Сопротивление изменению. Другие факторы. Когнитивные модели. Когнитивная модель депрессии
Сопротивление изменению
Существует много причин, по которым люди сопротивляются изменению. Например, люди могут бояться оказать отрицательное влияние на других. У Марты, 42-летней женщины, жившей вместе с матерью, было диагностировано расстройство личности, характеризующееся чрезмерной зависимостью. Всякий раз, когда Марта думала о переезде, она боялась, что это убьет ее мать, а мать подкрепляла эту мысль (Beck et al., 1990). Многие чрезмерно тревожные, испытывающие депрессию и склонные к самоубийству люди боятся изменения как чего-то неизвестного. Иногда люди боятся как положительных, так и отрицательных последствий изменения. Например, многие боятся дополнительной ответственности, связанной с продвижением по службе или вступлением в брак. Бек (Beck, 1988) полагает, что партнерам, отношения между которыми нарушены, следует противостоять многим убеждениям (возможно, выраженным в форме автоматических мыслей), которые ослабляют их стремление к изменению. Бек считает, что существуют следующие виды дисфункциональных и преувеличенных убеждений. Убеждения относительно изменения. Показательные убеждения: «Мой партнер не способен измениться», «Ничто не может улучшить наши отношения», «Все будет только хуже». Оправдание собственных убеждений. Например, «Вести себя так, как веду себя я, — нормально», «Думать так, как думаю я, — правильно», «Он/она причинил(а) мне боль. Он/она заслуживает, чтобы ему/ей причинили боль». Аргументы взаимности. Например, «Я не буду делать усилий до тех пор, пока их не сделает мой партнер», «Нечестно, что я должен делать всю работу», «Мой партнер причинил мне сильную боль в прошлом, так что теперь он многое должен делать, чтобы компенсировать это».
Проблема связана с моим партнером. Например, «У меня не было никаких проблем в жизни, пока мы не поженились», «Мой партнер невозможен», «Мой партнер не заботится об улучшении наших отношений».
Другие факторы
Многие другие факторы повседневной жизни могут способствовать сохранению дисфункциональных когниций и поведения. Дети, подростки и даже взрослые могут продолжать жить со значащими другими людьми, которые обеспечивают их отрицательным опытом, моделируют неэффективное мышление и поведение и не предоставляют достаточных возможностей для развития навыков, позволяющих справиться с ситуацией. Люди продолжают сталкиваться с внешними стрессовыми факторами, например с враждебно настроенным боссом. Однако как только люди впадают в депрессию или начинают чрезмерно тревожиться, им становится еще труднее справляться с внешними стрессовыми факторами. Кроме того, возможен эффект взаимодействия — люди, находящиеся в состоянии депрессии или испытывающие чрезмерную тревогу, вызывают отрицательное поведение у других. Например, люди, соскальзывающие в депрессию или уже испытывающие ее, могут уходить в себя от других, которые, в свою очередь, могут отвергать или критиковать их, таким образом усиливая существующие у испытывающих депрессию людей тенденции к самоотверганию и самокритике. Люди, у которых нарушены отношения с партнерами, не всегда проверяют реальность собственных интерпретаций событий, ощущая чрезвычайно сильную угрозу гнева и обвинений со стороны партнера.
КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ
Вниманию читателя предоставляется краткий обзор предлагаемых Веком когнитивных моделей депрессии, тревожных расстройств, нарушенных супружеских отношений и расстройств личности.
Когнитивная модель депрессии
Век (Beck, 1987) выделил в основной модели депрессии шесть отдельных моделей, имеющих общие элементы: кросс-секционная, структурная, стрессорно-уязвимая, ре-ципрокно-интерактная, психобиологическая и эволюционная. В связи с необходимостью экономии места здесь представлена только базисная формулировка (Beck, 1991; Beck et al., 1979). Рассмотрим следующие ключевые понятия. Когнитивная триада. Бек рассматривает депрессию не просто как состояние, характеризующееся определенным настроением, а как когнитивное состояние. Депрессия влечет за собой активизацию трех главных когнитивных паттернов, составляющих так называемую когнитивную триаду. Первый компонент касается отрицательных представлений клиентов о себе как о непривлекательных, ничего не стоящих, беспомощных, неспособных быть счастливыми. Второй компонент касается отрицательных представлений клиентов об их восприятии мира в прошлом и настоящем. Клиенты чрезвычайно требовательны к себе, что препятствует достижению целей. Третий компонент — это отрицательное представление о будущем, которое рассматривается как безрадостное и неизменно мрачное. Эта безнадежность может порождать мысли о самоубийстве. Данные когнитивные паттерны ведут к возникновению мотивационных, поведенческих и физических симптомов депрессии. Показательным мотивационным признаком является паралич желания. Инерция и усталость являются, соответственно, показательными поведенческим и физическим симптомами. Предрасполагающие схемы. Депрессивные схемы формируются на начальных этапах жизни. Ситуации, связанные с потерями, похожие на те ситуации, которые первоначально способствовали внедрению депрессивной схемы, могут вызывать депрессию. Социотропные и автономные люди впадают в депрессию по разным причинам. Ряд травмирующих событий может также вызвать депрессию. По мере углубления депрессии депрессивные схемы становятся до такой степени гипервалентными, что клиенты могут утратить способность рассматривать свои отрицательные мысли объективно и полностью «зациклиться» на без конца повторяющихся отрицательных мыслях. Абсолютные убеждения, связанные со схемами находящихся в состоянии депрессии клиентов, включают следующие установки: «Я ничего не стою», «Я непривлекателен» и «Я ничего не могу делать правильно» (Beck, 1991).
Когнитивные недочеты и искажения. Гипервалентные депрессивные схемы и убеждения затрудняют нормальную когнитивную обработку, восприятие, вспоминание, выведение заключений и ухудшают долгосрочную память. Клиенты теряют способность к проверке истинности своих интерпретаций событий. Кроме того, они начинают хуже справляться с проблемами. По мере активизации дисфункциональных схем повышается частота совершения систематических когнитивных ошибок, таких как произвольное умозаключение и избирательная абстракция. Дисфункциональные автоматические мысли возникают на базе лежащих в их основе схем и убеждений. Основные характерные черты депрессивного мышления следующие: преобладающий акцент на отрицательных аспектах жизненных событий; взятие на себя ответственности за решение проблем во всех ситуациях; самообесценивание в случае неудачи при попытке достижения поставленных целей; сверхобобщение конкретных недостатков путем рассмотрения их как общих и устойчивых; наличие «тупиковой» точки зрения, в соответствии с которой проблемы невозможно решить даже частично (Beck, 1987).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|