Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности общения УО детей




Изучение проблемы общения умственно отсталых детей имеет большое значение для организации коррекционно-педагогической работы, так как успешность учебной деятельности определяется не только интеллектуальными возможностями, но и психологическим климатом коллектива. Оптимальные, удовлетворяющие всех членов группы отношения способствуют социальной адаптации умственно отсталого ребенка. Исследованием межличностных отношений умственно отсталых занимались Л. В. Викулова, Я. И. Дарговичене, Ж, И. Намазбаева, Т. А. Процко, О. Т. Китина др. Многие исследователи отмечают задержку, неустойчивость, слабую дифференцированность в развитии межличностных отношений умственно отсталых детей.

Большинство умственно отсталых долго не вступают между собой в выраженные контакты.

Особенно ярко это проявляется у детей-олигофренов с преобладанием процессов торможения, детей с тяжелыми формами умственной отсталости.

Такая задержка в развитии межличностных отношений объясняется рядом причин:

1. сниженной или ненормированной потребностью в общении;

2. безынициативностью;

3. неадекватной самооценкой;

4. нарушениями речи;

5. часто выраженным эгоцентризмом.

Исследования структуры межличностных взаимодействий у умственно отсталых, обучающихся в коррекционной школе, показали:

1. для младших школьников характерна примитивная избирательность в личных отношениях;

2. у старшеклассников наблюдается достаточно сложная структура внутриколлективных отношений.

У умственно отсталых школьников вплоть до старших классов сохраняется неустойчивость неофициальных групп, тогда как в массовой школе оно существует только в младших классах. Кроме того, группам умственно отсталых часто свойственны аморфность и ситуативность. Характерным является большое количество микрогрупп. В группах умственно отсталых встречаются дети, которые совершенно не имеют связи друг с другом. Причем изолированных учеников среди умственно отсталых примерно в 3-4 раза больше, чем среди нормально развивающихся. Это явление связано с характером дефекта. Отторгаются чаще всего вспыльчивые, аффективные, обидчивые, неуравновешенные в поведении дети с умственной отсталостью.

Наиболее высокое положение умственно отсталого ребенка в группе определяется общительностью, хорошим характером и успехами в учебе. Такие дети становятся лидерами в классе. Но нередко лидеры выделяются по случайному признаку. Тяжело умственно отсталые дети имеют серьезные затруднения в коммуникативной сфере. Часто речь такого ребенка может полностью отсутствовать в ее вербальной форме. В этом случае некоторые «неговорящие» дети могут пользоваться невербальными средствами коммуникации: естественными жестами, графическими знаками, символами.

Развивать межличностные отношения у детей с тяжелой умственной отсталостью наиболее реально через вовлечение их в трудовые и досуговые мероприятия, поддерживая при этом проявление активности в общении. Умственно отсталые дети не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность. Общение с нормально развивающимися детьми - это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии.

Особенности ВНД. ВНД – деятельность человека и животных, обеспечивающая, благодаря формированию поведенческих адаптаций, максимально полное и быстрое приспособление организма к окружающей среде.

Особенности ВНД у/о детей изучались тремя научными коллективами: 1) ученик академика И. П. Павлова профессор Н. И. Красногорский провел ряд экспериментальных исследований условнорефлекторной деятельности олигофренов ясельного возраста; 2) сотрудники профессора А. Г. Иванова-Смоленского изучали ВНД у олигофренов школьного возраста с использованием речедвигательной методики; 3) в 60-е гг. - под руководством профессора А. Р. Лурия.

У у/о новые условные связи, особенно сложные, формируются значительно медленнее, чем у нормальных детей. Они непрочные, хрупкие. Эта слабость замыкательной функции коры головного мозга является важнейшей особенностью ВНД умственно отсталых детей. Именно этим объясняется крайне замедленный темп их обучения. Усвоение какого-либо нового навыка означает не только формирование новой системы условных связей, но и дифференцировку связей, т. е. отграничение одних условий от других (привычные должны быть заторможены).

Такие дифференцировки вырабатываются у них с большим трудом, отличаются малой стойкостью, угасают.

Чем же объясняются эти два факта — замедленность и затрудненность их дифференцировки?

Как известно, для правильного формирования и видоизменения новых связей необходима достаточная сила нервных процессов, процессов возбуждения и торможения. У детей после различных поражений головного мозга меняется функциональное состояние коры головного мозга. Травма, интоксикации и т. д. могут разрушать нервные клетки в определенных участкax мозга, ухудшается функциональное состояние всех нервных клеток коры головного мозга в целом. Процессы суждения и активного внутреннего торможения слабеют. Слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, а слабость активного внутреннего торможения обусловливает плохое качество дифференцировок. При разных поражениях головного мозга возможно преимущественное ослабление одного из нервных процессов—возбуждения или торможения.

«Работоспособность» нервных клеток снижается и после небольшой нагрузки они впадают в состояние охранительного торможения. Охранительное торможение возникают и у нормальных при переутомлении, недосыпании, воздействии чрезмерно сильных раздражителей. У здоровых людей возникают редко. У детей, перенесших какое-либо поражение головного мозга, эти состояния охранительного торможения (изученные и описанные академиком И. П. Павловым и его учениками под названием «фазовых» состояний) возникают часто. Иногда они носят мерцающий, кратковременный характер, а иногда могут длиться целые месяцы и даже годы. Пока нервные клетки коры головного мозга ребенка находятся в состоянии охранительного торможения, его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Однако это снижение временное.

Раньше казалось непонятным, каким образом ребенок, обучавшийся год в классе для глубоко отсталых (имбецилов), вдруг после хорошего летнего отдыха начинает усваивать новый учебный материал как дебил (казалось, была допущена ошибка. Ошибки могло и не быть, просто могло измениться состояние ребенка).

Наклонность к возникновению состояния охранительного торможения свойственна ученикам, особенно выраженно у некоторых учащихся.

Фазовые состояния проявляются как в колебаниях умственной работоспособности, но и в эмоциональных реакциях. В норме реакции людей на внешние раздражители соответствуют им по силе и качеству.

Среди особенностей высшей нервной деятельности у/о детей многие исследователи (М.С.Певзнер, В.И.Лубовский) отмечают выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедлена. Нарушено взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Это нарушение связано с недоразвитием второй сигнальной системы. (У нормальных детей слово начинает играть регулирующую, определяющую роль очень рано.)

Таким образом, умственно отсталым детям свойственны: слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склонность к частому охранительному торможению и недоразвитие второй сигнальной системы.

С точки зрения особенностей ВНД учащихся вспомогательных школ можно разделить на три основных типа.

1. У которых преимущественно ослаблен процесс возбуждения: вялы, медлительны, плохо усваивают все новое, учатся с трудом, новые навыки и умения формируются крайне медленно, усвоенный навык трудно изменить (положительные привычки формировать), мало инициативы. И все же их несколько легче учить и воспитывать, чем детей второго типа.

2. У детей преимущественно ослаблен процесс активного торможения: встречаются реже, быстро реагируют на все, отвечают и действуют необдуманно. Вставляют в свой ответ что-либо, не относящееся к уроку, ошибочно толкуют содержание по первому впечатлению, быстро поднимают руку или просто выкрикивают какой-либо ответ, еще не успев разобраться в сути вопроса, к собственным ответам относятся некритично, ошибок сами не замечают. Однако, когда им указывают на ошибки либо просто останавливают, требуют получше подумать, они без особого труда могут найти правильный ответ. Ошибки и неточности в их суждениях и действиях объясняются слабостью активного внутреннего торможения, затрудненностью дифференцировок условных связей.

3. Характерна повышенная склонность к охранительному торможению: состояния охранительного торможения в виде «летучих» фазовых состояний коры мозга играют основную роль в общей картине умственной неработоспособности.

Дети могут произвести впечатление разумных, понятливых, легко усваивающих новый материал. То слушает и понимает учителя, то перестает его понимать. В результате учащиеся не имеют систематических знаний. Бывает, что они теряются и не могут найти правильный ответ при попытке воспроизвести хорошо выученный урок. Подобная забывчивость в момент вызова к доске объясняется также состоянием охранительного торможения.

Таким образом, практический опыт позволяет выделить три типа детей: а) медлительных, вялых; б) импульсивных, расторможенных; в) чрезмерно истощаемых при интеллектуальной нагрузке.

Трудовые навыки. Посвящено большое количество работ (Осипова Н. С., М.Н.Перова, 3.Н.Смирнова, А.В.Усвайская, Мачихина В.Ф., В.М.Синев, Г.М.Дульнев, Пинский Б.И. и мн. Др.).

Продуктивна для использования разработанная психологом П.Я.Гальпериным теория поэтапного формирования умственных действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...