Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА II. Отечественные и зарубежные классификации активных туристских путешествий




КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ СПОРТА И ТУРИЗМА

 

В.Н. ВУКОЛОВ

 

 

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ

АКТИВНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА

 

 

Алматы, 2005

 

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ СПОРТА И ТУРИЗМА

 

В.Н. ВУКОЛОВ

 

 

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ

АКТИВНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА

 

Учебное пособие для вузов

по специальности “Туризм”

издание второе, исп. и доп.

 

 

Алматы, 2005

 

 

ББК 75.81я7

В 88

Рекомендовано

Ученым советом Казахской академии спорта и туризма

 

Рецензенты:

Макогонов А.Н., доктор педагогических наук, профессор, инструктор горного туризма

Орехов Л.И., доктор педагогических наук, профессор, инструктор альпинизма

 

 

Вуколов В.Н.

Основы техники и тактика активных видов туризма. Учебное пособие. - изд. 2-ое, исп. и доп. Алматы, 2005 – 225 с.

 

ISBN 9965-653-37-2

 

Из всего объема туристско-рекреационных ресурсов Казахстана природные ресурсы составляют основную часть. В свою очередь, большую часть природных туристско-рекреационных ресурсов можно использовать в экономических целях только через культивирование активных туристских путешествий. Однако казахстанские турфирмы слабо используют такие путешествия в своей работе из-за недостатка интеллектуального и кадрового обеспечения данного направления в туризме.

Материалы второго издания книги предназначены для профессиональной подготовки менеджеров и гидов туристских структур, принимающих туристов в Республике Казахстан. Цель представленной информации - научить специалистов использовать активные виды туризма прибыльно и с социальной пользой.

 

 

В 00(05)-05 ББК 75.81я7

 

ISBN 9965-653-37-2 © Вуколов В.Н., 2005

 

 


ВВЕДЕНИЕ

По результатам исследований проведенных в современном туризмоведении можно утверждать, что осознанно перемещаться во времени и пространстве человек начал примерно 10 тысяч лет назад. При этом нематериальные мотивы целенаправленных путешествий возникли гораздо раньше материальных, они более сложны, играют первичную роль и имеют для человечества вечную перспективу. Именно эти мотивы поведения человека сформировали туризм именуемый в науке активным.

Активными называют виды туристских путешествий, которые характеризуются способами передвижения по маршруту с затратами собственных физических усилий туриста. К активному туризму относится большинство видов спортивных туристских путешествий: пеших, лыжных, горных, водных (с применением безмоторных судов), велосипедных и других, или их комбинации на различных участках маршрута. В плановые туристские путешествия с использованием транспорта также нередко включают активную часть путешествия (390, 17). Именно такие туры часто предлагают в последние 10-12 лет казахстанские фирмы, принимающие группы иностранных туристов.

Специалисты считают, что спортивный туризм имеет функцию спортивного совершенствования в преодолении естественных препятствий, т.е. совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа. (357, 7).

Широкомасштабное использование активных путешествий в туристской индустрии Казахстана имеет как глобальное, так и региональное значение. Ведь именно в активных туристских походах реализуются практически все функции туризма как мирового социального явления: познавательная, социально-коммуникативная, спортивная, эстетическая, эмоционально-психологическая, оздоровительная, творческая, а в отдельных случаях - и паломническая функция. В этом состоит глобальное значение активного туризма. Следует иметь в виду, что из всего объема туристско-рекреационных ресурсов Казахстана природные ресурсы составляют основную часть. В свою очередь, большую часть природных туристско-рекреационных ресурсов можно использовать в экономических целях только через культивирование активных туристских путешествий. И в этом состоит региональное значение активного туризма в туристской индустрии Казахстана.

Проведенный в 1986г. анализ туристских ресурсов (ТР) республик, ранее входивших в состав СССР, показал, что территория Казахстана обладает огромными востребованными ТР для активных туристских путешествий. Причем большая часть этих ресурсов содержит потенциал для развития прежде всего горного и водного туризма. Сюда относятся части Центрального, Северного, Западного Тянь-Шаня, Алтая и Джунгарии, входящие в территорию Республики Казахстан (290, 24-25-54).

Казахстанские турфирмы пока еще слабо работают в области организации активных туристских путешествий по территории республики как для отечественных, так и для иностранных клиентов. При этом казахстанские туристско-рекреационные ресурсы используются странами дальнего и ближнего зарубежья. Так, московская турфирма “Азия Трэвел” организует спортивные и приключенческие туры на Тянь-Шане (альпинизм, горные и пустынные трекинги, рафтинг, велотуры), а также горнолыжные туры в Чимган (Западный Тянь-Шань) и Чимбулак (Северный Тянь-Шань) (345, 16).

Слабое использование в своей работе казахстанскими турфирмами активных путешествий имеет множество причин. В их числе явный недостаток интеллектуального и кадрового обеспечения данного направления в туризме. Ведь организация активных туристских путешествий требует серьезных научных разработок и высокой профессиональной подготовки обслуживающего персонала. В путешествиях с активными способами передвижения от выучки персонала зависит не только качество обслуживания, но и физическая безопасность туристов. Поэтому формирование бригад сопровождения из дилетантов чревато серьезнейшими последствиями.

Оптимальная организация активных путешествий невозможна без определенного уровня развития спортивного туризма. По данным, опубликованным в журнале “Турист” в 1974-1980 годах, звание “Мастер спорта СССР по туризму” получили около 400 человек. Среди 22-х крупнейших центров спроса на спортивный туризм в СССР в туристской литературе называлась и Алма-Ата. Интересно, что в число названных центров специалисты включили города, где на 100 тыс. человек взрослого населения приходилось более одного мастера спорта по туризму (290, 13). Разрушение единого союзного государства пагубно сказалось на развитии спортивного туризма. Уже в 1991 году количество спортивных туристских групп сократилось по сравнению с 1990 годом на 20 %, с 23 тысяч до 19 тысяч. С 1992 года произошел еще более резкий спад (207, 3).

Прекращение деятельности большинства туристских секций, клубов и федераций затруднили подготовку спортсменов-туристов, даже на уровне третьего и второго спортивных разрядов. Это означает, что стала проблемой укомплектования бригады сопровождения иностранных туристов даже квалифицированными носильщиками. Еще хуже обстоят дела с подбором опытных поваров, переводчиков, врачей, гидов-инструкторов горного и водного туризма. Поэтому для решения проблем активных видов туризма необходима система подготовки кадров, включающая туристские классы общеобразовательных школ, выпускники которых могли бы получать на вузовских факультетах туризма ученые степени бакалавров, магистров, кандидатов и докторов наук. Именно такая система функционирует на факультете туризма Казахской академии спорта и туризма. Факультет готовит менеджеров туризма по специальности 050902 “Туризм” с пятью специализациями, одна из которых называется “Менеджмент активных и спортивных видов туризма”. Главной учебной дисциплиной, определяющей эту специализацию, являются “Основы техники и тактики активных видов туризма”, а представляемая читателю книга написана как учебное пособие по этой дисциплине.

Материалы книги предназначены для профессиональной подготовки менеджеров туристских структур, культивирующих экономический туризм. Поэтому цель, представленной информации - научить будущего специалиста использовать активные виды туризма прибыльно и с социальной пользой. Вместе с этим научные знания и умения могут быть применены для социального туризма, организации гостевых и благотворительных туристских мероприятий. Менеджер туристской фирмы - туроператора (производителя собственных туров с активными способами передвижения) должен не только знать все туристско-экскурсионные объекты каждого фирменного тура, но и особенности услуг, которые может получить клиент на маршруте. А это невозможно без умения квалифицированно составлять тактическую разработку каждого маршрута и соответствующие экономические расчеты.

В работе достаточно подробно рассматриваются вопросы питания и физической подготовки туристов. Это сделано для того, чтобы будущие менеджеры туризма не только могли оптимально организовать активные туристские путешествия с максимальной реализацией познавательной и оздоровительной функций, но и сами сознательно исповедовали здоровый образ жизни. Информация о технике и тактике активных видов туризма представлена с учетом профессионально-должностных обязанностей менеджера туристской структуры. Так, знания о технике туризма даны в объеме, необходимом для организации подготовки бригад обслуживания туристов, а тактическая подготовка сосредоточена, в основном, на её предпоходной части.

Автор не ставил своей целью подробно рассматривать технологию приготовления пищи в походных условиях, методику тренировочного процесса туристов или походную тактику. Все эти вопросы являются прерогативой поваров, тренеров-инструкторов и гидов-проводников. Руководители и менеджеры туристских структур должны знать общие вопросы организации и, в основном, предпоходной тактики активных туристских путешествий, т.к. именно это относится к их непосредственным должностным обязанностям. Ограниченный объем книги не позволил рассмотреть все проблемы техники и тактики активных путешествий в сфере экономического туризма. Однако значительный объем библиографии и приложений дает возможность будущим и действующим специалистам получить дополнительную информацию самостоятельно.

В связи с требованиями кредитного обучения вузах Республики Казахстан, по содержанию второго издания книги составлены тесты и соответствующий им паспорт.

 

 

ГЛАВА I. Основные понятия техники и тактики активных видов туризма

 

К двум главным понятиям данного учебного курса относятся понятие “техника активного туристского путешествия” и понятие “тактика активного туристского путешествия”.

Техникой туризма называется совокупность приемов преодоления естественных препятствий конкретного туристского маршрута (или его отдельного участка) и умений туристов пользоваться соответствующим снаряжением для обеспечения безопасности. В зависимости от вида туризма спортсменам приходится преодолевать разные препятствия, а для этого необходимо:

а) знать особенности тех или иных естественных препятствий маршрута;

б) формировать умения и навыки преодоления характерных для данного вида туризма препятствий;

в) подбирать, создавать соответствующее снаряжение и уметь им пользоваться, обеспечивая безопасность пути;

От уровня технической подготовленности участников и руководителей походов зависит количество и качество технических ошибок, которые они допускают на маршруте. Технические ошибки являются результатом незнания технического приема или неумения его применить; выбора приема, не соответствующего требованиям обстановки.

Тактика туризма. Понятие “тактика” применительно к активному туристскому путешествию может быть определена как совокупность средств и действий, необходимых для прохождения маршрута (78, 3). Другие авторы определяют тактику как совокупность мероприятий и действий, обеспечивающих достижение поставленной цели с наименьшими затратами сил, средств, времени и с необходимой степенью безопасности (119, 3). Тактика слагается из разработки плана-графика похода, его реализации с полным учетом конкретных обстоятельств, т.е. определения линии движения и соответствующих приемов, необходимых для прохождения отдельных участков маршрута при данных средствах и данной обстановке, с необходимой степенью безопасности. Тактику туристского похода разделяют на: а) предпоходную (подготовка к походу); б) походную (тактика во время похода).

Предпоходная тактика включает: 1) выбор маршрута; 2) составление плана-графика похода; 3) составление списков продуктов питания и снаряжения; 4) подбор группы туристов и руководителя, которые по уровню физической, технической подготовки, туристскому опыту смогут успешно преодолеть выбранный маршрут.

Походная тактика включает: 1) непрерывное корректирование общего плана похода и графика прохождения отдельных участков; 2) выбор пути в конкретных условиях, на конкретном рельефе; 3) выбор и реальное осуществление порядка движения группы при преодолении каждого участка маршрута; 4) выбор технических приемов и мероприятий на данном участке маршрута.

Все тактические вопросы в походе решаются с учетом времени года и суток, рельефа, погоды, физических нагрузок, наличия снаряжения. При этом в одном случае решающим является фактор времени (например, при движении группы по ровной дороге), в другом - сложность рельефа, погода, силы и средства группы (39, 4).

Значительная часть схода туристских групп с избранного маршрута, получение туристами травм, в том числе с летальным исходом, происходит из-за неумения туристских руководителей разрабатывать оптимальный тактический план каждого туристского маршрута с учетом всех влияющих факторов. Кроме того, неумение специалистов по туризму выбирать правильные тактические решения приводит к нецелесообразному перерасходу финансовых и материальных средств и в итоге сокращает коммерческий результат деятельности туристских структур. Таким образом, очевидна необходимость технико-тактической подготовки организаторов туристских структур, культивирующих туры с активными способами передвижения.

Под технико-тактической подготовкой подразумевается способность специалиста оптимально разрабатывать маршруты, организовывать и осуществлять активные туристские путешествия, обеспечивая безопасность всех его участников. Следует при этом различать технико-тактическую подготовку менеджера туристской фирмы и подобную подготовку гидов - проводников групп, совершающих с помощью данной фирмы активные туристские путешествия. Если менеджеры должны, прежде всего, владеть знаниями предпоходной тактики, то гиды-проводники в своей профессиональной деятельности опираются на тактику походную.

Решение тактических задач в походе часто осложняется множеством динамичных факторов. Прежде всего, к ним относятся резкие изменения погодных условий, стихийные бедствия, необходимость оказания помощи другой туристской группе, терпящей аварию, травма или заболевание кого-либо из участников, неудовлетворительное состояние группы и т.п. (366, 85). Следует, однако, помнить, что менеджер туристской структуры, как правило, отвечает за подбор и квалификацию членов бригад сопровождения туристов, включая гидов-проводников. Поэтому он должен владеть знаниями как предпоходной, так и походной тактики активных туристских путешествий.

К основным тактическим понятиям относятся: цель, силы, средства, время, запасный и аварийный варианты маршрута, безопасность туристского путешествия.

Отправным пунктом любой тактической разработки является четко определенная цель туристского мероприятия. Цели могут быть спортивными, рекреационными (оздоровление и отдых), учебными, исследовательскими (экологическими, рекреационными, гляциологическими, гидрологическими, минералогическими, медицинскими, психологическими), поисково-спасательными.

Спортивный поход преследует цель повышения туристского опыта участников, выполнение спортивных разрядов, участие в соревнованиях.

Рекреационный поход обычно планируют по живописному району с неутомительными переходами, с отдыхом у целебных источников, на берегах рек, озер и т.п.

Учебные походы строятся по специальному графику для проведения практических занятий на определенном рельефе.

Исследовательские походы и испытания нового снаряжения имеют, чаще всего, кольцевые и радиальные тактические схемы и условия, для которых разрабатывается снаряжение, при этом, как правило, используются сравнительные образцы.

Понятие “сила” подразумевает возможности и ресурсы туристской группы в соотношении с препятствиями, которые планируется преодолеть. С целью выявления уровня готовности к выбранному маршруту проводят проверку физических, технических и психологических ресурсов участников и руководителей похода. Оценка сил туристской группы проводится по следующим параметрам: 1) степень овладения необходимыми знаниями и навыками; 2) технические, физические и моральные ресурсы, сработанность, индивидуальный опыт и мастерство; 3) специализация, взаимозаменяемость и совместимость участников; 4) личность руководителя и потенциальные лидеры;

Силы туристской группы в целом и отдельных участников оцениваются с помощью стандартных метрик, тестов, соревнований. Динамика физических и технических показателей - один из критериев тренированности спортсменов. Характер того или иного туристского маршрута требует общей выносливости, адаптации к высоте, “схоженности” (тест-походы космонавтов).

Тактическое понятие “средства” определяет организационное и материально-техническое обеспечение туристского мероприятия: финансы, снаряжение, одежда, питание, транспорт, связь, медицинское обеспечение.

Важным тактическим понятием является “время”, куда входят такие понятия, как календарные и суточные графики движения, продолжительность рабочего дня, время прохождения отдельных участков маршрута. Не случайно в туризме расстояние часто определяется временем прохождения. Одним из решающих факторов успешного прохождения маршрута является тактическая скорость, т.е. скорость движения тактической единицы (в горном туризме - связки; в водном - экипаж одного плавсредства).

Оптимальная тактика туристского похода связана с понятием “резервы сил и средств”. Изменение климатогеографических условий, случайную травму или заболевание и вызываемые ими осложнения трудно прогнозировать. Учитывая то, что туристские группы часто действуют в условиях практической автономии, исключающей оказание немедленной помощи, резерв сил и средств в походе просто необходим. В тактически подготовленных группах действует принцип: “выходишь на маршрут первой категории - будь готов ко второй”. Этот принцип тесно связан с тактическим понятием “маневр”, означающим оперативный выбор действий в сложившейся обстановке, когда в первую очередь встает задача обеспечения безопасности группы. Для этого разрабатываются запасные и аварийные варианты маршрута.

При планировании активного туристского путешествия, его организаторы должны учитывать возможность частичного изменения маршрута или вынужденного выхода из района кратчайшим путем. Поэтому продумываются запасный и аварийный варианты, которые заносятся в маршрутные документы, сообщаются руководству фирмы и соответствующей контрольно-спасательной службы. Запасный вариант от аварийного отличается тем, что в первом случае группа приходит в конечный пункт основного маршрута, а аварийный вариант предназначен для максимально быстрой эвакуации в ближайший населенный пункт.

Анализ и усвоение понятия “безопасность” применительно к туризму следует начать с противоположного понятия. Опасность - это совокупность действий, обстоятельств и явлений природы, которая создает угрозу благополучию туриста или группы в целом. Традиционное деление опасностей на объективные и субъективные требует разъяснения. Опасность реализуется, т.е. становится неизбежной, только в результате ошибок или нарушений, допущенных человеком, при наличии субъективной составляющей. Ошибки туриста - это действия, по тем или иным причинам не соответствующие требованиям и условиям сложившейся обстановки. Тактические ошибки - результат незнания или нарушения тактических положений (119, 21-22).

В зависимости от цели и характера проходимой местности тактическая схема построения маршрута может быть линейной, кольцевой, радиальной, линейно-кольцевой, радиально-кольцевой (см. приложение №1). Наиболее часто реализуются комбинированные тактические схемы, где линейные участки маршрута сочетаются с радиальными и кольцевыми. В этом случае преимущество радиальных и кольцевых выходов сочетается с охватом большой территории, на которой осуществляется путешествие. В спортивных походах протяженность радиальной части маршрута не должна превышать 25% от общей протяженности. Для активных туристских путешествий, используемых в коммерческих целях, это значения не имеет.

 

ГЛАВА II. Отечественные и зарубежные классификации активных туристских путешествий

Для рассмотрения понятия “классифицированное туристское путешествие” необходимо разъяснить его составляющие части. Слово “класс” имеет многовариантное значение, однако для нашего случая классом называется подразделение, разряд, категория в различных классификациях. Под “классификацией” имеется в виду логичная система внутренне соподчиненных понятий, объектов, явлений в какой-либо области, распределенных по группам на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними (166, 180-182).

Классифицированным туристским путешествием в активном туризме называется определенный маршрут, соответствующий одной из категорий сложности. Туристский маршрут - это заранее спланированная трасса передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг (247, 33).

Активные путешествия являют собой первозданный туризм. Именно путешествия, сопоставимые с классическими путешествиями XIX и начала XX веков, составляют цель и притягательную силу активного туризма. Их прохождение носит спортивный характер, т.к. имеется ограничение во времени, определенная скорость передвижения, преодоление естественных препятствий, не вызванное утилитарными потребностями человека.

Необходимость классификации маршрутов вытекает из особенностей активных видов туризма. Безопасность в этом направлении туристской деятельности прежде всего обеспечивается соответствием подготовки туристов сложности предстоящего путешествия. Располагая маршруты в определенной последовательности по степени их сложности, классификация позволяет сравнивать между собой маршруты, где бы они ни были проложены, на Северном Тянь-Шане или в Альпах. Классификация ориентирует на естественно и логично построенные маршруты. При этом логичным считается непрерывный маршрут, на котором можно получить максимальное для данной протяженности знакомство с разнообразием природных ландшафтов района при взаимоувязанном целесообразном распределении физической, технической и психической нагрузки и естественных препятствий (318, 12).

Точное знание классификации туристских путешествий необходимо организатору (менеджеру) туристской структуры для того, чтобы:

1) квалифицированно разрабатывать или целенаправленно выбирать уже разработанные маршруты в соответствии с требованиями заказчика;

2) обоснованно составлять, осуществлять и контролировать выполнение планов предсезонной подготовки обслуживающего персонала в соответствии со сложностью того или иного туристского маршрута;

3) квалифицированно формировать бригады сопровождения клиентов для активных туристских путешествий.

Первые, начальные попытки примитивно классифицировать активные туристские маршруты предпринимались еще в России досоветского периода. Попытки эти имели сугубо практические цели. Русское горное общество, возникшее в начале XX века, ставило перед собой задачи “всестороннего изучения гор, распределения сведений о них и облегчения знакомства с горной природой путем путешествий, экскурсий и восхождений” (99, 34). С 1902 г. правление общества начало подбирать проводников, которые могли бы оказать помощь путешествующим по горам Кавказа. Проводникам выдавали “Проводническую книжку” и жетон. Для каждого района Кавказа устанавливалась определенная плата за работу в зависимости от трудности маршрута. В правилах для проводников указывалось, что они “обязаны в точности исполнять взятое на себя обязательство провести путника по условленному пути, заботиться об удобствах и безопасности путешественников...” (281). Из вышесказанного видно, что разделение туристских маршрутов по разной сложности (и, соответственно, оплаты проводникам) РГО начало осуществлять с целью обеспечения безопасности туристов.

В 1947 г. в помощь руководителям спортивных групп вышло пособие О.А.Архангельской “Как организовать туристское путешествие“, Всесоюзным комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР были разработаны “Показатели, определяющие трудности туристских маршрутов”. С 1949 г. туризм был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию наравне с другими видами спорта.

Была проведена классификация спортивного туризма, утверждены три степени туристского мастерства и звание «Мастер туризма». Позднее они стали называться спортивными разрядами по туризму и званием «Мастер спорта СССР». Туристские походы в зависимости от сложности разделили на три категории.

В конце XX века в спортивном туризме Российской федерации появились новые виды: в спортивную классификацию был включен парусный туризм, а с 2001 года конный туризм и туризм для людей с ограниченными возможностями, спортивные разряды и звания стали присваивать по спортивным походам и туристскому многоборью. (357, 15-17).

Похожие изменения произошли в тоже время в спортивном туризме Республики Казахстан. Предпринимались попытки изменить существовавшую ранее классификацию туризма. (226)

В туристских путешествиях с категорией выше первой, а иногда и в походах 1-й к.с., имеются участки, прохождение которых характеризуется повышенным уровнем опасности для здоровья и жизни. При неподготовленности групп и неблагоприятном стечении обстоятельств на таких участках могут происходить и происходят несчастные случаи.

На Западе туристские фирмы за вполне приемлемую (по западным меркам) плату организуют восхождения на горные вершины всех континентов Земли. Существуют туристские маршруты “К вершинам мира”. Фирмы обеспечивают доставку желающих к началу маршрута, резервируют места в отелях и горных хижинах. Само восхождение может проходить в свободном стиле, нередкое явление - супружеские пары на склонах Килиманджаро (Африка) или Аконкагуа (Юж. Америка) (371, 253).

Окончательное решение об отнесении маршрута к определенной категории сложности принимается только по совпадающему результату субъективных оценок, принадлежащих достаточно большому (несколько десятков) числу опытных туристов, принимающих непосредственное активное участие в современной работе маршрутно-квалификационных комиссий (318, 10). Присвоение каждому маршруту определенного места в классификации позволяет заранее оценить набор имеющихся на маршруте сложностей и тем самым определить его доступность для групп участников определенного уровня подготовки. Классификация маршрутов туристских путешествий является основой всей работы по обеспечению безопасности их участников. Впервые классификация горных вершин в СССР началась еще в предвоенные годы и с тех пор пополняется и систематизируется. К 1990 году в “Классификационную таблицу маршрутов на горные вершины СССР” было включено около 4000 маршрутов, в том числе более 1000 - 5 и 6 к.с. (147). В СССР по типу рельефа альпинистские маршруты подразделялись на скальные, снежно-ледовые и комбинированные. Отнесение маршрута к скальному или комбинированному производилось по преимущественному характеру сложных мест, определяющих категорию сложности.

Наряду с восхождениями на вершины классифицируются также траверсы - прохождение не менее двух вершин, причем спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей и осуществляться не по пути подъема. И восхождения, и траверсы классифицируются по 11 категориям: 1б, 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б, 5а, 5б, 6а, 6б. При этом использован принцип категорирования всего маршрута по совокупности всех его участков. Эта классификация в настоящее время продолжает действовать в большинстве республик, входивших ранее в состав СССР, в том числе и в Казахстане. В дальнем зарубежье сложилась иная система, основанная на классификации сложности отдельных участков маршрута. В двадцатые годы XX столетия на Западе появилась шестиступенчатая шкала трудности Вельценбаха, названная “Мюнхенской классификацией”, которая, в принципе, согласуется с современной классификацией УИАА (Union Internationale des Associa tions d*Alpinisme) Международного альпинистского союза. Существующая в Альпах с 1947г. официально принятая УИАА международная шкала трудности альпинистских маршрутов подразделяется на шесть обозначаемых римскими цифрами категорий. Эти категории применяются во всех новейших путеводителях. Выше III категории трудности, для большей определенности, вводятся дополнительные обозначения “+” (плюс) и “-” (минус).

I - малой трудности (нетрудные, легкие). Для движения и сохранения равновесия иногда требуется помощь рук. Многочисленные, в основном, крупные зацепки и выступы при сильно разрушенном рельефе, но скалы часто разрушены и потому небезопасны. Для прохождения необходимы уверенность и отсутствие боязни глубины.

II - средней трудности. Сохранение равновесия и продвижение невозможны без помощи рук. Менее опытные альпинисты ходят здесь со страховкой с помощью веревки, особенно на участках, где крутые скалы сильно разрушены и возможен срыв. Одновременное движение связки на короткой веревке - только для опытных альпинистов.

III - довольно трудные. Верхний предел для скалолазов, занимающихся альпинизмом от случая к случаю. Зацепки относительно невелики и расположены далеко друг от друга. Даже для хороших скалолазов здесь начинаются трудности. Одновременное движение невозможно, попеременная страховка! С собой необходимо брать петли, закладки, карабины. На спуске, в зависимости от крутизны, - лазание или спуск на веревке.

IV - очень трудные. Спортивное свободное лазание по крутым скалам. Требуются солидное умение и опыт, прежде всего, для руководителя. Попеременная и промежуточная страховка с помощью крючьев и других вспомогательных средств. Даже хорошие скалолазы считают необходимой страховку с помощью веревки. Спуск по веревке.

V - особо трудные. Выработанное постоянной тренировкой умение, отточенная техника, запас сил, уверенная работа с веревкой и вспомогательными средствами - необходимые качества, особенно для лидера в связке. Применение крючьев для страховки и для движения, частичное использование лесенок. Целесообразно идти на сдвоенной веревке. Требуется незаурядное мастерство в скалолазании.

VI - сверхсложные. Лучшие скалолазы еще могут лезть свободным лазанием. Малые зацепки и многочисленные участки, проходимые лишь на трении, требуют организации большого количества пунктов страховки с малым расстоянием между ними. Часто встречаются участки VI категории трудности для свободного лазания в комбинации с участками, где необходимы искусственные точки опоры, в качестве которых применяются крючья. При лазании с применением искусственных точек опоры (подвешиваемых на крючья лесенок, петель, платформ) сложность оценивается по 4-балльной шкале: А1, А2, А3, А4. (371, 117-119).

Следует отметить некоторую разницу в обозначении сложности альпинистского маршрута в разных странах Запада. Так, во Франции шкала оценки трудности пути примерно на один балл выше немецкой. Например, IV к.с. во французской системе соответствует V в немецкой и т.д. В Саксонии принята семиступенчатая шкала оценки трудности пути и существует запрет на использование искусственных точек опоры. Американская шкала трудности обозначается различными числовыми системами:

а) трудность отдельных участков - “классы 1-5” и подразделение внутри класса 5 составляют десятичную систему от 5,1 до 5,11. Последнее означает сверхсложные участки пути.

б) римскими цифрами от I до IV отмечаются общие требования к трудности альпинистского маршрута. При этом маршрут, на котором встречаются сверхтрудные участки, в целом может иметь оценку трудности III (371, 120).

Категорией трудности называется классификационный показатель, характеризующий степень трудности преодоления отдельных препятствий в активном туристском путешествии (в отличие от категории сложности, относящейся ко всему походу в целом) (390, 52).

Технические препятствия определяются отдельно для каждого вида туризма: пешего, лыжного, водного, велосипедного и других. Препятствиями в пеших походах являются болота, лесные и кустарниковые заросли, переправы через реки, травянистые склоны. Для горного туризма, например, основными препятствиями являются ледники и перевалы. В практике горного туризма под понятием “ перевал ” подразумевается путь с пересечением хребта или его отрога из одной долины в другую или из одного элементарного бассейна в другой. Перевал, в туристском смысле, должен удовлетворять требованию логической обоснованности пути при его максимальной простоте и безопасности. Поэтому перевальная точка может не совпадать с самой низшей точкой водораздела (212, 14).

В основу шкалы трудности перевалов положены четыре определяющих признака: 1) характер наиболее сложных участков пути; 2) необходимая для преодоления перевала техника и тактика передвижения и особенности мест ночлегов; 3) количественные характеристики маршрута (время движения, количество точек страховки); 4) необходимое специальное снаряжение.

Категория трудности перевала определяется совокупностью всех четырех признаков. При наличии отдельных признаков, соответствующих более высокой категории, их нужно отмечать в качестве факторов, дополнительно усложняющих прохождение, но не следует переводить перевал в более высокую категорию. К группам, выпускаемым на такие перевалы, должны предъявляться, соответственно, повышенные требования.

В классификационные признаки не входят потенциальные опасности (лавины, камнепады и т.п.), т.к. определяя выбор пути и тактику движения, они сами по себе не характеризуют его сложности. “Правилами...” определено, что все участники прохождения перевалов труднее 1а должны иметь опыт прохождения перевала предыдущей полукатегории, а руководитель - опыт прохождения участником перевала данной полукатегории и руководителем перевала на полукатегорию ниже. Для руководства прохождением перевалов третьей категории трудности нужно не одно, а два предшествующих руководства. Оговорены так же требования к объемам специальной подготовки.

При оценке сложности горных туристских походов большое значение имеет высота над уровнем моря, на которой проходит маршрут, и длительность пребывания на высоте. И то, и другое накладывает важные дополнительные ограничения на допуск участников, даже располагающих необходимым перевальным опытом. Известны несчастные случаи, связанные с молниеносным развитием простудных заболеваний на высоте. Возникновение этих заболеваний - следствие общего ослабления организма в р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...