Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.5. Воздушный транспорт 5 страница




Перевозки, осуществляемые российскими транспортными предприятиями в международном сообщении, как правило, регулируются международными конвенциями и соглашениями. Положения внутреннего транспортного законодательства Российской Федерации к таким перевозкам применяются только в том случае, если международным договором Российской Федерации это предусмотрено или необходимо в силу имеющихся в нем пробелов.

Нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению в процессе функционирования международного транспорта, во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию.

 

8. 2. Система договоров перевозки

Гражданский Кодекс РФ (гл. 40) содержит определения целого ряда договоров, регулирующих отношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа. Они предназначены для регулирования правоотношений, возникающих в процессе перевозки. Другими словами, Гражданский кодекс РФ предусматривает систему договоров перевозки.

Предмет большинства транспортных договоров заключается в действиях по перемещению материальных ценностей либо обеспечению (обслуживанию) этого процесса.

Применительно ко всем видам транспорта в системе договоров перевозки Гражданский кодекс РФ выделяет следующие договоры.

· Договор перевозки грузов

В договоре перевозки грузов участвует транспортная организация (перевозчик), которая осуществляет перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату. Обычно грузоотправитель называет перевозчику третьего участника транспортного процесса – грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор перевозки груза – это договор, в котором одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона (грузоотправитель) – оплатить за перевозку установленную плату.

Договор перевозки грузов является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз, и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату, и имеет право на перевозку сданного груза.

Договор перевозки грузов, как правило, считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Договор перевозки груза может содержать в себе условия, которыми определены порядок подачи транспортных средств, погрузки-рагрузки грузов, сроки их доставки, а также ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозки.

· Договор перевозки пассажира

Договор перевозки пассажира – это такой договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа, также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа.

Договор перевозки пассажира является двухсторонним, возмездным, взаимным. Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и на стороне перевозчика, и на стороне пассажира имеются как права, так и обязанности. Возмездность договора перевозки пассажира состоит в том, что обязанности транспортной организации по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения противостоит встречная обязанность – уплатить пассажиром провозную плату.

Данный договор носит консенсуальный характер: обязанность перевозчика подать подвижной состав в соответствии с расписанием движения транспортных средств и предоставить пассажиру место в соответствующем транспортном средстве возникает с момента приобретения пассажиром проездного билета.

Договор перевозки багажа является самостоятельным и реальным видом договора, который сопутствует договору перевозки пассажира.

· Договор фрахтования

По договору фрахтования (чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за определенную плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также его форма устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК РФ). Договор фрахтования широко применяется на морском, речном, воздушном транспорте.

 

Договор фрахтования (чартер) является двухсторонним, возмездным, консенсуальным.

Предмет обязательств перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов. Например, всего транспортирного судна или одного (нескольких) его трюмов.

· Соглашения, между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров, багажа

В соглашениях определяется порядок передачи и приёма грузов, пассажиров и багажа с одного транспорта на другой, когда перевозка производится разными видами транспорта по единому перевозочному документу (транспортной накладной, проездному билету, багажной квитанции), а также условия осуществления таких перевозок.

Подобные соглашения должны заключаться между транспортными организациями в соответствии с Законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ). Эти соглашения определяют, в основном, взаимоотношения, складывающиеся между транспортными организациями, и не могут квалифицироваться в качестве договора перевозки.

· Договоры об организации перевозки грузов

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Такие договоры носят долгосрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ).

Данные договоры являются двусторонними, возмездными и консенсуальными.

· Договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры), на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.

Порядок их заключения определяются транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Предметом обязательств, вытекающих из таких договоров, являются действия транспортных организаций по обеспечению приёма грузов, доставленных в место отправления (железнодорожную станцию, порт, аэропорт) и сдаваемых к перевозке не грузоотправителем, а транспортной организацией другого вида транспорта; перевалка грузов в пути их следования с одного вида транспорта на другой; выдача грузов транспортным организациям для доставки их получателям.

Иными словами, договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов могут регулироваться взаимоотношения транспортных организаций, складывающиеся между ними на протяжении всего процесса перевозки грузов.

Отличие договора об организации работы по обеспечению перевозок грузов от соглашений, заключенных между организациями различных видов транспорта при прямом/смешанном сообщении, состоит в том, что в первом случае речь идёт о регулировании взаимоотношений, складывающихся между транспортными организациями различных видов транспорта при перевозке грузов, не охватываемых единым транспортным документом, т. е. по нескольким транспортным накладным.

 

8. 3. Документальное оформление перевозок грузов

Обязанности и ответственность сторон за перевозку груза определяются документами, в которых оговорены вопросы несвоевременного или некачественного обслуживания, недостачи или потери груза, оплаты перевозок и учета работы участников всего транспортного процесса.

Главным документом, определяющим взаимоотношения заказчика и транспортных организаций, является договор на перевозку, в котором подробно отражаются условия взаимоотношения сторон.

Документальное оформление перевозок на различных видах транспорта учитывает специфику работы конкретного вида транспорта.

Перевозка грузов автомобильным транспортом  может осуществляться транспортом, специализированных автотранспортных организаций или собственным автотранспортом грузовладельца.

В первом случае грузоперевозки осуществляют на основе договора перевозки. Он заключается автотранспортными организациями с грузоотправителями или, что встречается реже, с грузополучателями. Договор перевозки оформляется в виде разового заказа. По согласованию с автотранспортной организацией грузоотправитель может передать заказ на перевозку груза телефонограммой, сообщив в ней все необходимые данные.

При осуществлении систематических перевозок грузов данного грузоотправителя он и транспортная организация могут заключить между собой долгосрочные договоры об организации перевозок (например, на год). В долгосрочных договорах устанавливаются объемы перевозок, их условия, порядок расчетов за перевозку, рациональные маршруты перевозок, а также форма и порядок представления заявки на перевозку грузов, которую грузоотправитель представляет в автотранспортную организацию. Такая заявка служит для уточнения условий перевозки конкретной партии грузов.

Грузы, предъявляемые к перевозке, оформляются товарно-транспортными накладными.

Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчётов за их перевозки автомобильным транспортом. Она состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

Товарный раздел накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателя.

Транспортный раздел накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей (заказчиков автотранспорта) с автотранспортными организациями, выполняющими перевозку.

Он служит для учёта транспортной работы и расчётов грузоотправителей или грузополучателей с автотранспортными организациями за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырёх экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Остальные три экземпляра вручаются водителю. Водитель сдает второй экземпляр накладной грузополучателю, а третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, – автотранспортной организации.

Третий экземпляр товарно-транспортной накладной, служащий основанием для расчетов, автотранспортная организация прилагает к счёту за перевозку и высылает плательщику (заказчику автотранспорта), а четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Еще одним документом, который совместно с товарно-транспортной накладной служит для учета работы подвижного состава и водителя, является путевой лист грузового автомобиля.

Путевой лист остаётся в автотранспортной организации. Он является основанием для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Путевой лист обязательно должен иметь дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с заявкой установленной формы, которую грузоотправитель представляет перевозчику в смешанном сообщении не менее чем за 10 дней до начала перевозки. Если же пунктами назначения являются порты – не менее чем за 15 дней до начала перевозки.

В заявке указывается количество вагонов и вес груза, железнодорожные станции назначения и другие необходимые сведения, а также срок действия заявки, который не может превышать 45 суток.

Перевозчик возвращает грузоотправителю заявку с отметкой о ее принятии не позднее, чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Выполнение заявки (обеспечение грузоотправителя вагонами, контейнерами, погрузка грузов и др. ) регистрируется в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем.

Предъявляя груз для перевозки, грузоотправитель должен предоставить перевозчику на каждую отправку груза заполненный надлежащим образом перевозочный документ – транспортную железнодорожную накладную

Она передаётся перевозчику для дальнейшего заполнения им на станции отправления, в пути следования и на станции назначения.

Транспортная железнодорожная накладная включает в себя четыре листа:

- оригинал накладной, который выдается перевозчиком грузополучателю;

- дорожная ведомость, которая составляется в необходимом количестве экземпляров для перевозчика и всех участниках перевозочного процесса;

- корешок дорожной ведомости, который остается у перевозчика;

- квитанция о приеме груза, остающаяся у грузоотправителя.

Заключение договора перевозки груза подтверждают оригинал накладной и квитанция о приеме груза.

Для каждой накладной составляется дорожная ведомость, которая является учетным документом и сопровождает груз на всем пути его следования.

По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Договор морской перевозки груза может быть заключен в следующих вариантах:

1. С условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений. В этих случаях письменно договор оформляется документом, который называется чартер, а лицо его заключившее – фрахтователем;

2. Без условия, предусмотренного п. 1. В этом случае договор оформляется документом, который носит название коносамент, а лицо, которое заключило договор на условии п. 2, а также любое лицо, сдавшее груз перевозчику от своего имени – отправитель.

Таким образом, наличие договора морской перевозки груза подтверждается чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения или направления движения судна.

 

Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Заключение чартера представляет собой сложный процесс, так как фрахтователь и судовладелец должны согласовать между собой несколько десятков различных условий (пунктов) этого договора.

Поэтому в международном судоходстве для фрахтования судов выработаны типовые (стандартные) проформы чартеров применительно к основным родам перевозимых грузов (лес, уголь, зерно и т. п. ), которые позволяют значительно ускорить процесс заключения договора перевозки.

При заключении договора фрахтования в форме чартера факт приема груза к перевозке по этому договору оформляется коносаментом. В этом случае коносамент является лишь распиской в приеме груза.

В коносамент обязательно включаются следующие данные:

- наименование перевозчика и место его нахождения;

- наименование порта погрузки, согласно договору морской перевозки груза, и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

- наименование отправителя и место его нахождения;

- наименование порта разгрузки, согласно договору морской перевозки груза;

- наименование получателя, если он указан отправителем;

- наименование груза;

- внешнее состояние груза и его упаковки;

- размер фрахта;

- время и место выдачи коносамента;

- число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;

- подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

Отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной  или иного документа, подтверждающего прием груза для перевозки.

Перевозка грузов внутренним водным транспортом осуществляется на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей.

При необходимости осуществления систематических перевозок грузов перевозчики и грузовладельцы могут заключать договоры об организации перевозок грузов. В соответствии с таким договором перевозчик обязуется в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме.

Предъявляя груз для перевозки, грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозки грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.

Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя. Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной.

К транспортной накладной обязательно прилагаются документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами, а так же сертификаты, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено действующим законодательством.

Перевозчик в подтверждение приема груза проставляет в транспортной накладной штемпель и выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.

Для каждой накладной составляется дорожная ведомость, которая сопровождает груз на всем пути его следования.

Транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Перевозки грузов воздушным транспортом (как внутренние, так и международные) могут осуществляться регулярными (по договору воздушной перевозки) или чартерными (по договору фрахтования воздушного судна) рейсами.

По договору воздушной перевозки  груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузополучатель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.

По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется представить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов, либо часть воздушного судна для воздушной перевозки грузов.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой авианакладной установленной формы.

Документальное оформление грузоперевозок должно выполняться перевозчиком только в согласии с заказчиком услуг. При правильном, юридически грамотном оформлении всех документов грузоперевозки можно добиться сохранения груза и материальных средств от потерь в непредвиденных обстоятельствах.

В международных перевозках применяется множество документов, что связано с национальным и международным правом.

Например, Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), сферой применения которой являются международные автомобильные перевозки, вносит единообразие в условиях договора международной перевозки грузов, в частности, в условия, касающиеся требуемых для таких перевозок документов и ответственности перевозчика (транспортера).

В 1973 г. Международная торговая палата опубликовала «Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа».

Большинство конвенций и международных документов, регламентирующих международные перевозки, носят обязательный характер. Однако «Унифицированные правила…» не применяются по умолчанию, поэтому они должны быть внесены в контракт с перевозчиком.

 

8. 4. Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов

Имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК РФ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...