4. Философия как особый вид знания в контексте науки, культуры, искусства, религии, идеологии.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 4. Философия как особый вид знания в контексте науки, культуры, искусства, религии, идеологии. Философия - наука. Специфика философии как вида научного знания - предельная обобщенность информации, получаемой на основе данных частных наук. Большинство разделов философии отвечает критериям научности (объективность, рациональность, проверяемость). Общие черты с науками: рационально понятийная форма, логическая доказательность, аксиоматические положения. Но в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами. Для философии характерен плюрализм (множественность) взглядов. В отличие от научных, философские суждения не всегда требуют подтверждения экспериментами и наблюдениями. Однако, ответ на вопрос « Является ли философия наукой? » зависит от определения того, что мы понимаем под наукой. Современная наука как социальный институт возникла в Европе в период XV-XVII вв. Целью науки является получение объективных знаний о реальности, пригодных для практического использования. В отличие от обыденного познания наука ориентируется на поиск сущности явлений, на поиск объективной истины, которая не обнаруживается простым наблюдением, а требует специальных процедур трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли. По мнению Б. Рассела, наука «с помощью наблюдения и рассуждения устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев предсказывать будущее». Критерии научного знания: систематизированность, непротиворечивость, доказательность, интерсубъективность, опытная проверяемость, воспроизводимость. Науку можно определить как «наблюдение, классификацию, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений». Область сверхчувственного, сверхъестественного не является предметом научного познания.
Если исходить из выработанных философией науки XX в. критериев научности, то можно скатать, что философия не является наукой, так как большая часть философских утверждений эмпирически непроверяема и неопровержима. В философии никогда не было господствующей парадигмы, т. е. совокупности ценностей, технических средств, способов решения исследовательских задач и установок, разделяемых всем научным сообществом. В ней всегда шла борьба течений, школ, направлений. Аксиомы философии не предполагают эмпирического обоснования. Поэтому в философии нет общезначимости в том смысле, что каждый, кому понято значение философских положений, должен соглашаться с ними. Большинство философских утверждений нельзя оценивать как истинные или ложные. Однако, если под наукой иметь в виду методически организованное мышление, то философия является гуманитарной наукой, специфика которой в соотнесении различных способов видения объектов. Философия говорит не о законах, а о смыслах, не о первой, а о второй природе или культуре. Философия является службой обеспечения субъективных предпосылок человеческой свободы, т. к именно философия проясняет обоснованность системы ценностей в ответе на главный мировоззренческий вопрос для чего живет человек? Так она, с одной стороны, задает человеку критерии выбора системы ценностей, с другой стороны, позволяет человеку и требует от человека осуществлять этот выбор самостоятельно. Об этом В. С. Соловьев писал: «философия во все времена освобождала личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание... Она делает человека вполне человеком». Философия обогащает интеллектуальное воображение и уменьшает догматическую уверенность, мешающую заниматься творчеством.
Философия – культура. Роль философии в культуре определяется тем, что философия является рефлексией над основаниями культуры. Согласно К. Ясперсу, «философия извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от исторической конкретики и превращает в чистые логические конструкции - понятия, из которых начинает конструировать возможные идеальные миры». Обоснование мысли о возможности различных вариантов ценностных, социальных, культурных и иных порядков, а, следовательно, мысли об оценке наличного бытия не как единственно возможного и наилучшего является интеллектуальным завоеванием философии. Ответ на вопрос о роли философии в культуре, связан с определением сущности культуры. С точки зрения деятельностного подхода культуру можно определить как систему исторически развивающихся внебиологических программ человеческой деятельности. Культура выступает как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, наукой, религией, моралью, современной индустрией. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества социальных эстафет и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего социальный опыт. Возникают вопросы: Что является основанием универсальности культурных ценностей? Чем задаются универсалии культуры? Для чего живет человек? Главная задача философии - решить проблему обоснованности ценностей. Объяснить, почему нужно отдать предпочтение одним ценностям перед другими, задавая критерии выбора. Для ответа на эти вопросы философия использует знание, получаемое посредством рефлексии, пытающейся придать объективное значение переживаемой субъектом очевидности. В отличие от науки, философия ставит задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Вследствие этого философия выступает в важнейшей роли хранителя идеалов культуры как сферы свободной самореализации личности. Философия познает человека посредством рефлексивного метода - через осмысление полученных в процессе личного опыта данных о свободе, ответственности, ценностях и условий, в которых они сложились. Такой подход не овеществляет человека, превращая его в объект, не ставит существование человека под угрозу.
Методологическая функция философии (соотнесение различных способов видения объектов) и мировоззренческая функция (выработка упорядочивающих схем деятельности и поведения, гармонизируюших отношения человека и мира) слиты. Философия - это методология являющаяся мировоззрением и мировоззрение, выступающее в роли методологий. Философия соотносит все формы, в которых мир дан человеческому сознанию, - объективный мир научного исследования, присущий искусству образно-символический способ освоения мира, морально-регулятивные принципы и нормы и способы мистического познания. Эту черту философии М. М. Бахтин характеризовал как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания). Философские проблемы возникают в контексте задачи построения целостной картины мира и выведения из нее определенных жизненных принципов. Способ появления философских проблем двоякий: · результат имманентного развития самой философии, столкновения идей; · результат развития практики в любой сфере деятельности с точки зрения того, что она дает для видения действительности как культурный феномен. Философия как « критическая наука об общеобязательных ценностях » (определение принадлежит неокантианцу В. Виндельбанду) в качестве объекта исследования имеет обладающие абсолютным значением оценки, «хотя бы они фактически не пользовались признанием или даже никем не признавались». Философия выявляет принципы нормативного сознания как абсолютного мерила логической, этической, эстетической оценки, обозначая высшие точки культурного развития или основания культуры. В то же время, как отмечал А. Швейцер, философия должна не только исследовать нормативное сознание, но и нести культурные ценности в качестве действенных идей в общественное мнение. А по выражению К. Маркса, философия должна не просто объяснять мир, а быть средством его изменения к лучшему. По мнению А. Швейцера именно этические ценности задают ориентиры всем сферам человеческой деятельности, а культура носит этический характер, отсюда роль философии как «стража культуры». Этот «страж» должен своевременно предупреждать людей о кризисе этических ценностей, способных породить культурно-творческую деятельность: философия «должна была бы внушить людям, что им надлежит бороться за идеалы, на которых зиждется культура. Она должна была бы попытаться обосновать эти идеалы сами по себе, в их внутренней истинности... и поддержать их жизнеспособность» (А. Швейцер).
Философия - искусство. В философии черты художественного освоения действительности: личностно-эмоциональный характер познания, образность, синтетичность, эстетичность, субъективность. Искусство - отражение общего в форме единичного, особенного, в его основе философское мировоззрение. Философия – это трансцендирующее постижение объекта. Трансцендентный - выходящий за границы возможного. Философия как любовь к мудрости связана и с обыденным знанием, включающим установку здравого смысла с ориентацией на познание причин явлений и практическое применение, и с мистико-религиозным постижением мира. Искусство и философию объединяет: интуиция – чувственное восприятие в искусстве и интеллектуальное в философии; осознание целостности личности и мира, в искусстве целостность - красота, в философии – бытие; в центре всегда – человек его внутренний мир. Отличия: методы передачи информации: в искусстве язык образов, в философии метод рассуждения; искусство спонтанно, эмоционально, образно; философия системна, последовательна, рациональна, концептуальна. Философия –религия: о бъединяют их мировоззренческие вопросы, на которые указывал И. Кант. Обе формы мировоззрения строят картину мира, выявляют смысл мира и жизни, предлагают определенную систему ценностей. Но различаются они способами построения картины мира, иерархией ценностей и функцией в культуре. Философское мировоззрение при построении картины мира опирается на опыт, научное оправдание, стремление к общезначимости, подвергая сомнению даже бесспорные утверждения здравого смысла. Религиозное мировоззрение опирается на традиции, внутренний опыт верующих, авторитет священных книг. Ценность свободного познания истины – это вершина в иерархии ценностей философского мировоззрения. Даже если философ находит предварительные основания в пользу религиозной истины, он не может, не отказываясь от философствования, отказаться от права подвергнуть эти основания свободной проверке, отдать себе отчет в том, что он принимает за истину. В религиозном мировоззрении акт познания происходит в рамках следования нравственно-этическим нормативам. Понимающий разум играет подчиненную роль в религии. В христианстве выше разума - любовь и вера, в иудаизме - страх и вера, в конфуцианстве - догматизированное знание, ритуал. Главная функция религии как духовно-практического отношения к миру не познавательная, а нормативная, задающая образцы отношения к миру, Богу, человеку.
Религиозное мировоззрение дает ответ на мировоззренческие вопросы, основанный на авторитете сверхъестественного, главный признак религии эмоциональная вера в сверхъестественное и общение с ним. В опыте религиозного общения человек подчиняется Божественной Воле, непознаваемой, не поддающейся исследованию и не укладывающейся в рамки причинного объяснения. Акт познания Божественной Воли, Божественного Замысла в религии обязательно предполагает личностное преображение верующего и большую работу души над преображением. Если теория знания сама является знанием, то теория любви не является любовью. В философии всегда происходит движение от одного вопроса к другому, а ответ на эти вопросы не только не задан, а зачастую и недостижим. В религии происходит движение верующего от ответа к ответу, сопровождаемое запретом на критическое переосмысление последних вопросов, но предполагающее существенную перемену самого человека как субъекта веры. В отличие от философии в религии Бог сакрализуется и эмоционально переживается, а в философии Абсолют исследуется предметно - как универсум, проявляющийся в единстве всех его многообразных свойств. Религиозный символ наделен трансцендентным смыслом, нераздельно слитым с образом, но не тождественным ему. Такой символ не поддается рассудочной дешифровке и требует вживания в него. В философии и науке символизация основывается на отстраненной аналитической позиции внешнего сравнения и сопоставления. В мифе и религии символизируемое включено в наше переживание. Религиозные символы - условие генерирования экзистенциальных переживаний. Социальный статус философии и религии в культуре различен. Религия выступает как определенный социальный институт, регулирующий отношения между людьми и постоянно воспроизводящийся в культуре, а философия, как абсолютно свободное дело личности подвергать критическому исследованию разумом «последние вопросы бытия», не имеет никакой социальной защищенности. В разные исторические эпохи отношение общества к философии строилось по принципу: «Польза от философии сомнительна, а вред - бесспорен». Античный мыслитель Анаксагор был вынужден бежать из Афин, будучи обвиненным в безбожии. Сократ был приговорен к смерти афинским демократическим судом за то, что «не почитал богов, которых почитает город, и развращал юношество, выдавая ложь за истину». Философия - идеология. Все общественные науки идеологичны, в том числе и философия. В содержании философия есть идеологическая сторона как отражение общественного бытия сквозь призму социальных и классовых интересов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|