Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Торговля России со странами СНГ

Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, по­зволяющих выделить их в особую группу.

Традиционно эти связи характеризуются несбалансированно­стью обмена, что выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных по­ступлений из стран СНГ. Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других рес­публик. Россия поставляет в страны СНГ энерго-сырьевые ресур­сы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых. Однако даже в этом случае сохраняется необходимость кредито­вания других стран СНГ со стороны России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров.

Наконец, следует заметить, что отсутствует надежный стати­стический учет в области хозяйственной деятельности предпри­ятий, что затрудняет точную оценку ситуации.

Было бы, однако, ошибочно трактовать эту несбалансиро­ванность торговли как односторонние «подарки России государ­ствам СНГ», так как большинство крупных предприятий на тер­ритории России создавалось в свое время в качестве части быв­шего единого советского хозяйственного комплекса. Они могли функционировать лишь на основе производственно-технической кооперации со своими смежниками, находящимися на террито­рии других республик. Вплоть до 1993 г. это был особый сектор внешнеторгового оборота, со своими «внутренними ценами», системой регулирования и налогообложения.

Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило постепенно. Первоначально это были двусторон­ние соглашения между странами. В течение 1992—1993 гг. Рос­сийская Федерация заключила двусторонние соглашения о сво­бодной торговле с большинством независимых государств — республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Постепенно в результате роста числа двусторонних до­говоров начала складываться некая «ромашка» — система дого­воренностей целой группы новых независимых государств, под­писавших однотипные договоры непосредственно с Россией.

Новым этапом в развитии этих отношений стало подписан­ное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует пе­реход от двустороннего к многостороннему механизму регулиро­вания режима внешней торговли.

Для всех перечисленных выше торговых соглашений харак­терно наличие следующих общих черт:

• импортный режим: импортные пошлины, налог на добав­ленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории государств, подписавших согла­шение, не применяются; импортные товары подвергаются сертификации;

• экспортный режим: таможенные пошлины, налог на до­бавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории России и вывозимые на тер­риторию государств, подписавших соглашение, не приме­няются (за исключением изъятий).

Экспортно-импортные операции по закупке и поставке важ­нейших видов продукции для государственных нужд на кли­ринговой или взаимосвязанной основе осуществляются на осно­ве двусторонних межправительственных соглашений.

Расчеты между хозяйственными субъектами за поставки то­варов ведутся в основном по договорным ценам. По стратегиче­ским товарам применяются цены, ориентированные на миро­вые, с их ежеквартальным уточнением и пересчетом в нацио­нальную валюту.

Следующим шагом в попытках воссоздания «нормальной» экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран — членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. со­глашение о тройственном таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает ус­ловия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами, образование таможенного платеж­ного, межбанковского и транспортно-энергетического союза. Соглашением предусмотрена отмена тарифных и количествен­ных ограничений во внешней торговле; второй этап предусмат­ривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К указанному соглашению могут присоеди­ниться все другие страны СНГ и Восточной Европы; в частно­сти, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан.

Особым направлением развития интеграционного процесса, с которым связывают его ускоренное углубление внутри СНГ, можно считать подписанное в апреле 1996 г. Соглашение о глу­боком интегрировании политически и экономически Сообщест­ва Белоруссии и России.

С государствами СНГ Россия сотрудничает в рамках трех межгосударственных организаций: Исполнительный Комитет Союза России и Беларуси, Интеграционный Комитет России, Бе­ларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана и Межгосудар­ственный экономический комитет Экономического союза.

Нет сомнения в том, что на данном этапе на территории СНГ экономическое сотрудничество будет осуществляться без отказа от суверенитета в пользу наднационального института, ибо речь идет о большом количестве партнеров с разным уров­нем экономического развития, ярко выраженными националь­ными проблемами. Готовность основных субъектов хозяйствова­ния стран СНГ к взаимодействию объективно поставит перед правительствами политическую задачу по форсированию разви­тия экономических связей. В этом плане положительную роль призваны сыграть решения последнего (Москва. Апрель 1999 г.) совещания на высшем уровне руководителей стран СНГ, преду­сматривающие серьезные изменения в организации и механиз­мах интеграционного сотрудничества.

 


41. Роль малого бизнеса в экономике.

 

В последние десятилетия мировая экономика претерпевает кардинальные изменения, происходит ее реструктуризация, которая выражается в движении от экономических систем с изолированными друг от друга национальными рынками, при которых основными преградами служили торговые барьеры, культурные и временные различия национальных государств, к системе, при которой национальные рынки превращаются в единый глобальный рынок. Этот процесс в современной экономической литературе носит глобализации рынков.

В таких условиях неизбежно возникает вопрос: по каким направлениям идет "внедрение" малого бизнеса на глобальные рынки? Какую нишу он там занимает? Думается, что однозначного ответа для предприятий малого и среднего бизнеса, находящихся в развитых, развивающихся странах или странах с переходной экономикой, нет, поскольку нет одинаковых условий для их функционирования, ведь каждая из групп стран имеет свою особую экономическую среду "обитания". Однако, можно с уверенностью утверждать, что в авангарде глобальных изменений находятся малые и средние предприятия (МСП) развитых стран, именно здесь т.н. "глобализация" малого бизнеса развита наиболее глубоко и всесторонне. Обратимся к их опыту.

Во-первых, тенденцией последних десятилетий стала довольно высокая экспортная ориентация МСП развитых стран. У западно- европейских МСП доля продукции, реализован- ной за рубежом, составляет от 20 до 47 %, а в отраслях машиностроения Японии и С”А эта доля равна соответственно 30 и 40 % (4). Поскольку многие МСП работают по субподрядам, их косвенное участие во внешнеэкономических операциях гораздо выше, в наибольшей степени это касается Японии.

Во-вторых, МСП практикуют сделки по передаче технологии, а так же зарубежные инвестиции. В большинстве развитых стран такие мелкие и средние ТНК составляют примерно 1(2 общего числа фирм, имеющих инвестиции за рубежом (5). В связи с активной деятельностью МСП в области международной передачи технологий и экспорта инвестиций Центр ООН по транснациональным корпорациям их как мелкие и средние ТНК (6). По оценке экспертов ООН, уже к середине 80-х годов насчитывалось 10 тыс. ТНК, 40-50 % которых образованы компаниями, где численность работающих не превышает 200 человек. Следовательно, внешнеторговую деятельность в развитых странах ведут 130-150 тыс. небольших компаний (7). Если взять, например, только экспорт товаров, то на долю небольших компаний США приходится около 20 % совокупного объема товарной продукции, реализованной американским бизнесом на мировом рынке (8). В таких странах, как Голландия, Бельгия, Германия, Япония он достигает в отдельные годы 35-40 % (9).

Роль МСП во внешнеэкономических связях возросла с переходом от межотраслевой к

внутриотраслевой международной специализации. МСП специализируется на производстве узлов, деталей, комплектующих изделий, поставляя их крупным фирмам, выпускающим готовую продукцию, особенно в автомобиле- и авиастроении, сельскохозяйственном машиностроении, электронике. Многие МСП Японии, Франции и других стран от 20 до 50 % всей своей продукции поставляют на экспорт. В ходе реализации собственной продукции мелкому бизнесу приходится вступать в торговое соперничество не только с мелкими, но и со средними и даже с крупными компаниями. Многое зависит от номенклатуры сбываемой продукции, выбранного географического района сбыта товаров, масштабов проводимых коммерческих операций.

В-третьих, без небольших компаний трудно представить себе процесс международного развития научно-технических связей. На долю мелкого бизнеса США приходится 50 % экспортных лицензионных сделок, заключаемыми американскими компаниями (10). Международная научно-техническая стратегия обладает рядом бесспорных преимуществ. Во-первых, МСП продают лицензии, главным образом, независимым иностранным компаниям так же, как это стремятся делать ТНК. Во-вторых, реализация и внедрение технологических новинок осуществляется МСП на более ранних этапах жизненного цикла изобретения, когда спрос на предлагаемую продукцию высок и далек от насыщения. В-третьих, МСП не навязывает покупателю каких-либо обязательств и условий, что нередко практикуется крупными корпорациями. Продажа лицензии представляет собой наименее рискованную форму зарубежного предпринимательства по сравнению, скажем, с вывозом капитала. Лицензионные поступления составляют у небольших компаний 25/45 % их общих доходов, тогда как у крупнейших компаний эта доля не превышает 3-5 % (11).

В-четвертых, реализация внешнеторговых стратегий МСП предполагает использование целого арсенала различных форм и методов проникновения на мировой рынок. При наличии стабильных покупателей за рубежом МСП сами осуществляют экспорт, заключая с ними прямые контракты. Не исключено создание собственных небольших внешнеторговых организаций. В США свыше 3/4 небольших промышленных фирм имеют собственные сбытовые конторы (12). Но расширение сбыта, поиск рынков требует больших затрат, которые часто не под силу мелким предприятиям. Поэтому в Японии функции экспортеров для мелких фирм стремятся взять на себя универсальные магазины (торговые дома). Они же закупают для мелких фирм необходимую продукцию за рубежом. Во многих случаях МСП пользуются услугами торговых посредников, частных специализированных контор и агентств. При этом повышаются гарантии успешного выхода внешнеторговых операций, но теряются столь значимые в деловом мире прямые связи с зарубежными покупателями. Построенные на коммерческой основе взаимоотношения с торговым посредником предполагают обязательные отчисления ему части экспортных доходов МСП. Пытаясь повысить долю прибыли от внешнеторговых сделок, небольшие компании прибегают к содействию торгово-промышленных палат и различных ассоциаций мелкого бизнеса, которые оказывают ему помощь на более льготных условиях. Так же в развитых странах широко распространены экспортные объединения мелких фирм, типа синдикатов или консорциумов, такие объединения широко распространены в Италии, где в начале 90-х годов уже существовало 157 консорциумов, в которых участвовали 7003 фирмы-компаньона с числом занятых около 300 тыс. человек (13).

В-пятых, мелких бизнес широко использует и такой способ уменьшения производственно- коммерческого риска при выходе на внешний рынок как образование совместных предприятий с местными партнерами. Финансовый паритет партнеров становится лишь одним из возможных условий сотрудничества. Вклад любой из сторон по предварительному соглашению может выражаться в предоставлении материальных средств, помещений, оборудования, в форме интеллектуальной собственности, технической информации, лицензии, секторов производства, перспективных научных разработках. Капиталовложения небольших СП способствуют эффективному решению многих проблем национальной экономики, в частности, повышают уровень занятости, позволяют быстро раз- вернуть производство необходимых товаров и полнее удовлетворить потребительский спрос, несут с собой передовую технологию, способствуют выравниванию региональных различий.

Перечисленные выше тенденции характерны в большей степени развитым странам. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой можно наблюдать лишь отдельные элементы того, что мы видим в развитых странах. Однако и они, имея свои особенности, существуют, функционируют и имеют тенденцию к росту.

МАЛЫЙ БИЗНЕС В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

В настоящее время Россия стоит на пути создания и развития рыночной экономики. Это невозможно без развития малого бизнеса в стране.

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

 малый бизнес в нашей стране сталкивается с многочисленными трудностями, главными из которых являются:

несовершенство созданной правовой базы; отсутствие на практике государственной поддержки, в частности, финансовой помощи и реальной правовой защиты; налоговое бремя; криминализация;

низкий образовательный уровень руководителей; слабость финансово-кредитной системы;

нестабильность экономической и политической жизни; отсутствие информационной и консультативной помощи.

Все это приводит к медленному развитию малого бизнеса в стране, его неравномерности по отраслям и регионам, что, в свою очередь, крайне негативно сказывается на экономике России, благосостоянии населения.

Сегодня в России малый бизнес действует в условиях крайней неустойчивости среды, что требует от современного менеджера в данной сфере экономики активности в поиске возможностей, стремления к изменениям и совершенствованию работы фирмы, отсутствия страха перед риском, связанным с организацией нового предприятия и разработкой новых идей, продукции, видов услуг.

Важнейшие факторы значимости малого предпринимательства в развитии экономики:
а) в услугах малого предпринимательства нуждаются более крупные корпорации, что позволяет дальнейшее развитие бизнеса в целом. Одно из значимых функций малого предприятия - это снабжение больших компаний своими услугами, тем самым расширяя внешнюю конкуренцию этих фирм.
б) по сравнению с большими компаниями малый бизнес вследствие своей гибкости, динамичности и чувствительности к изменению спроса является источником нововведений. Малое предпринимательство является тем ростком, из которого позже вырастут крупные компании.
в) малое предпринимательство обеспечивает дополнительным рынкам, где можно приобрести бывшее в использовании государственное оборудование.

Чем обширнее и развитее сектор малого предприятия, тем значительнее вклад в развитие экономики. Следовательно, очень важно для любого государство принимать во внимание роль малого предпринимательства в экономике страны, регионе.
Законотворческий процесс, касающийся сектора развития малого бизнеса, будь то определённый закон или поправки законов отражают следующее:

- льготное налогообложение в секторе малого бизнеса по отношению к прямому налогообложению;
- предоставление льгот при таможенном досмотре импортных и экспортных товаров, принадлежащих субъектам малого бизнеса;

- предоставление льгот работодателям сектора малого бизнеса;

- упрощение процедуры регистрации;

- образование Агентства по развитию малого бизнеса, контролирующего экономические и юридические условия развития малого бизнеса.

 

 


42. Международная торговля: динамика и структура.

Международная торговля—оплачиваемый совокупный внешнеторговый оборот всех стран мира. МТ—форма связи между товаропроизводителями различных стран, возникающая на основе международного разделения труда и международных торгово-экономических соглашений.

Динамика:

250 лет назад торговый оборот составлял 100 млн. долларов (торговля между крупными колониальными державами);

150 лет назад (в разгар промышленной революции) – 1 млрд. 200 млн.

1950 год—115 млрд. долл.

Сегодня – 4-4.5 трлн. долл. (В торговлю вклинилась сфера услуг): технические информационные

банковские и т.д.

Основными торговыми партнерами являются около 100 стран (100 лет назад):

1.Англия19%

2. Германия10%

3. США9,5%

4. Франция9,5%

5. Нидерланды5%

6. Россия5%

1995 год (более 200 ведущих стран)

1.США14%

2.Германия12%

3.Япония12%

4.Англия5%

5.Франция;%

6.Италия3%

7.Канада<3%

8.Россия2.5%

Развитые страны сохранили господство в мире торговли (1/2 всей мировой торговли). По темпам торговля всегда развивалась быстрее производства.

60-70 годы – наивысшие темпы роста объема торговли (9-20% ежегодно)

80-90 годы—5-8% ежегодно, т.к. сырье—основа торговли утратило и утрачивает позиции в мировой торговле как один из основных товаров.

Наивысшие темпы прослеживаются у НИС—более 8% ежегодно (Китай—10-15%% прироста).

Структура торговли.

Мировая торговля стандартизирована. Товары имеют свою классификацию, свой код.

Группы товаров 70гг. 95г
0.продовольствие 15% 10%
1.с/х сырье 7% 5%
2.руды и металлы 6% 3%
3.топливо (жидкое, твердое, газообразное) 6% 10%
4.обрабатывающая промышленность 65% 72%

Доля продукции обрабатывающей промышленности увеличилась, с развитием материальной сферы увеличилось потребление топлива. Сократилось потребление сырья(так как выгодно продавать наукоемкую продукцию, что характерно для развитых стран), руды и металлов. Сокращение продовольствия носит относительный характер.

Из обрабатывающей промышленности наибольшие темпы роста объемов продаж:

* торговля электронной техникой

* телекоммуникационным оборудованием

* товары новейшей химии (волокна)

* автоматика и робототехника

* фармацевтика

Районы с наиболее высокими темпами мировой торговли:

1.Юго-восточная Азия 2.Мексика и Карибский бассейн, Бразилия 3.Восточная Европа и Россия.

20% в объеме мировой торговли занимает сфера услуг.

Основные направления торговли между группами стран:

ЕС

1.развитые -- 82%,2. развивающиеся –12%, 3.пост социалистические – 6%

Япония: 1. развитые 60%,2. развивающиеся34%, 3.постсоциалистические6%

Латинская Америка:1. развитые70%,2. развивающиеся19%,3. пост социалистические11%

Структура торговли услугами

* торговое посредничество

* банковские услуги

* страхование

* консалтинг

* аудит

* инжиниринг (научно-технические услуги)

По назначению

* потребительские

* социальные (образование, медицина)

* производственные (консалтинг, инжиниринг)

* распределительные (торговля, транспорт).

Какие услуги лидируют:

1.Туризм и транспорт составляют 50% всех услуг.

2. Наукоемкие услуги, информационное обеспечение, финансово-кредитные услуги.

8-10 стран составляют 2/3 стоимости экспорта услуг. В развитых странах 60% ВВП составляют услуги.

Доля межрегиональной торговли:

ЕС--35%

НАФТА--15%

Япония--10%

АСЕАН--4%

Восточная Европа и Россия--5%

Латиноамериканская интеграция--3-4%


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...