Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции философии. 2. Возникновение и развитие философии. Гносеогенная(сциентистская): основывается на факте существования исторически первой философии в форме фисиологии - знания о природе, философия возникает как обобщенная система знания. Единственный




Функции философии

Функции Характеристика функции
Мировоззренческая Формирование целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с миром.
Методологическая Вырабатывает методы познания окружающей действительности
Мыслительно – теоретич. Учит концептуально мыслить и теоретизировать, т. е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы и системы окружающего мира.
Гносеологическая Имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, она способствует выработке механизма познания
Критическая Подвергает сомнению мир и существующее знание, помогает искать их новые качества, вскрывать противоречия, расширять границы познания, разрушать догмы и способствовать достоверности знания
Аксиологическая Оценка вещей, явлений мира с точки зрения ценностей: морально-нравственных этических, социальных, идеологических и др, пропускается ценное и полезное и отбрасывается тормозящее и отжившее
Социальная Объясняет движущие силы и закономерности развития общества
Воспитательно- гуманитарная Способствует культивированию гуманистических ценностей и идеалов, укреплению морали, адаптации человека в мире и поиске смысла жизни
Прогностическая На основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке прогнозирует тенденции развития человека, природы, общества.

2. Возникновение и развитие философии

Ответить на вопрос причины возникновения философии - значит не просто дать ответ на вопросы: из чего, как, когда и где возникла философия как новая форма мировоззрения, но и дать ответ на вопрос, почему потребность в философии воспроизводится в культуре человечества в многообразных региональных и национальных формах в различные исторические эпохи.

Концепции, объясняющие процесс возникновения философии (Чанышев А. Н. )

Мифогенная: единственным источником философии объявляется мифология (предфилософский миф). Философия возникает из нее путем внутреннего развития последней за счет изменения одной лишь формы: личностно-образная форма сменяется на безличностно-понятийную.

Наиболее видными представителями данной концепции в истории философии являются Г. Гегель и А. Ф. Лосев. Однако, Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая миф мировоззренческой частью любой религии. По Гегелю, основой мифологии, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разумной форме.

В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т. е. всеобщим определениям истины. Философия и возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Миф как единственный духовный источник философии создает возможность философствования.

По Гегелю, для того чтобы эта возможность стала действительностью, нужен ряд условий - расцвет действительной политической свободы и определенная ступень зрелости культуры, когда исчезает направленность на единичное. Сова Минервы - символ философской мудрости вылетает, по Гегелю, в сумерки, т. е. на закате реальной исторической эпохи, схваченной в мысли.

А. Ф. Лосев, напротив, отличает мифологию от религии, и именно из нерелигиозного мифа, по его мнению, возникает философия. Основой мифа или «живого, одушевленного и антропоморфного понимания бытия» является абсолютизация родовой жизни. Философия и возникает, как попытка разгадать тайну высшей объективности нерелигиозного мифа.

Гносеогенная(сциентистская): основывается на факте существования исторически первой философии в форме фисиологии - знания о природе, философия возникает как обобщенная система знания. Единственный источник происхождения философии предфилософское, конкретное, научное знание. Систематизация знания, увеличение его объема и организованности приводит к возникновению философии.

Гносеомифогенная: интегративная концепция, в которой выделяются три источника генезиса философии: 1) развитый религиозно-мифологический комплекс, 2) эмпирическое научное знание, 3) житейская мудрость, отражающая обыденный нравственный опыт. Необходимую причину генезиса философии представляет противоречие между основанным на нерациональном воображении мифологическим мировоззрением и начатками научного мышления.

Философия возникает как распространение методов научного мышления , которое стремится открыть неявные существенные связи и отношения в узкой области специального знания на все мироздание. Это противоречие находит разрешение в философии при определенных социальных условиях: это наличие товарно-денежных отношений, установление частной собственности на землю и экономического господства городской жизни, установление правовых норм.

Некоторые философы обращают особое внимание на роль нравственной потребности в возникновении философии как акта свободного и осознанного выбора. Философия как новая форма духовной культуры формировалась не постепенно, а была введена сразу в ответ на потребность критически оценить подлинное достоинство человека в мире. Философия смягчила антагонизм логоса (как эпистемнойпредметности частных наук, где эпистема - совокупность векторов познания во всех видах дискурса в исторический период) и мифа (мистической реальности божественной истины), приняв на себя заботу о душе человека и его нравственности. Философское знание является этическим познанием Истины и Добра, соединяющим в себе цели познания и нравственные цели.

Впервые этот акт свободного выбора осуществился одновременно и независимо друг от друга в трех культурных регионах древности Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Однако, до конца XVIII в. большинство философов были европоцентристами и считали, что философия является отличительной чертой исключительно западной культуры и возникает только в Древней Греции. Так, например, Г. Гегель отказывал китайской философии в праве на существование, аргументируя свое мнение образностью, алогичностью и ассоциативностью восприятия мира, присущего китайским мудрецам. Лишь с середины XIX в. появляются концепции, отстаивающие наличие философии на Востоке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...