Общая информация. Целесообразно было бы начать с краткой истории комплекса "Пятизверье".
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Общая информация Сегодня мы начнем разговор об особом комплексе динамической внутренней работы Шаолиньского монастыря - " Пятизверье". Кроме узкого круга последователей Шаолиньских боевых искусств и экспертов в этой области, не многие о нем даже слышали. Вам, надеюсь, интересно узнать, как древние люди учились управлять силой и судьбой. Такие возможности как раз и давал комплекс " Пятизверье". Тем более, что не много есть комплексов, которые, как этот, позволяют гармонично развивать внутри человеческого существа материю, энергию и сознание, увеличивать как внешнюю мышечную силу, так и внутреннюю духовную силу, помогают отделять энергию от сознания. Так что, не бойтесь своей неопытности, даже если Вы далеки от боевых искусств, тем более, что здесь мы предложим Вам только то, что по силам и что чрезвычайно полезно. Целесообразно было бы начать с краткой истории комплекса " Пятизверье". Во времена династии Сун (960-1279), когда боевые искусства Шаолиньского монастыря уже гремели славой в Поднебесной, даос Чжан Сань Фэн, служивший когда-то в этом знаменитом монастыре, заметил, что в традиционных боевых искусствах Шаолиня часто применяется грубая сила, потери которой при этом настолько велики, что быстро истощают человека даже в простых боевых движениях. С его точки зрения это противоречило принципам ДАО и не способствовало совершенствованию тела. Чжансоединил элементы даосских гимнастических упражнений с боевыми комбинациями, создав новый комплекс упражнений с мягкими плавными движениями, способствующими циркуляции внутренней энергии и укреплению и развитию, тем самым, внутренних органов, а также всей системы костей, сухожилий и мышц. Основным принципом этого комплекса Великого Даоса является естественное расслабление и мягкость при обороне в сочетании с напряжением и жесткостью в атаке, проводимой когда " старая" сила противника уже пошла на убыль, а " новая" ещё не появилась. Чжан считал, что можно эффективно объединить два метода развития внутренней и внешней сил для совершенствования боевых искусств. Эта теория легла в основу вновь созданного стиля Тайцзи Цюань и некоторых других внутренних стилей древних боевых искусств Китая и начала новый этап развития традиционных китайских боевых искусств. В результате техники даосских внутренних стилей приобрели широкую популярность, в большей степени вытеснив буддистские внешние стили.
Чтобы восстановить положение монастырской школы в мире боевых искусств шаолиньский монах Цзяо Юань - до исповедывания Буддизма знаменитый мастер боевых искусств, стал анализировать буддистские системы боевых техник и заметил их недостаток: для противостояния силе применяется сила. Он решил создать новую методику боевых искусств, балансирующую внутреннюю и внешнюю силы. Путешествуя по Китаю, Цзяо Юань встретил знаменитого мастера Ли Чэня и своего друга, знатока боевых искусств, Бай Юй Фэна. Троица долго обсуждала ситуацию и, возвратившись в Шаолиньский монастырь, на основе исходных боевых искусств Шаолиня, состоявших из 18 позиций (" 18 рук Лаханя " ), создала 128 позиций, отображающих внешние формы и внутренние сущности пяти зверей: дракона, змеи, журавля, тигра и леопарда; соответствующих Тхан ( сознанию ), Кхи( энергии ), Тъинь( материи ), внутренней и внешней силам. Позднее они вошли в основу более 170 знаменитых буддистских приёмов звериных стилей и придали шаолиньским боевым искусствам новый вид со всеми отличительными чертами и внутренней сущностью этих животных, превратив их из простого эффективного единоборства в великолепную систему духовных боевых искусств.
Появление новой системы способствовало бурному развитию шаолиньских боевых искусств и возвращения им пальмы первенства в древнем Китае. Среди огромного арсенала техник шаолиньских стилей пяти зверей в системе духовно-энергетического тренинга Шаолиня комплекс внутренней работы " Пятизверье" играет очень важную роль. Если знаменитые комплексы Изменения сухожилий Бодхихармы способствуют течению внутренней силы к различным частям организма, но силовая энергия в них течет очень медленно, ее нельзя применять для боевых целей, то комплекс " Пятизверье" даёт возможность эффективно применять эту силу в стремительных боевых ситуациях, как говорили древние мастера: " Мысль появляется, внутренняя сила и кулак вместе приходят". А энергией может управлять только развитый дух, развитое сознание. В духовном плане упорное выполнение " Пятизверья" не только развивает энергию и сознание в человеческом существе, но и способствует отделению первого от второго. Об этом буддисты говорят: " Когда владеешь смыслом движений комплекса так, что Тханслился с каждым твоим движением, то внутри тела образуется огромное количество внутренней силы, которое с невообразимой мощью течёт и сосредоточивается в любом месте. Если упорно тренируешься до полного успеха, то к тебе приходит долголетие, у твоего тела появляется блаженная лёгкость. Эффект просто непередаваем словами! ". Читая до этого, наверно у некоторых из Вас возникли вопросы: " каким путем динамический комплекс " Пятизверье" позволяет гармонично развивать внутри человеческого существа материю, энергию и сознание, увеличивать как внешнюю мышечную силу, так и внутреннюю силу, отделять энергию от сознания? ", " насколько этот комплекс эффективен в вышеперечисленном? " Думаем, что в дальнейшем изложении статьи Вы найдете для себя определенные ответы. Стоит напомнить, что комплекс " Пятизверье" когда-то играл важную роль в системе духовно-энергетических практик Шаолиньских буддистов, конечная цель которых - просветление, и о повадках и сущностях данных зверей много и отлично написано различными исследователями, мастерами и писателями. Поэтому мы, не вдаваясь в подробности и внешние проявления, раскроем именно энергетическую суть этих техник - основу, служащую для дальнейшего понимания смысла и формы разных движений комплекса.
Итак, первый " зверь" - Журавль символизирует Тъинь (концентрацию плотных энергий, или, по сути, материальных субстанций, необходимых для создания клеток в организме). Журавль славится своим долголетием, и на Востоке считают, что это связано с тем, что в его организме накапливается большое количество Тъинь. Так что, внутренняя сущность Журавля- Тъинь, материя. Чтобы увеличить количество Тъинь в организме, человеку надо: - правильно питаться экологически чистыми продуктами; Последние четыре условия могут достигаться правильными динамическими упражнениями. Понаблюдайте за журавлем. Несмотря на крупные размеры, он движется мягко и грациозно, взмахи крыльями делает широкие, круговые, как бы удлиненные. Однако он также может часами стоять на одной ноге, что требует предельной концентрации и покоя. В комплексе " Пятизверье" все журавлиные движения выполняются спокойно, максимально расслабленно и грациозно, что способствует удлинению и укреплению рук и ног. По сути, удлинение фасций и сухожилий повышает их энергетическую проводимость, содействуя беспрепятственной циркуляции энергии и крови во всем теле, в том числе в меридианах почек, мочевого пузыря и малом небесном круге. Поочередные обхваты коленей руками и предельные взмахи рук в стороны в стойке на одной ноге растягивают вышеуказанные меридианы, повышают энергетическую активность и, соответственно, теплоту в тазовой и брюшной полости, сосредоточивают максимальное количество внутренней силы в ногах для пробивания этих меридианов. Все это способствует образованию в организме практикующего огромного количества Тъинь.
Для боевой эффективности журавлиные движения следует заканчивать с предельной напряженностью в самом конце - для выброса и концентрации внутренней силы в ударную точку. В боевых искусствах это называется " тонкостью". Однако журавлиные движения в комплексе " Пятизверье" не только способствуют повышению скорости нанесения удара, но и улучшают равновесие тела, делают его более подвижным и гибким. Походка практикующего становится грациозной, концентрация - глубокой, а координация - просто великолепной. Сущностью второго зверя - Змеиявляется Кхи, которая по сути есть чистая энергия (в дальнейшем - энергия, внутренняя сила ), проявленная в различных видах тонких энергий. На Востоке считают, что в змее изобилует Кхи, что позволяет той долго существовать без еды. В организме человека Кхи накапливается двумя путями: непосредственно из внешней среды при дыхании и после трансформации Тъинь, которая происходит в брюшной полости, когда там сосредоточивается достаточное количество смешанной энергии Тъинь-Кхии теплоты. А Тъинь-Кхи, в свою очередь, образуется в тазовой полости при сосредоточении там достаточного количества энергии Тъиньи теплоты. (См Трансформации энергии). Итак, чтобы увеличить объем Кхи в организме, необходимо повысить количество Тъинь. Кроме того, внутренняя сила может образоваться из смешанной энергии Тъинь-Кхи при высокой концентрации в нейсознания. То есть, когда практикующий фокусирует свое внимание в объеме, наполненном Тъинь-Кхи (в статическом занятии, медитации) или в потоке Тъинь-Кхи (в динамических упражнениях), то в его организме образуется внутренняя сила. С учетом всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек может увеличивать объем Кхи внутри организма следующим образом: - правильно питаться хорошими продуктами; Сразу видно, что кроме первого двух условия, остальные могут достигаться динамическими упражнениями. В природе из-за отсутствия конечностей змея перемещается с помощью извиваний всего тела. При этом каждая часть тела должна быть расслабленна, подвижна и эластична, двигаться в гармонии с другими частями. При выполнении змеиных движений в комплексе " Пятизверье" тело должно находиться в подвижном и гибком состоянии, акцент делается здесь на мягкости и расслабленности, а не на скорости. Поясница движется в гармонии с другими частями тела, что повышает энергетическую активность и теплоту в брюшной и тазовой полостях и в целом улучшает циркуляцию энергии и крови во всем организме. Все движения позволяют растягивать фасции и сухожилия передней и задней частей организма, особенно те, где проходят меридианы почек, мочевого пузыря и малого небесного круга.
Как и журавлиные, многие змеиные движения выполняются в стойке на одной ноге, другие - в нижних позициях с плавным переносом тяжести с одной ноги на другую. Это позволяет сосредоточить в ногах огромное количество внутренней силы для пробивания вышеназванных меридианов и всех других чудесных меридианов - резервуаров Тъинь-Кхинашего организма, что содействует сосредоточению Тъинь-Кхи в брюшной полости и дальнейшей трансформации ее во внутреннюю силу. Для образования еще большего количества внутренней силы все змеиные движения должны выполняться с предельным сосредоточением мысли на потоке силовой энергии внутри тела. Надо полностью погружаться внутрь себя, в поток силовой энергии, не обращая внимания на внешние предметы. Плавность, гибкость и расслабленность движений позволяют потокам энергии течь беспрепятственно, что облегчает ощущение этих потоков и, тем самым, способствует увеличению количества силовой энергии внутри организма. Это уже не обычные, а по сути магические движения, при которых каждая часть тела может одновременно отдыхать и работать, отчего сам человек не устает. И чем практикующий больше двигается, тем сильнее становится. Он может уже по желанию направлять внутреннюю силу от позвоночника до кончиков пальцев рук и ног, а в дальнейшем и всячески использовать эту чудесную силу, вплоть до выполнения своих ментальных желаний. Как бы компенсируя свои недостатки, змея добивается боевого эффекта, свернувшись в кольцо и поднявшись вертикально. Мгновенная атака с ошеломляющей скоростью и высокой точностью, тем не менее, достаточно холодна и гибка и позволяет проявиться внутренней силе в каждом ударе. Разучив змеиные движения комплекса " Пятизверье", практикующий должен выполнять их с достаточной скоростью и силой. В отличие от техник других четырёх зверей, использующих напряжённую грубую силу в последний момент удара, змеиные движения всегда мягки и изящны. Но они несут угрожающую силу, которая сочетает в себе твёрдость и мягкость, благодаря чему при столкновении с объектом в ударной точке концентрируется мощная сила. Совершенство змеиных техник в " Пятизверьи" позволит практикующему вести бой с молниеносной скоростью и холодной расчетливостью, используя в каждом движении, и при этом увеличивая, мощный потенциал своей внутренней силы. Третий зверь - вышедший из религиозной мифологии дракон, который, в отличие от западного дракона или доисторического динозавра, является в буддийской литературе волшебным зверем, олицетворяющим счастье и процветание и обладающий уникальными, могущественными возможностями. По легенде внутренней сущностью дракона является Тхан, сознание - особый аспект энергии, источник всего сущего Бытия. Поэтому дракон выбран Шаолиньскими монахами в числе пяти зверей для создания совершенных динамических техник, помогающих развивать сознание и уравновешивать баланс энергия - сознание вчеловеческом существе. О драконьих техниках писали много и до сих пор продолжают писать, но мало где можно найти сам механизм развития с помощью этих движений сознания - самого таинственного аспекта человека, с его неисчерпаемыми ресурсами могущества и волшебства. Для непосвященных: драконьи движения сочетают в себе мягкость и жёсткость. Круговые и мягкие, они всегда заканчиваются внезапным жёстким и сильным ударом. В них часто используются " драконьи лапы", которые не следует путать с " тигровыми". Их различие заключается в боевом применении: драконьи лапы служат для захвата и зажима, а тигровые - для царапанья и разрывов. Драконье дыхание в комплексе " Пятизверье" мягкое и плавное. При вдохе " Кхи" ( энергия ) доходит до нижнего энергетического центра (3-4 см ниже пупка). При нанесении удара выдох мощный, согласованный с силой удара. Однако секрет культивирования сознания в драконьих техниках комплекса " Пятизверье" находится именно во внутренней работе, все усилия которой сводятся к тому, чтобы увеличивать энергию и сознание в их собственных полюсах и соединять их в Великую сущность. Здесь все мягкие круговые движения (особенно поясницей) вокруг разных осей с высокой концентрацией ума позволяют сжимать огромное количество внутренней силы ( энергии ) в предельно маленьком пространстве - центре человеческого существа, в его сущности. А жесткие внезапные удары, завершающие эти движения, с фокусированием сознания в этом центре и перемещением его отсюда в ударную точку вызывают поток внутренней силы в эту точку, способствуют увеличению количества энергии и сознания, разделению их и пробиванию каналов вдоль позвоночника, открывающих путь для соединения и превращения их в Пустоту. Обратите внимание: все вышесказанное совершается в динамике. Следовательно, выполнение драконьих техник требует предельной концентрации ума в потоке внутренней силы в теле для того, о чем буддисты говорили: " в движении искать покой". В отличие от других звериных техник комплекса " Пятизверье", в драконьих движениях макушка головы практикующего должна быть чуть поднята и находиться на одной линии с позвоночником. Это способствует пробиванию участка канала от основания черепа до макушки и позволяет потоку энергии подниматься до высшего центра духовной энергии над головой для слияния с сознанием. Итак, драконьи движения комплекса " Пятизверье" применяются в боевых искусствах не просто как динамические упражнения для гармоничного развития сбалансированной системы внешней и внутренней сил в теле человека, но и способствуют поднятию его сознания на более высокий уровень развития. Это укрепляет физическое здоровье, повышает интеллект, обостряет интуицию и увеличивает проницательность в общении с людьми и в отношениях к окружающим процессам. Интересно, что даже по внешнему виду человека можно определить уровень развития его сознания: чем выше уровень сознания, тем больше блестят глаза. Поэтому у тех, кто регулярно практикует " Пятизверье", глаза " горят" огнем, взгляд не только проницателен и ясен, но и обладает невероятной силой. При общении с такими людьми ощущается безмятежный покой и тёплая доброжелательность, присущие только духовно развитым личностям… Четвертый избранный зверь тигр славится, прежде всего, своей свирепостью, мощью и отвагой. Наблюдая за животным, Шаолиньские монахи отметили ловкость и кошачье изящество движений, свирепую мощь в каждом атакующем ударе. Удар, короткий и ловкий, несет в себе бесконечную силу, которая в восточных боевых искусствах известна как " Кинь" (Kinh) (Цзинь - кит. ), внутренняя сила. У конфуистов сила делится на две категории: " Лык" и " Кинь". " Лык" это внешняя сила, знакомая каждому из нас своим механизмом образования в мускулах при сокращении мышечных волокон. А " Кинь" это внутренная сила - энергия, которая заполняет мыщцы и реализует таким образом физическое действие без сокращения мышц, или непосредственно выпускается наружу спрессованной струей под высочайшим давлением в энергетических ударах. Об этом мы уже говорили в статье " Суть внутренней силы и энергетических ударов" Восточные мастера боевых искусств считают, что сущность тигра - это " Кинь", внутренняя сила. Именно данный зверь умеет максимально мобилизовать эту силу в своих движениях, поэтому его удары сокрушительны. Являясь самой тонкой энергией, внутренняя сила проходит в организме тигра не только по фасциям и сухожилиям, но и вообще по всему телу в направлении распространения силы и, особенно, по костям. Это делает тигриные кости гибкими и обладающими чудесными целебными и энергетическими свойствами. Поэтому бытует мнение, что внутренняя сущность тигра находится именно в костях. В комплексе " Пятизверье" тигриные техники позволяют увеличивать количество внутренней силы и развивать все функциональные системы, особенно системы сухожилий и костей, при реализации этой силы, делая их достаточно сильными и гибкими. Увеличение внутренней силы происходит путем объединения Тъинь, Кхи, Тхан подобно механизму, описанному в змеиных движениях. Однако, в отличии от змеиных движений, где сосредоточение максимального количества внутренней силы в ударной точке достигается путем улучшения циркуляции энергии с помощью гибких и мягких движений, мобилизация внутренней силы в тигриных движениях производится за счет координирования движений, согласованности системы сухожилий, костей двигательного аппарата, позвоночника и особенно поясницы. Выбрасывание огромного количества этой силы должно выполняться с четким намерением при нанесении удара. То есть, практикующий сознательным путем должен мобилизовать внутреннюю силу в каждый удар, что по сути есть сосредоточение сознания в движении. Благодаря этому сознание может объединяться с материей и энергией (Тъинь-Кхи) во внутреннюю силу. Необходимо заметить, что с развитием духа (сущностью человека) практикующий легко может по желанию мобилизовать внутреннюю силу. В идеале, как только человек захочет, огромное количество этой силы сразу участвует в ударе и движении. Именно тигриные движения формируют и развивают у практикующих навыки такого владения силой, доводя их до мастерства. Внимательный читатель может заметить, что и в драконьих движениях тоже необходимо сосредоточивать сознание в движении, чтобы огромное количество внутренней силы, трансформированной из Тъинь-Кхи, оказалось в определенном месте, поражая мишень. Так какая же разница между тигриными и драконьими движениями? В драконьих движениях акцент ставится на развитии сознания. Чтобы иметь четкую картину о процессе образования внутренней силы при нанесении драконьего удара, представьте себе для простоты, что у физического тела есть анти-тело, не-тело или тело-сознание, как вам удобней. Не путайте это тело с аурой или с тонкими телами из тонких энергий. Данное тело состоит из чистого сознания, оно белое с ярким светлым сгустком-ядром в центре, соответствующем солнечному сплетению в физическом теле. В отличии от физического тела, оно может менять свои форму и размер. Поэтому при нанесении удара, если мастер мысленно ударит сквозь тело противника, то его " светлая рука" удлиняется и проходит сквозь это тело туда, куда он направляет свое сознание, а цель удара, точка конечного фокусирования сознания, становится ярче. Именно увеличение сознания на пути перемещения внимания позволяет мастеру трансформировать определенное количество Тъинь-Кхи в своем организме (и не только), образовывать в результате огромное количество внутренней силы и направлять ее в цель. Обратите внимание на то, что с высокой концентрацией сознания этот процесс продолжается, когда эта " светлая рука" находится уже в организме противника. В отличии от драконьих, в тигриных движениях практикующий мобилизует всю свою возможную внутреннюю силу в удар. При их выполнении заметное движение огромного потока этой силы позволяет мастеру спонтально следить за ним, то есть несознательно фокусировать сознание вэтом движении, благодаря чему часть Тъинь-Кхи в организме, где сосредоточено сознание, трансформируется во внутреннюю силу. Кроме этого, чтобы удары в цель достигали сверхсилы, тигриные техники выполняются шумно. Дыхательные техники тоже специфичны: выдох сопровождается криком, что позволяет мобилизовать максимальное количество энергии для мощного удара. Кроме того, такое дыхание при мощных и молниеносных ударах поддерживает на высоком уровне дух. Звук должен сопровождаться внутренней силой. Для этого перед тем, как кричать, надо сделать глубокий вдох, сосредоточивая энергию в нижнем энергетическом центре. На выдохе, вместе с криком, надо поднять " три точки". Это не просто боевой клич для устрашения противника, как считают некоторые. Этот крик привлекает универсальную энергию ( энергию ) для реализации ударов. Эту универсальную энергию можно привлекать разными способами: взглядом, криком, мантрами, жестами и др., в тигриных движениях это достигается именно криком. Здесь необходимо оговорить, что далеко не каждый для своих целей может эффективно привлекать к себе универсальную энергию. Чтобы быть связующим звеном между этой энергией и объектом действий, соединять свой микрокосмос с макрокосмосом, человек должен быть чистым, спокойным, и пять его жизненных энергетических центров (печень, сердце, легкие, почки, селезенка) должны быть заполнены обильной внутренней силой. Упорные и регулярные тренировки именно тигриных движений обязательно приведут к такому состоянию. Многие восточные мастера считают, что очень важно для практикующих тигриные техники умение входить в тигриное состояние, чувствовать себя сильным диким тигром и тем самым преодолевать своё малодушие перед любым противником. Однако, стоит ли практикующему ради определенного преимущества в боевых искусствах медитировать на образ тигра, чтобы воплощаться в этого зверя по духу, идя вразрез естественной эволюции? Автор считает, что ответ не одназначен, выбор остается за самим практикующим! Последний из пяти зверей - леопард. С точки зрения восточных боевых искусств " Лык" - сущность леопарда - заключена в мускулах. Это значит, что техники леопарда способствуют развитию скорости и внешней силы, являющихся общими портами данной концепции. В отличии от тигра, мощь которого происходит от совершенной структуры сухожилий и костей, силовой потенциал леопарда таится в гармонично развитой системе мышц. Угрожающая сила леопарда зависит от его молниеносной скорости и гибких движений ног. Эта сила очень мощная, но не напряженная, не жёсткая. В комплексе " пятизверье" в техниках " леопарда" всегда уделяется внимание скорости равнозначно сочетающейся с гибкостью движений тазовой и поясничной зон. Об эффективных способах развития мышечной силы существует огромное количество литературы, и в рамках данной статьи мы только подчеркнем, что в комплексе " Пятизверье" все движения леопарда должны выполняться с максимальными скоростью и амплитудой и предельным расслаблением. Специфическую черту леопардовых приемов отражает Лапа леопарда, пальцы которой сжаты во втором суставе. При нанесении удара, чтобы обеспечить максимальную скорость, пальцы не должны быть сильно зажаты. Пальцы, ладонь и вся рука напрягаются только в последний момент, в результате чего суставы руки не травмируются от большой нагрузки в момент " столкновения". Вообще техники " Леопарда" не акцентируются на использовании энергии. Однако в комплексе " Пятизверье" в нескольких движениях (например, в движении " Золотой леопард фиксирует свое тело" ) энергия специально сосредоточивается в руках с целью укрепления систем мышц, связок и кожи рук. Это является ценностью комплекса " Пятизверье", с помощью которого энергию можно мобилизовать для развития тела во всех отношениях. Сейчас вы, дорогие читатели, уже имеете полное представление, каким путем комплекс внутренней работы " Пятизверье" способствует одновременно увеличению внутри организма практикующего материи, энергии и сознания, а также гармоничному развитию внешней и внутренней сил. Здесь ключевые моменты - это навык фокусирования сознания на разных частях тела в различных специфических движениях в сочетании с дыханием, взглядом, криком для образования и мобилизации огромного количества внутренней силы внутри человеческого существа и вне его. Комплекс высоко эффективен не только в процессе образования и управления внутренней силой, но и в гармоничном увеличении количества энергии и сознания и соединения этих основных энергий Бытия, что способствует существенному росту практикующего не только в занятиях боевыми искусствами, но и в духовной практике. Учитывая еще и возможности этого динамического комплекса в устранении в духовной практике возможных негативных последствий татической внутренней работы, вы можете представить его неоценимую роль не только в системе практик боевых искусств знаменитого шаолиньского монастыря, но и в любой существующей системе духовных практик. .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|