Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивные техники. Выявление и идентификация автоматических мыслей. Проверка реалистичности и корректировка автоматических мыслей




Когнитивные техники

 

Рассмотрим основные когнитивные техники, используемые когнитивными консуль­тантами при оказании клиентам помощи в замене их искаженных автоматических мыс­лей и убеждений более реалистическими способами обработки информации.

 

Выявление и идентификация автоматических мыслей

 

Для того чтобы изменить свое мышление, клиенты должны прежде всего осознать соб­ственные процессы мышления. Ниже перечисляются некоторые специфические тех­ники выявления и идентификации автоматических мыслей.

Обеспечение логического обоснования. Консультанты могут дать логическое обоснование важности исследования связей между тем, что клиенты думают, чувствуют и делают. Кроме того, консультанты могут ввести концепцию автоматических мыслей и привести пример того, как подспудные восприятия влияют на чувства. Например, если в середине ночи раздастся громкий шум, реакция человека будет зависеть от того, как будет воспринят этот шум — как шум, связанный с вторжением ночного грабителя, или как стук, издаваемый оконной рамой. Консультанты могут сообщить своим клиен­там, что главное исходное положение когнитивного консультирования следующее — клиенты испытывают трудности при проверке обоснованности своих интерпретаций.

Опрос. Клиентов можно расспрашивать об автоматических мыслях, которые воз­никают у них тогда, когда они выходят из состояния душевного равновесия. Если кли­енты испытывают трудности с припоминанием мыслей, можно использовать образы или ролевую игру. Задавая вопросы, консультанты внимательно наблюдают за клиен­тами, пытаясь заметить признаки эмоций, которые могут подсказать направление для дальнейшего опроса.

Использование доски для записей. Когда клиенты увидят свои первоначаль­ные мысли записанными на доске, они могут рискнуть раскрыть свои более глубокие и более пугающие мысли.

Побуждение клиентов заняться деятельностью, которая их пугает. Часто в ходе занятий клиентов побуждают заниматься вызывающей у них тревогу деятельнос­тью, например звонить по телефону или писать письма, которые они отложили. Когда клиенты совершают эти действия, консультанты могут задавать вопрос: «Что проходит через ваше сознание прямо сейчас? ». Консультанты могут также окунаться вместе с клиентами в реальные жизненные ситуации, в которых клиенты испытывают трудно­сти. Например, консультанты могут отправиться с клиентами в места с большим скоп­лением людей и попросить клиентов вербализировать свои мысли.

Сосредоточение на образах. Сбор информации об образах может быть важным способом получения доступа к автоматическим мыслям. Хотя существуют индивиду­альные различия, результаты клинических наблюдений наводят на мысль, что многие люди, представляющие себе сцены, реагируют на них, как на реальные события.

Самоконтроль мыслей. Клиентов можно попросить дома записывать мысли. Они могут ежедневно делать в дневнике записи о возникновении автоматических мыслей. В дневнике могут быть следующие колонки: 1) дата; 2) ситуация, в которой возникли отрицательные эмоции; 3) ощущение эмоции(й) и оценка ее уровня по шкале 0—100%; 4) автоматическая мысль(и), соответствующее убеждение и их оценка по шкале 0-100%. Можно использовать счетчики пульса, чтобы помочь некоторым клиентам на­учиться узнавать автоматические мысли при их появлении.

 

Проверка реалистичности и корректировка автоматических мыслей

 

Консультанты учат клиентов обращаться со своими мыслями как с гипотезами, требу­ющими проверки, и, если необходимо, отказываться от гипотез или изменять их. Для этого используются следующие методы.

Сократовское расспрашивание. Консультанты могут сформулировать ряд во­просов, которые побудят клиентов подвергнуть сомнению обоснованность своего мыш­ления и выбрать альтернативные интерпретации, которые лучше всего соответствуют фактам. Для того чтобы «разговорить» клиента, целесообразно задать ему такой воп­рос: «Как можно по-другому взглянуть на это? ».

Идентификация когнитивных ошибок. Консультанты могут рассказать клиен­там, какие когнитивные ошибки (например, произвольное умозаключение и преувели­чение) допускаются наиболее часто. Клиентов можно попросить идентифицировать ошибки в своем образе мыслей как на занятиях, так и при выполнении домашнего зада­ния. Для этого можно применить методику, в которой используются три колонки. В первой колонке клиенты описывают ситуацию, в которой у них возникают отрица­тельные эмоции; во второй — свои автоматические мысли, а в третьей — допущенные в процессе мышления ошибки.

Декатастрофизация. При декатастрофизации основной задаваемый вопрос та­кой: «Итак, что случится, если это произойдет? ». Анализируются вероятность возник­новения и серьезность события, способность клиента справиться с ситуацией, нали­чие поддерживающих факторов, способность клиента принимать самые плохие воз­можные результаты.

Реатрибуция. При реатрибуции производится проверка автоматических мыслей и лежащих в их основе убеждений, рассматриваются альтернативные пути определе­ния ответственности и установления причин. Клиентам можно порекомендовать оце­нить по шкале 0-100% степень ответственности, которую они берут на себя в связи с отрицательными событиями и результатами, которых они опасаются. Задавая клиен­там вопросы, консультант пытается «разговорить» их, генерируя и оценивая альтерна­тивные объяснения.

Переопределение. Переопределение проблем влечет за собой их конкретизацию и изменение формулировки с учетом выполнимости поставленных задач. Например, одинокий человек, который чувствует себя всеми брошенным, может заново опреде­лить свою проблему так: «Я должен обращаться к другим людям и проявлять участие» (Beck, Weishaar, 1989, p. 309-310).

Децентрализация. Децентрализация предполагает оказание клиентам помощи в изменении их убеждения, что все сосредоточены на них. Клиентов можно побуждать более внимательно оценивать действия других людей. Например, другие студенты мо­гут мечтать, глядя на лектора, или делать записи. Кроме того, клиентов можно попро­сить отметить, как часто они сами проявляют внимание к другим. Это поможет клиен­там осознать, как ограниченны их наблюдения. Таким образом, клиенты смогут сде­лать заключение, что наблюдения других людей являются такими же.

Рациональные реакции. Когнитивные консультанты учат клиентов более рацио­нально реагировать на автоматические мысли. И здесь снова важная роль отводится оп­росу, с помощью которого консультанты могут помочь клиентам научиться использовать внутренний монолог скорее себе на пользу, чем против себя. Рассмотрим конкретный пример. Венди позвонил ее муж Хэл и сказал, что он очень занят в офисе. Венди ощутила гнев; у нее возникла такая автоматическая мысль: «Это нечестно, ведь мне тоже прихо­дится работать. Если бы он захотел, то мог бы быть дома вовремя». Рациональная реак­ция Венди на эту автоматическую мысль была следующей: «Его работа отличается от моей. Многие клиенты приходят к нему после работы» (Beck, 1988, р. 264).

Ежедневная регистрация рациональных реакций. Когда клиенты будут к это­му готовы, их можно попросить заполнить колонки, предназначенные для описания рациональных реакций и результатов, в дневнике, озаглавленном «Ежедневная реги­страция автоматических мыслей». В колонке «Результаты» клиенты 1) заново оцени­вают свое убеждение в автоматической(их) мысли(ях) по шкале 0-100 %; 2) опреде­ляют свои последующие эмоции и оценивают их по шкале 0-100 %.

Образные техники. Бек и Эмери описывают множество образных техник (Beck, Emery, 1985). Наибольшее значение имеют оказание клиентам помощи в открытии более реалистических перспектив путем многократного мысленного представления фантазий; проецирование себя в будущее и взгляд оттуда на ситуации, сложившиеся на данный момент; преувеличение образов, например представление, что другим лю­дям наносится чрезмерный вред.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...