Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности ощущений и восприятия УО детей




Процесс познания мира ребенком начинается и происходит в течение всей жизни благодаря ощущениям и восприятию.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и объектов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. С помощью рецепторов информация поступает в кору головного мозга. Ощущения никогда не дают полноценного комплексного представления об ощущаемых объектах и предметах, а позволяют судить только об определенных признаков предметов и объектов.

Существует наука – психофизика – наука об измерении ощущений. Основной вопрос – порок чувствительности, т.е. разные люди имеют разную восприимчивость при ощущении тех или иных свойств предметов и явлений.

Люди, живущие в разных условиях, имеют разные пороги цветовой чувствительности (люди, живущие в лесу лучше различают зеленый цвет.

Ощущение и восприятие это базовые или фундаментальные процессы, так как на их основе строится весь процесс познания и .их нарушение отражается на всей психике в целом. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Роль ощущений: своевременно и быстро доводить до ЦНС сведения о состоянии внешней и внутренней среды.

Классификация ощущений.

1. В педагогике и дефектологии ощущения классифицируются по модальности, т.е., в зависимости от того, на какой анализатор действует раздражитель. Различают слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные, а внутри них бывают более мелкие деления: зрительно-пространственные и т.д.

2. Психологическая классификация. Все ощущения делятся на 3 группы:

а) экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды или внешние ощущения. Контактные (осязательные, тактильные), дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные...).

б) проприоцептивные ощущения, мышечно-двигательные или кинестетические. Отражают движения нашего тела. Оно информирует: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о состоянии мышечной системы, о сокращении, расслаблении мышц.

в) интерорецептивные (внутренние) отражают состояние внутренних органов. Болевые, ощущения равновесия, ускорения. Информация поступает в мозг, сообщая ему о состоянии внутренней среды (полезные или вредные вещества, температура тела, химический состав). Например, ухо человека реагирует на механические воздействия, связанные с изменением атмосферного давления. Некоторые из них не воспринимаются (радиоционная энергия, радиоволны, электромагнитные).

3. генетическая (генезис психики – развитие психики). а) протопатическая чувствительность или древняя контактная от внутренних органов б) эпикретическая, новая (дистантные ощущения).

 

 

Ощущения возникают на этапе сенсорной психики в филогенезе. Их физиологической базой является раздражимость. С понятием ощущение связано понятие восприятие.

Восприятие - это целостное отражение предметов, событий, ситуаций, возникающих при воздействии раздражителя на органы чувств.

Представители гештальтпсихологии доказали, что сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, не является восприятием. Восприятие – качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Ощущение и восприятие обеспечивают ориентировку в окружающем мире. Восприятие бывает:

-преднамеренное (произвольное, в основе лежит сознательно поставленная цель);

-непреднамеренное (непроизвольное, без специально поставленной цели и не связан с волевыми усилиями).

 

А.В.Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов:

 

1. Восприятие решается в практическом плане путем действий с предметами. Этот процесс можно ускорить, если дать “перцептивные эталоны” (особый продукт перцептивных действий, который дает представления о свойствах окружающего мира). С ними ребенок может соотносить, сравнивать формирующийся образ.

2. Сенсорные процессы сами превращаются в соеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. Дети знакомятся со свойствами предметов при помощи рук и глаз, т.е., ручное и зрительное обследование ситуации.

3. Процесс сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого достаточного минимума (внешнее восприятие создает впечатление пассивного процесса).

4. Дети приобретают способность быстро узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов. Перцептивные действия превращаются в идеальное. Они автоматизируются и этот процесс завершается к 5 г. жизни.

 

 

Свойства восприятия:

1. Восприятие является предметным, т.е. всегда отражает реальные предметы.

2. Является целостным, т.е. предмет отражается в совокупности свойств (заполним недостающую деталь, т.е. до целой).

3. Константность восприятия, т.е. его относительная неизменность, постоянство в восприятии при изменении условий, постоянство воспринимаемой величины, формы, цвета предметов при изменении расстояния, освещенности и др. При чтении буквы разным шрифтом, независимо, какого цвета треугольник.

4. Категоричность или категоризация – способность восприятия относить воспринимаемые предметы к определенному классу значений. Эти свойства с рождения не присущи.

Классификация восприятия в зависимости от модальности, по тому анализатору, который принимает большее участие (слуховое, зрительное, тактильное и т.д.). Изучали восприятие гештальтпсихологи, которые особое внимание уделяли зрительному восприятию. Методов изучения восприятия много, используются в нейро-, пато-, спецпсихологии:

 

Для исследования восприятия:

1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой).

2. Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырех видов, четырех цветов (красные, зеленые, синие, желтые). Необходимо произвести группировку с учетом указанного признака.

3. «Почтовый ящик» (коробка форм).

4. Доски Сегена разных вариантов сложности.

5. Кубики Кооса.

6. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т. Н. Головиной).

7. Набор предметных картинок, разрезанных на 2—4 части.

8. Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине».

 

 

Методика дифференцирована по степени сложности. При использовании незавершенных изображений определяются все свойства восприятия. Существуют отдельные приемы цветового восприятия, геометрические фигуры, полоски, изучение цифрового и буквенного восприятия.

Особый вид – методы изучения пространственного восприятия. Включает изучение схемы тела, предметов, объектов в пространстве, понимания логико-грамматических конструкций, отражение предметов в пространстве относительно друг друга.

А.Р.Лурия – методика изучения зрительного, слухового, пространственного восприятия «Локализация ВПФ в коре головного мозга». Элементы этих методик использовались при изучении детей с отклонениями в развитии.

 

 

Нарушения восприятия.

Гипертезия – повышенная восприимчивость.

Гипостезия – пониженная восприимчивость.

Агнозия – распад целостности образа восприятия, расстройство узнавания характеристик предметов и звуков. Возникают при повреждении функций вторичных и третичных зон зрительного, слухового и тактильного корковых анализаторов. Разные виды агнозий по модальности (зрительная, слуховая, тактильная). Зрительная – человек при сохранении достаточной остроты зрения не может узнавать предметы, их изображения. Подразделяется на предметные, цветовые, знаковые и пространственные. Тактильные – заключается в расстройстве опознавания предметов на ощупь (астереогноз) или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представлений о схеме тела (соматоагнозия). Слуховые – в нарушениях фонематического слуха, определяющего способность человека к различению звуков речи. Псевдоагнозии при деменции – при органической деменции выявлены нарушения узнавания силуэтных картинок и пунктирных рисунков. Агнозия в основном возникает при приобретенных локальных поражениях ЦНС. У детей не наблюдается, если не было ранее нормального восприятия. Этот контингент для нейрохирургии.

Обманы чувств – относятся к категории иллюзий или галлюцинаций. При шизофрении – галлюцинации. Галлюцинации – это ложные восприятия. Галлюцинант – человек, внутренне убежденный в том, что он что-то воспринимает, тогда как во внешнем мире в данный момент не существует реального предмета, способного вызвать это восприятие. Галлюцинации возникают без наличия раздражителя. У человека могут возникать иллюзорные восприятия, при которых имеются конкретные раздражители. Но у больного в этом случае формируется его искаженное восприятие. Образы галлюцинаторные проецируются во вне, чувственно окрашиваются, сопровождаются отсутствием подконтрольности. Выделяют псевдогаллюцинации – проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем – голоса звучат «внутри головы», внутренним ухом слышат.

Нарушения мотивационного компонента восприятия. При изменении личного отношения изменяются и перцептивная деятельность. Процесс восприятия зависит от того, какие мотивы побуждают и направляют деятельность испытуемых. У больных с лобным синдромом – нарушения подконтрольности, произвольности, поведение отличается аспонтанностью, не могут передавать смысл картин, не узнает силуэтные, пунктирные рисунки, не объединяют в одно целое.

Чаще встречается НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ восприятия органика, когда ребенок не утратил возможность, а путает буквы, цифры...

Нарушение каждого из свойств: предметность, целостность, константность чаще встречается при шизофрении, категориальность – у детей с интеллектуальными нарушениями (более легкие у ЗПР, ОНР). Активность восприятия – процесс перцептивных действий. Инактивность восприятия – пассивный процесс.

У умственно отсталых детей в несколько раз чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, наблюдаются нарушения органов слуха и зрения. Это часто ведет к появлению недостатков их восприятия.

Однако даже в тех случаях, когда анализаторы сохранены, восприятие умственно отсталых нарушено и отличается рядом особенностей. К ним относятся:

 

 

1. нарушения обобщенности;

2. замедленный темп восприятия;

3. узость объема восприятия;

4. малая дифференцированность;

Пассивность восприятия.

На эти особенности указывают исследования психологов (К.А.Вересотская, В.Г.Петрова, Ж.И.Шиф).

Главный недостаток - нарушение обобщенности восприятия. Это проявляется в неумении выделять главное, существенное в объекте. Так, при восприятии текста, сюжетного изображения умственно отсталый ребенок не может выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи. Отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Умственно отсталые испытывают серьезные затруднения при дифференцировании цвета (особенно оттенков), величины, формы объекта, они не различают выражения лиц людей, изображенных на картинке.

Эти особенности проявляются в замедленном темпе узнавания, путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т.п.

Отмечается узость объема восприятия: выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Таким образом, пассивность процесса восприятия является еще одной его характерной особенностью. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Умственно отсталые дети не умеют самостоятельно рассматривать, всматриваться, им необходимо постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что умственно отсталые без стимулирующих вопросов педагога практически не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Кроме перечисленных особенностей, восприятие при умственной отсталости недостаточно устойчиво, хаотично, с нарушенными целенаправленностью и целостностью. У умственно отсталых отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений. Наблюдается нарушение представлений о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др. Для представлений детей этой категории характерны недифференцированность, фрагментарность, поверхностный характер и уподобление образов. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний - основные средства улучшения качества восприятий и ощущений. Характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. В 8-9-летнем возрасте не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже начинают различать цвета, особенно его оттенки (темно-синий с темно-зеленым).

Имеют место элементы недоразвития и атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.

 

 

Внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления,

Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия. Работают те же самые нервные центры. Есть участки с повышенной и пониженной возбудимостью: в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, одновременно в других участках коры возникает торможение. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Свойства внимания.

Концентрация внимания - способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Избирательность внимания - это сосредоточение на наиболее важных предметах.

Распределение внимания - это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их эле­ментов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности.

Устойчивость внимания - это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непреднамеренным.

Преднамеренное (произвольные) внимание - это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека. Оно характеризуется це­ленаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей.

Сосредоточенное внимание - это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание - это внимание, вызываемое внешними причинами теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент.

Нарушения: устойчивость, переключаемость, объем, произвольное внимание.

Для исследования внимания:

1. Бланки корректурных проб.

2.Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга.

3. Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0.+ +0...).

4. Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25). Необходимо показать и назвать по порядку все цифры.

5. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера).

Внимание

Особенности внимания

Особенности внимания:

-малая устойчивость,

- трудности распределения внимания,

- замедленная переключаемость. Сильнее всего страдает его произвольная сторона (И.Л.Баскакова). Это связано с тем, что дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать: бросают работу. Частая смена объектов внимания.

Вниманиеумственно отсталого ребенка страдает из-за трудности привлечения к объекту слабости концентрации, неустойчивости. Свойственны трудности распределения, замедленность переключения. Важная особенность внимания при умственной отсталости заключается в невозможности его активной длительной концентрации. Умственно отсталые дети быстро и легко отвлекаются и не в состоянии в течение длительного времени концентрировать свое внимание на каком-либо объекте. Ребенок с любой из форм умственной отсталости никогда не достигнет той высокой степени концентрации, как у сверстника без нарушений интеллекта. Через некоторое время после включения в работу его внимание ослабевает или исчезает полностью.

Иногда поведение некоторых умственно отсталых детей при выполнении какого-либо задания производит впечатление, что их внимание сконцентрировано. Они внешне сосредоточены, совершенно не реагируют на происходящее вокруг, но производительность их деятельности остается крайне низкой. Такое явление имитации внимания у умственно отсталых было отмечено некоторыми отечественными дефектологами.

Наиболее нарушенным у умственно отсталых считается произвольное целенаправленное внимание. Это связано с тем, что такие дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она способна некоторое время поддержать внимание детей. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Внимание умственно отсталых страдает также от трудности привлечения. Причем, как отмечает А. Лурия, даже будучи привлеченным к объекту, внимание умственно отсталого плохо фокусируется, слабо сосредоточивается, как бы скользит по поверхности.

Для умственно отсталых детей характерен более низкий объем внимания, чем это предполагается в норме. Значительно меньшее количество предметов привлекают внимание ребенка с умственной отсталостью. Таким образом, все свойства процесса внимания умственно отсталых нарушены. Преобладающим является непроизвольное внимание.

Несмотря на характерность всех описанных нарушений внимания для умственно отсталых детей, при разных формах заболеваний оно имеет свои особенности. Так, для детей-олигофренов с преобладанием процессов возбуждения характерны более высокая привлекаемость внимания и его более высокий объем. Однако они слабо концентрируются, быстро отвлекаются, теряют логический ход мыслей. У учащихся, страдающих олигофренией с преобладанием процессов торможения, отмечается противоположная картина - трудность привлечения внимания в сочетании с длительностью концентрации.

В процессе коррекционного обучения внимание умственно отсталых учащихся может достигнуть более высокого уровня развития. Показателем прогресса в развитии является появление элементов произвольного внимания.

 

Память

Особенности памяти

 

 

Память. Процессы организации и сохранения прошлого опыта. В психологии память является самым изученным процессом, т.к. наиболее легко организовать эксперименты. Изучается с середины 19 века. Экспериментальная психология началась с изучения памяти. Эббингауз – 1-й психолог, разработавший методики памяти. У ребенка объем запоминания меньше. Условно для детей Объем=возраст-1

Эта формула минимальна. Минимальный объем связан с развитием саморегуляции (процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями. поступками).

В зависимости от длительности сохранения материала: кратковременная (удержание материала в течение 1 часа после предъявления), долговременная (через 1 час и дальше), оперативная (сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи).

 

Процессы памяти (4 основных):

-Запоминание предполагает удержание материала в памяти, запечатление в сознании полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

-Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени (долговременная память более 1ч.).

 

 

- Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания психики (припоминание).

-Узнавание – сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им боле эффективно функционировать.

 

 

Виды памяти:

-наглядно-образная – память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д.образы.

-словесно-логическая – память на смысл изложения, его логику.

-двигательная – память на движения.

-эмоциональная – память на переживания.

В зависимости от приемов заучивания различают механическую (запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается) и смысловую (логическая, запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации) память.

Эффективность памяти свидетельствует особенности: объем, быстрота, точность, длительность, готовность.

 

Образование устойчивых нервных связей в коре головного мозга. А.Р.Лурия «Забывание-стирание следов» – временные нервные связи разрушаются. Механизмы забывания. А.Р.Лурия уделял большое внимание механизмам забывания, проблемам мнемотехники – приемы рационального запоминания. «Маленькая книжка о большой памяти» – описывает изучение мнемонистов.

А.Н. Леонтьев предложил некоторые методы изучения памяти. Истомина, Смирнова - возрастной генезис памяти. В конце 60-х г.г. - как соотносится память древнего и современного человека. Какой период прошла память. Проведены антропологические психологические исследования некоторых племен, живущих в условиях каменного века – французская антропологическая школа.

Память древнего человека фотографическая и имеет гораздо больший объем, но по мере образования эти возможности редуцируются.

По мере возрастания информации появлялись письмо, чтение т.е. способы шифровки и дешифровки материала.

 

Для исследования памяти:

1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоми­нания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, гео­метрических фигур и т.д.). 3рительное запоминание: набор карточек и предметов. Для маленьких реальные предметы.

2. Бланки для запоминания 10 слов. 1. Метод заучивания слов (Леонтьев) – 10 слов, не связанных между собой. Слова только, часто употребляемые, с 5 предъявлений, снова предъявляются через 1 час. Лучше запоминаются первые и последние слова

3. Картинки для опосредованного запоминания слов с изобра­жением предметов (методика А. Н. Леонтьева). Опосредованное запоминание (Леонтьев) – с использованием дополнительных средств. При запоминании слов вводятся дополнительные объекты (возможно карточки). Олигофрены очень плохо опосредуют.

4. Пиктограмма (методика А. Р. Лурия).

5. Бланки с текстами для воспроизведения. 5 слов предъявлять и заучивать, предъявлять 5 новых слов, но просят повторить старые. Это самое частое нарушение памяти.

Запоминание связного текста.

В основном все исследования – на речеслуховую память, т.к. зрительная память лучше слуховой.

 

 

Основное нарушениеамнезия. У детей с нарушением развития амнезии не бывает, есть гипомнезия: недостаточный объем запоминания, кратковременность запоминания, характерна у органиков.

Гипермнезия – информация не забывается – при психических заболеваниях шизофрения.

Мерцательный характер забывания – в старости.

 

 

Зейгарник разработала основные методики «Патопсихология или основы патопсихологии».

- Нарушение непосредственной памяти,

- прогрессирующая амнезия,

- нарушение динамики мнестической деятельности,

- нарушение опосредованной памяти,

-нарушение мотивационного компонента памяти.

 

С.Я.Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии», «Психология умственно отсталого школьника. Методы изучения психики».

 

 

Особенности памяти.

-снижение продуктивности всех ее основных процессов

- низкий объем

- неточность и непрочность сохранения

- воспроизведение (низкий объем, искажение)

- наиболее нарушенной является смысловая память.

- слабо развита опосредованная смысловая память

- характерна эпизодическая забывчивость.

- продуктивность процессов памяти снижена, при этом они характеризуются:

1. запоминание - недостаточной полнотой и точностью, замедленностью;

2. сохранение - неосмысленностью и непрочностью;

3. воспроизведение — низким объемом, искажениями материала, привнесениями.

- позже формируется произвольное запоминание

- механическая память лучше развита, чем логическая, смысловая

 

 

Особенности памяти. Для УО свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низкими объемом и точностью; сохранение - непрочностью; воспроизведение - низким объемом, искажением. Наиболее нарушенной является смысловая память.. Умственно отсталые лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее всего осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем в норме, у умственно отсталых формируется произвольное запоминание. Значительные трудности представляет и припоминание материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у умственно отсталых детей имеют свои специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.

Продуктивность процессов памяти снижена, при этом они характеризуются:

1. запоминание - недостаточной полнотой и точностью, замедленностью;

2. сохранение - неосмысленностью и непрочностью;

3. воспроизведение — низким объемом, искажениями материала, привнесениями.

Произвольное запоминание формируется у умственно отсталых детей позже, чем у их сверстников. При этом если у нормально развивающихся школьников замечено значительное преимущество произвольного запоминания над непроизвольным, то у умственно отсталых нет существенных различий между продуктивностью этих двух видов запоминания.

Лучше всего умственно отсталые запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Причем умственно отсталый ребенок наиболее полно, точно и прочно запоминает реальные объекты, менее успешно их изображения и еще с более низким результатом слова, их обозначающие. Опосредованная смысловая память у умственно отсталых развита слабо. Наибольшие трудности возникают при запоминании и воспроизведении текстовой информации. При этом такие дети могут запомнить определенный, довольно ограниченный объем материала. При запоминании и осмыслении материала умственно отсталые не могут пользоваться логическими приемами. Над логической памятью у них преобладает механическая.

Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрове, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения. В этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Воспроизведение - сложный процесс, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Недоразвитие этих характеристик у умственно отсталых отрицательно влияет на воспроизведение материала. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. При работе с умственно отсталыми детьми была выявлена такая их особенность, как привнесение в воспроизводимый материал. Осознавая, что того, что они воспроизвели, недостаточно, они добавляют свои объекты.

Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Воспроизводимые умственно отсталыми тексты сжаты, непоследовательны, фрагментарны, содержат неточности, пропуски, замены, привнесения. Следует также отметить недостаточный объем воспроизводимого материала. При организации процесса обучения умственно отсталых большое значение имеет повторение материала. Исследования памяти детей с умственной отсталостью показали, что им требуется значительно большее количество повторений, чем для нормально развивающегося ребенка. Но даже при повторении материала умственно отсталые часто совершают одни и те же ошибки. Необходимо указать и на такую особенность памяти умственно отсталых, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.

Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение имеют особенности: лучшe запоминают внешние, случайные признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позже формируется произвольное запоминание. Л.В.Занков и В.Г.Петрова отмечают трудности ее воспроизведения, в этом их главное отличие от нормальных детей. Воспроизведение - очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.

Такая особенность памяти, как эпизодическая забывчивость связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Уумственно отсталых чаще наступает состояние охранительного торможения.

 

Воображение

 

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых образов на основе имеющегося опыта, это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов. Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

 

Виды воображения.

- преднамеренное (активное, произ-вольное) - осуществляется с участием воли.

а) воссоздающее (репродуктивное) - предполагается повторение имеющихся образов.

б) творческое (продуктивное) - создание новых образов, каковы они есть.

- непреднамеренное– пассивное, воля не участвует, образы создаются спонтанно.

Для успешного обучения необходимо достаточно развитое воображение.Воображение – это психический познавательный процесс создания новых образов на основе имеющегося опыта, это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов. Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Характерно только для человека. Где локализовано воображение – нет ответа. Благодаря воображению человек творит, управляет. Воображение является основой наглядно-образного мышления. От восприятия отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности (есть элементы вымысла, фантазии). Виды воображения.

-преднамеренное (активное, произвольное) - осуществляется с участием воли.

а) воссоздающее (репродуктивное) - предполагается повторение имеющихся образов.

б) творческое (продуктивное) - создание новых образов, каковы они есть.

-непреднамеренное – пассивное, непреднамеренное, воля не участвует, образы создаются спонтанно.

Экспериментальных работ по изучению воображения мало. Только 10-15 %детей способны выполнить сюжетный рисунок на основе опоры. Это рассматривается как творческое воображение. Покровский – предварительное проговаривание улучшает эту деятельность.

 

Нарушение воображения - отсутствие творческого воображения

Особенность пассивного воображения – навязчивость в воображении, патологическое фантазирование,

При умственной отсталости воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

 

Единственным нарушением воображения называется отсутствие творческого воображения, особенно для детей с отклонениями в развитии. Механизмом формирования воображения является внутренняя речь. Значит творческое воображение на основе интериоризации.

Особенность пассивного воображения – навязчивость в воображении. Образы пассивного воображения возникают независимо от воли человека, мешают осуществлять мыслительной деятельности. Это характерно для неврозов, маниакальной фазы маниакально-депрессивного синдрома и при возможной патологии формирования личности у замкнутых детей. Маниакальная фаза маниакально-депрессивного синдрома – относящийся к мании, постоянство поступков. Наблюдается триада: повышенное радостное настроение с усилением влечений; ускорение психических процессов (мышления и речи); психомоторное возбуждение.

Патологическое фантазирование. Фантазирование определяет этап развития ребенка. Иногда рассматривают как лживость. Ребенок демонстрирует нарушение контакта со сверстниками, отказывается от продуктивной деятельности, отказывается от коллективных игр, в своей игре проявляет патологическое фантазирование.

Возможно формирование у личности с шизоидной психопатией и у детей и подростков с дефицитарным типом развития личности. Ковалев относил к ним детей-инвалидов, находящихся в условиях сенсорной и социальной депривации из-за изолированного образа жизни. Это является базой для патологического компенсаторного фантазирования.

У умственно отсталых воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью, ибо жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

Воображение у детей с умственной отсталостью отличается неточностью, фрагментарностью.

При коррекционном обучении у умственно отсталых развиваются такие сложные виды психической деятельности, как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, достаточно сложные формы а





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.