Роль ЮНКТАД и ГАТТ/ВТО в международной торговле.
· Конференция ООН по торговле и сотрудничеству (ЮНКТАД) является органом Генеральной ассамблеи ООН. Была создана в 1964 году и в настоящее время насчитывает 191 стран-членов. · Главные задачи организации: • содействие развитию международной торговли · Отличительная особенность этой организации состоит в проведении работы по региональным группам: государства-члены разделены на 4 главные группы с учетом их географического расположения и уровня социально-экономического развития. · Все решения ЮНКТАД носят рекомендательный характер и облекаются в форму всевозможных заявлений, резолюций и т. п. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются различные конвенции, соглашения. Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, насчитывающий в своем составе 6 комитетов. · Установленный в 1964 как постоянный межправительственный орган, ЮНКТАД - основной орган Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея, имеющая дело с торговлей, инвестицией и проблемами(выпусками) развития. · На Всемирном симпозиуме ООН по эффективности торговли (г.Колумбус, Огайо, США, 1994 г.) принято решение о создании Всемирной сети Центров по вопросам торговли Global Trade Point Network(GTPNet), которая объединила через сеть Интернет торговые Центры мира (Trade Point) Основные принципы ГАТТ/ВТО в практике внешнеторгового регулирования развитых стран
Всемирная торговая организация была образована по итогам т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1993гг.), проходивших в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое после начала функционирования ВТО (с 1 января 1995г.) стало ее составной частью. Став по существу преемницей ГАТТ, ВТО по замыслу ее учредителей должна превратиться в международный форум, в рамках которого устанавливаются основные договорные обязательства, определяющие, как страны члены разрабатывают и внедряют юридическое обеспечение и осуществляют регулирование внешней, а зачастую и внутренней торговли. Договорно-правовую базу деятельности ГАТТ/ВТО образует совокупность многосторонних общих и секторальных торговых соглашений. Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются: - принцип недискриминации в торговле, который предусматривает взаимное предоставление, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а, с другой стороны - национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю; - принцип замены количественных ограничений таможенно-тарифным регулированием внешней торговли с постепенным доведением ставок таможенных пошлин до нулевой отметки. Новая организация не только имеет более широкую потенциальную базу членства по сравнению с ГАТТ, но и охватывает больший аспект коммерческой деятельности и регулирующую ее торговую политику, на которую распространяется компетенция ВТО. Отличительной особенностью ВТО является то, что в ее сферу деятельности помимо классического товарного обмена (присущего ГАТТ) входит еще и торговля услугами, а также “идеями” (интеллектуальной собственностью). В частности, т.н. “пакетное” решение, именуемое ГАТТ-94 уже не ограничивается только вопросами товарной торговли, но и регулирует международную торговлю услугами(банковскими, страховыми, транспортными, строительно-монтажными и т.д.), а также внешнеторговые аспекты инвестиций и объектов интеллектуальной собственности.
Другая отличительная особенность - наличие действующего на постоянной основе и отлаженного в течение более чем сорокалетнего периода истории механизма разрешения споров и противоречий, которые порой возникают между партнерами в мировой торговле. Не менее важен и новый элемент многостороннего регулирования под эгидой ВТО - механизм обзора торговой политики стран-членов. Положения ГАТТ, а в связи с созданием ВТО, в систему которой вошло ГАТТ, и положения ВТО устанавливают, что основным инструментом таможенного регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. Помимо тарифного регулирования в соответствии с положениями ГАТТ/ВТО в практике стран “организованной” торговли используются: - административные ограничения внешней торговли по неэкономическим соображениям; - административные ограничения в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб национальной промышленности, нарушение равновесия платежного баланса, дефицит товаров на внутреннем рынке и др.); - меры против недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров (антидемпинговые процедуры); - добровольное ограничение экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран экспортеров и импортеров; - ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям в целях защиты национальной безопасности, охраны окружающей среды и др.
Комплекс итоговых соглашений, договоренностей и решений Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ, подписанных в Марракеше (Марокко) 15 апреля 1994г. включает свыше 20 документов,в том числе важнейшие из них: - Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО); - ГАТТ 1994, т.е. обновленное и дополненное исходное соглашение ГАТТ 1947; - Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС;
- Соглашение по сельскому хозяйству; - Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам; - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) Данное соглашение, впервые создающее механизм регулирования международной торговли услугами, состоит из трех основных блоков. В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами. Во втором и третьем блоках содержатся списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг (таких как сектора финансовых услуг и телекоммуникаций). Сфера действия соглашения распространяется на услуги, предоставляемые с территории одной страны- участницы на территорию другой страны-участницы; услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям другой страны (сектор туризма); услуги, предоставляемые посредством присутствия учреждения одной страны на территории любой другой страны (например, банковские услуги и услуги, предоставляемые гражданами одной страны на территории любой другой страны (например, строительные проекты, консалтинг). В числе основных обязательств стран-участниц входит предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима в отношении поставщиков услуг. Кроме того согласно положениям соглашения на страны-участницы возлагается обязательство осуществлять либерализацию торговли услугами посредством периодического проведения раундов переговоров и пересмотра списков первоначальных взаимных уступок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|