Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сопротивление изменению. Другие факторы. Когнитивные модели. Когнитивная модель депрессии




Сопротивление изменению

 

Существует много причин, по которым люди сопротивляются изменению. Напри­мер, люди могут бояться оказать отрицательное влияние на других. У Марты, 42-лет­ней женщины, жившей вместе с матерью, было диагностировано расстройство лично­сти, характеризующееся чрезмерной зависимостью. Всякий раз, когда Марта думала о переезде, она боялась, что это убьет ее мать, а мать подкрепляла эту мысль (Beck et al., 1990). Многие чрезмерно тревожные, испытывающие депрессию и склонные к само­убийству люди боятся изменения как чего-то неизвестного. Иногда люди боятся как положительных, так и отрицательных последствий изменения. Например, многие бо­ятся дополнительной ответственности, связанной с продвижением по службе или вступлением в брак.

Бек (Beck, 1988) полагает, что партнерам, отношения между которыми нарушены, следует противостоять многим убеждениям (возможно, выраженным в форме автома­тических мыслей), которые ослабляют их стремление к изменению. Бек считает, что существуют следующие виды дисфункциональных и преувеличенных убеждений.

Убеждения относительно изменения. Показательные убеждения: «Мой парт­нер не способен измениться», «Ничто не может улучшить наши отношения», «Все бу­дет только хуже».

Оправдание собственных убеждений. Например, «Вести себя так, как веду себя я, — нормально», «Думать так, как думаю я, — правильно», «Он/она причинил(а) мне боль. Он/она заслуживает, чтобы ему/ей причинили боль».

Аргументы взаимности. Например, «Я не буду делать усилий до тех пор, пока их не сделает мой партнер», «Нечестно, что я должен делать всю работу», «Мой партнер причинил мне сильную боль в прошлом, так что теперь он многое должен делать, чтобы компенсировать это».

Проблема связана с моим партнером. Например, «У меня не было никаких про­блем в жизни, пока мы не поженились», «Мой партнер невозможен», «Мой партнер не заботится об улучшении наших отношений».

 

Другие факторы

 

Многие другие факторы повседневной жизни могут способствовать сохранению дисфункциональных когниций и поведения. Дети, подростки и даже взрослые могут продолжать жить со значащими другими людьми, которые обеспечивают их отрица­тельным опытом, моделируют неэффективное мышление и поведение и не предостав­ляют достаточных возможностей для развития навыков, позволяющих справиться с ситуацией. Люди продолжают сталкиваться с внешними стрессовыми факторами, на­пример с враждебно настроенным боссом. Однако как только люди впадают в депрессию или начинают чрезмерно тревожиться, им становится еще труднее справляться с внешними стрессовыми факторами. Кроме того, возможен эффект взаимодействия — люди, находящиеся в состоянии депрессии или испытывающие чрезмерную тревогу, вызывают отрицательное поведение у других. Например, люди, соскальзывающие в депрессию или уже испытывающие ее, могут уходить в себя от других, которые, в свою очередь, могут отвергать или критиковать их, таким образом усиливая существующие у испытывающих депрессию людей тенденции к самоотверганию и самокритике. Люди, у которых нарушены отношения с партнерами, не всегда проверяют реальность соб­ственных интерпретаций событий, ощущая чрезвычайно сильную угрозу гнева и обви­нений со стороны партнера.

 

КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ

 

Вниманию читателя предоставляется краткий обзор предлагаемых Веком когни­тивных моделей депрессии, тревожных расстройств, нарушенных супружеских отно­шений и расстройств личности.

 

Когнитивная модель депрессии

 

Век (Beck, 1987) выделил в основной модели депрессии шесть отдельных моделей, имеющих общие элементы: кросс-секционная, структурная, стрессорно-уязвимая, ре-ципрокно-интерактная, психобиологическая и эволюционная. В связи с необходимо­стью экономии места здесь представлена только базисная формулировка (Beck, 1991; Beck et al., 1979). Рассмотрим следующие ключевые понятия.

Когнитивная триада. Бек рассматривает депрессию не просто как состояние, характеризующееся определенным настроением, а как когнитивное состояние. Деп­рессия влечет за собой активизацию трех главных когнитивных паттернов, составляю­щих так называемую когнитивную триаду. Первый компонент касается отрицательных представлений клиентов о себе как о непривлекательных, ничего не стоящих, беспо­мощных, неспособных быть счастливыми. Второй компонент касается отрицательных представлений клиентов об их восприятии мира в прошлом и настоящем. Клиенты чрез­вычайно требовательны к себе, что препятствует достижению целей. Третий компо­нент — это отрицательное представление о будущем, которое рассматривается как безрадостное и неизменно мрачное. Эта безнадежность может порождать мысли о са­моубийстве. Данные когнитивные паттерны ведут к возникновению мотивационных, поведенческих и физических симптомов депрессии. Показательным мотивационным признаком является паралич желания. Инерция и усталость являются, соответствен­но, показательными поведенческим и физическим симптомами.

Предрасполагающие схемы. Депрессивные схемы формируются на начальных этапах жизни. Ситуации, связанные с потерями, похожие на те ситуации, которые пер­воначально способствовали внедрению депрессивной схемы, могут вызывать депрессию. Социотропные и автономные люди впадают в депрессию по разным причинам. Ряд травмирующих событий может также вызвать депрессию. По мере углубления депрессии депрессивные схемы становятся до такой степени гипервалентными, что кли­енты могут утратить способность рассматривать свои отрицательные мысли объективно и полностью «зациклиться» на без конца повторяющихся отрицательных мыслях. Абсолютные убеждения, связанные со схемами находящихся в состоянии депрессии клиентов, включают следующие установки: «Я ничего не стою», «Я непривлекателен» и «Я ничего не могу делать правильно» (Beck, 1991).

Когнитивные недочеты и искажения. Гипервалентные депрессивные схемы и убеждения затрудняют нормальную когнитивную обработку, восприятие, вспоми­нание, выведение заключений и ухудшают долгосрочную память. Клиенты теряют способность к проверке истинности своих интерпретаций событий. Кроме того, они начинают хуже справляться с проблемами. По мере активизации дисфункциональ­ных схем повышается частота совершения систематических когнитивных ошибок, таких как произвольное умозаключение и избирательная абстракция. Дисфункциональ­ные автоматические мысли возникают на базе лежащих в их основе схем и убеждений. Основные характерные черты депрессивного мышления следующие: преобладающий акцент на отрицательных аспектах жизненных событий; взятие на себя ответственно­сти за решение проблем во всех ситуациях; самообесценивание в случае неудачи при попытке достижения поставленных целей; сверхобобщение конкретных недостатков путем рассмотрения их как общих и устойчивых; наличие «тупиковой» точки зрения, в соответствии с которой проблемы невозможно решить даже частично (Beck, 1987).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...