Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники финансирования бюдетного учреждения




 

Доходы бюджетного учрежденияскладываются из бюджетных средств и внебюджетных средств, так как в современных условиях бюджетные учреждения вынуждены самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, оказывая платные услуги и выполняя различного рода работы.

Основными доходами бюджетных учреждений являются[15, С.18]:

- бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), в разрере отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией

- поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должны осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, взимаются в бюджет

- выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах, покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально - зрелищные мероприятия

- выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду

- выручка от оказания посреднических услуг

- доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций

- доходы от приобретения акций облигаций и других ценных бумаг и получения доходов (дивидендов и процентов по ним)

- доходы от иных внерелезационных операций (курсовые разницы при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях)

- добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан

Направления использования финансовых ресурсов, независимо от источника их образования (бюджетных либо внебюджетных средств), определяются в строгом соответствии с подразделениями экономической классификации расходов Бюджетной классификации РФ, устанавливающими конкретные цели расходования средств. Все расходы делятся на две основные группы[16, С.24]:

Текущие и капитальные расходы. В первую группу входят расходы на оплату труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальной налог, уплачиваемый в государственные внебюджетные фонды), приобретение продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, расходы на командировки и служебные разъезды, оплата различных видов услуг (коммунальных, транспортных услуг связи и др.), выплата стипендий и т.д.

Во вторую группу включаются затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря и т.д.

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социально - культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее. Однако ряд расходов характерен только для определенных учреждений. Например, расходы на медикаменты - учреждений просвещения и здравоохранения (в основном стационарных медицинских учреждений), расходы на приобретение мягкого инвентаря учреждений здравоохранения и т.д.

Однако в настоящее время государством за счет бюджетных средств реально финансируется ограниченный состав расходов – в основном оплата труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), стипендии, питание, медикаменты.

Финансирование остальных видов расходов (большая часть коммунальных услуг, приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт и др. учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств. При этом нарушается основной принцип сметного финансирования – покрытие за счет внебюджетных средств всех расходов, необходимых для нормального функционирования учреждения.

Финансовый механизм функционирования здравоохранения в течении длительного времени базировался исключительно на системе государственного бюджетного финансирования. Принятие закона РФ «О медицинском страховании граждан» изменило систему финансового обеспечения отрасли.

Основными источниками финансирования здравоохранения, стали средства бюджетов всех уровней, средства обязательного и добровольного медицинского страхования и средства, поступающие от оказания платных медицинских услуг. Средства обязательного медицинского страхования увеличили финансовую базу здравоохранения. Однако, несмотря на расширение источников a финансового обеспечения отрасли, увеличения общего объема.

Основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.
Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств. Основными источниками финансирования здравоохранения стали, средства бюджетов всех уровней, средства обязательного и добровольного медицинского страхования и средства, поступающие от оказания платных медицинских услуг. Средства обязательного медицинского страхования увеличили финансовую базу здравоохранения.

Однако, несмотря на расширение источников финансового обеспечения отрасли, увеличения общего объема финансовых ресурсов в здравоохранении не произошло за счет частичного замещения бюджетных средств средствами обязательного медицинского страхования.

Множественность источников финансирования учреждений здравоохранения не означает их объединения и распоряжения одним органом управления: бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы, а средствами обязательного медицинского страхования - фонды обязательного медицинского страхования.

Переход к обязательному медицинскому страхованию привел к необходимости разграничить расходы на здравоохранение между этими двумя источниками.

За счет средств медицинского страхования стало осуществляться финансирование большинства стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с договорами по обязательному медицинскому страхованию. Бюджетные средства используются только для финансирования учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях (инфекционные болезни, туберкулез, психиатрия), а также учреждений скорой медицинской помощи, станций переливания крови, родильных домов, домов ребенка.

За счет бюджетных средств также финансируется приобретение дорогостоящего медицинского оборудования и капитальный ремонт объектов здравоохранения.

Исходя из этого, установлен обособленный учет имущества, поступившего в распоряжение учреждения из различных источников:

1) Бюджетные ассигнования - средства бюджета, предусмотренные сводной бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств [19, С.215].

Предназначаются для[17, С.32]:

- развития отраслей экономики

- фундаментальных научных исследований и разработки перспективных технологий

- финансирования социальных мероприятий

- обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга; национальной обороны

- осуществления правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности граждан и государства

- функционирования органов государственного управления и местного самоуправления и др.

Планируются бюджетные ассигнования не только в целом на год, но и поквартально, в связи, с чем их использование ограничено рамками квартала. Запланированные в соответствии с утвержденным бюджетом бюджетные ассигнования становятся бюджетными назначениями.

Бюджетные ассигнования играют ключевую роль в финансировании и обеспечении государственных и муниципальных потребностей.

Как уже отмечалось, бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений.

Внебюджетные поступления разделяются на подгруппы целевые средства и безвозмездные поступления средства, поступившие во временное распоряжение учреждения средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др. а также средства, полученные от предпринимательской деятельности.

Наибольший удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимают целевые средства и безвозмездные поступления.
Целевые средства и безвозмездные поступления бюджетным учреждениям должны поступать на лицевые счета, открываемые в кредитных организациях или органах федерального казначейства. Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных) [22, С.21].

Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности (которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае и другим заинтересованным пользователям).

Так как получение внебюджетных средств в той или иной степени обусловлено использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, то указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет.

В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

Под термином грант понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании школьных учреждениях, питание детей в интернатах при школах, обучение детей в музыкальных школах и прочих учреждениях [12, С.21].

Следует сразу подчеркнуть, что бюджетное учреждение не имеет права на принятие решения о реализации излишествующего и неиспользуемого имущества, так как бюджетная организация не является собственником активов.

Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигновании руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности.

В принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока задержки финансирования суммы выручки, от реализации продукции (работ или услуг), произведенной (выполненных или оказанных) бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам.

Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

Финансовая деятельность бюджетных учреждений здравоохранения регулируется Законом РФ О медицинском страховании граждан в РФ, который, в качестве источников финансирования их деятельности определяет следующие внебюджетные источники[18, С.19]:

- средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов

- личные средства граждан

- доходы от ценных бумаг иные источники, не запрещенные законодательством РФ

Указанные виды деятельности (в том числе внереализационные доходы) относятся к платной и отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Вместе с тем в ряде нормативных правовых актов содержатся прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются предпринимательскими.

В соответствии со ст. 268 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Бюджетный кодекс в отличие от ГК РФ не предоставляет бюджетным организациям права самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от осуществления коммерческой деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...