Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности волевых качеств УО детей




Воля – сторона сознания, некая внутренняя сила психологического свойства, способная управлять психологическими явлениями и поведением человека. Воля – главное отличие человека, это форма внутреннего контроля поведением, явление субъективное. Волевое действие может реализоваться в простых и сложных формах. Сложный волевой акт проходит 4 стадии: возникновение побуждения и предварительная постановка цели; обсуждение и борьба мотивов; решение; исполнение. Волевые действия, как и вся психическая деятельность связаны с функционированием мозга. Специфичность волевой регуляции поведения умственно отсталых детей связана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений.

Воля представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Особенности волевых качеств умственно отсталых детей проявляются в том, что они:

1. малоинициативны;

2. не могут в достаточной степени проявлять волевые усилия;

3. не в состоянии управлять волевыми действиями;

4. не умеют действовать в соответствии с перспективными целями;

5. не могут подчинить свое поведение определенной задаче, спланировать свои действия;

6. не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.

У умственно отсталых отсутствуют самостоятельность и целеустремленность.

Умственно отсталые дети подвластны аффективным импульсам, непосредственным воздействиям ситуации, не склонны к самостоятельной переработке этих воздействий с позиции собственных убеждений и духовных потребностей.

Ввиду присущего умственно отсталым слабоволия они легко внушаемы. Им свойственны некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания, предложения или советы с собственными интересами и склонностями. Так, например, они легко отвлекаются от выполнения нужного дела, если им предлагают поиграть, развлечься. Умственно отсталого легко подговорить сделать что-либо, спровоцировать. Вместе с тем они могут проявлять неслыханное упрямство даже тогда, когда им приводят разумные доводы в пользу необходимости действовать в нужном в данный момент направлении. Такие контрасты в проявлении воли являются результатом незрелости личностной сферы умственно отсталых детей.

Развитие воли у нормально развивающегося ребенка тесным образом соотносится с обогащением его мотивационной и нравственной сферы. Недоразвитие духовных потребностей, бедность и неустойчивость потребностей и мотивов умственно отсталых детей существенно затрудняет развитие их волевых качеств. Однако слабость воли у умственно отсталых обнаруживается не всегда и не во всем. С. Я. Рубинштейн указывает на резкие контрасты в поведении умственно отсталых, когда наряду с безынициативностью, неумением преодолевать малейшие препятствия, противостоять искушениям проявляется и настойчивость, и целеустремленность. Слабость воли выступает в тех случаях, когда они знают, как надо действовать, но не испытывают потребности в этом действии, а также в тех случаях, когда цель деятельности является отдаленной во времени.

Воспитание воли у детей без отклонений в развитии - сложный и длительный процесс. Воспитание воли у умственно отсталых детей представляется делом еще более долгим и трудным, что объясняется особенностями их развития.

Для исследования эмоционально-волевой сферы, качесто личности:

1.Таблицы с набором задач разной трудности и соответствующие им карточки с номерами задач для проведения метoдики исследования уровня притязаний личности.

2. Серия картин (один из вариантов ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т, д.

3. Рисунки со стимульным материалом по тесту Роршаха.

4. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д,).

5.Бланки с вариантами заданий, для. исследования волевых усилий (корректурные пробы, лабиринты.и т. д.).

Речевая деятельность.

Ввиду нарушения взаимодействия между первой и второй сигнальными системами отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности.

Развитие речи умственно отсталых детей характеризуется двумя важными особенностями:

1. значительная задержка становления речи;

2. недоразвитие всех ее компонентов: фонетическая, лексическая, грамматическая (М.Ф.Гнездилов, В.Г.Петрова и др.). Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности в овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в результате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения.

Развитие речевого (фонематического) слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Первые слова произносятся не в 1-1,5 года, а на третьем, четвертом году жизни. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4-5 годам. Задержка становления речи обнаруживается не только в развитии активной речи самого ребенка, но также в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к нему речи окружающих.

Наиболее нарушена у умственно отсталых семантика речи, т. е. понимание значения тех слов, которые используют окружающие. Это связано с нарушением словесно-логического мышления.

В силу недоразвития коры головного мозга у умственно отсталого ребенка медленно развивается словарь, для него характерен ограниченный словарный запас. Значения слов недостаточно дифференцированы. У умственно отсталых большая часть входит в пассивный словарь, и лишь небольшая часть - в активный. Замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации. Речь умственно отсталого ребенка характеризуется бедностью содержания, недостаточной развернутостью, фрагментарностью.

У умственно отсталых детей нарушен грамматический строй речи. Употребляемые ими предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством аграмматизмов, пропусков. В их речи отмечается нарушение синтаксических связей, т. е. отношений между словами предложения с помощью падежей и предлогов. Часто речевая продукция умственно отсталых сводится к использованию заученных речевых штампов. У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в результате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения. Умственно отсталые дети проявляют пассивность в общении, они редко бывают инициаторами беседы и испытывают огромные трудности в овладении монологической речью. Это обусловлено:

1. непониманием необходимости собственных словесных высказываний;

2. слабым побуждением к речи;

3. ограниченностью содержания речи.

Наиболее доступной является диалогическая речь, так как при формулировании своих высказываний умственно отсталые опираются на речь собеседника. Ребенок долгое время общается только в вопросно-ответной форме, контекстная речь формируется с трудом. У этой категории детей с отклонениями в развитии недостаточно сформирована регулятивная функция речи. Они неточно воспринимают указания взрослого и далеко не всегда действуют в соответствии с этими указаниями даже в тех случаях, когда хорошо их помнят. Речь умственно отсталых детей невыразительна, монотонна, бедна интонациями. Около 60 % учащихся вспомогательных школ имеют недостатки звукопроизношения.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.