Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.5. Воздушный транспорт 4 страница




Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы или для особых условий перевозки. Например, в районе о. Сахалин тариф повышен на 200 %.

 

Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов и т. п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железнодорожных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.  

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливаются руководителями отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры платы за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы, железная дорога взимает с грузоотправителей и грузополучателей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение железной дорогой следующих операций: хранение, взвешивание или проверку веса груза; подачу или уборку вагонов; дезинфекцию вагонов; экспедирование грузов; погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.

Размер платы за перевозку грузов по железной дороге зависит от следующих основных факторов:

· вида отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной (весом до 25 т и объемом до полувагона) и мелкой отправкой (весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона);

· скорости перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяется тем, сколько километров в сутки должен проходить груз;

· расстояния перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние (при перевозке грузов грузовой или большой скоростью), либо за действительно пройденное расстояние, в случае перевозки негабаритных грузов или провозке грузов пассажирской скоростью;

 

· типа вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным;

· принадлежности вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, а могут быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя;

· количества перевозимого груза. Понятно, что количество перевозного груза оказывает существенное влияние на стоимость перевозки.

На железнодорожном транспорте существуют также свободные тарифы на услуги, которые железная дорога не обязана предоставлять, но делает это по просьбе потребителей (досрочная доставка груза; розыск груза по истечении сроков доставки; переадресация груза, находящегося в пути и т. д. )

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

· сдельные тарифы на перевозку грузов;

· тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

· тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

· тарифы из покилометрового расчета;

· договорные тарифы.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки.

Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля.

При расчете по тарифу за повременное использование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.

Договорные тарифы устанавливаются при особых требованиях заказчиков, за особое качество или сложность перевозки.

 

Например, договорной тариф применяется при перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов, отличающейся особой сложностью и, как правило, пониженными скоростями движения, а также при требованиях доставки груза в более сжатые сроки.

На морском транспорте оплата за перевозки грузов осуществляется либо по тарифам, либо по фрахтовым ставкам.

Тарифы морского транспорта зависят от вида груза, плавания (заграничное или каботажное), сообщения (прямое или смешанное), природно-климатических особенностей данного морского бассейна, типа подвижного состава флота (сухогрузное судно, рефрижератор, ролкер и т. п. ).

Тарифная плата за перевозку грузов морским транспортом построена по двухставочной схеме, которая включает ставку движенческой операции и ставку стояночной операции.

Ставки движенческой операции дифференцированы по классам грузов в зависимости от значения удельного погрузочного объема груза, что стимулирует грузовладельцев и морской транспорт к лучшему использованию грузоподъемности и грузовместимости судов.

Ставки стояночной операции определены на базе нормативов стояночного времени судов, учитывающих применение передовых технологий погрузочно-разгру-зочных работ.

Ставка движенческой операции определяет стоимость 1 т-мили, а ставка стояночной операции стоимость за 1 т брутто по типам грузов, которая устанавливается отдельно для порта погрузки и порта разгрузки.

Тариф рассчитывается как сумма стояночных ставок и произведения движенческой ставки на среднее расстояние между портом отправления и портом назначения (тарифное расстояние), а также дополнительных плат, сборов, штрафов за простой судов и т. п. К портовым сборам относятся сборы за использование маяков, причалов, лоцманских судов и др.

Ставки портовых сборов дифференцированы для российских судов, работающих в каботажном или заграничном плавании, а также для иностранных судов и регулируются государством. Тарифы устанавливаются по морским бассейнам. Стоимость (цена) морской перевозки, как отмечалось выше, может выражаться в форме фрахта.

Фрахт – это цена морской перевозки, которая устанавливается договором между перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем (фрахтователем) на каждую перевозку в отдельности.

Обусловленная таким договором сторон фрахтовая ставка на других перевозчиков и фрахтователей не распространяется и действует только в течение периода времени, на который заключен договор (обычно один рейс, ряд последовательных рейсов или на определенный ограниченный период).

Фрахтование применяется в порядке свободной конкуренции на фрахтовом рынке в международном судоходстве.

На внутреннем водном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие, связанные с перевозками услуги, определяются пароходствами самостоятельно с учётом конъюнктуры рынка, т. е. являются свободными. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством.

Тариф устанавливается за 1 т груза (по классам), по району плавания и расстоянию, партионности отправки (судовая, сборная, мелкая), ставкам сборов на погрузочно-разгрузочные работы, взвешивание, хранение и др. Мелкой отправкой считается отправка массой груза менее 20 т. Для мелкой отправки тариф повышается на 60 % по сравнению с судовой отправкой.

Сборной считается отправка массой более 20 т. Для нее тариф повышается по сравнению с судовой на 20 %.

На внутреннем водном транспорте применяются и договорные тарифы, в случае сокращения норм времени доставки грузов, использования специализированных судов, завозе грузов на мелкие реки с ограниченным сроком навигации и др.

Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

На воздушном транспорте следует различать две относительно самостоятельные и одновременно неразрывно связанные между собой в едином технологическом процессе сферы (функции):

 

· непосредственно перевозки грузов и пассажиров на воздушных судах;

· аэропортовое обслуживание, которое включает широкий комплекс услуг для воздушных судов, пассажиров и грузов (посадка-взлет самолета, диспетчерское обслуживание, обработка грузов, обеспечение безопасности, обслуживание пассажиров и т. п. ).

Первую функцию выполняют авиакомпании, вторую - аэропорты.

Авиакомпании осуществляют услуги по перевозкам грузов в пределах Российской Федерации по свободным договорным ценам (тарифным соглашениям), за основу которых берутся фактическая масса (вес груза) и расстояние перелета. В отдельных районах, где отсутствуют другие виды транспорта, применяют повышенный тариф (до 70 %).

Деятельность аэропортов подлежит государственному регулированию, а доля стоимости его услуг в стоимости грузовой перевозки или билета пассажира составляет в среднем 15-20 %.

Например, обеспечение безопасного взлета и посадки самолета ТУ-154 обходится примерно в 700 долларов США.

Стоимость авиабилета определяется авиакомпанией.

Ценовое регулирование деятельности аэропортов России производится с соблюдением принципов и рекомендаций международных организаций, которые сформированы на основе обобщения практики многих государств.

Тарифы на услуги по транспортировке продукции (нефти, природного газа, газового конденсата, нефтепродуктов) по системам магистрального трубопроводного транспорта утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий - Федеральной службой по тарифам.

При этом учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также обеспечение эксплуатирующих организаций систем магистрального трубопроводного транспорта (магистральных трубопроводов) финансовыми ресурсами, необходимыми для надежного и безопасного функционирования и развития сети их трубопроводов.

Особенности государственного регулирования тарифов на услуги магистральных газопроводов определяются Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации». Тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территории субъектов Российской Федерации.

 

7. 4. Транспортные тарифы на международные перевозки

Транспортные тарифы на международные перевозки представляют собой совокупность цен на перевозку внешнеторговых грузов в определенном международном сообщении.

Особенности построения тарифов в международном сообщении связаны с внешней торговлей, которую обслуживает транспорт, и конкуренцией между видами и предприятиями одного вида транспорта и странами.

Международные перевозки на любом виде транспорта оформляются на основе международного унифицированного свода правил, разъясняющего условия купли-продажи, права и обязанности продавца и покупателя. Эти правила, именуемые ИНКОТЕРМС, регламентируют отношения между грузовладельцами в основном для учета перехода риска в процессе движения груза от продавца к покупателю.

ИНКОТЕРМС периодически пересматриваются мировым сообществом.

В настоящее время действуют ИНКОТЕРМС 2000, представляющие собой международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применяемых в международной торговле терминов. Они опубликованы Международной торговой палатой.

Экспортеры и импортеры товаров в своей деятельности имеют дело с различными договорами (купли-продажи, перевозки, страхования и т. п. ). ИНКОТЕРМС-2000 относят только к одному из этих договоров, а именно договору купли-продажи.

ИНКОТЕРМС регулируют ряд наиболее важных принципиальных базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения.

Любой из 13 базисов поставки регулирует три ключевых «транспортных» вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена:

· распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, т. е. определение, какие расходы и до какого момента несет продавец, и какие, начиная с какого момента, покупатель;

· момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза;

· дату поставки товара, т. е. определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя (например, транспортной организации и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки).

Базисные условия поставки разработаны для однозначного определения системы транспортировки, возможных рисков и других особенностей перевозки, а следовательно, существенно влияют на цены транспортных услуг, на транспортные расходы сторон договора купли-продажи. Поэтому в контракте купли-продажи предусматривается особый раздел – транспортные условия. В него включают порядок перевозки грузов, условия и сроки погрузки и разгрузки, размер и порядок оплаты, расчеты провозных платежей и т. п.

Таким образом, до заключения контракта купли-продажи необходимо учесть транспортный фактор и выяснить мировые цены на транспортировку экспортно-импортных грузов.

Тарифная политика на различных видах транспорта в международных перевозках имеет свои особенности.

Тарифы на автомобильном транспорте в международном сообщении включают:

· тарифы на перевозку грузов;

· тарифы на другие виды услуг (экспедиторские, агентские, брокерские и т. д. );

· надбавки, скидки, штрафы.

Первостепенным является тариф на перевозку.

В автомобильных перевозках произошло обезличивание тарифа по отношению к роду перевозимого груза, т. е. для перевозчика не имеет принципиального значения характер и свойства груза, так как большинство грузов перевозятся в универсальном подвижном составе и не требует за некоторым исключением (опасные, скоропортящиеся, тяжеловесные грузы) особых условий их транспортировки.

Цена перевозки в международных автомобильных перевозках именуется международным автомобильным грузовым тарифом.

 

Международным автомобильным грузовым тарифом называется ставка провозных плат за перевозку груза в одном транспортном средстве за 1 км пути.

Для определения расстояний перевозки транспортными фирмами используются специальные атласы автодорог, которые последние годы трансформировались в Справочники тарифных расстояний. В России такие справочники издаются Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Однако стоимость любой перевозки, т. е. пространственного перемещения груза из пункта отправления в пункт назначения, больше величины получаемой умножением покилометровой ставки тарифа на расстояние маршрута. К полученной величине перевозчик добавляет: стоимость приобретенных им документов для выполнения перевозки (разрешений, книжек МДП, т. е. книжек международных дорожных перевозок); расходы по страхованию (транспортного средства, гражданской ответственности перед третьими лицами) и некоторые другие рационально понесенные издержки.

Стоимость международных автомобильных перевозок устанавливается перевозчиком, как правило, в СКВ. В настоящее время в качестве СКВ используется швейцарский франк.

Поскольку автомобили различны по грузоподъемности и грузовместимости, тариф, как правило, относится к автотранспортным средствам грузоподъемностью 20 т или объемом кузова или тента 82 м3. Если грузовладелец требует или перевозчик предоставляет автотранспортное средство с иными характеристиками, то стороны соответственно изменяют тарифную ставку, используя существующие корректировочные коэффициенты.

Тариф на обратный путь с грузом, как правило, ниже. Во всех странах в справочниках и рекламных изданиях публикуются основные тарифные ставки. Тариф на перевозку внешнеторговых (экспортных и международных) грузов железнодорожным транспортом устанавливается в виде так называемой тарифной политики и специальных ставок.

Тарифная политика представляет собой основной документ, определяющий сферу действия, правила применения, порядок регулирования (изменения) международных тарифов и размеры коэффициентов для определения базовой провозной платы.

 

Тарифная политика железных дорог государств-участников содружества независимых государств (СНГ) на перевозки грузов в международном сообщении на очередной фрахтовый год согласовывается (принимается) на тарифной конференции железнодорожных администраций стран СНГ не менее чем за 2 месяца до введения в действие. Например, тарифная политика железных дорог стран СНГ на 2010 г. была согласована 23 октября 2009 г. на тарифной конференции в городе Алматы.

Тарифная политика железных дорог на очередной фрахтовый год объявляется в открытой печати.

Ставки Тарифной политики железных дорог на внешнеторговые перевозки устанавливаются на базе международного транзитного тарифа (МТТ) и Единого транзитного тарифа (ЕТТ). Валютой тарифа является швейцарский франк.

Ставки тарифной политика на перевозки не включают в себя дополнительные сборы.

В тарифных ставках на международные железнодорожные перевозки учитывают дальность перевозки, массу (вес) отправки, конкретное наименование груза.

Провозные платы по Транспортной политике российских железных дорог (ТП РЖД) публикуются Центром фирменного транспортного обслуживания ОАО РЖД (ЦФТО РЖД) в виде отдельного прейскуранта, который содержит развернутые по расстояниям таблицы с готовыми ставками в швейцарских франках на тонну или контейнер. Эти ставки называют базовыми, и они устанавливаются отдельно для повагонных и мелких отправок, для наливных грузов в цистернах, для универсальных контейнеров, для грузов, перевозимых в рефрижераторном подвижном составе.

К публикуемым базовым ставкам ТП РЖД дополнительно применяются коэффициенты, объявляемые на год или квартал. С помощью коэффициентов поощряется перевозка внешнеторговых грузов в собственном или арендованном предприятиями подвижном составе (Плата взимается с коэффициентом 0, 85).

Каждая железная дорога имеет право уменьшить тариф, например, за предоплату перевозки, поставку больших объемов грузов и т. д.

Тариф на перевозку грузов морским транспортом в международном сообщении (заграничном плавании) определяется формой организации работы транспорта, которая бывает двух видов:

- трамповая;

- линейная.

Трамповое судоходство – морское судоходство, при котором работа грузовых транспортных судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и разгрузки, не ограничена определенным видом груза, а цена перевозки (фрахт) устанавливается по договоренности сторон.

Трамповые грузы это обычно массовые насыпные или навалочные грузы (уголь, руда, зерно, сахар, удобрения, лес и т. д. )

Линейное судоходство - специфическая форма транспортных услуг, при которой перевозчик организует между установленными портами регулярную доставку генеральных грузов сборными отправками по заранее объявленному расписанию.

Наличие двух форм организации перевозок на морском транспорте привело к тому, что цена на перевозки существует в двух форматах:

· в виде фрахтовых ставок на трамповый тоннаж;

· в виде тарифов (системы ставок) в линейном судоходстве.

Фрахт – это форма оплаты морской перевозки грузов, размер которой устанавливается по согласованию сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки или исчисляется на основе тарифа за один порт погрузки и один порт выгрузки.

Такая фрахтовая ставка на других перевозчиков (фрахтовщиков) и грузоотправителей (фрахтователей) не распространяется. Ставка фрахта зависит от рода груза, его ценности, направления перевозки, расстояния, конъюнктуры рынка. Она устанавливается за единицу массы или объема (тонну, кубометр) или за штуку (ящик, рулон и т. д. ).

В некоторых случая фрахт устанавливается не за единицу груза, а за все судно в целом или его часть (за отдельное грузовое помещение).

Тарифы в линейном судоходстве объявляются заранее судоходными компаниями и являются одинаковыми для всех грузоотправителей.

Важный элемент любого тарифа – тарифная (транспортная) единица измерения количества перевозимого груза, принятая для установления тарифной ставки. Это обычно метрическая тонна (1000 кг), или английская тонна (1016 кг), или объемная тонна – 1м3 или 40 куб. (футов), за перевозку которой взимается провозная плата (фрахт), выражаемая тарифной ставкой.

Регулированием международных авиационных тарифов занимается Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Официальные международные авиатарифы публикуются в справочниках Air Cargo Tariff (ACT) и Air Pussenger Tariff (APT).

Международные тарифы на грузовые перевозки воздушным транспортом установлены по зонам, на которые разделен земной шар. ИАТА вырабатывает тарифную политику и правила применения тарифов по зонам (конкретным направлением). Аэропорты объедены в маршрутные группы, которые включены в ту или иную зону. Тариф устанавливает цену за перевозку 1 кг груза между парой городов с учетом расстояния. Он включает в себя затраты на погрузку и разгрузку воздушного судна, хранение груза и выполнение с ним необходимых технологических операций. Базовая ставка установлена при перевозке грузов на расстояние 500 км (100%). При большем расстоянии ставка снижается, например, на расстоянии до 5000 км – на 33 %, свыше 8000 км – на 42 %.

Система установления цен на международные воздушные грузовые перевозки включает три вида тарифов:

- основные;

- классовые;

- специальные (корейты).

Основные тарифы – это стандартные тарифы, установленные для оплаты за перевозку 1 кг груза от пункта отправления до пункта назначения. Они являются наиболее распространенными при перевозке всех видов грузов, за исключением некоторых случаев, когда применяются другие виды тарифов.

Основные тарифы подразделяют на: нормальные (до 45 кг), количественные (более 45 кг), минимальный сбор.

Классовые тарифы  применяются для перевозки грузов определенного класса. Они фактически являются адвалорными ставками, которые исчисляются с учетом ценности (стоимости) перевозимого товара.

Классовые тарифы устанавливаются на виды грузов, требующих особых условий для перевозки: золото, драгоценности, наличная валюта, животные и др.

 

Специальные тарифы (корейты)  представляют собой льготные тарифы на перевозку отдельных категорий грузов в зависимости от массы отправок. Весовые категории отправок составляют диапазон от 45 до 1000 кг. Классификация грузов, к которым применяются специальные тарифы, приводится в справочниках ИАТА. Грузы подразделяют на 10 групп по 1000 подгрупп каждая.

Специальные тарифы применяются ограниченно. ИАТА устанавливает определенный период их действия и только между определенными парами городов в конкретном направлении перевозки.

Применение специальных тарифов является действенным механизмом привлечения внешнеторговых грузов на воздушный транспорт, так как корейты представляют собой льготные цены международных перевозок: становится целесообразным перевозить воздушным транспортом такие категории грузов, которые обычно доставляются другими видами транспорта, чаще всего автомобильным.

 

 

Глава 8. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

 

8. 1. Источники правового регулирования на транспорте

Правовое регулирование транспортной системы имеет особое значение для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой транспортной сетью. Централизованное государственное регулирование всех видов транспорта осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.

Важнейшие нормы Российского законодательства, определяющие основы правового регулирования перевозочных отношений на всех видах транспорта Единой транспортной системы России, содержатся в общей части обязательного права Гражданского кодекса (ГК) и части второй Гражданского кодекса, где имеются гл. 40 «Перевозка» и гл. 41 «Транспортная экспедиция». Положения этих глав конкретизируются и развиваются специальными актами транспортного законодательства. Такими актами, прежде всего, являются уставы и кодексы. Из существа ст. 71 Конституции РФ и п. 2 ст. 784 ГК следует, что все они должны иметь статус федеральных законов.

В Российской Федерации действуют Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Транспортные кодексы носят комплексный характер, поскольку, регулируя деятельность определенного вида транспорта в целом, наряду с гражданско-правовыми нормами содержат нормы публичного права. Публичное право - это совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес.

Что касается железнодорожного транспорта, то публично-правовые нормы, регулирующие его организацию и условия функционирования, содержатся в отдельном Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 13-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Несмотря на специфику каждого вида транспорта, многие положения транспортных уставов и кодексов близки по содержанию, что значительно облегчает осуществление транспортного процесса, особенно, когда в нем участвует несколько видов транспорта.

Для перевозки пассажиров и багажа особое значение имеет Закон о защите прав потребителей, а для перевозок грузов – Федеральный закон от 30 июня 2003 г.      № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Нормы, относящиеся к перевозкам, содержатся и в иных законах Российской Федерации.

По отдельным вопросам транспортной деятельности принимаются акты Правительства РФ. Например, Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2001 г. № 384 была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Проведение этой реформы, в частности, потребовало разработки Правил оказания услуг по использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703. Минтранс РФ в 2008 г. разработал проект Федерального закона             «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», который находится в стадии согласования.

Он направлен на восполнение одного из существенных пробелов в правовом регулировании отношений между организациями различных видов транспорта и с пользователями по перевозке груза или пассажира из пункта отправления в пункт назначения при выполнении такой перевозки различными видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования.

Важнейшей составляющей транспортного законодательства являются правила перевозок, которые на основании транспортных уставов и кодексов подробно регулируют взаимоотношения транспортных организаций с их клиентурой, определяют порядок выполнения основных транспортных операций, особенности различных видов перевозок, в том числе в смешанном сообщении.

Некоторые наиболее важные условия перевозок, в частности, касающиеся прав граждан-потребителей транспортных услуг или деятельности естественных монополий на транспорте, устанавливаются актами правительства Российской Федерации.

Среди них Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111. В большинстве остальных случаев правила перевозок утверждаются Министерством транспорта РФ.

Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, перевозчики вправе также устанавливать свои правила перевозки при условии, что они не будут ухудшать права клиентуры по сравнению с общими правилами.

На отдельных видах транспорта правила перевозок приняты в период, предшествовавший обновлению российского транспортного законодательства, и поэтому применяются в части, не противоречащей ему.

Кроме правил перевозок на транспорте издаются тарифные руководства, представляющие собой сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги транспорта, правила их применения, перечни станций и портов, открытых для осуществления транспортных операций и др.

Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный характер, т. е. категоричный, не предусматривающий возможность отклонения от установленных транспортным законодательством требований.

Это объясняется необходимостью защиты интересов огромного числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые, как известно, являются источником повышенной опасности.

Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов Российской Федерации. Так, пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации принято Постановление от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона», Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...