Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии формирования мышления. Особенности мышления.




В работах А.Н. Леонтьева в 60 е годы было показано, что высшие психические функции осуществляются и проявляются в деятельности, таким образом психика и деятельность неразрывно связаны между собой.

В середине 60-х годов открытие факультетов психологии сначала в Москве, затем в Ленинградском Университете. Леонтьев возглавил работу по совершенствованию и развитию взглядов Выготского и как создатель определил системы теоретических взглядов.

Труды: « Проблемы развития психики» - попытался описать как развивалась психика в животном мире и в чем кардинальное отличие психики человека от психики животных.

«Личность. Сознание. Деятельность» - сформулирована теория деятельности, которая наряду с культурно-исторической теорией является теоретической научно-методической основой современной психологии.

«Возникновение и развитие психики» - теоретическое обобщение от закономерностей формирования психики в животном мире. В работе опирался на работы Курта Эрнестовича Фабри (умер в 1979 г) - зоопсихолога (инициатор изучения психики дельфинов в Ялте).

Суть учения: в развитии психики в животном мире выделено несколько стадий и основная функция психики в животном мире - АДАПТИВНАЯ, т.е. обеспечение адаптации животных в условиях измененной среды, показано качественное отличие психики человека от животных в условиях измененной среды.

Теория А. Н. Леонтьева связана с вопросами: 1) каковы критерии психического? 2) на основании чего можно судить о том, обладает ли некоторый организм психикой нли нет? А.Н.Леонтьев попытался найти такой критерий в особенностях поведения организма, в переходе от раздражимости к чувствительности.

Именно наличие чувствительности является критерием психического. Скажем, запах сам по себе несъедобен – но с ним может связываться то, что непосредственно связано с жизнеобеспечением; равным образом рычание хищника само по себе не разрушительно, но сигнализирует о наличии опасности. На уровне чувствительности оказывается возможным говорить о поведении как особой форме активности. Чувствительность в простейшей форме связана с ощущениями, т. е. субъективным отражением отдельных свойств предметов и явлений объективного мира; первая стадия эволюционного развития психики обозначается А.Н.Леонтьевым как «элементарная сенсорная психика». Следующая стадия – «перцептивная психика», на которой возникает восприятие как отражение целостных объектов («перцепция» означает «восприятие»); третья названа стадией интеллекта.

Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности. Деятельность связывает организм со средой. Принадлежность к более высокой эволюционной ступени сама по себе не является определяющей: организмы более низкой биологической ступени могут демонстрировать более сложные формы поведения, чем некоторые высшие.

СТАДИИ.

Психика возникла на самых ранних этапах развития животного мира. Раздражимость животных организмов 0- стадия - первое проявление психики животного мира.

1-я стадия психики - сенсорная психика - моторный уровень развития организма, при который адаптация строится на основе анализа результатов ощущения (дождевой червяк).

2-я стадия - перцептивная психика – восприятие. Механизм адаптации перцептивной психики повляется там, где есть дистантные рецепторы (органы слуха). Типичные представители - насекомые.

3-я стадия - интеллект животных - адаптация обеспечивается мышлением. У представителей этой стадии должна быть ЦНС. Самый большой интерес вызывает интеллект высших обезьян. В 20-е годы опыты Келлера на островах, где он изучал жизнь высших обезьян. В дальнейшем эти результаты подкреплены работой Вайтониса и Ладыгиной-Котс.

Суть выводов: обезьяны способны решать интеллектуальные задачи в виде определенных практических действий: достать банан, используя палки или составные палки и предметы. Такое решение возможно в ограниченных пределах, если все предметы находится в поле зрения, тогда в наглядном плане происходит решение задачи.

Высшие обезьяны способны решать задачу в наглядном плане, если перед ними находятся все составляющие. Мысленно дополнить ситуацию элементом они не способны.

В своих мыслительных процессах высшие обезьяны не способны прогнозировать изменении ситуации, поэтому они не сохраняет орудия труда и не способны использовать их повторно с учетом измененой ситуации.

Таким образом, этот интеллект ограничен. Задачи в уме идеально не решаются и прогнозируется.

4-я стадия – интелект человека - показано качественное своебразие интелекта человека и кардинальное отличие от животных.

-человек способен к решению мыслительных задач в уме, способен в уме дополнить ситуацию недостающими элементами;

-человек способен прогнозировать изменение ситуации и строить свое поведение с учетом этих возможных изменений;

-использование орудий. Обезъяны используют орудия только в конкретной ситуации, они не изучают орудия и не сохраняют их для дальнейшего использования. Человек создает орудия по заранее намеченному плану для определенных целей и сохраняет их для многократного использования;

-обезьяны живут сообществами, но жизнь в этих сообществах подчинена биологическим законам. Жизнь в человеческом сообществе подчинена интересам социальным и направлена на сохранение сообщества;

-высшие обезьяны не способны к использованию знаковых систем в силу ограниченного мышления и, следовательно, у них ограничены коммуникативные возможности, возникновение речи и значит нет возможности разделения труда;

-существующие изменения в психике людей и условие поведения людей происходят без морфологических изменений.

Французская антропологическая школа (первобытные племена, никогда не сталкивавшиеся с другими людьми) – биопаказатели те же, но у них есть особенности психики – необходимость точного воспритятия и механическая память. В наглядном плане задачи решают хорошо (по памяти могли разобрать и собрать будильник). Объем памяти невероятно большой.

Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Мышление развивается в онтогенезе, в тесной связи с развитием речи.

В отечественной психологии самая существенная роль в изучении мышления принадлежит Л.С.Выготскому. В дальнейшем в 60-70 годы большой вклад в изучение мышления внес Тихомиров, Поддьяков. Нарушениями мышления также занималась Б.В.Зейгарник.

В зарубежной психологии проблемами памяти занимался Жан Пиаже. Подходы классификации мышления:

-выделение практического и теоретического мышления. Но основные классификации мышления связаны с этапами его развития.

 

Особенности мышления: опосредованный характер, опирается на знания, исходит из “живого созерцания”, но не сводится к нему, отражает связи и отношения между предметами в словесной форме, связано с практической деятельностью.

 

Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, аналогии.

Виды: наглядно-действенное, образное, отвлеченное.

Способы мышления: индукция (умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу) и дедукция (в обратном порядке).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.