Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии формирования и развития процессов мышления в психологических теориях




Формирование мышления — это появление и постепенное совершенствование у человека его основных видов мышления в соответствии с генетическим принципом: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

 

 

В соответствии со статическим принципом выделяют следующие виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), интуитивное (чувственное) и логическое, аутистическое и реалистическое.

 

 

Развитие мышления - процесс дальнейшего совершенствования уже сформированного мышления.

 

 

Такое разделение терминов представляется условным. Эти понятия используются как синонимы. Часто о формировании и развитии говорят как о едином процессе.

Мышление человека может развиваться по направлениям. Таких направлений довольно много. Например, относительно независимо друг от друга могут развиваться теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление человека с успехом совершенствуется в процессе занятий научной деятельностью, практическое мышление связано с решением повседневных, жизненных задач, и, следовательно, этот вид мышления человека может лучше всего развиваться в практической деятельности.

Наглядно-действенное мышление может развиваться и само по себе, и вместе с другими, генетически следующими друг за другом, видами мышления.

 

 

Теории развития мышления

Подход Ж. Пиаже - теория операциональной структуры интеллекта.

(ключевое слово «операции»

 

 

В исследованиях ученых оформились несколько теорий развития мышления.

I.Одной из наиболее известных за рубежом теорий развития мышления человека стала теория, разработанная Ж. Пиаже(в специальной психологии, особенно при изучении психологии умственно отсталых, чаще применяется подход Ж.Пиаже). Она была предложена в рамках созданной им же общей теории операциональной структуры интеллекта.

Ж.Пиаже высказал и обосновал предположение о том, что интеллектуальная деятельность человека представляет собой сложное целое, систему, разделимую на отдельные элементы или типичные составляющие, называемые операциями.

 

Операция по Пиаже - это умственное или практическое действие по преобразованию условий задачи, в результате которого человек открывает для себя новые знания, которые необходимы для успешного решения этой задачи.

 

 

Операцией называется не всякое, а только обратимое действие, то есть такое, которое человек может совершать в уме или практически как в прямом, так и в обратном порядке. Прямое выполнение соответствующего действия ведет к одностороннему изменению ситуации, связанной с решаемой задачей, а обратное выполнение действия восстанавливает исходную ситуацию в том виде, в каком она находилась вначале.

Так, например, мы можем взять в руки некоторый предмет и переставить его на другое место, а затем возвратить его на прежнее место. Это будет практическая операция, состоящая из прямого и обратного практического действия. Мы также можем сложить два числа, получив их сумму, а затем из полученной суммы вычесть одно из слагаемых и получить втоpoe слагаемое. Если все эти действия мы последовательно совершим в уме, то будем иметь дело с теоретической операцией. Действия сложения и вычитания в ней будут представлять, соответственно, прямой и обратный порядок выполнения одного и того же арифметического действия.

Изучая мышление детей дошкольного возраста, Пиаже обнаружил, что многие дети этого возраста не владеют способностью выполнения операций в уме, и поставил перед собой задачу детально, в возрастном аспекте исследовать процесс освоения операций детьми. Для этого он придумал ряд оригинальных экспериментальных задач. Таких задач Ж.Пиаже придумывал много. Они получили специальное название феноменов Пиаже. Одна из таких задач заключалась, например, в следующем. Ребенку показывали два тонких, одинаковых стеклянных сосуда, в которые была до одного и того же уровня налита вода, и задавали вопрос: «Где воды больше?». После того как ребенок давал правильный ответ на этот вопрос («одинаково»), ситуация в эксперименте менялась. Теперь воду из одного стакана переливали в стеклянную банку с более широким дном и предлагали ребенку ответить на тот же самый вопрос: «Где больше воды, в стакане или в банке?». Оказалось, что большинство детей 3-летнего и и даже 4-летнего возраста на этот вопрос отвечали так: «Больше в стакане». Эту ошибку в мышлении детей Пиаже объяснил тем, что дети указанного возраста еще не владеют операциями. Действительно, дети более старшего возраста, владеющие операциями, подобных ошибок уже не совершают).

В отечественной педагогике применяется классификация Л.С.Выготского, в дефектологии, особенно при изучении УМО применяется подход Ж.Пиаже.

Жан Пиаже, признанный специалист в области изучения мышления, создал операциональную теорию. Основное понятие «операция» – умственные действия, являющиеся интериоризированным предметным действием.

 

Классификация Жана Пиаже. Стадии развития мышления:

В итоге обобщения полученных экспериментальных данных Пиаже пришел к выводу о том, что в своем операциональном развитии мышление детей проходит через следующие четыре стадии:

1. Стадия сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни ребенка от рождения до двух лет. На этой стадии представлено, причем только в самых элементарных его формах, лишь наглядно-действенное мышление. Благодаря ему ребенок получает возможность познавать окружающий мир, знакомится со свойствами предметов и явлениями окружающего мира (зрительный, моторный).

2. Стадия дооперационального мышления. На этой стадии находятся дети в возрасте от 2 до 6—7 лет. В это время у них формируется речь и начинается процесс ее соединения с мышлением. Здесь же начинается процесс интериоризации внешних действий с предметами, то есть их превращения во внутренние действия сначала с образами предметов, а далее — с понятиями. Однако выполнять операции в уме с понятиями ребенок, находящийся на данной стадии интеллектуального развития, еще не может. Поэтому многие дети в возрасте до 5 лет обнаруживают те ошибки, которые проявляются в известных феноменах Пиаже. Может производить операции с предметами практически, но не может в уме. Границей перехода к 3-й стадии является появление представления о сохранении количества.

 

 

Феномен Пиаже (пластилиновый комок – лепешка. В сосуды разной формы и величины на глазах ребенка наливают одной и той же меркой жидкость. Ребенок не может установить закономерностей, а когда сможет – переходит на 3 стадию.)

 

3. Стадия конкретных операций. На ней находятся дети в возрасте от 7—8 до 11—12 лет. Они могут выполнять операции с конкретными предметами, причем действия, входящие в состав таких операций, на этой стадии становятся обратимыми. Однако дети еще не в состоянии выполнять операции с абстрактными понятиями.

 

 

В сосуды разной формы и величины на глазах ребенка наливают одной и той же меркой жидкость. Ребенок не может установить закономерностей, а когда сможет – переходит на 3 стадию.) Ребенок не может пользоваться конкретными символами, но выполняет мыслительные действия, основанные на конкретных представлениях.

 

4. Стадия формальных операций. Она включает в себя детей в возрасте от 11—12 лет до 14—15 лет. Дети данного возраста уже в состоянии выполнять полноценные умственные, обратимые операции с понятиями, действуя при этом по известным законам логики. Умственные операции детей на этой стадии представляют собой структурно организованную, внутренне согласованную систему операций. Ребенок переходит к работе с символами, абстракциями.

 

В дефектологии стадиальность развития можно проследить при классификации олигофрений: дебильность примерно соответствует 3 стадии, имбецильность – 2 стадии, идиотия – 1 стадии. Пиаже считал, что эта стадиальность заложена в ребенке и происходит спонтанно. Обучение невозможно до тех пор, пока не сформированы предпосылки в виде отдельных операций. Пиаже считал, что обучение плетется в хвосте за развитием.

II.Л.С. Выготский изучал процесс развития понятий у детей. В ходе соответствующих экспериментальных исследований дети должны были выявлять объем и содержание, а далее давать словесные определения некоторым искусственным понятиям, задуманным экспериментатором.

Подход Л.С.Выготского

(ключевое слово «понятие»)

 

Л.С.Выготский выделил у детей следующие стадии развития понятий:

 

 

1. Стадия синкретического мышления. Дети, находящиеся на этой стадии, обычно не справляются с решением экспериментальной задачи и вместо поиска существенных признаков понятия подбирают предметы на основе совершенно случайных признаков (синкрет— это неупорядоченное множество каких-либо объектов, не имеющих ничего общего друг с другом).

 

2. Стадия комплексного мышления. Предметы на данной стадии объединяются детьми в группы на основе каких-либо общих для них, объективных признаков. Однако в качестве таких признаков зачастую берутся совершенно случайные, не существенные признаки предметов. К тому же эти признаки могут варьироваться в одном и том же эксперименте: вначале ребенок подбирает предметы по одному признаку, затем — по другому, после этого — по третьему и т.д.

3. Стадия псевдопонятий.На этой стадии дети действуют правильно, подбирая предметы в группы по их существенным признакам. Создается впечатление, что они как будто понимают, что означает соответствующее понятие. Однако те определения понятиям, которые дети дают сами, доказывают, что это не так.

 

4. Стадия настоящих понятий. На этой стадии дети не только правильно действуют, но и дают верные словесные определения искомым понятиям, выделяя в них наиболее общие и существенные признаки.

 

 

Заметим, что возрастные границы стадий развития понятий у детей по Л.С.Выготскому примерно совпадают с возрастными границами развития операций по Ж. Пиаже, что свидетельствует о двух важных вещах: во-первых — о том, что оба психолога выявили одинаковые (в возрастном аспекте) стадии развития мышления у детей, и во-вторых — о том, что развитие мышления по стадиям идет комплексно, то есть в нем одновременно развиваются и операции мышления, и понятия. (Методика, которая использовалась в этих экспериментах, проводимых Л.С.Выготским совместно с его учеником Л.С.Сахаровым, заключалась в следующем. Перед детьми раскладывался набор из многих различных объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету и величине. На нижней части каждой фигуры было написано слово, представляющее собой искусственные понятия, к которому относятся признаки данной фигуры. По небольшой подсказке экспериментатора ребенок должен был сам найти все признаки, входящие в состав задуманного экспериментатором понятия, и определить его).

Классификация Л.С.Выготского:

-синкретическое мышление – мышление образами. Это мышление маленького ребенка;

-предметно-образное мышление – способность оперировать предметами. Это мышление дошкольников.

Логическое мышление – мышление взрослого человека, абстрактное мышление, опирается на отвлеченные признаки предметов и явлений.

III. Отечественный психолог П. Я. Гальперин предложил свою теорию развития мышления, которую он назвал теорией планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. Эта теория представляет процесс постепенного превращения внешних, практических действий с материальными предметами во внутренние, умственные действия с понятиями.

 

 

В теории Гальперина доказывается, что этот процесс закономерно проходит через следующие пять этапов:

 

 

1. Этап формирования ориентировочной основы действия.На данном этапе человек, у которого должно быть сформировано новое умственное действие, подробно знакомится с будущим действием, с его составом и с предъявляемыми к нему требованиями, то есть как бы ориентируется в нем.

2. Этап выполнения действия во внешней, развернутой форме, с реальными материальными предметами. На этом этапе соответствующее действие практически выполняется в его полном составе на реальных предметах и тщательно отрабатывается на разнообразных материальных предметах или их заменителях.

 

 

3. Этап выполнения действия в плане громкой речи.Здесь отработанное на предыдущем этапе действие просто проговаривается вслух с начала и до конца, но практически уже не выполняется.

 

 

4. Этап выполнения действия в плане речи про себя. На данном этапе действие проговаривается человеком про себя, то есть с помощью так называемой беззвучной речи. Голосовые связки человека работают, но окружающие его не слышат.

 

 

5. Этап выполнения действия в плане внутренней речи.Это завершающий этап формирования умственного действия, на котором оно становится полностью внутренним, оказывается связанным с внутренней речью, выполняется быстро и автоматически, поэтому кажется, что человек мгновенно, не раздумывая, дает ответ на поставленный перед ним вопрос.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.