Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие слогового анализа и синтеза




Слоговой анализ помогает в дальнейшем более эффек­тивному овладению фонематическим анализом слова. Сло­во делится на слоги, затем, в свою очередь, слог, как более простая речевая единица, делится на звуки.

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Логопедическая работа по развитию слогового анализа сло­
ва осуществляется с учетом характера затруднений у дош­
кольников с ЗПР. Дети с ЗПР легче выделяют прямые
открытые слоги. В закрытых слогах, особенно
со стечением согласных, звуки в меньшей степени слиты
в произношении, что приводит к ошибочному делению слов
на слоги.. j

Коррекционное обучение проходит с учетом теории о по­этапном формировании умственных действий (по П. Я. Галь­перину). На первом этапе работа ведется с опорой на вспомога­тельные средства, материализацию производимых действий. Затем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане гром­кой речи. На последующих этапах коррекционной работы происходит перенос производимых действий во внутренний план, выполнение слогового анализа и синтеза на основе слу-хопроизносительных представлений.

В процессе подготовительной работы уточняются сведе­ния о гласных и согласных звуках, их основных признаках, о правилах деления слов на слоги.

Для выделения гласных звуков из слова предлагаются сначала односложные слова, представляющие собой слоги различной структуры (ум, да, кот, танк, стул и т. д.). Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, сере­дина, конец слова). Составляется графическая схема слова. В зависимости от места гласного звука в слове ставится кру­жочек в начале, в середине или в конце предлагаемой гра­фической схемы.

Далее проводится работа на материале двухсложных
и трехсложных слов. /

На начальных этапах работы используется прием утри­рованного произнесения звука, что облегчает его выделе­ние. В дальнейшем этот прием исключается.

' ■ ' ■ ■ • '

Примерные виды упражнении

а) Называние гласных звуков слова. Для этого задания
подбираются слова, произношение которых не отличается
от написания (рука, маки и т. д.);

б) выделение гласных звуков из слова, с использованием
соответствующих букв разрезной азбуки;

в) раскладывание картинок под гласными буквами. Пред­
варительно дети называют картинки. Предлагаются картин­
ки на односложные слова (например, дом, мак, сук и т. д.).

г) раскладывание картинок под определенным сочетани­
ем гласных букв. Предлагаются картинки на двухсложные
слова (например, рука, окно, утка, рама и т. д.). Записыва­
ются схемы слов у _____ а, о __ а, а а.

На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения, осуществляется материа­лизация действий слогового анализа. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество сло­гов в произнесенном слове, прижав ладонь к нижней челюс­ти. В дальнейшем слоговой анализ осуществляется в рече­вом плане. На заключительных этапах у дошкольников создаются предпосылки для выработки умения перевода дей­ствия слогового анализа во внутренний план, выполнения действия на основе слухового восприятия.

Примерные виды упражнений для закрепления действия слогово­го анализа и синтеза

а) Повторение заданного слова. Определение количества сло­гов с опорой на вспомогательные приемы. Сначала предлага­ются двухсложные и трехсложные слова с прямыми слогами(например, вода,рука, папа, дома, машина, дорога, волосы).
В дальнейшем в работу включаются слова с закрытыми слога­ми и слова со стечением согласных (например, кошка, чулок, ангина, рукав, кровать). Дети слушают слово, протяжно его повторяют и, отхлопав, называют количество слогов;

б) деление слов на слоги после их повторения. Логопед предлагает повторить слово нараспев и выставить соответствующее количество фишек. Речевой материал —
группы слов {банан,репка, ромашка, шуба и т. д.);

в) определение количества слогов в названи­ях картинок с помощью схем или цифр. Дети рассматривают картинки (собака, майка, брюки, лопата, кукла и т. д.)
и выкладывают под каждой картинкой схему или цифру, соответствующую количеству слогов в слове;

г) раскладывание картинокв два ряда под соот­ветствующими схемами в зависимости от количества слогов (2-3) в их названии (воробей, конфеты, сова, репа, паук, цыплята, дятел, капуста и т. д.);

д) составление слова из записанных на карточке слогов, данных вразбивку, с опорой на соответствующие кар­тинки (ха, му; ми, по, дор; ка, ут; тя, у, та и т. д.).

На заключительном этапе предлагаются задания по фор­мированию действия слогового анализа и синтеза в умствен­ном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

Примерные виды заданий

а) Придумывание слов с одним, двумя, тремя слогами;

б) придумывание слов с определенным слогом в начале слова;

в) придумывание слов с определенным слогом в конце слова;

г) определение количества слогов в названиях картинок (без предварительного воспроизведения слова).

Развитие фонематического анализа и синтеза представ­лено в разделе «Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи».

Оглавление

Введение............................................................. 5

Глава I

Соотношение речи и мышления в процессе развития

ребенка.................................................................. 7

Глава II

Дифференциальная диагностика нарушений

речевого и психического развития при ЗПР

и других видах дизонтогенеза............................. 15

§1. Нарушения психического развития у детей, их виды. Дифференциальная диагностика ЗПР и других видов нарушений психического

развития....................................................... 16

§2. Этиопатогенетические факторы нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности психического

развития....................................................... 30

Клиническая характеристика детей с ЗПР 30

Особенности психомоторного развития.
Психологические особенности
................. 44

Глава III

Особенности нарушений речи у детей с задержкой

психического развития....................................... 51

§1. Распространенность и общая характеристика

нарушений речи........................................... 52

§2. Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР.... 59

§3. Особенности лексики.................................. 64

§4. Особенности грамматического строя речи 73

Особенности словоизменения................... 74

Особенности словообразования............. 87

Особенности глубинно-семантической и поверхностной структуры речевых

высказываний........................................ 100

§5. Нарушения связной речи....................... 107


Оглавление

§6. Нарушения чтения.................................. 122

Психологическая структура процесса

чтения.................................................. 122

Особенности овладения чтением

Симптоматика нарушений чтения....... 130

Механизмы и виды дислексии............. 133

§7. Нарушения письма у школьников с ЗПР 138

Психофизиологическая структура

процесса письма..................................... 138

Распространенность, симптоматика

и виды дисграфий................................... 142

Глава IV

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

у дошкольников с задержкой психического развития 151

§1. Принципы коррекции нарушений речи. 152

§2. Методы коррекции нарушений фонетико-

фонематической стороны речи.................. 161

Формирование звукопроизношения........... 161

§3. Методика работы по развитию лексики.. 221

§4. Методика работы по формированию

грамматического строя речи................... 232

§5. Методика развития языкового анализа

и синтеза..................................................... 295

Библиография..................................................... 301


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...