Психолого-педагогические особенности умственно отсталого дошкольника.
Развитие моторики Развитие речи Развитие игры Поведение Прямостояние: имеются значительно большая, чем у глухих детей, задержка. В этой связи они с трудом знакомятся с окружающим их пространством в младенчестве. Родители часто отмечают, что в младенчестве их дети были чрезвычайно инертны, не тянулись к игрушкам, не проявляли никакого избирательного отношения к окружающему. Хватание появлялось чрезвычайно поздно, иногда лишь в форме движения по направлению к игрушке, что имел очень беспокойный характер и беспричинно плакал. Однако и в этих случаях нет избирательного отношения к окружающему, интереса к предмету, хватания и т. д. Преддошкольный возраст: не понимают функционального назначения предметов (в отличие от глухих), не совершают даже специфических манипуляций. Их действия с предметами стереотипны, нецеленаправленны. Дети не удерживают взгляд на объектах, не рассматривают их. Некоторый сдвиг в развитии происходит после 4 лет. В этом возрасте дети начинают принимать задания и в большей мере поддаются обследованию. Обучаемые у/о дошкольники: дети могут выполнять ряд предлагаемых им заданий. Соотносят парные предметы и парные картинки (чаще при выборе из двух); они могут работать по подражанию, вычленяют форму предметов, воспроизводят их пространственные отношения. Могут учитывать отношения между тремя элементами, хотя третий элемент выпадает из поля зрения ребенка (ребенок продолжает действовать так, как будто у него осталось только два элемента). Различают цвета в условиях подражания действиям взрослого. Удается выбор по образцу (по цвету и по форме) из двух элементов и анализ простого образца. Более точно воспроизводят пространственные отношения между элементами по подражанию.
С трудом дается выполнение заданий выполнением путем проб. Так, например, более половины детей не может сложить четырехсоставную матрешку. Действия хаотичные. Геометрически объемные формы соотносят по форме. Их различение происходит только в практической деятельности. Беспомощны при складывании разрезных картинок, даже картинку, состоящую из двух частей, если они отдалены друг от друга и развернуты не так, как для составления целого, т.е. требуют разворота. Складывание разрезной картинки из 3—4 частей может представлять непреодолимую трудность. Восприятие величины в условиях зрительного соотнесения трудно. Даже пирамидку из 4 колец многие вкладывают без учета величины. Выбор по словесной инструкции невозможен, часто не удерживают в памяти содержания инструкции при повторении. Требуется, чтобы взрослый дал инструкцию на каждом этапе складывания пирамидки. Не могут осуществить группировку фигур по цвету, по форме. При обучении формируются некоторые элементарные представления о количестве. Неспособность соотнести количество со словом. Не выполняют предметного рисунка в процессе свободной деятельности, состоит из повторяющихся стандартных элементов (кружочков, черточек и т. п.). Конкретные рисунки (нарисуй дом, нарисуй дерево, нарисуй человека) примитивны. Инструкция может быть дана в устной или жестовой форме. Но около половины детей совсем не может пользоваться инструкцией. Встречаются дети, которым речевая инструкция даже мешает. У\о сильно отличаются друг от друга. Один и тот же умственно отсталый ребенок может по-разному действовать при выполнении разных видов деятельности. В одних случаях уровень его действия может оказаться даже относительно высоким, тогда как в других — очень низким. Поэтому нельзя судить об уровне сенсорного и интеллектуального развития ребенка только по выполнению им какого-либо одного задания.
Требуют широкое обследование с предъявлением заданий разного характера. Все указанные особенности сенсорного и интеллектуального развития характерны для умственно отсталых дошкольников разных возрастов (от 4 до 7 лет). Существенных сдвигов в их психическом развитии без специального обучения не происходит. Дети с более резким и выраженным снижением интеллекта: имеют много общего с описанными выше, однако есть различия. Эта группа более однородная. Обследовать сравнительно позднее. Способы выполнения задания несовершенны. Задания выполняют методом проб или действуют неадекватно. Не вычленяют формы и не соотносят. Отсутствует конструирование по образцу. Недоступен простейший анализ образца, хотя действия по подражанию ими производятся. Складывание разрезной картинки из двух частей они осуществить не могут. Не выполняют даже самого элементарного предметного рисунка. Не ориентируются на инструкцию. По подражанию они могут выделять из группы предметов один, два, много, но больше двух предметов вычленить из группы, соотнести по количеству не могут. Отсутствует операция сложения даже в наглядно-действенном плане. Не владеют речью, лишь в редких случаях могут по слову выделить один или два предмета. Ни в одном виде деятельности не достигают уровня обобщения. Все сказанное выше проявляется у них значительно позднее, вплоть до 8—9 лет. Развитие моторики Задерживается развитие прямостояния. Задержка носит более выраженный характер, чем у детей с нарушениями слуха, и не компенсируется к 1 году 2 мес. - 1 году 4мес. Многие начинают держать голову около 6 мес., есть и немало таких, которые начинают удерживать голову после полугода и даже после года. Большой процент детей начинает сидеть значительно позднее (от 1 до 2 лет). Очень редко бывает своевременное начало ходьбы. Около половины детей начинает ходить в возрасте 1 года 6 мес. - 2 лет. У большинства детей - нарушения моторики. У одних - грубые, у других – менее значительные. Движения недостаточны или плохо координированы, они часто носят неточный и неловкий характер, совершают ненужные, лишние движения.
Наблюдаются тремор, гиперкинезы, навязчивые движения. Неуверенная, неустойчивая походка, двигательно беспокойны, проявляют повышенную двигательную активность. Понимание речи: отсутствие реакции на речь, не понимают речи в полном объеме. Большинство из них не владеет развернутой фразовой речью. Встречаются такие, которые совершенно не понимают обращенной речи или понимают в пределах обихода, в пределах ситуации. У части детей отмечается нечленораздельный и предметно неотнесенный лепет, у части - только голосовые реакции или несколько лепетных слов. Собственная речь детей тоже ограничена, изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Отмечается косноязычие, дизартрия, логоневроз. Большое количество детей проявляет склонность к эхолалии. У некоторых детей отмечаются нарушения структуры слов и персеверации. Фраза: менее чем 1/3 детей пользуется простой фразой (в большинстве случаев с большим количеством грамматических искажений). Часть детей, пользуясь простой фразой, не умеет передать в речи ни элементарных желаний, ни просьб. Их фразы, по существу, являются набором слов. Фраза пустая, без всякого содержания, бессмысленная, не соотнесенная с выполняемым ребенком действием. Словарь беден, ограничивается обиходными словами. Пассивный словарь по объему примерно равен активному. Вся речь состоит из номинативных фраз. Среди умственно отсталых встречается небольшая группа с формально хорошо развитой речью. Мы не наблюдаем ни сложного косноязычия, ни аграмматизмов. Речь зачастую бывает очень обильна. В то же время она оторвана от деятельности ребенка, не наполнена содержанием, не отражает истинных сенсорных и интеллектуальных возможностей ребенка. Такие дети, повторяя словесную инструкцию, обычно не умеют пользоваться ею, т. е. не выполняют предписанного инструкцией действия. Такое грубое недоразвитие речи (ее понимания и употребления) препятствует общению с детьми и детей друг с другом. Развитие игры Проявляет какой-то интерес к игрушкам. Интерес является формальным. Ребенок тут же оставляет полученную игрушку и берет новую. Не действует с игрушкой, не рассматривает ее. Интерес к игрушкам является мимолетным, очень нестойким.
Способы действия с игрушками: действуют не в соответствии с назначением каждой, а стереотипно, производят неадекватные действия с игрушками. Эти особенности не наблюдается у глухих и слабослышащих детей с нормальным интеллектом. В игре отсутствуют элементы сюжета, сводится к процессуальным действиям. Неспецифические манипуляции. Наблюдается неадекватное употребление игрушек. Интересно, что дети знают и правильно называют те игрушки, которые неадекватно используют в ходе игры. В возрасте до 4-х лет часто дают нечеткие реакции на звучание барабана, не дают четких реакций и на неакустические раздражители (тактильные, вибрационные). У некоторых реакция на звучание барабана совсем отсутствуют (все глухие дети на звучание барабана реагируют). Дети, которые не реагируют на звучание барабана, часто не реагируют ни на один из предлагающихся им раздражителей. Начиная с 4 лет все дети, независимо от уровня их психического развития, дают ответные реакции на звучание барабана, однако эти реакции могут оставаться нечеткими. Нарушен фонематический слух. Поведение Контакт: неоднородны с точки зрения способности устанавливать контакт со взрослыми. Одни легко и быстро налаживают контакт, другие - с большим трудом, третьи - неконтактны и не умеют наладить контакт со взрослыми. Контакт чисто внешний, формальный. Фактически эти дети находятся вне контакта: многие из них входят в контакт лишь на короткие отрезки времени и порывают его при появлении новых требований. Внимание: плохое внимание, плохо сосредоточиваются, с трудом удерживают внимание на объекте, плохое переключение, низкая концентрация и неустойчивость. Без специальной коррекционно-воспитательной работы внимание развивается незначительно. Реакция: некоторые правильно реагирует на замечания взрослого, исправляя в соответствии с ним свое поведение и не проявляя при этом отрицательных эмоций, другие не реагирует на замечания взрослого. Многие не воспринимают замечания как такового (не понимают жеста, мимики, слов взрослого), отвечают на него плачем, капризами, криком. Никакой возрастной разницы не наблюдается. Треть детей адекватно реагирует на одобрение, большинство остается к нему равнодушным и не проявляет заинтересованности. Не способны самостоятельно оценить отсутствие успеха и внести исправления. Часть детей действует с тем объектом, который попадает в поле их зрения, действие прекращается, если в поле их зрения попадает другой предмет. Без специальной коррекционно-воспитательной работы проходит некоторое развитие поведения. Правильнее здесь было бы говорить не о качественных, а скорее о количественных сдвигах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|