Задания и игры, использованные для понимания, закрепления и употребления форм существительных множественного числа.
Первоначально коррекционную работу следует направить на уточнение беспредложных конструкций. В дальнейшем работа проводится с предложными конструкциями в аналогичной последовательности. В ходе работы с вышеназванными формами в импрессив-ной речи используются такие задания, как: «Покажи картинку (предмет), принеси картинку (предмет)». Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления падежных конструкций существительных множественного числа в экспрессивной речи а) Дополнение предложенияс опорой на картинку. Дидактический материал — незаконченные предложения, предметные картинки. Логопед читает начало предложения и показывает картинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Зина шьет юбки... (куклам). Папа купил мячи... (сыновьям). Витя рисует... (карандашами). Мальчики кормят... (щенков). Девочка ловит... (бабочек). Кошки сидят... (на стульях). Заяц убегает... (от собак). Мальчики стоят... (за деревьями) и т. д. б) Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенный падеж. Логопед показывает ребенку картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы. Например: Кого нарисовал Вова? — Вова нарисовал зайцев. Кем любуется Вова? — Вова любуется зайцами. К кому подбежала собака? — Собака подбежала к кошкам. Кого боятся мыши? — Мыши боятся кошек и т. д. в)Игра «Что кому дадим?». Закрепление формы дательного падежа существительных множественного числа по теме «Дикие и домашние животные». Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них. Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и подбирает соответствующие картинки. Например: Кости дадим собакам. Грибы дадим белкам и т. д.)
г) Игра «Приготовим обед». Закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Овощи и фрукты». На доске — картинки с изображением фруктов и овощей. Ребенок называет картинки и составляет предложения. Например: Я сварю компот из яблок (груш, слив и т. д.). Я сварю суп из свеклы (моркови, лука, картофеля и т. д.). Я сделаю салат из капусты (огурцов, помидоров и т. д.] д)Игра «Что с чем?». (Закрепление формы творительного падежа с предлогом с.) Дидактический материал — картинки. Ребенку предлагается назвать картинки, например, чашки с блюдцами; корзины с яблоками; вазы с цветами; клетки с птицами и т. д.. Формирование словоизменения глагола В процессе логопедической работы по формированию системы словоизменения глаголов и закреплению связей глагольных форм с существительными придается особое значение. Это связано с тем, что именно глагол выполняет предикативную функцию, являясь организующим звеном предложения. На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени единственного и множественного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе. На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола осуществляется работа по дифференциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существительных в роде. Эти формы появляются в процессе онтогенеза на более поздних этапах и вызывают большие сложности при усвоении их детьми с ЗПР. Согласование в числе глаголов настоящего времени и существительных На начальных этапах логопедической работы закрепляются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят; говорит — говорят; молчит — молчат. В дальнейшем большое внимание уделяется глагольным формам с чередованием звуков в основе, например, бежит — бегут, печет — пекут, течет — текут и т. д.
С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи логопед называет глагол, например, читает — читают, стоят — стоит, лежит — лежат и т. д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь: об одном предмете или о нескольких (например, стоит —... (ваза), стоят —... (вазы)). Примерные виды, упражнений для закрепления правильного употребления глаголов в самостоятельной речи: а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»; б) составление словосочетаний и предложений по картинкам [Девочка читает. Девочки читают и т. д.); в) добавление слова (существительного или глагола)в словосочетание или предложение (Бежит... (мальчик).Бегут... (мальчики). Птицы... (летят). Птица... (летит) и т. д.); г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет первый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш ле... (жит). Карандаши ле... (жат) и т. д.). Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам Дифференциация глаголов проводится с учетом появления грамматических форм глаголов в онтогенезе в следующем порядке: а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа; б) формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа; в) формы глаголов 1 и 2 лица множественного числа. Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа. Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т. д.). Логопед предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово и подставить к нему слова я или ты. б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа. Материал — картинки с изображением одного и двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют, рисует и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку.
в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множественного числа. Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечите, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т. д.). Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово мы или вы. Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе Коррекционная работа по дифференциации глагольных форм проводится сначала в импрессивнои речи (I этап), затем — в экспрессивной речи (II этап). На каждом этапе работа над глагольными формами осуществляется в следующей последовательности: а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени; б) формы женского рода глаголов прошедшего времени; в) формы среднего рода глаголов прошедшего времени; г) дифференциация глагольных форм прошедшего времени. В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, которые вызывают значительные трудности у дошкольников сЗПР. Для закрепления понимания глагольных форм прошедшего времени в импрессивнои речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит логопед (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал», «упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т. д.). Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи а) Добавление существительного или глагола в предложение с опорой на картинки. (Разбилась.... Разбился.... Разбилось.... Разбились....Девочка.... Мальчик.... Облако... и т. д.). б) Добавление последнего слога слова (глагола). картинку и закончить начатое им слово (например, стул у па...; дерево у па...; кукла у па...). в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соответствуют названной глагольной форме, например, лежало —... (дерево, яйцо, яблоко); висело —... (пальто, платье,зеркало); сидел —... (щенок, папа, кот, мальчик); плыла —
г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы. Логопед предлагает ребенку внимательно послушать предложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз и т. д.). Формирование системы словоизменения прилагательных Формирование системы словоизменения прилагательных проходит с учетом появления форм прилагательных в процессе онтогенеза речи и предполагает работу по следующим направлениям: 1. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа. 2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами). 3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже осуществляется в следующей последовательности: 1) согласование прилагательного с существительным в мужском роде; 2) согласование прилагательного с существительным в женском роде; 3) согласование прилагательного с существительным в среднем роде; 4) дифференциация мужского, женского и среднего рода прилагательных. Каждая грамматическая форма рода отрабатывается по такому плану: а) уточнение употребления формы с ударным окончанием; б) уточнение употребления формы с безударным окончанием. В импрессивной речи для уточнения понимания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа могут использоваться такие задания, как: Покажи картинку, о которой скажем «синий», «синяя», «синие», «синее». Выбери картинку, о которой скажем «красный», «красная», «красные», «красное» и т. д. Закрепление согласования прилагательных с существительными в различных падежах единственного и множественного числа 1) Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа. Последовательность работы над грамматическими формами
Фо рмы среднего рода Ударное окон- Большое, меховое, голубое, шерстяное, дорогое, Безударное Вкусное, круглое, деревянное, теплое, сладкое, окончание белое, интересное, новое, стеклянное, мягкое, удобное Виды заданий для закрепления согласования прилагательного с существительным в роде и числе. а) Игра «Помоги Незнайке». Логопед предлагает ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова-признаки к существительному, например: зима —... (снежная, холодная, морозная, длинная, ранняя); снег —... (белый, пушистый, мокрый, холодный); ветер —... (сильный, морозный, резкий); солнце —... (яркое, ласковое, теплое); дни —... (короткие, длинные, темные, морозные) и т. д. б) Игра «Пароль». На доске выставлены картинки, например, зеленый куст; красное солнце; черные варежки; большая сумка; голубая юбка; синее ведро и др. Ребенок должен найти картинку, которой соответствуют слова: она моя, он мой, оно мое, они мои. в) Игра «Магазин». Логопед берет на себя роль покупателя, а ребенку предлагает стать продавцом. Логопед задает вопрос, например: «Что у вас есть из меха?», — а ребенок отвечает: «В магазине есть меховая шуба, меховой воротник, меховые рукавицы». г)Составление или отгадывание вопросов-загадок. («Голубое, нарядное, шелковое — это кофта или платье?»; «Шерстяная, вязаная, красная — это шарф или шапка?»; «Желтое, круглое, сладкое — это яблоко или лимон».) д)Игра с мячом «Угадай предмет». Логопед называет признак предмета и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, называет предмет, у которого есть данный признак, и возвращает мяч, например, красная — лента, рубашка, шапка, сумка; красный — цветок, шарик, карандаш; красное — солнце, яблоко, платье и т. д. е) Добавление прилагательного в предло а компот.... Апельсин сладкий, а лимон.... Дерево высокое, а трава.... Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа Коррекционно-логопедическая работа проводится в следующей последовательности: а) с беспредложными конструкциями; б) с предложными конструкциями. Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции). а) Игра «Кому что дадим?». (Закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Дикие и домашние животные».) Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них. Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и подбирает соответствующие картинки. Логопед дает образец ответа и просит ребенка его придерживаться. Например: Сено дадим доброй корове. Грибы дадим ловкой белке. Яблоко дадим маленькому ежу. Мед дадим сильному медведю. Молоко дадим ласковой кошке и т. д. б) Добавление слов к глаголу при ответе на вопрос «Чем можно...?». (Закрепление формы творительного падежа.) Дидактический материал — картинки или предметы (например, ручка, карандаш, лопата, расческа, мыло, полотенце, топор, пила и т. д.). Логопед предлагает образец ответа и просит ребенка его придерживаться. Например: Писать можно красивой ручкой. Рисовать можно красным карандашом. Копать можно большой лопатой. Вытираться можно мягким полотенцем. Умываться можно душистым мылом и т. д. в) Игра «Угадай, чего (кого) нет». (Закрепление формы родительного падежа.) Дидактический материал — картинки (например, голубое платье; синий цветок; зеленый платок; веселый мальчик; большая бабочка; желтое ведро и т. д.). Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки. Затем убирает картинки по одной и просит ребенка сказать: «Кого (чего) нет?», например, нет голубого платья; нет зеленого платка и т. д. г)Игра «Скажи, не ошибись». (Закреплениевинительного падежа существительных.) Дидактический материал — картинки (например, желтое платье; маленькая шкатулка; дубовый лист; большая книга; белый халат и т. д.). Логопед называет часть предложения, ребенок заканчивает его, используя нужную картинку. Например: Мама стирает... (желтое платье). Мальчик нашел... (дубовый лист). Девочка уронила на пол... (маленькую шкатулку). Врач снял... (белый халат) и т. д. Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (конструкции с предлогами) а) Игра «Закончи предложение». Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки. Затем логопед называет часть предложения, а ребенок его заканчивает. Например: Воду налили... (в коричневый кувшин). Цветок растет... (у высокого забора). Аня съехала... (с ледяной горы). б) Игра «Исправь ошибки Незнайки». предложение и найти ошибку: «Вот как Незнайка составил предложения: «Мама держит тарелку с горячая супом». Это правильно? «Заяц убегает от злое волка». А как сказать правильно? «Дети пришли к глубокий озеро». Исправь ошибки». в) Игра «Что с чем?». (Закрепление формы твори Дидактический материал — картинки (например, чашка с красным блюдцем; корова с маленьким теленком; ваза с желтым цветком; собака с большой косточкой и т. д.). Логопед предлагает ребенку назвать картинку и дает образец ответа: «Кошка с красным клубком». Согласование прилагательного с существительным во множественном числе Логопедическая работа по согласованию прилагательного с существительным во множественном числе проводится по плану: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами. Примерные виды заданий и игровых упражнений а) Закончить предложение (с опорой на картинку). Например: Мама держит... (желтые цветы). Аня принесла молоко... (маленьким котятам). Папа собрал много б) Игра «Помоги Незнайке». Логопед читает предложения с неправильными окончаниями прилагательных и просит ребенка исправить ошибки, которые допустил Незнайка. Например: Заяц убегает от (злые) волков. Птичка спряталась в (зеленые) кустах. Девочки подошли к (новые) домам. Бабочки летают над (красивые) цветами.
Методика формирования словообразования Дифференциация грамматических форм слова предполагает выделение морфем из слова и соотнесение их со значением. Аналогичные процессы происходят и при словообразовании. В связи с этим, работа над формообразованием должна проходить в тесной связи с развитием словообразования. Процесс словообразования у дошкольников с ЗПР сформирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Овладение процессом словообразования у данной категории детей сопровождается значительными трудностями. В ходе коррекционной работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объем словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с ЗПР. Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности различных моделей словообразования для дошкольников с ЗПР. При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи. Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально — на основе наглядно-образного мышления, далее — в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной речи к экспрессивной; постепенного усложнения характера заданий и речевого материала и проходит в следующей последовательности: а) определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы; г) осуществление звукового анализа морфемы, закрепления его с помощью буквенного обозначения; д) образование слов по аналогии с опорой на значение словообразующих аффиксов; е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности; ж) дифференциация слов с аффиксами одного значения. Каждую словообразовательную форму сначала закрепляют в импрессивной речи, затем проводится работа по формированию ее в экспрессивной речи. Для уточнения понимания словообразовательной формы в импрессивной речи рекомендуются такие задания, как: а) показать картинку по заданию логопеда; б) выбрать картинку, которую назовет логопед; в) выполнить действия. Можно выделить 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей. I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. Закрепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наименьшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различием денотатов на невербальном уровне. На I этапе работа проходит над следующими формами словообразования: 1) образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (сначала — формы с продуктивным суффиксом -ик-; затем — с менее продуктивными суффиксами -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-); 2) образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища; 3) образование существительных с помощью суффикса -инк-; 4) образование названий детенышей животных и птиц; 5) образование существительных, обозначающих профессии, с помощью следующих суффиксов: -щик-; -чик~; -иц-; -ниц-. II этап. На данном этапе отрабатываются следующие 1) образование прилагательных от существительных по плану: а) образование притяжательных прилагательных (сначала — с суффиксом -ин-; затем — с суффиксом -j-); б) образование качественных прилагательных; в) образование относительных прилагательных (сначала — с суффиксом ов-; затем — с суффиксом-н-); 2) образование возвратных глаголов; 3) образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов. III этап. На этом этапе проводится работа по дифферен В целом, в процессе логопедической работы связь значения и звукового выражения закрепляется с помощью определения звукового сходства, выделения общей морфемы из группы словообразовательных форм, самостоятельного конструирования словообразовательных форм на основе общей выделенной морфемы. Особое внимание уделяется дифференциации словообразовательных форм одного значения, так как преобладающей ошибкой в процессе словообразования у дошкольников с ЗПР является смешение словообразовательных форм со сходными значениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|