Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Неоклассические теории движения факторов производства (теории масштаба, жизненного цикла товара, конкурентных преимуществ).





 

Сторонники данного подхода считают, что на основе этапов жизненного цикла товара могут быть объяснены современные торговые связи между странами, во всяком случае при обмене готовыми изделиями. Согласно общему тезису теории жизненного цикла товара (ЖЦТ) продукт с момента появления на рын­ке до ухода с него проходит ряд этапов (четыре или пять, по мнению разных специалистов). Международное перемещение товаров зависит от определенного этапа жизненного цикла. В своей доктрине Р. Верной, Ч. Киндельбергер и Л. Уэльс [21] обосновывают схему, по которой:

• на этапе внедрения после выявления потребности в про­дукции осуществляется разработка нововведения;

• затем организуется производство и налаживается сбыт но­вого товара внутри страны, начинается его экспорт.

Для этапа внедрения характерна повышенная трудоемкость изделия. Переход к крупносерийному массовому производству происходит в дальнейшем по мере усовершенствования техно­логии и освоения новых видов оборудования. Это, кстати, объ­ясняет относительно больший удельный вес в экспорте высоко­развитых стран, в частности США, трудоемких товаров, что обу­словило упомянутый «парадокс» Леонтьева, На этапе роста, по­мимо увеличения объема продаж на внутреннем рынке, расши­ряется экспорт из страны нововведения, усиливается конкурен­ция, проявляется тенденция повышения капиталоемкости про­изводства, создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других странах. На завершающей стадии этого этапа некоторые конку­ренты начинают снижать цены.

На этапе зрелости производство осуществляется уже во многих странах, в том числе развивающихся, начинает ощущать­ся насыщение рынка прежде всего в стране нововведения, ста­билизируется спрос, усиливается роль ценовой политики, дос­тигается высокая стандартизация, свойственная крупносерийно­му производству, вовлекаются менее квалифицированные ресур­сы труда. Складываются условия масштабного производства в развивающихся странах, в частности в НИС, с последующим вывозом в страны нововведений. Это можно проиллюстрировать на изделиях телевизионной техники, компьютерах, продукции радиоэлектроники и т.п. Наконец, этап упадка с международ­ных позиций характеризуется сужением рынка в развитых стра­нах, большей концентрацией производства в развивающихся странах. Определенная часть рынка в странах нововведений, ориентированная на данную продукцию, удовлетворяется за счет импорта. Ведущие компании развитых стран начинают произ­водство и внедрение на рынок новых, более совершенных това­ров. Вовлечение в теорию ЖЦТ международного аспекта предо­пределяет удлинение жизненного цикла продукции, достаточно однозначно объясняет внешнюю торговлю технологически сложными изделиями. Эта теория менее применима в случае элитарных, особо дорогостоящих товаров. Она как бы закрепля­ет международные технологические преимущества высокоразви­тых стран.



В последних трактовках международного преломления тео­рии ЖЦТ в качестве варианта жизненного цикла рассматрива­ются нововведения, не только ориентированные на обеспечен­ного потребителя, но и связанные с экономией некоторых видов естественных ресурсов (земли, сырья и топлива).

Теория конкуренции М. Портера

Одна из общих проблем теорий внешней торговли — совме­щение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с ответом на вопрос: «как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле не­которыми товарами, в конкретных отраслях?». Ответить на дан­ный вопрос попытался ученый-экономист из США М. Портер [17]. На основе изучения практики компаний 10 ведущих инду­стриальных стран, на которые приходится почти половина ми­рового экспорта, он выдвинул концепцию «международной кон­курентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвя­зью четырех основных компонентов:

• факторных условий;

• условий спроса;

• состояния обслуживающих и близких отраслей;

• стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуа­ции.

М. Портер — сторонник классической теории факторов, ко­торые он не ограничивает исходными, вводя новые, в том числе возникающие в процессе производства (повышение производи­тельности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий при ограниченно­сти земли, естественных богатств).

Второй компонент — спрос ~ определяющий для развития фирмы. При этом состояние внутреннего спроса во взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка решающим образом воздействует на фирменную ситуацию- Здесь немаловаж­но обозначить и национальные особенности (экономические, культурные, образовательные, этнические, традиции и привыч­ки), влияющие на выход фирмы за пределы страны. Подход М. Портера предполагает преобладающее значение требований внутреннего рынка для деятельности отдельных компаний.

Третий — состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств, обеспеченность соответствую­щим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщика­ми, коммерческими и финансовыми структурами.

Четвертый компонент — стратегия фирмы и конкурентная ситуация. Избранная фирмой рыночная стратегия и организаци­онная структура, предполагающая необходимую гибкость, — важные предпосылки успешного включения в международную торговлю. Серьезным стимулом является достаточная конкурен­ция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование с по­мощью государственной поддержки — негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ре­сурсов.

Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повы­шению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Авст­ралии, Новой Зеландии и США в 90-х годах.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.