Развитие слогового анализа и синтеза
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Слоговой анализ помогает в дальнейшем более эффективному овладению фонематическим анализом слова. Слово делится на слоги, затем, в свою очередь, слог, как более простая речевая единица, делится на звуки. Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи Логопедическая работа по развитию слогового анализа сло Коррекционное обучение проходит с учетом теории о поэтапном формировании умственных действий (по П. Я. Гальперину). На первом этапе работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию производимых действий. Затем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах коррекционной работы происходит перенос производимых действий во внутренний план, выполнение слогового анализа и синтеза на основе слу-хопроизносительных представлений. В процессе подготовительной работы уточняются сведения о гласных и согласных звуках, их основных признаках, о правилах деления слов на слоги. Для выделения гласных звуков из слова предлагаются сначала односложные слова, представляющие собой слоги различной структуры (ум, да, кот, танк, стул и т. д.). Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец слова). Составляется графическая схема слова. В зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине или в конце предлагаемой графической схемы.
Далее проводится работа на материале двухсложных На начальных этапах работы используется прием утрированного произнесения звука, что облегчает его выделение. В дальнейшем этот прием исключается. ' ■ ' ■ ■ • ' Примерные виды упражнении а) Называние гласных звуков слова. Для этого задания б) выделение гласных звуков из слова, с использованием в) раскладывание картинок под гласными буквами. Пред г) раскладывание картинок под определенным сочетани На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения, осуществляется материализация действий слогового анализа. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество слогов в произнесенном слове, прижав ладонь к нижней челюсти. В дальнейшем слоговой анализ осуществляется в речевом плане. На заключительных этапах у дошкольников создаются предпосылки для выработки умения перевода действия слогового анализа во внутренний план, выполнения действия на основе слухового восприятия. Примерные виды упражнений для закрепления действия слогового анализа и синтеза а) Повторение заданного слова. Определение количества слогов с опорой на вспомогательные приемы. Сначала предлагаются двухсложные и трехсложные слова с прямыми слогами(например, вода,рука, папа, дома, машина, дорога, волосы).
б) деление слов на слоги после их повторения. Логопед предлагает повторить слово нараспев и выставить соответствующее количество фишек. Речевой материал — в) определение количества слогов в названиях картинок с помощью схем или цифр. Дети рассматривают картинки (собака, майка, брюки, лопата, кукла и т. д.) г) раскладывание картинокв два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов (2-3) в их названии (воробей, конфеты, сова, репа, паук, цыплята, дятел, капуста и т. д.); д) составление слова из записанных на карточке слогов, данных вразбивку, с опорой на соответствующие картинки (ха, му; ми, по, дор; ка, ут; тя, у, та и т. д.). На заключительном этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений. Примерные виды заданий а) Придумывание слов с одним, двумя, тремя слогами; б) придумывание слов с определенным слогом в начале слова; в) придумывание слов с определенным слогом в конце слова; г) определение количества слогов в названиях картинок (без предварительного воспроизведения слова). Развитие фонематического анализа и синтеза представлено в разделе «Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи». Оглавление Введение............................................................. 5 Глава I Соотношение речи и мышления в процессе развития ребенка.................................................................. 7 Глава II Дифференциальная диагностика нарушений речевого и психического развития при ЗПР и других видах дизонтогенеза............................. 15 §1. Нарушения психического развития у детей, их виды. Дифференциальная диагностика ЗПР и других видов нарушений психического развития....................................................... 16 §2. Этиопатогенетические факторы нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности психического развития....................................................... 30 Клиническая характеристика детей с ЗПР 30 Особенности психомоторного развития.
Глава III Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития....................................... 51 §1. Распространенность и общая характеристика нарушений речи........................................... 52 §2. Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР.... 59 §3. Особенности лексики.................................. 64 §4. Особенности грамматического строя речи 73 Особенности словоизменения................... 74 Особенности словообразования............. 87 Особенности глубинно-семантической и поверхностной структуры речевых высказываний........................................ 100 §5. Нарушения связной речи....................... 107 Оглавление §6. Нарушения чтения.................................. 122 Психологическая структура процесса чтения.................................................. 122 Особенности овладения чтением Симптоматика нарушений чтения....... 130 Механизмы и виды дислексии............. 133 §7. Нарушения письма у школьников с ЗПР 138 Психофизиологическая структура процесса письма..................................... 138 Распространенность, симптоматика и виды дисграфий................................... 142 Глава IV Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития 151 §1. Принципы коррекции нарушений речи. 152 §2. Методы коррекции нарушений фонетико- фонематической стороны речи.................. 161 Формирование звукопроизношения........... 161 §3. Методика работы по развитию лексики.. 221 §4. Методика работы по формированию грамматического строя речи................... 232 §5. Методика развития языкового анализа и синтеза..................................................... 295 Библиография..................................................... 301
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|