Роли консультанта. Консультанты как люди, предлагающие установить определенные отношения. Консультанты как соисследователи с клиентами — совместный эмпирический подход
Роли консультанта Консультанты как люди, предлагающие установить определенные отношения
В когнитивном консультировании качество отношений консультант — клиент имеет очень большое значение. Когнитивное консультирование — это не безличный подход; консультанты стремятся понимать клиентов как индивидов. Бек считает, что его стиль консультирования во многом сходен со стилем Роджерса (Beck, Rush, in press). Консультанты стремятся к созданию эмоционального климата, характеризующегося подлинной теплотой, отсутствием осуждения и безусловным принятием. Они пытаются снять с консультирования покров таинственности, используя язык, понятный для клиентов. Консультанты относятся к клиентам уважительно, объясняют им суть как всего подхода в целом, так и каждой предлагаемой методики. Кроме того, консультанты делятся с клиентами ответственностью за то, что происходит в ходе консультирования, обсуждая концептуализацию случая и привлекая клиентов к составлению плана занятий и к определению целей. Когнитивные консультанты, выдвигая предложения и совершая различные действия, также выявляют обратную связь со стороны клиентов. Консультанты отмечают признаки переноса (трансфера) и допускают обсуждение реакций, направленных на них самих. Они используют реакции переноса (трансфера), чтобы идентифицировать автоматические мысли клиентов и межличностные искажения и работать с ними. Большинству клиентов с расстройствами личности когнитивные консультанты предлагают более тесные и теплые отношения, чем клиентам с острыми расстройствами, например с повышенной тревожностью и депрессией. Консультанты могут столкнуться с проблемами, связанными с нежеланием клиентов (особенно имеющих расстройства личности) сотрудничать (Beck et al., 1990).
Консультанты как соисследователи с клиентами — совместный эмпирический подход
Когнитивные консультанты не только предлагают клиентам наладить теплые отношения, но и играют активную роль в процессе консультирования. Консультанты и клиентов побуждают играть активную роль. Все когниции клиента рассматриваются как гипотезы, которые можно проверить. Консультанты и клиенты сотрудничают друг с другом, пытаясь проанализировать доказательства, подтверждающие или отрицающие когниции клиента. Основываясь на том, что и как говорят клиенты, консультанты разрабатывают гипотезы, которые могут помочь идентифицировать и когнитивные ошибки, и подспудные убеждения. Затем консультанты просят клиентов сообщить, соответствуют ли, по их мнению, гипотезы фактам. Таким образом, клиентов поощряют рассматривать свои мысли как личностные конструкты реальности и развивать навыки, позволяющие оценивать обоснованность этих конструктов. При идентификации и анализе доказательств верности мышления, основанного на предубеждениях, более активную роль играют попеременно то консультант, то клиент, в зависимости от конкретных обстоятельств.
Консультанты как люди, задающие вопросы, — сократовский диалог
Вопросы составляют самую большую категорию вербальных высказываний консультанта, Вопросы отражают основную эмпирическую ориентацию подхода, непосредственная цель опроса — преобразование закрытых систем убеждений клиентов в открытые системы. Конкретнее, с помощью вопросов консультанты стремятся помогать клиентам осознавать свои мысли; проверять, не возникли ли когнитивные искажения; заменять неадекватные мысли более сбалансированными мыслями; составлять планы развития новых мыслительных моделей. Основным вопросом, который следует задавать клиентам, чтобы помочь им осознать свои мысли, является вопрос: «Что проходит через ваш мозг прямо сейчас? ».
Консультанты чаще прибегают к опросу, чем к индоктринации и спору. Опрос проводится в эмоциональной атмосфере теплоты и принятия, в так называемом сократовском стиле; это помогает клиентам развивать и оценивать свое мышление. Типичные вопросы: «Где доказательства? », «Какова логика? », «Что я должен потерять? », «Что я должен приобрести? », «Что самое худшее может случиться? », «Чему я могу научиться на этом опыте? » (Beck, Emery, 1985). Клиенты учатся задавать себе те же самые вопросы, которые задавали им консультанты. Например, какими бы правильными ни «ощущали» клиенты свои автоматические мысли, клиенты, у которых нарушены отношения, могут подвергать сомнению обоснованность этих мыслей, спрашивая себя: «Что свидетельствует в пользу моей интерпретации? », «Что противоречит моей интерпретации? », «Следует ли логически из действий моего супруга/супруги, что он/она имеет мотив, который я приписываю ему/ ей? », «Существует ли альтернативное объяснение его/ее поведения? » (Beck, 1988).
Консультанты как гиды — управляемое открытие
Существует множество различных граней управляемого открытия. Консультанты могут работать гидами, помогая Клиентам обнаруживать темы, проходящие через их автоматические мысли и убеждения. Такие шаги можно предпринять после того, как консультанты и клиенты свяжут убеждения с соответствующим опытом, полученным в прошлом, и совместно проследят, как формировались убеждения. Управляемое открытие можно использовать и по-другому — консультанты могут действовать как гиды, помогая клиентам анализировать их возможные логические ошибки, разрабатывая новый опыт, предполагающий экспериментирование клиента с различными видами поведения. Консультанты не используют льстивые уговоры, споры и индоктринацию для того, чтобы помогать клиентам проверять истинность их мышления и вырабатывать новые убеждения. Вместо этого консультанты побуждают клиентов развивать навыки использования и оценки информации, фактов и вероятностей. При этом перед клиентами открываются перспективы, которые являются более реалистическими, чем те перспективы, в основе которых лежат их первоначальные мысли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|