного характера при исследовании. II этап эмпириокритицизм (махизм) ( Э. Мах и Р. Авенариус ) - критика опыта, в основе философии - критический опыт; отказ от объективной действительности. Создание теории научного познания. Все предметы, явления - «комплекс ощущений». Изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование ощущений. Философия – интегративная, достоверная наука об ощущениях. III этап неопозитивизм (философы Венского кружка: М. Шлик, Р. Карнап, а также Б. Рассел и Л. Витгенштейн ) - попытка создать «язык науки» на основе математической логики. Философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык - средство, через которое человек позитивно (научно) воспринимает мир. Принцип неопозитивизма - это принцип верификации, т. е. сравнения всех положений науки с фактами опыта. Средство аналитической философской деятельности - аппарат математической логики (логический позитивизм). Формы неопозитивизма: логический атомизм, логический позитивизм, логический эмпиризм, логический анализ. IV этап постпозитивизм ( К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд ) философия науки. Объект внимания - развитие знания; изучение истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. Несоизмеримость научных теорий, обращение к анализу влияния на развитие науки социальных, культурных факторов, менталитета эпохи, экономических условий. Проблема: социокультурная детерминация развития научного знания.

Прагматизм возник в США в 70-х г. XIX в. ( Пирс, Джемс, Дьюи ), основан на практической полезности знания. К научным теориям, идеям, моральным принципам следует подходить с точки зрения их выгоды, удобства в достижении целей; то, что полезно, приносит успех - то и истинно.

Феноменология - основатель Э. Гуссерль - сущность познания - непосредственное созерцание явлений, данных через сознание; ставит под сомнение реальность внешнего мира и эмпирического самосознания (Я), сводя мир к чистому феномену - эйдосу (явлению, фиксированному в словесной форме), переключение сознания на внутренний мир, на самосознание.

Неокантианство 2-й пол. ХIХ – нач. ХХ в., возрождение философии Канта, преодоление его дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Направления: марбургская школа (Г. Коген, П. Наторп Э. Кассирер); баденская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Марбургская школа: Г. Коген - идеализм, логическое и гносеологическое учение для объяснения математики и математического естествознания. Бытие - не ощущаемое, а категориально мыслимое; пространство и время - не формы чувственной интуиции, а категории логического мышления. Отсюда тезис об имманентности бытия сознанию. Этический социализм - движение к социалистическому идеалу вечно, реальное достижение идеала фактически неосуществимо: эта концепция - в основе марксизма Э. Бернштейна (Движение - всё, конечная цель - ничто).

П. Наторп - гносеологический идеализм против материалистического сансуализма: не существует бытия, которое само не было бы положено в мысли. В отличие от Канта, математика основывается у Наторпа на априорных формах не чувственности, а мышления и может не обращаться к содержанию пространства и времени. В позднейших работах Наторп отходит от кантовской формы идеализма и приближается к онтологическому идеализму гегелевского типа. Ставя этику в зависимость от «разума» (логоса), Наторп отклоняет выведения этических норм из общественных начал; этика безусловных законов у него - обоснование этического социализма.

Э. Кассирер - ортодоксальные воззрения марбургской школы, философия символических форм. История логики, теории познания и философии нового времени - предыстория неокантианского учения о познании: развитие понятий в математике, физике и химии нового времени - подготовка и основа идеалистической гносеологии марбургской школы (как и теория относительности и неевклидовы геометрии). Основные понятия науки- не мысленные образы действительности, а только методы

Баденская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) – идеалистическая интерпретация исторических наук. Два типа научного метода: генерализирующий и идеографический. Методам, понятиям естественных наук (генерализующим, обобщающим, направленным на общее, т. е. естественнонаучным) противопоставили методы наук исторических, наук о духе («индивидуализирующие», направленные на единичное, индивидуальное, гуманитарные, ценностные). В обоих случаях научные понятия истолковываются как упрощающие действительность, образующиеся путём отбора, по телеологическому принципу, которым руководствуется исследователь, отбирая существенное от несущественного. Если в логическом учении о двух типах понятий Риккерт формально признавал равноправие «естественнонаучной» и «исторической» форм познания, то в онтологической концепции он - сторонник номинализма: общее не существует реально в бытии, действительно только особенное и индивидуальное. Эта номиналистическая концепция служила у Риккерта ограничению компетенции естественных наук и принижению их сравнительно с историческими.

Герменевтика ( Г. Гадамер ) – искусство и теория истолкования текстов, познание – понимание и интерпретация. Понимание - выявление смысла текста - письменных источников, произведений искусства, действий, исторических событий в знаково-символической форме. Текст – это часть контекста - исторической эпохи, культуры, мировоззрения автора. Понимание - интуитивное вчувствование с целью преодоления исторической дистанции между автором и интерпретатором.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...