Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе




1. 4. Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе

Транспорт является важнейшей составляющей инфраструктуры экономики любого государства. Инфраструктура – это комплекс отраслей экономической и социальной жизни, имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих производство (производственная инфраструктура) и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества (социальная инфраструктура).

В её состав входят: транспорт (функционирующий вне сферы производства), энергетика, система связи, коммунальное хозяйство, образование, наука, здравоохранение, природоохранные объекты и др.

Недооценка роли транспорта всегда отрицательно отражается на социально-экономическом развитии страны.

Являясь частью инфраструктуры, транспорт «физически» обеспечивает перемещение грузов и пассажиров.

Значение отдельных видов транспорта в перевозках грузов в 2007 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, представлены в табл. 1. 1.

                                                                                                                

Таблица 1. 1. Показатели перевозки грузов ЕТС России в 2007 г.

Вид транспорта

Объем перевозок

Грузооборот

Среднее расстояние перевозок, км

млн. т % млрд. т-км %
ЕТС, в том числе: 9447 4910  
железнодорожный 1344 14, 3 2090 42, 5       1555
автомобильный 6861 72, 7   206 4, 23          30
Внутренний водный   152 1, 5     84 1, 7        552
Морской     27 9, 28     62 1, 3       2296
Воздушный      1, 0 0, 02      3, 4 0, 07       3400
Трубопроводный 1062 11, 2 2465 50, 2       2321

 

Вместе с тем роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов и пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на стоимость складского хозяйства и т. п.

Транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики.

При этом он объединяет в единое целое все отрасли экономики.

Транспорт является очень трудоемкой отраслью, в которой занято более 10% работающего населения страны.

 

Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные работы составляют в среднем 15-18% от общей стоимости перевозимой продукции, а по отдельным грузам могут быть значительно выше (при перевозке нефтепродуктов – до 40, строительных грузов – 50, пищевых продуктов – 25, а сельскохозяйственной продукции – до 100% в связи с плохим качеством дорог в отдельных регионах).

Мировая транспортная система представляет собой глобальную совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Она обладает мощной материально-технической базой, которая развивается за счет масштабных инвестиций.

Страны и континенты имеют разную степень оснащённости транспортными коммуникациями. Наиболее густая транспортная сеть в Западной Европе и Северной Америке, наименее развита в Африке и ряде стран Азии.

По статистике в среднем на 1 км2 земного шара приходится 8, 8 м железных дорог, 104 м автомобильных дорог, 0, 4 м речных путей при очень неравномерном распределении их по регионам.

Плотность, например, железных дорог в Африке в 15 раз меньше, чем в Северной Америке.

В среднем плотность железных дорог России 5 км на 1000 км2, а в Европейской части страны – 22 км на 1000 км2 .

Для сравнения эта же цифра составляет: в Германии – 72 км на 1000 км2, Франции – 61 км на 1000 км2, Испании – 26 км на 1000 км2.

Общая протяжённость мировых железных дорог составляет примерно 1, 2 млн. км. Россия занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей, второе место в мире по эксплуатационной длине (после США) и третье – по перевозке грузов (после Китая и США), грузообороту (после США и Китая), перевозкам пассажиров (после Японии и Индии).

Российские железные дороги выполняют более 30% мирового грузооборота и около 18% мирового пассажирооборота.

По длине трубопроводной сети Россия находится на втором месте после США. Длина трубопроводной сети США составляет 340 тыс. км, а Российской – 214 тыс. км, в том числе: газопроводы – 153, нефтепроводы – 46 и нефтепродуктопроводы – 15 тыс. км.

Большое значение для перевозки грузов и пассажиров имеют реки. Несмотря на то, что половина российских рек (42 тыс. км) имеет гарантированную глубину для прохода судов, они используются в транспортном комплексе недостаточно. По рекам США перевозится грузов в 7 раз больше, чем в России.

В международных отношениях важную роль играет воздушный транспорт. Протяженность воздушных трасс мира составляет 6500 тыс. км.

В России воздушный транспорт используется для связи различных частей страны, перевозки пассажиров на большие расстояния, выполнения специальных заказов.

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

 


Глава 2. ТРАНСПОРТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ

2. 1. Основные понятия о транспортном процессе и транспортной услуге

Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения – это подвижной состав, предназначенный для перевозки грузов и людей (автомобили, локомотивы, вагоны, суда и т. д. ).

  Пути сообщения – это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автодороги, железнодорожные пути и т. д. ).

Технические устройства и сооружения – комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т. д.

Все эти элементы взаимодействуют между собой для выполнения определенных работ, т. е. являются транспортной системой.

Транспорт в целом рассматривают как элемент большой системы – экономики страны или как подсистему экономики, предназначенную для обслуживания экономических связей в сфере обращения.

Производственным процессом транспортной промышленности является перемещение грузов и пассажиров во времени и пространстве.

Транспортный процесс состоит из трёх основных элементов:

- погрузка;

- движение;

- разгрузка.

Погрузка включает в себя подачу транспортных средств к нужному месту, организацию фронта работ, накопление, формирование и сортировку груза, оформление документов, сопровождающих перевозку. Основным документом при перевозке является товарно-транспортная накладная (на автотранспорте), транспортная железнодорожная накладная (на железнодорожном транспорте), коносамент или морская накладная (на морском транспорте), транспортная накладная (на речном транспорте), грузовая накладная (на воздушном транспорте).

На основании накладной грузоотправитель (грузовладелец) списывает со счетов своего предприятия материальные ценности, передавая их на период перевозки работникам транспорта. Перевозчик не является владельцем груза, но на период перевозки отвечает за груз материально.

Движение – основная функция транспорта. Сложное движение транспортного потока требует большого внимания и от составителей маршрутов и от исполнителей (водителей автомашин, капитанов судов, машинистов) для того, чтобы обеспечить как можно меньший срок нахождения в пути и безопасность перевозки груза и пассажиров.

Разгрузка – это подача транспортного средства к месту разгрузки, расформирование и сортировка, т. е. «освобождение» транспортного средства от груза, оформление документов на прибывший груз. Груз передается получателю, который с этого момента принимает на себя материальную ответственность за груз.

Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться грузовладельцем или транспортной организацией. Эти работы наиболее сложные и трудоёмкие, влияющие на продолжительность цикла транспортного процесса, а следовательно, на производительность подвижного состава.

Транспорт продолжает и завершает процесс производства продукции в момент доставки её в сферу потребления: процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, когда продукция доставлена в сферу потребления и соответственно процесс производства продукции прекращается сразу после того, как груз доставлен в нужное место.

При осуществлении перевозок элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава (автомобиля, судна, вагона) постоянно повторяются. Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса.

Продолжительность цикла (рейса судна, ездки автомобиля и т. п. ) складывается из времени всех трёх элементов транспортного процесса.

Перевозя грузы, транспорт оказывает услугу грузоотправителям, которую можно измерить такими показателями, как объём погруженного или разгруженного груза в тоннах или грузооборот в тонно-километрах.

Однако такой способ оценки учитывает лишь количественный аспект работы транспорта. В более широком смысле в условиях рыночной экономики под «услугой» понимается, помимо выполненной работы в тоннах и тонно-километрах, уровень качества и сервиса, сопровождающих осуществление перевозки.

Транспортная услуга относится к сфере материального производства.

Не преобразовывая непосредственно сырьё и материалы, транспорт создает потребительную стоимость.

В настоящее время под услугой транспорта понимается перемещение грузов в пространстве, а также любая операция, не являющаяся движенческой, но обеспечивающая его подготовку и осуществление, а именно: упаковку и маркировку грузов, их пакетирование, промежуточное хранение, предоставление грузовладельцу необходимой информации и т. п.

Таким образом, основной вид транспортной услуги – это перевозка грузов, но, как правило, она сопровождается предоставлением комплекса дополнительных услуг.

Спрос на услуги конкретного вида транспорта определяется развитием в регионе других видов транспорта, степенью их интеграции, уровнем транспортных тарифов, качеством сервиса, предоставляемого грузоотправителям различными видами транспортных предприятий.

 

2. 2. Показатели транспортной обеспеченности

Показатели транспортной обеспеченности отражают уровень транспортного обслуживания хозяйствующих субъектов и населения.

Они зависят от ряда факторов:

- протяженности путей сообщения;

- пропускной и провозной способности системы;

- конфигурации размещения транспортных линий и ряда других факторов.

Что такое «пропускная способность» и «провозная способность? »

В комплексной теории транспорта это важнейшие понятия. Показатель «пропускная способность» свойственен не только транспорту. Он широко применяется в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и т. п. Понятие «провозная способность» присуще только транспорту.

Пропускная способность – это максимальное количество определенных единиц, которое может быть пропущено за тот или иной период времени в данных технических и эксплуатационных условиях каким – либо устройством или сооружением.

На транспорте – это способность пути, транспортного узла (станции, порта и т. д. ), склада пропустить максимальное количество единиц подвижного состава (поездов, судов, автомашин), груза (тонн), пассажиров (человек).

Провозная способность – это наибольший объём перевозок, который может быть выполнен за определённый период времени имеющимся подвижным составом в конкретных технических и эксплуатационных условиях.

Из приведенных определений видно, что понятие «пропускная способность» значительно шире, чем понятие «провозная способность», поскольку оно характеризует производственную мощность всех основных элементов транспорта: пути, транспортных узлов, перегрузочного фронта.

Важнейшим условием эффективной работы всех видов транспорта, т. е. единой транспортной системы, является соответствие пропускной способности всех звеньев транспортного хозяйства. Только в этом случае полностью используются имеющиеся производственные мощности. Этого можно достичь преодолением («расшивкой») «узких» мест, лимитирующих пропускную способность всего транспортного конвейера. Вместе с тем не исключается и наличие экономически оправданных резервов пропускной и провозной способности с учетом развития грузо- и пассажиропотоков.

Понятно, что показатели транспортной обеспеченности тем выше, чем больше развита сеть путей сообщения. Различия в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуются показателем, который называют - густота сети.

Густота сети – это относительный показатель, величина которого определяет длину сети, приходящуюся на единицу того или иного параметра, характеризующего данный регион или страну (площадь, численность населения, объем перевозимого груза).

Густота сети относительно площади (ds) измеряется отношением протяжённости эксплуатационной сети в километрах (Lэ) к 1000 км2 площади территории (S):

 

Однако при равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у того региона, численность населения которого больше.

Густоту сети в километрах на 10000 человек населения, характеризующую транспортную обеспеченность населения (dн), можно рассчитать по формуле:

где Н - численность населения региона, чел.

       Для определения обобщённой характеристики транспортной обеспеченности территории с учетом и площади, и численности населения может быть использована формула, предложенная немецким статистиком Э. Энгелем:

где dо - обобщенный показатель густоты сети.

Однако при одинаковой численности населения и площади территории потребность в перевозках может быть различна в зависимости от структуры, объёмов и размещения производства. Другими словами, в формуле Э. Энгеля не учтены грузопотоки на данной территории.

Русский инженер Ю. И. Успенский модифицировал (усовершенствовал) формулу Э. Энгеля и ввел в знаменатель объем  предъявляемых к перевозке грузов (Q, тыс. т):

dy=  ,

где dy - показатель густоты сети с учётом площади, численности населения и объёма, предъявляемых для транспортировки грузов.

Показатели ds, dн, dо, dy характеризуют уровень обеспеченности территорий путями сообщений отдельных видов транспорта.

Вместе с тем с развитием различных видов транспорта становится целесообразным определять транспортную обеспеченность территорий не по отдельным видам транспорта, а в целом по транспортной системе комплексно.

В комплексном показателе густоты транспортной сети (dk) длина путей сообщения разных видов транспорта суммируется с учётом коэффициентов приведения и, кроме того, учитывается не вся площадь территории (S), а только обжитая (So):

dk =  ,

где Lприв. - приведённая длина транспортной сети, км.

 

С учётом пропускной и провозной способностей различных видов транспорта Л. И. Василевский предложил следующие коэффициенты приведения транспортных сетей к 1 км железнодорожных дорог: для автомагистралей – 0, 45; для обычного шоссе – 0, 15; для речных путей – 0, 25; для магистральных газопроводов – 0, 30; для нефтепроводов – 1.

С определенной степенью условности можно сопоставить транспортную обеспеченность некоторых стран и регионов по комплексному показателю густоты сети (в км на 100 кв. км площади, 10000 чел. населения, 1000 т груза): мир в целом – 3, 1; СНГ – 2, 6; Россия – 2; США – 10, 5; Азия – 1, 4; Африка – 1, 1.

Эти цифры свидетельствуют о низком уровне транспортного обслуживания потребителей в нашей стране и необходимости дальнейшего развития путей сообщения всех видов транспорта.

 

2. 3. Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики

Переход к рыночным отношениям в экономике страны потребовал уточнения роли и функций государства в транспортной сфере.

Главная задача при организации управления транспортом заключается в создании таких условий его функционирования, при которых возможно более полно и экономично удовлетворялись бы все общественно необходимые потребности в перемещении грузов и людей, обусловленные первичными задачами экономического и социального развития государства.

Поскольку эти задачи решаются в новых экономических условиях, их реализация должна базироваться на новых принципах управления транспортом.

Такими принципами, на которых должно строиться управление транспортной системой с целью обеспечения полного удовлетворения потребностей экономики и общества в перевозках, с точки зрения экономичности, безопасности и экологичности, являются:

1. Транспорт – одна из важнейших отраслей экономической инфраструктуры, которая должна рассматриваться государством как приоритетная, поскольку её функционирование непосредственно влияет на развитие экономики и социальной сферы. Основой государственного управления транспортной системой является единая национальная политика Российской Федерации, скоординированная со стратегией социально-экономического развития страны.

2. Равные условия, правовые гарантии и хозяйственная самостоятельность для развития и функционирования в отрасли предприятий любой формы собственности, равенство субъектов рынка при транспортном обслуживании. Государственное участие в транспортных компаниях планомерно сокращается и признаётся оправданным только в тех случаях, когда деятельность компаний имеет стратегическое значение для национальной безопасности страны.

3. Государственное регулирование деятельности транспорта является объективной необходимостью. Жесткое вертикальное администрирование, государственное распределение финансовых и материальных ресурсов, характерных для административно-командной (плановой) экономики, заменяется эффективными регулирующими механизмами.

Государственное регулирование осуществляется в следующих сферах:

- организация рынка транспортных услуг (принятие законов РФ, кодексов, уставов и т. п., регулирующих деятельность единой транспортной системы и отдельных видов транспорта), контроль допуска предприятий на рынок транспортных услуг;

- регулирование ценообразования на транспорте (определение правил построения тарифов и установление, в отдельных случаях, специальных тарифов);

- налоговое регулирование (налоговые льготы по затратам на модернизацию и развитие транспортных предприятий, введение специальных региональных налогов);

- инвестиционное регулирование (участие государства в реализации капиталоёмких проектов).

4. Делегирование федеральных полномочий региональным органам управления. В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне: принимаются уставы, кодексы и другие базовые законы, относящиеся к отдельным видам транспорта; устанавливаются единые требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса; принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к международным перевозкам, осуществляется их регулирование и т. п. На уровень местных администраций (субъектов федерации) делегируется решение следующих вопросов: распределение централизованных дотаций, материальных ресурсов; контроль за местными тарифами; выдача лицензий и допусков на виды транспортной деятельности; управление предприятиями, находящимися в федеральной собственности.

Реализация на практике принципов управления транспортом будет способствовать формированию единой транспортной системы страны, способной эффективно осуществлять свою деятельность в условиях рынка.

Средства реализации принципов управления транспортом, транспортной политики страны в общем случае можно разделить на две группы:

- регулирующие;

- стимулирующие.

К регулирующим средствам относятся: уставы, кодексы, другие законы, постановления и распоряжения органов законодательной и исполнительной власти; технико-экономические нормы и стандарты; правила создания новых предприятий и т. п.

К стимулирующим средствам можно отнести: налоговые условия, условия выделения и использования субсидий и дотаций; правила амортизационной и инвестиционной политики и т. п.

Следует отметить, что четкой границы между регулирующими и стимулирующими средствами реализации принципов управления транспортом нет: часто они дополняют друг друга.

 

2. 4. Организация управления транспортной системой России

В ходе экономических реформ на российском транспорте образовался конгломерат предприятий, включающий множество акционерных хозяйств и компаний, в том числе с участием государства, а также муниципальных органов.

Мировой опыт свидетельствует, что основная проблема управления транспортом в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении рационального сочетания между воздействием государства на деятельность транспортных предприятий и степенью их самостоятельности. От этого соотношения зависит решение многих вопросов экономической, социальной и технической политики на транспорте.

 

Государственное управление транспортом в России осуществляют органы исполнительной власти различных уровней: федеральные, субъектов федерации, муниципальных образований.

Федеральным органом государственного управления транспортом является Министерство транспорта Российской Федерации.

В исполнительных органах власти субъектов федерации (республиках, областях, краях и т. д. ) имеются соответствующие структуры (департаменты, управления, отделы), которые осуществляют руководство транспортом в регионе.

Министерство транспортом РФ как федеральный орган исполнительной власти в области транспорта осуществляет следующие основные функции:

1. Проводит государственную политику в области всех видов транспорта, направленную на удовлетворение государственных нужд, потребностей предприятий, организаций, учреждений и граждан в перевозках.

2. Разрабатывает межгосударственные и федеральные целевые программы развития всех видов транспорта, осуществляет меры по их реализации.

3. Разрабатывает проекты законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования и взаимодействия на территории Российской Федерации предприятий всех видов транспорта независимо от форм собственности.

4. Осуществляет контроль и надзор за соблюдением на всех видах транспорта законодательства Российской Федерации, международных договоров; проводит лицензирование отдельных видов деятельности, отнесённых к компетенции Министерства.

5. Организует воздушное движение, радионавигационное и аэронавигационное обслуживание полётов, сертификацию объектов Единой системы организации воздушного движения.

Названные выше функции Минтранс РФ реализует через соответствующие подразделения центрального аппарата Министерства и территориальные органы этих подразделений.

Руководство Министерством осуществляют министр и 6 его заместителей.

В структуре центрального аппарата Минтранса РФ имеются следующие подразделения:

1. Департаменты (12):

- 5 департаментов государственной политики в области конкретного вида транспорта (гражданской авиации; дорожного хозяйства; автомобильного и городского пассажирского транспорта; железнодорожного транспорта; морского и речного транспорта);

- 7 департаментов по конкретному направлению деятельности (международного сотрудничества; правового обеспечения и законопроектной деятельности; программ развития; имущественных отношений и территориального планирования; административный; транспортной безопасности и специальных программ; экономики и финансов).

2. Федеральные службы:

2. 1. По надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

3. Федеральные агентства:

3. 1. Воздушного транспорта (Росавиация).

3. 2. Дорожное (Росавтодор).

3. 3. Железнодорожного транспорта (Росжелдор).

3. 4. Морского и речного транспорта (Росморречфлот).

На железнодорожном транспорте прошла структурная реформа, направленная на разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления.

В 2003 г. было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), которое управляет всеми магистральными путями и единолично представляет на них услуги локомотивной тяги. ОАО «РЖД» функционально заменило Министерство путей сообщения. В его состав входит 17 филиалов, созданных по территориальному признаку. Единственным акционерным ОАО «РЖД» является Российская Федерация.

Таким образом, централизованное руководство отраслями железнодорожного транспорта обеспечивает Министерство транспорта РФ и ОАО «РЖД».

В исполнительных органах власти субъектов федерации, как уже говорилось выше, имеются структуры, руководящие деятельностью транспорта на региональном уровне.

 

Например, в Правительстве Калининградской области эти функции входят в деятельность Министерстве развития инфраструктур, в котором создан департамент развития транспортного комплекса и дорожной деятельности.

Департамент включает три отдела:

- отдел по координации деятельности в области автомобильного транспорта;

- отдел по координации деятельности в области авиации, железнодорожного и морского транспорта;

- отдел дорожной деятельности.

Минтранс России заключает соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в сфере обеспечения безопасного функционирования и устойчивого развития транспортных комплексов субъектов федерации.

Такие двухсторонние соглашения, как показала практика, являются наиболее действенным механизмом сотрудничества (совместной работы) Минтранса РФ и органов исполнительной власти субъектов федерации по решению транспортных проблем в сфере обеспечения безопасного функционирования и устойчивого развития транспортных комплексов регионов.

Основные направления такого сотрудничества следующие:

- реализация Федеральных целевых программ по транспорту;

- формирование и реализация региональной транспортной политики;

- развитие российской части международных коридоров;

- обеспечение безопасности на транспорте и т. п.

Управление магистральными нефтепроводами страны осуществляет открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти “Транснефть”» (ОАО «АК “Транснефть”»).

Основными направлениями деятельности компании является перекачка, координация и управление транспортировкой нефти и нефтепродуктов на предприятия России и за её пределы. 100% голосующих акций компании принадлежит государству.

Управление работой газопроводов осуществляет ОАО «Газпром» - глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности ОАО «Газпром»: геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Собственником контрольного пакета акций компании является государство (50, 002%).

Глава 3. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

3. 1. Понятие « груз», классификация и основные характеристики грузов

Необходимость перемещения коммерческого товара от места производства к месту потребления (сырья, металла, телевизоров, одежды и т. п. ) определяет то, что некоторое время товар является грузом.

Груз – это материальные ценности и товары с момента принятия к транспортировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю. Другими словами, под грузом в общем виде понимают товар, подлежащий перевозке. Груз обладает рядом индивидуальных свойств, которые влияют на особенности его перевозки, перегрузки и хранения. Совокупность таких свойств называют транспортной характеристикой груза.

Основными факторами, влияющими на технологию транспортировки груза, являются его физико-химические свойства. Они определяют вид тары и подвижного состава, технологию погрузочно-разгрузочных работ, режим хранения и т. д.

На каждом виде транспорта существует своя классификация грузов. Однако практика перевозок показала, что для всех видов транспорта наиболее приемлема следующая их классификация.

1. Массовые грузы – грузы, отправляемые большими объемами, обеспечивающими полную загрузку подвижного состава.

Виды массовых грузов:

- Наволочные грузы – это сухие грузы, перевозимые без тары навалом (руда, каменный уголь и т. п. ) или насыпью (зерно, мел и т. п. ).

В зависимости от условий перевозки и хранения наволочные грузы условно делят на две группы.

К первой относят уголь, торф, щебень, гравий, песок, глину, сахарную свеклу и другие грузы, которые преимущественно перевозят в открытом подвижном составе и хранят на открытых складах в штабелях или отвалах.

Во вторую группу входят зерно, цемент, алебастр, мел, минеральные удобрения, картофель и т. д., которые перевозят насыпью в крытых или специальных вагонах, хранят в закрытых складах, элеваторах или под навесом.

- Наливные грузы – это жидкие грузы, которые перевозятся в специализированном подвижном составе (цистерны, танкеры). К данному виду грузов относят нефть, различные виды нефтепродуктов.

- Строительные материалы – это различные изделия из дерева и железобетона, кирпич и т. д. В зависимости от характера и качества строительных материалов они могут перевозиться как в крытом, так и открытом подвижном составе.

2. Генеральные (тарно-штучные грузы ). Эти грузы перевозятся упакованными, в крытом подвижном составе.

В зависимости от вида упаковки они бывают:

- мешковые;

- киповые (тюковые);

- катно-бочковые;

- ящиковые;

- пакетные.

Кипа – это пачка или связка предметов, лежащих один на другом.

Тюк – большой мягкий связанный сверток, большая связка вещей в упаковке.

Пакет (транспортный пакет) - укрупнённая грузовая единица, сформированная из нескольких грузовых единиц в результате применения средств пакетирования (поддонов, лент, проволоки и т. п. )

Грузовая единица (грузовое место) - физически неделимый груз, состоящий из одного или нескольких предметов, соединенных между собой средствами пакетирования, имеющий определённую форму и линейные размеры и подготовленный к транспортировке.

3. Особорежимные грузы – это грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальной, строго установленной технологии.

К ним относят: опасные грузы, скоропортящиеся, живой скот и пр.

К линейным характеристикам груза относят: длину, ширину, высоту, диаметр.

Основной единицей измерения объёма груза является кубический метр.

Кроме того, в зависимости от физических характеристик штучные грузы подразделяются на негабаритные, тяжеловесные, легковесные.

 

Негабаритными называются грузы, размеры которых больше габаритов подвижного состава.

К тяжеловесным грузам на различных видах транспорта относят грузы, масса одного места которых превышает следующие величины:

- на железнодорожном транспорте – 0, 5 т;

- на водном транспорте – 1, 0 т;

- на автомобильном транспорте – 3, 0 т.

К легковесным грузам принято относить грузы, тонна массы которых занимает объём более 2 куб. м.

При учёте транспортных показателей масса груза состоит из массы непосредственно груза (нетто) и массы груза вместе с тарой (брутто).

 

3. 2. Перевозки и формирующие их факторы

Грузовые перевозки – это транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.

Любые перевозки, осуществляемые различными видами транспорта, служат удовлетворению потребностей в перемещении материальных и людских потоков.

Маршруты грузовых перевозок (материальных потоков) обусловлены, прежде всего, географией размещения производительных сил, а также рынков сферы потребления.

Их можно характеризовать направлением, объёмом, структурой, сроками.

Основными факторами, влияющими на эти характеристики, являются:

- сложившийся торговый товарообмен готовой продукцией между экономическими регионами страны и в международных рамках, включая транзит;

- развитие специализации и кооперации производственных связей между предприятиями внутри страны и их партнёрами за рубежом;

- хозяйственное освоение новых территорий, природных ресурсов и появление новых рынков сбыта готовой продукции;

- уровень транспортных тарифов и таможенных пошлин;

- климатические и сезонные условия доставки грузов;

- политические, военные и чрезвычайные ситуации.

Каждый продукт имеет свой район производства и зоны сбыта (потребления).

Из тысяч наименований перевозимых грузов выделяется несколько их групп, объемы перевозок которых преобладают на различных видах транспорта. Эти грузы, как уже говорилось в 3. 1, называют массовыми. Именно они определяют основной грузооборот на каждом виде транспорта.

Раньше, в условиях централизованной директивно-плановой (административно-командной) экономики нашей страны, разрабатывали генеральные схемы развития производительных сил с учётом оптимизации транспортно-экономических связей.

Существовавшие центральные плановые органы составляли транспортно-экономические балансы для экономических регионов, республик и областей СССР по основным видам используемого сырья, топлива, готовой продукции.

Затем на основании балансов утверждались схемы прикрепления поставщиков к потребителям (грузополучателям), рассчитывались грузопотоки между ними и планировались перевозки как общие, так и по родам грузов.

Отдельно разрабатывались государственные планы перевозок, обеспечивающие внешнеэкономические связи.

После распада СССР, приватизации и акционирования предприятий, перехода хозяйствующих субъектов к рыночным отношениям и последовавшего за этим экономического спада (кризиса) произошел разрыв многих хозяйственных связей между предприятиями бывших союзных республик.

В результате значительно сократились перевозки, как между ними, так и внутри самой России.

Переход к свободным ценам сказался на быстром росте транспортных тарифов, что, в свою очередь, повлияло на уменьшение объёмов грузо- и пассажиропотоков.

Последствием распада СССР для транспорта России стало сужение экономического пространства, в котором свободно перемещались грузы и пассажиры.

Эти обстоятельства наиболее ощутимо проявились в западной части государства, которая обеспечивает мощные экономические связи со странами Западной Европы (главные каналы экспорта сырья и полуфабрикатов, импорта европейских товаров).

Товары между Россией и странами Запада вынуждены пересекать границы и территории стран СНГ и Балтии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...