Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12 Выявление детей с отклонениями в развитии




Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), созданные при районных и городских управлений народного образования, об­следуют учащихся из обычных школ общего назначения и из детских домов и отбирают неуспевающих учеников, пребывание которых в обычной школе нецелесообразно.

Перед приходом на ПМПК ребенок должен пройти медицинское обследование - психоневрологом, офтальмологом, отоларингологом, фтизиатром, педиатром, ортопедом. В медицинском деле ребенка должно быть заключение о состоянии его зрения и слуха, подробный анамнез. В педагогическом деле ребенка должна быть характеристика с указанием на основные причины отставания и какие меры были применены для оказания помощи ребенку.

Кроме этого должны быть представлены тетради, рисунки, поделки ребенка.

Заочное обследование ребенка запрещено.

На ПМПК дети приходят с родителями или с заменяющими их лицами.

В состав ПМПК обычно включают психолога, врача-психоневролога, психиатра, педагога младших классов школы общего назначения, педагога-дефектолога и логопеда.

ПМПК определяет общую структуру дефекта и устанавливает диагноз ребенку, дает заключение и выбирает тип учреждения, в котором должен обучаться ребенок.

В заключении ПМПК по результатам обследования ребенка должно быть отражено клинический диагноз, тип учреждения, программа и форма обучения, (на дому или в школе…). Заключение доводится до сведения родителей (или опекунов).

В задачи ПМПК входит комплектование специальных учреждений, организация пробного обучения, организация консультативной работы с родителями, со специальными учреждениями, коррекционной работой.

 

МПК и ПМПК (задачи, организация и содержание работы)

Комплектование проходят все учреждения. Эти 2 учреждения равны. Занимаются отбором и комплектованием. МПК работает по Положению об областной МПК. ПМПК – по проекту Положения 1995 г. Полного перехода в ПМПК пока нет.

МПК бывают однопрофильными и многопрофильными. В зависимости от этого определяется состав комиссии. По длительности бывает временные и постоянно действующие. Комиссия занимается только комплектованием. Председатель (врач, педагог) в зависимости от того, где создана комиссия. В комиссию входят: дефектолог (того профиля, по которому работает комиссия), логопед, врач-психоневролог, секретарь. Другие лица – на основе заключения контракта, контракта. Должны быть собраны документы, характеристика из учреждения, продукты деятельности (письменные работы, дневники, рисунки…), свидетельство о рождении, паспорт одного из родителей (опекуна). Заочно ребенка обследовать запрещается. Опекун, если не смог прийти, то он имеет право вместо себя отправлять другого лица по доверенности. В обследовании ребенка принимают участие все члены комиссии (каждый - свою область). При психологическом эксперименте по Ивановой обязателен обучающий эксперимент (не обязательно). Все факты фиксируется протоколом. Обсуждение членов комиссии результатов обследования происходит без ребенка и без родителей. По результатам обследования обязательно должно быть заключение. В заключении отражается три момента: -клинический диагноз

-тип учреждения и программа обучения

-организуемая форма обучения (на дому или в школе…).

Заключение доводится до сведения родителей (или опекунов). Решение всегда коллегиально. Если нет единого мнения, то особое мнение пришивается отдельно. В данном случае можно организовать пробное обучение.

ПМПК – явление более современное, чем МПК. ПМПК многофункциональная. Кроме комплектования занимается:

- комплектованием специальных учреждений. Специфика в том, что ребенок на базе ПМПК обследуется в течение месяца;

организация пробного обучения строится по другому принципу, чем в МПК. Здесь создаются диагностические классы. Дифференциальная диагностика проводится от 3 месяцев до учебного года. По окончании обучения созданный на базе ПМПК класс расформировывается.

организация консультативной работы с родителями, со специальными учреждениями;

коррекционная работа – (например, в группах риска, с теми, кто не посещает школу, работа в логопедическом пункте, с инвалидами, с детьми соматического профиля…)

Состав ПМПК разнообразен: медики, дефектологи, психолог, учителя, которые ведут обучение, медстатист. Ведется картотека. Для работы в ПМПК принимаются специалисты высшей и первой категории.

 

ВОПРОСНИК ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ У/О ДЕТЕЙ.

1. Формальные сведения: Ф.И.0. Год, месяц и дата рождения. дата поступления в школу-интернат. Диагноз при поступлении.

2. Анамнестические сведения. Возраст, профессия родителей. Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды. Особенности раннего pазвития ребенка. Перенесенные ребенком заболевания.

3. Данные медицинского обследования. Физические состояния. Состояние зрения. Состояние слуха. Неврологический статус /расстройства движений, чувствительности, эпилептические приступы/. Психические состояния /бред, галлюцинации (наличие или отсутствие), вожбуждение, вялоость/.

4. Характерные особенности. Доступен ли контакт, как вступает в беседу, как ориентируется в окружающем. Активен или пассивен, тормозим или возбудим, в чем это проявляется. Заинтересованность, на какое время. Как реагирует на ласковый и строгий тон обращения к нему.

5. Особенности речи: Наличие или отсутствие речи. Речь отчетливая, ясная или невнятная. Общается ли с помощью речи. Как понимает обращенную речь. Пользуется ли фразовой речью или отдельными словами. Сопровождает ли речь мимикой или жестами.

6.Особенности моторики: Ловкий,неловкий. Описать особенности походки /если они отмечаются/. Особенности моторики при выполнении мелких и точных движений.

7.Данные психолого-пдагогического обследования. Выявление запаса общих представлений: сведения ребенка о себе: адрес, возраст, состав семьи. Ф.И.0. родителей, знание ребенком названий городов, страны, где он живет, дат красного календаря и тд.

Восприятие времени: год, неделя, месяц, времена года, час, минута, сутки и тд. Восприятие пространства: различие правой, левой стороны, вблизи, вдали, умение сложить фигурки по образцу, сложить картинку, разрезанную на части. Особенности внимания: длительность активного внимания, стойкость, переключаемость. Особенности памяти: быстро ли запоминает, точность воспроизведения. Особенности мышления, способность к обобщению, классификации, исключение лишнего, составление рассказов по серии картин. Умение выделения сходства и различия, понимание смысла загадок, пословиц, установление причинно-следственных связей.

8. Игровая деятельность: какой интерес к играм, умеет ли играть с игрушками, какие игры его привлекают. Умеет ли играть с другими детьми. Доступно ли понимание игровой ситуации, умеет ли самостоятельно организовать игру.

9. Навыки самообслуживания и общественно-полезной деятельности: может ли самостоятельно раздеться, одеться, застегнуть, развязать, зашнуровывать, убрать постель, умыться. Как пользуется ложкой, аккуратно ли принимает пищу. Помогает ли друзьям. Дежурит ли. Как относится к труду, какие операции выполняет, в каких мастерских, сколько изготовливает продукции, качество. Проявляет ли интерес к работе, включается в работу самостоятельно или требует стимуляции. Формируется ли чувство коллективизма, чувство ответственности за себя и других.

10. Эмоционально-волевая сфера. Поведение во время занятий. усидчивость /неусидчивость/, беспокоен, поведение во внеурочное время, в мастерских. Реакции на трудности в обучении, быстро ли утомляется. Как переносит чувство обиды, огорчения со стрроны других воспитанников. Особенности характера /упрямый, настойчивый, злобный, вспыльчивый, замкнутый, обидчивый, добродушный, веселый/. Заключение.

 

Вопросы к экзамену и зачету

1. Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии как наука.

2. Принципы изучения детей с отклонениями в развитии.

3. Методы изучения детей с отклонениями в развитии.

4. Причины нарушений интеллектуального развития.

5. Развитие психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

6. Учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта.

7. Современные подходы к классификации умственной отсталости.

8. Олигофрения. Классификации олигофрении.

9. Деменция. Ее виды.

10. История психолого-педагогического изучения детей с нарушениями интеллекта.

11. Психологическая характеристика состава учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

12. Актуальные проблемы умственной отсталости.

13. Особенности внимания детей с нарушениями интеллекта. Методы изучения и коррекции внимания.

14. Особенности памяти детей с нарушениями интеллекта. Методы изучения и коррекции памяти.

15. Особенности ощущений и восприятия детей с нарушениями интеллекта. Методы изучения и коррекции ощущений и восприятия.

16. Особенности представлений детей с нарушениями интеллекта. Методы изучения и коррекции представлений.

17. Особенности речи детей с нарушениями интеллекта. Методы изучения и коррекции речи.

18. Особенности личности детей с нарушениями интеллекта. Методы изучения и коррекции личности.

19. Особенности эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями. Методы изучения и коррекции эмоциональной сферы.

20. Особенности волевой сферы детей с нарушениями интеллекта. Методы изучения и коррекции волевой сферы.

21. Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушениями интеллекта.

22. Изучение межличностных отношений детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

23. Особенности деятельности детей с нарушениями интеллекта. Методы изучения и коррекции.

24. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей со сложным дефектом.

25. Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка с нарушением интеллекта.

26. Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических консилиумов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

27. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий.

28. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний.

29. Психолого-педагогическая характеристика состава учащихся школы 8 вида.

30. Психологический анализ ведущих признаков интеллектуального нарушения.

31. Психологическая характеристика разнообразных видов деятельности детей с умственной отсталостью в дошкольном возрасте.

32. Психологический критерий готовности умственно отсталого ребенка к школьному обучению.

33. Мышление как психический процесс, особенности его при умственной отсталости.

34. Сенсорно-перцептивная деятельность детей с нарушениями интеллекта.

35. Самооценка, потребности, мотивы поведения и уровень притязаний лиц с умственной недостаточностью.

36. Содержание мотивов общения умственно отсталых со сверстниками и взрослыми.

37. Особенности социальной адаптации лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Литература

 

Программа

Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости. Степени умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью. Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых. Вопросы диагностики и ранней психологической помощи.

 

 

Литература

1) Азбукин Д.И. Клиника олигофрении. М., 1936

2) Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека /Под ред. И. А. Полищука и А. Е. Видренко. — Киев, 1980.

3) Баскакова И. Л. Внимание школьников-олигофренов. М. 1982.

4) Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1987.

5) Богданова Е.И. Лечение различных форм олигофрений //Проблемы общего психического недоразвития. Л., 1976.

6) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464с.

7) Братусь Б.С. Психологические проблемы изучения и коррекции аномальной личности.-М., 1998.

8) Выготский Л.С. //Собр. соч.: В 6 т. —М.: Педагогика, 1983, Т. 5.

9) Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.,1997.

10) Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.—М.: Просвещение, 1972.

11) Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей. — Иркутск, 1988.

12) Выготская Г. Л., Лифанова Т. М.Лев Семенович Выготский. Жизнь, деятельность, штрихи к портрету. М., 1996.

13) Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. М, 1999.

14) Готовность детей к школе. Диагностики психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов /Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер и др. -М., 1992.

15) Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста / Под ред. В. И. Лубовского. М., 1989.

16) Дети с временной задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971.

17) Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского,_Н.А.Цыпиной.-М.: Педагогика, 1984.

18) Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей / Под ред. Е. М. Мастюковой. М.: АПН СССР, 1988.

19) Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001.

20) Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова. - М.: «Социальное здоровье России», 1997.

21) Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Библиотека психолога-практика. Авт.-сост. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 1999.

22) Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.- 149 с.

23) Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. - М., 1985.- 45 с; Приложение: 240 с, ил.

24) Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М., 1988.96 с.

25) Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей.- М.. 1990.- 55 с, 64 л. ил.

26) Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия "Школа для всех". - М.: Новая школа, 1998. - 144с.

27) Забрамная С.Д. Педагогические пути изучения детей при приеме их во вспомогательную школу.-М., 1964.

28) Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник для студентов дефектол. факультетов педвузов и ун-тов. - М: Просвещение: Владос, 1995. - 112 с.

29) Забрамная С.Д., Иванов Е.С., Малофеев Н.Н. // Дефектология: Современные проблемы обучения и воспитания: Сб. тезисов ст. юб. конференциигС-Пб.: Образование, 1994.-С.5-8.

30) Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.- М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.-112 с, илл.

31) Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». -М.: В. Секачев, 2001.-80 с, с ил.

32) Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХв. — М., 1995. — 507 с.

33) Занков Л. В. Обучение и развитие. М. , 1975.

34) Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. - М., 1939.

35) Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М., 1954.

36) Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М., «Учпедгиз», 1935.

37) Запорожец А.В. Мышление и деятельность ребенка //Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. —Т. 1. —С. 191—199.

38) Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. -М., 1969.-26 с.

39) Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М., 1976.

40) Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.

41) Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.

42) Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии.- М.: МГУ.-1982.- 124 с.

43) Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М.: МГУ, 1976. - 98с.

44) Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей Питер, 2006 г.

45) Исаев А.Н. Умственная отсталость у детей и подростков Санкт-Петербург, 2003.

46) Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982.

47) Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

48) Калмыкова 3. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.

49) Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.- 200 с.

50) Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. - M., Владос, 1999.

51) Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.-223 с.

52) Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

53) Клинико-генетические исследования олигофрении / Под ред. М. С. Певзнер. М., 1973.

54) Клинико-нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями минимальной мозговой дисфункции /В.В.Лебединский, М.Ф.Марковская, Лебединская К.С., М.Н.Фишман, В.Д.Труш //А.Лурия и современая психология. - М., 1982.

55) Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1995.

56) Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. -М.,1996.

57) Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М.: АСТ-ЛТД, 1997. — 160 с.

58) Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1999.

59) Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф.Кумариной. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 320 с.

60) Крайг Г. Психология развития. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 992 с. ил. - (Серия «Мастера психологии»)

61) Лебединская К. С. Нарушения поведения у подростков, страдающих олигофренией. Учащиеся вспомогательной школы. М., Педагогика, 1988.

62) Лебединская К.С, Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М.: Педагогика, 1988.

63) Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003.

64) Левченко. И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

65) Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков: 2-е изд. – Л., 1983.

66) Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. - «Дефектология», 1971, №6.

67) Лубовский В. И., Переслени Л. И. Дети с задержкой психического развития. М., 1983.

68) Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.

69) Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1978. —

70) Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Изд-во МГУ, 1969. - 504 с.

71) Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., АПН, 1960

72) Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок / Психопатологические и психологические аспекты проблемы. М., 1995.

73) Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990.

74) Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-пресс, 1986,-136 с.

75) Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., Педагогика, 1989.

76) Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. — 1997. —№ 1. — С. 3-—15.

77) Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. –М.: ИК РАО, 1996.- 181 с.

78) Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Автореф, дисс. д-ра пед. наук в форме на-учн. Докл. - М., 1996. - 81 с.

79) Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования//Дефектология. — 1997. —№ 6. — С. 3—14.

80) Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.

81) Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемам в развитии. — СПб.: Речь, 2003.

82) Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001.

83) Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001.

84) Мамайчук И.И., М.Н.Ильина. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. — СПб.: Речь, 2004, с.346.

85) Марковская И. Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития. — Дефектология. - 1977. - № 6.

86) Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика). М., 1995.

87) Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб: Питер, 2003.

88) Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1997.

89) Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Просвещение, 1992. — 95с.

90) Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М., 2001.

91) Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 2000.

92) Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Л. М. Шипицина. - СПб., 1997.

93) Основы специальной психологии /Под ред.Л.В.Кузнецовой М., Академия, 2002 (стр.49-149)

94) Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И. Шиф. -М.: Просвещение, 1965. - 343 с

95) Отбор детей во вспомогательную школу /Сост. Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.Ф.Мачихина. -М.: Просвещение, 1983.

96) Отбор детей во вспомогательные школы (опыт работы по комплектованию вспомогательных школ), Под ред. С.Д.Забрамной.—М.: Просвещение, 1971.

97) Певзнер М. С. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск, 1992.

98) Певзнер М. С. и др. Психическое развитие детей с нарушениями работоспособности. М., 1982.

99) Певзнер М.С, Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М, «Просвещение», 1963.

100) Певзнер М.С. Дети-олигофрены — М.: АПН РСФСР, 1959.

101) Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей – олигофренов. - М., 1963. - 220 с.

102) Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника. М., 2002.

103) Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., 1962

104) Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред В.И.Селиверстова. – М., 1997.

105) Принципы отбора детей во вспомогательные школы /Под ред. Г.М.Дульнева, А.Р.Лурия.—М.: Просвещение, 1973.

106) Психология и психоанализ характера: Хрестоматия /Ред. –сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1997.

107) Роговин М. С. Научные критерии психической патологии. Ярославль, 1981.

108) Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

109) Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии.— М.: Медицина, 1970.

110) Самсонов Ф. А. Основы генетики в дефектологии. М., 1980.

111) Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и проблемной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000.

112) Симерницкая Э.Г с соавт. Адаптированный вариант нейропсихологической методики А.Р. Лурия применительно к детскому возрасту. М., 1985.

113) Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.

114) Сорокин В.М. Специальная психология: Уч. пос / Под научн. редЛ.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.

115) Специальная психология (Под ред. В.И.Лубовского М., Академия 2003 г (стр.34-137)

116) Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. М., 1980.

117) Усанова О.Н. Специальная психология. Питер,2006г.

118) Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина. — М., 1990.

119) Учителю о детях с отклонениями в развитии.—М.: Просвещение, 1967-

120) Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1987.

121) Фуко М. История безумия в классическую эпоху. М., 1997.

122) Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково - юношеском возрасте. - Киев, 1993.

123) Шиф Ж. И., Петрова В. Г., Головина Т. Н. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1980, т. 1.

124) Эфроимсон В. П., Блюмина М. Г. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. М., 1978.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.