Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивная модель тревожных расстройств




Когнитивная модель тревожных расстройств

 

Главная когнитивная тема в тревожных расстройствах — опасность. Тревога — это стратегия, применяемая в ответ на угрозу. При тревожных расстройствах нормаль­ный эволюционный механизм выживания, связанный с тревогой, становится преуве­личенным и начинает работать со сбоями. Бек (Beck, Emery, 1985) соглашается с Лаза-русом (Lazarus, 1966), который разграничивает первичную и вторичную оценки. Пер­вичная оценка представляет собой первое впечатление от ситуации, которое наводит на мысль, что эта ситуация является пагубной. Затем последовательно производятся переоценки характера угрозы и важности этой угрозы для жизненных интересов чело­века, при этом учитываются физический и психологический ущерб. Вторичная оценка предполагает, что человек оценивает свои ресурсы для того, чтобы справиться с угро­зой. Одновременно со вторичной оценкой производится оценка характера угрозы. Как и при депрессии, дисфункциональные схемы и убеждения могут предрасполагать к тре­воге. Эти дисфункциональные установки могут быть активизированы повышенными требованиями, угрозами и стрессами, которые могут взаимодействовать с возникав­шими в прошлом проблемами. Когнитивные ошибки, отражающие дисфункциональную схему, включают в себя переоценку вероятности и серьезности угрозы, преувеличение значения отрицательных последствий (предсказание катастрофы), недооценку ресур­сов, необходимых для того, чтобы справиться с угрозой, недостаточное внимание к факторам поддержки, например к присутствию других людей, которые могли бы оказать помощь. Короче говоря, тревожные индивидуумы преувеличивают вероятность нанесения вреда и преуменьшают свою способность справляться с трудностями (Beck, Weishaar, 1989).

 

Когнитивная модель дистресса, развивающегося у супругов

 

Бек подчеркивает: «Того, что привлекает партнеров друг в друге, редко оказывает­ся достаточно для поддержания отношений» (Beck, 1988, р. 46). Недостаточное разви­тие навыков общения — одна из причин возникновения трудностей у партнеров. Кро­ме того, партнеры вносят в отношения много личного багажа — скрытых ожиданий относительно друг друга и этих отношений. Ожидания в браке менее гибки, чем при нейтральных отношениях. Более того, многие поступки в браке имеют особенное, сим­волическое значение, так как они являются средоточием символов любви или отвер­жения, безопасности или ненадежности.

Когда начинаются разочарование в отношениях и разгул эмоций, партнеры теряют большую часть способностей (или фактически все способности) к проверке истиннос­ти своих интерпретаций мыслей, чувств и действий как собственных, так и близкого человека. Вместо этого партнеры начинают реагировать на свою «невидимую реаль­ность», которая базируется, скорее, на внутренних переживаниях, страхах и ожидани­ях, чем на том, что происходит на самом деле. Могут инициироваться дисфункциональ­ные схемы и убеждения, в результате чего формируются отрицательные когнитивные установки, связанные с другим человеком. Произвольное и автоматическое мышление обеспокоенной пары содержит многочисленные когнитивные ошибки. Партнеры склон­ны фиксироваться скорее на том, что в их отношениях не так, чем на том, что является правильным. У них может выработаться тенденция думать друг о друге, используя чер­но-белые понятия. Партнеры часто приклеивают друг к другу отрицательные ярлыки, такие как «нечувствительный», «невнимательный», «эгоистичный», «грубый», а затем реагируют на эти ярлыки. Более того, у партнеров может развиться тенденция считать такие приклеенные ярлыки постоянными чертами. Каждый партнер неправильно вос­принимает и извращает то, что говорит или делает другой партнер. Партнеры занима­ются чтением мыслей и приписывают друг другу нежелательные и злонамеренные мо­тивы. Они не в состоянии проверять точность своих отрицательных объяснений и не­логичных заключений.

Кроме того, партнеры посылают друг другу язвительные сообщения, причиняющие боль и вызывающие гнев. Они чувствуют, что к ним были несправедливы, сердятся, ощущают в себе желание нападать и нападать. Враждебность — часть примитивного механизма выживания борьба — бегство. Однако примитивное побуждение к нападе­нию часто оказывается разрушительным для отношений. Оно повышает уровень угро­зы в отношениях и, следовательно, усиливает тенденцию партнеров мыслить (ригид-но) и ошибочно. Кроме того, враждебность может увеличивать сопротивление партне­ров работе над своими отношениями. Пораженческие убеждения относительно невоз­можности изменения и взгляд друг на друга как на основной источник проблем препят­ствуют работе над отношениями.

 

Когнитивная модель расстройств личности

 

Расстройства личности, наряду с другими видами психопатологии, частично пред­ставляют эволюционные стратегии, которые были недостаточно приспособлены к жиз­ни в современном индивидуализированном и технологическом обществ (Beck et al., 1990). От генетической предрасположенности и полученного опыта научения также зависит, какие именно расстройства развиваются у различных индивидов. Каждое рас­стройство личности характеризуется базисным убеждением и соответствующей откры­той поведенческой стратегией. Различные открытые реакции отражают важные струк­турные различия, существующие в основных убеждениях (или схемах). В основе рас­стройства личности, характеризующегося чрезмерной зависимостью, лежат базисное убеждение «Я беспомощен» и открытая стратегия привязанности. Убеждения и страте­гии, лежащие в основе других расстройств личности, следующие: расстройство, харак­теризующееся чрезмерной замкнутостью: «Мне могут причинить боль», избегание; рас­стройство, характеризующееся пассивной агрессивностью: «На меня могут наступить», сопротивление; параноидальное расстройство: «Люди — потенциальные противники», осторожность; нарциссическое расстройство: «Я — особенный», самовозвеличивание; артистическое расстройство: «Мне нужно производить впечатление», драматизация; обсессивно-компульсивное расстройство: «Ошибки — это плохо. Я не должен допус­кать ошибок», перфекционизм; антисоциальное расстройство: «Люди существуют для того, чтобы их били», нападение; шизоидное расстройство: «Мне нужно много простран­ства», изоляция. Можно по-другому рассмотреть стратегии — при каждом расстрой­стве личности можно обнаружить как чрезмерно развитые, так и слаборазвитые страте­гии. Например, при параноидальном расстройстве «недоверие» является чрезмерно раз­витой стратегией, а «доверие» — слаборазвитой. Можно выстроить более полный ког­нитивный профиль каждого расстройства личности.

Если специфические схемы гипервалентны, составляющие их схемы легко приво­дятся в действие. При расстройствах личности происходит когнитивное изменение, при котором энергия переходит от нормальной когнитивной обработки к различным схемам, которые лежат в основе расстройств. При протекании этого процесса более адаптивные схемы могут тормозиться. Дисфункциональные схемы, характерные для расстройств личности, являются чрезвычайно стойкими, поэтому когнитивное кон­сультирование клиентов с расстройствами личности обычно занимает больше времени и предполагает более глубокое исследование происхождения схем, чем консультиро­вание при тревожных расстройствах или депрессии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...