Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания и игры, использованные для понимания, закрепления и употребления форм существительных множественного числа.




Первоначально коррекционную работу следует направить на уточнение беспредложных конструкций. В дальнейшем работа проводится с предложными конструкциями в анало­гичной последовательности.

В ходе работы с вышеназванными формами в импрессив-ной речи используются такие задания, как: «Покажи кар­тинку (предмет), принеси картинку (предмет)».

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления падежных конструкций существительных множественного числа в экспрессивной речи

а) Дополнение предложенияс опорой на картинку. Дидактический материал — незаконченные предложе­ния, предметные картинки.

Логопед читает начало предложения и показывает кар­тинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Зина шьет юбки... (куклам). Папа купил мячи... (сыновьям). Витя рисует... (карандашами). Мальчики кормят... (щен­ков). Девочка ловит... (бабочек). Кошки сидят... (на сту­льях). Заяц убегает... (от собак). Мальчики стоят... (за деревьями) и т. д.

б) Ответы на вопросы, требующие постановки дан­ного слова в определенный падеж.

Логопед показывает ребенку картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы. Например: Кого нарисовал Вова?Вова нарисовал зайцев. Кем любуется Вова?Вова любуется зайцами. К кому подбежала собака?Со­бака подбежала к кошкам. Кого боятся мыши?Мыши боятся кошек и т. д.

в)Игра «Что кому дадим?».

Закрепление формы дательного падежа существитель­ных множественного числа по теме «Дикие и домашние животные».

Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них.

Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и под­бирает соответствующие картинки. Например: Кости да­дим собакам. Грибы дадим белкам и т. д.)

г) Игра «Приготовим обед».

Закрепление формы родительного падежа существитель­ных по теме «Овощи и фрукты».

На доске — картинки с изображением фруктов и ово­щей. Ребенок называет картинки и составляет предложе­ния. Например: Я сварю компот из яблок (груш, слив и т. д.). Я сварю суп из свеклы (моркови, лука, картофе­ля и т. д.). Я сделаю салат из капусты (огурцов, помидо­ров и т. д.]

д)Игра «Что с чем?». (Закрепление формы твори­тельного падежа с предлогом с.)

Дидактический материал — картинки.

Ребенку предлагается назвать картинки, например, чаш­ки с блюдцами; корзины с яблоками; вазы с цветами; клет­ки с птицами и т. д..

Формирование словоизменения глагола

В процессе логопедической работы по формированию си­стемы словоизменения глаголов и закреплению связей гла­гольных форм с существительными придается особое значе­ние. Это связано с тем, что именно глагол выполняет предикативную функцию, являясь организующим звеном предложения.

На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференци­ации глаголов настоящего времени единственного и множе­ственного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе.

На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола осуществляется работа по диффе­ренциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существи­тельных в роде. Эти формы появляются в процессе онтоге­неза на более поздних этапах и вызывают большие сложно­сти при усвоении их детьми с ЗПР.

Согласование в числе глаголов настоящего времени и существи­тельных

На начальных этапах логопедической работы закрепля­ются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоитстоят; го­воритговорят; молчитмолчат. В дальнейшем боль­шое внимание уделяется глагольным формам с чередовани­ем звуков в основе, например, бежитбегут, печетпекут, течеттекут и т. д.

С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи логопед называет глагол, например, читаетчитают, стоятстоит, лежитлежат и т. д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь: об одном предмете или о несколь­ких (например, стоит —... (ваза), стоят —... (вазы)).

Примерные виды, упражнений для закрепления правиль­ного употребления глаголов в самостоятельной речи:

а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»;

б) составление словосочетаний и предложений по кар­тинкам [Девочка читает. Девочки читают и т. д.);

в) добавление слова (существительного или глагола)в словосочетание или предложение (Бежит... (мальчик).Бегут... (мальчики). Птицы... (летят). Птица... (ле­тит) и т. д.);

г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет пер­вый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш ле... (жит). Карандаши ле... (жат) и т. д.).

Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам Дифференциация глаголов проводится с учетом появле­ния грамматических форм глаголов в онтогенезе в следу­ющем порядке: а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа; б) формы глаголов 3 лица единственного и множе­ственного числа; в) формы глаголов 1 и 2 лица множествен­ного числа.

Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам

а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единствен­ного числа.

Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать на­званное им слово и подставить к нему слова я или ты.

б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и мно­жественного числа.

Материал — картинки с изображением одного и двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют, ри­сует и т. д.).

 

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать на­званное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку.

в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множе­ственного числа.

Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечи­те, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т. д.).

Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово мы или вы.

Согласование глаголов прошедшего времени и существительных

в роде и числе

Коррекционная работа по дифференциации глагольных форм проводится сначала в импрессивнои речи (I этап), за­тем — в экспрессивной речи (II этап).

На каждом этапе работа над глагольными формами осу­ществляется в следующей последовательности: а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени; б) формы женского рода глаголов прошедшего времени; в) формы сред­него рода глаголов прошедшего времени; г) дифференциа­ция глагольных форм прошедшего времени.

В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, кото­рые вызывают значительные трудности у дошкольников сЗПР.

Для закрепления понимания глагольных форм прошед­шего времени в импрессивнои речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит логопед (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал», «упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т. д.).

Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи

а) Добавление существительного или глагола в предложе­ние с опорой на картинки. (Разбилась.... Разбился.... Разби­лось.... Разбились....Девочка.... Мальчик.... Облако... и т. д.).

б) Добавление последнего слога слова (глагола).
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на

картинку и закончить начатое им слово (например, стул у па...; дерево у па...; кукла у па...).

в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соот­ветствуют названной глагольной форме, например, лежа­ло —... (дерево, яйцо, яблоко); висело —... (пальто, платье,зеркало); сидел —... (щенок, папа, кот, мальчик); плыла
... (лодка, утка, девочка).

г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы.

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать пред­ложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз и т. д.).

Формирование системы словоизменения прилагательных Формирование системы словоизменения прилагательных проходит с учетом появления форм прилагательных в про­цессе онтогенеза речи и предполагает работу по следующим направлениям:

1. Согласование прилагательного с существительным в име­нительном падеже единственного и множественного числа.

2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами).

3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: а) беспредлож­ные конструкции; б) конструкции с предлогами.

Согласование прилагательного с суще­ствительным в именительном падеже осуще­ствляется в следующей последовательности:

1) согласование прилагательного с существительным в мужском роде;

2) согласование прилагательного с существительным в женском роде;

3) согласование прилагательного с существительным в среднем роде;

4) дифференциация мужского, женского и среднего рода прилагательных.

Каждая грамматическая форма рода отраба­тывается по такому плану: а) уточнение употребления фор­мы с ударным окончанием; б) уточнение употребления фор­мы с безударным окончанием.

В импрессивной речи для уточнения понимания согласо­вания прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа могут ис­пользоваться такие задания, как: Покажи картинку, о ко­торой скажем «синий», «синяя», «синие», «синее». Выбери картинку, о которой скажем «красный», «красная», «крас­ные», «красное» и т. д.

Закрепление согласования прилагательных с существитель­ными в различных падежах единственного и множественного числа

1) Согласование прилагательного с существительным в имени­тельном падеже единственного и множественного числа.

Последовательность работы над грамматическими формами

 

Грамматические формы Речевой материал
Формы мужского рода
Ударное окон­чание Безударное окончание Голубой, большой, молодой, шерстяной, лесной, небольшой, дорогой, меховой Синий, красный, желтый, добрый, веселый, хо­роший, белый, черный, холодный, мягкий, ста­рый, высокий
Формы женского рода
Ударное окон­чание Безударное окончание Шерстяная, большая, лесная, дорогая, молодая, голубая, небольшая, меховая зеленая, веселая, хорошая, белая, черная, красная, высокая, низкая, холодная, умная, длинная, мягкая, заботливая, пушистая

 

 


Фо рмы среднего рода

Ударное окон- Большое, меховое, голубое, шерстяное, дорогое,
чание молодое, лесное, небольшое

Безударное Вкусное, круглое, деревянное, теплое, сладкое,

окончание белое, интересное, новое, стеклянное, мягкое,

удобное

Виды заданий для закрепления согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

а) Игра «Помоги Незнайке».

Логопед предлагает ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова-признаки к существительному, например: зима —... (снежная, холодная, морозная, длинная, ранняя); снег —... (белый, пушистый, мокрый, холодный); ветер —... (сильный, морозный, резкий); солнце —... (яркое, ласко­вое, теплое); дни —... (короткие, длинные, темные, мороз­ные) и т. д.

б) Игра «Пароль».

На доске выставлены картинки, например, зеленый куст; красное солнце; черные варежки; большая сумка; го­лубая юбка; синее ведро и др.

Ребенок должен найти картинку, которой соответствуют слова: она моя, он мой, оно мое, они мои.

в) Игра «Магазин».

Логопед берет на себя роль покупателя, а ребенку пред­лагает стать продавцом. Логопед задает вопрос, например: «Что у вас есть из меха?», — а ребенок отвечает: «В магази­не есть меховая шуба, меховой воротник, меховые рука­вицы».

г)Составление или отгадывание вопросов-загадок. («Голубое, нарядное, шелковоеэто кофта или платье?»; «Шерстяная, вязаная, краснаяэто шарф или шапка?»; «Желтое, круглое, сладкоеэто яблоко или ли­мон».)

д)Игра с мячом «Угадай предмет».

Логопед называет признак предмета и бросает мяч ребен­ку. Ребенок, поймав мяч, называет предмет, у которого есть данный признак, и возвращает мяч, например, краснаялента, рубашка, шапка, сумка; красныйцветок, шарик, карандаш; красноесолнце, яблоко, платье и т. д.

е) Добавление прилагательного в предло­
жение. Например: Слон большой, а комар Суп горячий,

а компот.... Апельсин сладкий, а лимон.... Дерево высокое, а трава....

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа

Коррекционно-логопедическая работа проводится в сле­дующей последовательности: а) с беспредложными конст­рукциями; б) с предложными конструкциями.

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции).

а) Игра «Кому что дадим?». (Закрепление фор­мы дательного падежа существительных по теме «Дикие и домашние животные».)

Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них.

Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и под­бирает соответствующие картинки. Логопед дает образец от­вета и просит ребенка его придерживаться. Например: Сено дадим доброй корове. Грибы дадим ловкой белке. Яблоко да­дим маленькому ежу. Мед дадим сильному медведю. Моло­ко дадим ласковой кошке и т. д.

б) Добавление слов к глаголу при ответе на воп­рос «Чем можно...?». (Закрепление формы творительного падежа.)

Дидактический материал — картинки или предметы (на­пример, ручка, карандаш, лопата, расческа, мыло, полотен­це, топор, пила и т. д.).


Логопед предлагает образец ответа и просит ребенка его придерживаться. Например: Писать можно красивой руч­кой. Рисовать можно красным карандашом. Копать мож­но большой лопатой. Вытираться можно мягким полотен­цем. Умываться можно душистым мылом и т. д.

в) Игра «Угадай, чего (кого) нет». (Закреп­ление формы родительного падежа.)

Дидактический материал — картинки (например, голу­бое платье; синий цветок; зеленый платок; веселый маль­чик; большая бабочка; желтое ведро и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки. Затем убирает картинки по одной и просит ребенка сказать: «Кого (чего) нет?», например, нет голубо­го платья; нет зеленого платка и т. д.

г)Игра «Скажи, не ошибись». (Закреплениеви­нительного падежа существительных.)

Дидактический материал — картинки (например, жел­тое платье; маленькая шкатулка; дубовый лист; большая книга; белый халат и т. д.).

Логопед называет часть предложения, ребенок заканчи­вает его, используя нужную картинку. Например: Мама стирает... (желтое платье). Мальчик нашел... (дубовый лист). Девочка уронила на пол... (маленькую шкатулку). Врач снял... (белый халат) и т. д.

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (конструкции с предлогами) а) Игра «Закончи предложение». Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть кар­тинки. Затем логопед называет часть предложения, а ребенок его заканчивает. Например: Воду налили... (в коричневый кувшин). Цветок растет... (у высокого забора). Аня съеха­ла... (с ледяной горы).

б) Игра «Исправь ошибки Незнайки».
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать

предложение и найти ошибку: «Вот как Незнайка составил предложения: «Мама держит тарелку с горячая супом». Это правильно? «Заяц убегает от злое волка». А как ска­зать правильно? «Дети пришли к глубокий озеро». Исправь ошибки».

в) Игра «Что с чем?». (Закрепление формы твори­
тельного падежа с предлогом с.)

Дидактический материал — картинки (например, чаш­ка с красным блюдцем; корова с маленьким теленком; ваза с желтым цветком; собака с большой косточкой и т. д.).

Логопед предлагает ребенку назвать картинку и дает об­разец ответа: «Кошка с красным клубком».

Согласование прилагательного с существительным во множествен­ном числе

Логопедическая работа по согласованию прилагательно­го с существительным во множественном числе проводится по плану: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.

Примерные виды заданий и игровых упражнений

а) Закончить предложение (с опорой на картин­ку). Например: Мама держит... (желтые цветы). Аня при­несла молоко... (маленьким котятам). Папа собрал много
... (красных яблок). Самолет летел... (над голубыми озера­ми). Мальчик подошел... (к высоким деревьям).

б) Игра «Помоги Незнайке».

Логопед читает предложения с неправильными оконча­ниями прилагательных и просит ребенка исправить ошиб­ки, которые допустил Незнайка. Например: Заяц убегает от (злые) волков. Птичка спряталась в (зеленые) кустах. Девочки подошли к (новые) домам. Бабочки летают над (красивые) цветами.

 

Методика формирования словообразования

Дифференциация грамматических форм слова предпола­гает выделение морфем из слова и соотнесение их со значе­нием. Аналогичные процессы происходят и при словообра­зовании. В связи с этим, работа над формообразованием должна проходить в тесной связи с развитием словообразо­вания.

Процесс словообразования у дошкольников с ЗПР сфор­мирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Ов­ладение процессом словообразования у данной категории де­тей сопровождается значительными трудностями. В ходе коррекционной работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объем словообра­зовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с ЗПР.

Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм слово­образования в онтогенезе, а также характера и степени труд­ности различных моделей словообразования для дошколь­ников с ЗПР.

При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктив­ных моделей словообразования в экспрессивной речи.

Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально — на основе наглядно-об­разного мышления, далее — в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной речи к экспрессивной; постепенного услож­нения характера заданий и речевого материала и проходит в следующей последовательности: а) определение об­щего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аф­фиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы; г) осуществление звукового ана­лиза морфемы, закрепления его с помощью буквенного обо­значения; д) образование слов по аналогии с опорой на зна­чение словообразующих аффиксов; е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности; ж) дифферен­циация слов с аффиксами одного значения.

Каждую словообразовательную форму сначала закрепля­ют в импрессивной речи, затем проводится работа по фор­мированию ее в экспрессивной речи. Для уточнения пони­мания словообразовательной формы в импрессивной речи рекомендуются такие задания, как: а) показать картинку по заданию логопеда; б) выбрать картинку, которую назо­вет логопед; в) выполнить действия.

Можно выделить 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения сло­вообразовательных моделей.

I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. За­крепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наи­меньшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различи­ем денотатов на невербальном уровне.

На I этапе работа проходит над следующими формами словообразования:

1) образование существительных при помощи уменьши­тельно-ласкательных суффиксов (сначала — формы с про­дуктивным суффиксом -ик-; затем — с менее продуктив­ными суффиксами -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-);

2) образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища;

3) образование существительных с помощью суффикса -инк-;

4) образование названий детенышей животных и птиц;

5) образование существительных, обозначающих профес­сии, с помощью следующих суффиксов: -щик-; -чик~; -иц-; -ниц-.

II этап. На данном этапе отрабатываются следующие
формы словообразования:

1) образование прилагательных от существительных по плану: а) образование притяжательных прилагательных (сначала — с суффиксом -ин-; затем — с суффиксом -j-); б) образование качественных прилагательных; в) образо­вание относительных прилагательных (сначала — с суф­фиксом ов-; затем — с суффиксом-н-);

2) образование возвратных глаголов;

3) образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

III этап. На этом этапе проводится работа по дифферен­
циации приставочных глаголов (приставки в-; вы-; при-; от-;
у-; пере-).

В целом, в процессе логопедической работы связь значе­ния и звукового выражения закрепляется с помощью опре­деления звукового сходства, выделения общей морфемы из группы словообразовательных форм, самостоятельного конструирования словообразовательных форм на основе об­щей выделенной морфемы. Особое внимание уделяется диф­ференциации словообразовательных форм одного значения, так как преобладающей ошибкой в процессе словообразова­ния у дошкольников с ЗПР является смешение словообра­зовательных форм со сходными значениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...