Методы логопедической работы по формированию словообразования существительных, глаголов и прилагательных
Словообразование существительных Образование существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов В процессе коррекционной работы в первую очередь отрабатывается продуктивный суффикс -ик-; затем проводится работа с менее продуктивными суффиксами: -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-. Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования уменьшительно-ласкательных существительных в экспрессивной речи а) Образование уменьшительно-ласкательных форм су Дидактический материал — парные картинки. Логопед обращает внимание ребенка на разложенные картинки, например, нос — носик; рот — ротик; назывет 2-3 пары картинок, четко выделяя голосом суффикс -ик-. Затем предлагает ребенку самому образовать новые слова, например, таз — тазик; сад — садик; лоб — лобик; клюв — клювик; гвоздь — гвоздик; куст — кустик; карандаш — карандашик; хвост — хвостик; халат — халатик; лист — листик и т. д. б) Образование уменьшительно-ласкательных форм су Дидактический материал — парные картинки (шкаф — шкафчик; стул — стульчик; чемодан — чемоданчик; вагон — вагончик; диван — диванчик; суп — супчик; попу гай — попугайчик; помидор — помидорчик; портфель — портфельчик и т. д.). Логопед просит ребенка назвать картинки. в) Образование уменьшительно-ласкательных форм су Дидактический материал — парные картинки (дерево — деревцо; платье — платьице; окно — оконце; одеяло — одеяльце; кресло — креслице; зеркало — зеркальце и т. д.). Логопед называет большой предмет, а ребенок — маленький.
г) Образование уменьшительно-ласкательных форм су Дидактический материал — парные картинки (ваза — вазочка; юбка — юбочка; бочка — бочечка; лапа — лапочка; вилка — вилочка; чашка — чашечка; тарелка — тарелочка; ложка — ложечка; лента — ленточка; клетка — клеточка; кружка — кружечка; куртка — курточка; подушка — подушечка; стена —- стеночка; почка — почечка и т. д.). Логопед предлагает ребенку назвать только маленькие предметы. Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища Коррекционная работа по образованию данных форм проходит в два этапа. На I этапе отрабатываются словообразовательные формы без чередования звуков в основе производного слова. На II этапе — словообразовательные формы с чередованием звуков в основе производного слова. Для закрепления употребления суффикса -ниц- (со значением вместилища) может быть использован следующий примерный речевой материал: соус — соусница; сахар — сахарница; суп — супница; пепел — пепельница; хлеб — хлебница; чай — чайница; сухари — сухарница; чернила — чернильница; салат — салатница; мыло — мыльница и т. д. Примерные виды заданий и игровых упражнений а) Игра «Назови предмет». Логопед предлагает ребенку назвать предметы на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло и т. д.) и спрашивает, где они хранятся: хлеб — в хлебнице, конфеты — в конфетнице; сахар — в сахарнице, мыло в мыльнице и т. д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ниц-, и просит ребенка определить общую часть. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в свое название частичку -ниц-. После этого логопед снова задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: Как называется то, куда кладут салат? Сухари? Наливают суп? Держат чай? и т. д. б) Игра «Что для чего?». Логопед просит ребенка посмотреть на предметы, которые находятся перед ним, и сказать, что для чего. Например: для чая нужна чайница; для соуса — соусница; для салата —... и т. д. При затруднениях логопед произносит 1-2
слога слова, а ребенок его заканчивает, например, для чая нужна чай... (ница), для салата — салат (ница). Образование существительных с помощью суффикса -инк- Образование существительных с помощью суффикса -инк- проходит с учетом наличия чередования звуков в основе производного слова. На I этапе отрабатываются словообразовательные формы с суффиксом-инк-без чередования звуков, н а II эта-п е проходит работа над формами с чередованием звуков в основе производного слова. В ходе обучения может быть предложен следующий примерный речевой материал: пыль — пылинка, дождь — дождинка, виноград — виноградинка, солома — соломинка, бусы — усинка, изюм — изюминка, град — градинка, икра — икринка, роса — росинка, хворост — хворостинка; горох — горошинка, чай — чаинка, снег — снежинка, песок — песчинка. Вышеназванные словообразовательные формы отрабатываются в процессе игр и игровых упражнений. В качестве примера предложим игру «Измени слово». Речевой материал подбирается в зависимости от этапа работы. Логопед предлагает ребенку послушать, как говорит Буратино, и изменить названное слово по его образцу: Виноград — виноградинка, солома —... и т. д. Образование названий детенышей животных и птиц Логопедическая работа по данному направлению осуществляется с учетом наличия или отсутствия чередования звуков в основе слова и проходит в три этапа. I этап — работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова. II этап — работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в основе производного слова. III этап — работа над словообразовательными формами, в основе которых лежит явление супплетивизма (замена корня производного слова).
Для закрепления словообразовательной формы в импрес-сивной речи ребенку предлагается принести картинку, показать картинку, соединить пары картинок.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования названий детенышей животных и птиц в экспрессивной речи а)Игра «Собери семью». Дидактический материал — предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детенышей. Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой. Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки), соединить их по парам и назвать животного и его детеныша. б) Игра «Помоги Незнайке». Логопед говорит, что невнимательный Незнайка перепутал, кто с кем живет, и неправильно соединил взрослых животных и их детенышей. Далее он показывает картинки, которые соединил Незнайка: корова и жеребенок, еж и утенок и т. д. Логопед просит ребенка исправить ошибки, которые допустил Незнайка, и назвать, кто с кем живет. Речевой материал используется с учетом этапа работы над словообразовательными формами. в) Игра «Гости». (Закрепление названий детенышей Игра проводится с мячом. Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Пришел котенок». Ребенок ловит мяч и, возвращая его, отвечает: «Ушли котята» и т. д. г) Понимание грамматического значения Логопед читает рассказ: «Жил в лесу Пру к. Вместе с ним жила Прукиха. У них был Прукенок. Рядом жила еще одна прукиная семья». Затем логопед просит ребенка объяснить, кто такие Прук, Прукиха и Прукенок. В случае трудностей при объяснении ребенку предлагаются картинки сказочных зверей (Прука, Прукихи, Прукенка). Образование существительных, обозначающих профессии В образовании существительных, обозначающих профессии, участвуют суффиксы -щик-; -чик-; -иц-; -ниц-. Поэтому работа проводится именно над этими суффиксами с учетом последовательности появления их в онтогенезе. Работа осуществляется в два этапа. На I этапе отрабатываются словообразовательные формы с суффиксами -щик-; -чик-, обозначающие мужские профессии. На II этапе — словообразовательные формы с суффиксами -иц-; -ниц-, обозначающие женские профессии.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования существительных, обозначающих профессии а) Игра «Как назвать того, кто...». (Образование существительных с суффиксом -щик- по картинкам и опорным словам.) Дидактический материал — картинки. Например: Сварщик сваривает трубы. Стекольщик вставляет стекла. Крановщик работает на кране. Часовщик чинит часы и т. д. Логопед говорит ребенку, показывая соответствующую картинку: «Это упаковщик. Он упаковывает вещи. Это танцовщик. Он танцует на сцене». При этом логопед интонационно выделяет голосом суффикс -щик-. Затем логопед просит ребенка показать, кто работает на кране и назвать его профессию (крановщик). В случае затруднений логопед называет одну из профессий: «На сцене танцует танцовщик, а кто работает на кране?» б) Игра «Кто ты?». Логопед говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это танцовщик. Он танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию. Например, ты свариваешь трубы. Кто ты? (Сварщик.)» в) Образование названий профессий с помо Дидактический материал — картинки (летчик, резчик, грузчик, переплетчик, переводчик, перевозчик, водопроводчик, докладчик и т. д.). Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки и назвать того, кто грузит грузы; переплетает книги; чинит водопровод и т. д. г) Образование названий женских профес Дидактический материал — картинки (воспитатель — воспитательница; учитель — учительница; художник — художница; певец — певица; писатель — писательница и т. д.). Логопед называет мужскую профессию, например, художник и предлагает ребенку назвать соответствующую женскую профессию (художница). Словообразование прилагательных Данная работа проходит с учетом появления прилагательных в онтогенезе по плану: 1) образование притяжательных прилагательных (сначала — с суффиксом -ин-, затем — с суффиксом -j-); 2) образование качественных прилагательных;
3) О образование относительных прилагательных (сначала — с суффиксом -ов-, затем — с суффиксом -н-). Образование притяжательных прилагательных Образование притяжательных прилагательных проводится в следующем порядке.
I этап — образование прилагательных с суффиксом -ИН-. II этап — образование прилагательных с суффиксом -j- без чередования звуков в основе производного слова. III этап — образование прилагательных с помощью суффикса -j- с чередованием звуков в основе производного слова. Особое внимание уделяется на всех этапах коррекцион-ного воздействия формированию среднего рода прилагательных, которое начинается после усвоения мужского и женского рода. Примерный речевой материал для образования притяжательных 4) прилагательных 5)
Образование качественных прилагательных При образовании качественных прилагательных на I этапе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом -н-. На II этапе закрепляются формы с менее продуктивным суффиксом -лив-.
В ходе коррекционно-логопедического воздействия может быть использован следующий речевой материал (прилагательные): сильный (сильная, сильное), жадный (жадная, жадное), морозный (морозная, морозное), холодный (холодная, холодное), радостный (радостная, радостное), красный (красная, красное), голодный (голодная, голодное), грязный (грязная, грязное), длинный (длинная, длинное) (I этап); дождливый (дождливая, дождливое), трусливый (трусливая, трусливое), непоседливый (непоседливая, непоседливое), жалостливый (жалостливая, жалостливое), заботливый (заботливая, заботливое), завистливый (завистливая, завистливое) (II этап). Образование относительных прилагательных В ходе коррекционной работы выделяется несколько этапов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования з в у к о в в основе производного слова. I этап — словообразовательные модели с продуктивным II этап — словообразовательные модели с менее продуктивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова). III этап-— словообразовательные модели с суффиксами -енн-, -ск-, -ян-, -ан-. На каждом этапе формы прилагательных отрабатываются в таком порядке: формы мужского рода, формы женского рода, формы среднего рода. Значительное внимание уделяется среднему роду прилагательных, в связи с поздним его усвоением в онтогенезе, а также большим количеством ошибок у дошкольников с ЗПР.
Примерный речевой материал
Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления словообразования прилагательных от существительных Речевой материал для каждой игры подбирается с учетом этапа работы, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова. а) Игра «Угадай, кто хозяин». (Образование притяжательных прилагательных.) Дидактический материал — картинки (например, сумка мамы; платок бабушки; рога лося; хвост лисы; рог коровы; лапа тигра; мордочка белки; нос собаки; уши зайца; ухо медведя и т. д.). Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?» б)Игра«Найди ошибки Незнайки». (Образование качественных прилагательных.) Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь). в) Лото «Назови предмет». (Образование относи Дидактический материал — картинки и словосочетания (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из железа; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпича; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кувшин из глины; ведро из железа и т. д.). У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (например, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой. г) Игра «Деревья». Дидактический материал — картинки (например, лист дуба — дубовый лист; лист осины; лист березы; лист клена; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни; шишка сосны; иголка ели и т.д.). Словообразование глаголов Образование возвратных глаголов Работа над возвратными глаголами начинается с закрепления их понимания в импрессивной речи. С этой целью используется игра «Чем отличаются слова?». Логопед просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умывается; кто прячет, а кто прячется {обувает — обувается; купает — купается; качает — качается; вытирает — вытирается и т. д.). После завершения игры логопед делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, качается, прячется, вытирается и т. д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой. После уточнения понимания возвратных глаголов в им-прессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами предложения. Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить 2 этапа: I этап — образование глаголов с помощью приставок; II этап — образование глаголов с помощью суффиксов. Для закрепления понимания данных глаголов предлагалось: показать картинку, которую называет логопед; выбрать картинку по заданию логопеда. Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида а) Образование глаголов совершенного и несовершенного Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем логопед задает вопрос, а ребенок отвечает. Например: Что делает мальчик? — Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет и т. д. Примерный речевой материал: пишет — напишет; красит — закрасит; ставит — поставит; несет — принесет; видит — увидит; думает — придумает и т. д. б) Образование глаголов совершенного и несовершенного
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал мальчик? — Мальчик писал. Что сделал мальчик? — Мальчик написал и т. д. Примерный речевой материал: умывается — умылся', одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыгнул и т. д.). Образование и дифференциация приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-) Последовательность работы над приставками определяется временем их появления в онтогенезе. Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану: 1) усвоение значения приставки (выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой и разными корнями (например, влетел, внес, вбежал); 2) сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например, влетел — вылетел); 3) усвоение соотношения приставки и соответствующего предлога (например, вылетает из клетки [вы — из], влетает в клетку [в — в]); 4) дифференциация приставок с разным значением. С целью уточнения понимания приставок в импрессив-ной речи рекомендуются задания: показ картинки по заданию логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу; отойди от стола). Для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи используются следующие виды упражнений: а) Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок (с опорой на картинки), например, с помощью приставок в-, вы-, при-, от-, у-, пере- образовать однокоренные слова от глагола нести и т. д.
б) Исправить словосочетание с неправильным приставоч в) Составить предложение с приставочным глаголом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|