Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как формируется личность? Каковы механизмы и движущие силы?




 

Процесс прижизненного формирования личности из индивида - социализация. Механизм формирования личности рассматривает и другое психологическое определение формирования личности, тесно связанное с вопросами о периодизации.

 

Периодизация – выделение определенных этапов в формировании личности. Психологическая периодизация рассматривает процесс формирования личности в целом и в частности в зависимости от возникновения новообразований.

 

 

Отечественными психологами разработаны две периодизации:

Даниил Борисович Эльконин – 1-я периодизация, Лидия Ильинична Божович – 2-я периодизация.

 

Две периодизации:

Даниил Борисович Эльконин – 1-я периодизация;

Лидия Ильинична Божович – 2-я периодизация

 

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА.

Ключевое понятие – «ведущая деятельность».

 

Считал, что формирование личности происходит в определенном чередовании с формированием познавательных процессов. По его мнению, процесс развития осуществляется через периоды, когда развиваются познавательные процессы и периоды, когда развиваются преимущественно личность.

В его концепции несколько основных понятий, главное – «ведущая деятельность». Именно в ведущей деятельности развиваются познавательные процессы и личность.

Ведущая деятельность – это деятельность формирующегося новообразованного возраста. Новообразование – это высшая психическая функция. Каждому возрастному этапу свойственна своя ведущая деятельность. Переход от одной ведущей деятельности к другой осуществляется через кризисы развития.

 

Кризисы развития – относительно короткие временные периоды (продолжительность до 1 года), характеризующиеся негативными изменениями в поведении ребенка.

Эмоциональное общение младшего со взрослым. Общение. (0-1г.)

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста (1-3 г.). Предметная деятельность ребенка.

Сюжетно-ролевая игра. Общение (3-6,7 лет)

Учебная деятельность (6,7 – 11 лет). Предметная деятельность.

Интимно-личностное общение (11-15 лет). Общение.

Учебно-профессиональная или предметная. Профессионально-учебная деятельность.

 

 

Все виды деятельности Эльконин разделил на две группы:

-деятельность предметная и

-деятельность общения.

В деятельности общения формируются компоненты личности. Познавательные процессы формируются в предметной деятельности. Происходит чередование общения и предметной деятельности. Сначала формируется деятельность общения, т.е. формируются личностные предпосылки, ведущие к развитию познавательного процесса, а затем и сам познавательный процесс.

Ни одна из ведущих деятельностей не нарастает по возрастам и ни одна из всех ведущих деятельностей не исчезает после того как перестает быть ведущей.

В каждой ведущей деятельности можно выделить три этапа:

-нарастание,

-кульминация,

-спад.

 

 

Периоды пересечения совпадают с кризисами развития. Смена ведущей деятельности сопровождается кризисом. Появление кризиса показывает, что старая система взаимодействия ребенка со взрослыми изжила себя и препятствует овладению новой ведущей деятельностью.

Существующая старая система взаимоотношений вызывает протест ребенка, что выражается в негативном изменении поведения.

Кризис проходит когда изменяются формы взаимодействия ребенка со взрослыми и создаются благоприятные условия для овладения новой ведущей деятельностью.

 

Развитие личности включено в общий процесс развития ребенка, в котором чередуются формирование личностных компонентов и познавательный процесс. Личностные и психические процессы развиваются в разных видах деятельности, сменяющих друг друга. Личностному развитию всегда предшествует познавательный процесс. Смена ведущей деятельности всегда происходит через кризисы развития. Развитие личности всегда создает предпосылки развитию познавательного процесса.

 

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ Лидии Ильиничны Божович

Ключевое понятие – «самооценка».

 

Л.И.Божович считала, что развитие личности и развитие познавательных процессов не связаны друг с другом и что это две разные линии развития.

Существующая новая система новообразования характеризует развитие личности. Развитие самооценки является движущей силой развития личности. Развитие личности явление очень сложное и индивидуальный процесс зависит от социального окружения ребенка и его системы социального взаимодействия, поэтому не существует четких временных пределов для формирования тех или иных личностных новообразований.

Первоначальные компоненты жизни формируются уже на первом году жизни, но не связывает их с комплексом оживления, а связывает их с формированием потребительской сферы ребенка.

Психическая жизнь ребенка определяется двумя группами потребностей:

1 группа – биологические потребности (еда, тепло, сухое белье);

2 группа – потребность в новых впечатлениях и новых общениях.

В первые месяцы жизни неудовлетворенные биологические потребности вызывают негативные изменения в поведении ребенка. Но постепенно его поведение определяется социальными потребностями.

Ребенок часто оказывается в конфликтных ситуациях. Возникает борьба мотивов. Божович считала борьбу между социологическими и биологическими мотивами движущимся механизмом развития ребенка раннего возраста.

Личностные новообразования, появление "Я" в жизни ребенка

Ребенок отделил себя от окружающего мира и назвал "Я". Поведение ребенка начинает определять особенности личностного реагирования:

а). реагирует на внешнюю оценку (первичная оценка матери). Реагирует, чтобы получить положительную и избежать отрицательную внешнюю оценку. Идет постоянное совершенство его поведения и осознания отношений между людьми. Ребенок сталкивается с двумя видами отношений и внешняя положительная оценка противоречит его биологическим потребностям. Идет самооценка, саморегуляция. Один и тот же поступок у разных людей имеет разную оценку в зависимости от обстоятельств, от одного и другого человека. Через этот механизм идет совершенствование форм поведения.

Внешняя оценка действует до начала школьного обучения. Далее следует новообразование – внутренняя позиция. Ребенок строит свое поведение от внутренней позиции. Самооценка появляется в подростковом возрасте и отражает представления ребенка о своих качествах.

Идеальное "Я" – каким "Я" должен быть, часто представлены внешние атрибуты. Учитывает реальное "Я" – что сам о себе думает. Оценка неадекватно занижена. Как реакция на заниженную самооценку возникает отрицательная реакция (гиперкомпенсации).

Постепенно идеальное "Я" совершенствуется и наполняется психическим содержанием, разрыв становится меньше и формируется адекватная самооценка. Появление адекватной самооценки сопровождается формированием новых новообразований:

- самосознание,- самовыражение, - самоутверждение.

Появление адекватной самооценки и сформированного правильного формирования знаменует завершение формирования личности и относится это к 18 годам. Основной труд "Личность и ее формирование в детском возрасте".

Механизм личностного развития, возникновение и формирование самооценки, линии формирования развития независимы. А для развития личности существует система новообразований, главным из которых является самооценка.

Не всякий человек является личностью. Новорожденный младенец—это уже человек, но отнюдь еще не личность. Нельзя также считать личностью ребенка-идиота. В глубокой старости люди остаются личностями, но если старость какого-либо человека сопровождается атрофией либо иным поражением головного мозга, он может и перестать быть личностью.

Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, полноценную личность. Личность формируется постепенно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...