Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Торгово-экономические отношения ЕС и России.





 


35. Роль и место ООН в развитии МЭО.

В мировой экономике на протяжении уже более полувека международное сообщество ищет пути решения проблем с по­мощью ООН и ее механизмов, не без основания рассчитывая на ее глобальный характер. Анализ 50-летней практики ООН при­водит к выводу, что наряду со всемерным увеличением роли ми­ровых политических проблем большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Выражается это прежде всего в расширении экономических функций ООН. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств решения, выработки соответствующих рекомендаций. Параллельно с этим меняется организационная структура самой ООН, увеличивается число экономических учреждений и стран, в них участвующих, расширяется поле деятельности этих учреж­дений, их контакты с другими международными, а также нацио­нальными институтами и организациями.

Значение экономической деятельности ООН возрастает и с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономи­ческих отношениях и международном разделении труда, с рос­том многообразия возникающих в мировой экономике проблем, динамизмом международной хозяйственной жизни, вызываю­щим необходимость быстрых и эффективных решений.

Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается прежде всего политической организацией. Политический харак­тер наглядно проявляется в трактовке и применении основопо­лагающих принципов, которые сама организация закрепила в своих резолюциях и программах, в выработке мер по их разре­шению, в отношении ООН к мировым рынкам, проблемам раз­вития отдельных стран и т.д.

В ст.1 Устава ООН в концентрированном виде сформулиро­ваны цели международного сотрудничества, в том числе и в экономической сфере «... осуществлять международное сотруд­ничество в разрешении международных проблем экономиче­ского, социального...» характера. Ряд других положений Устава непосредственно касается вопросов экономического сотрудниче­ства. Так, гл. IX и Х целиком посвящены экономическому и со­циальному сотрудничеству. Особое значение имеет ст. 55, со­держащая указания конкретных целей экономического сотруд­ничества в рамках ООН. В числе этих целей называется «создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений», «повышение уровня жиз­ни, полной занятости населения», содействие «условиям эконо­мического и социального прогресса и развития». Устав не со­держит перечня специальных принципов экономического со­трудничества, однако зафиксированные в ст. 2 общие принципы международного сотрудничества в рамках ООН в полной мере от­носятся и к сфере сотрудничества по экономическим проблемам.



Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления:

· решение общих для всех стран глобальных экономических проблем;

· содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;

· содействие хозяйственному росту развивающихся стран;

· решение проблем регионального экономического развития.

На практике работа по данным направлениям осуществляет­ся с использованием следующих форм деятельности: информа­ционной, технико-консультативной и финансовой.

Информационная деятельность самый распространенный вид работы ООН. Вопросы, представляющие интерес, вносятся на повестку дня политических дискуссий, готовятся письменные доклады и т.д. Цель такой деятельности — общее воздействие на направления экономической политики стран-членов. В большей степени эта работа «про запас», «на будущее». Публикуется зна­чительное количество различной информации, статистических изданий, которые имеют высокую репутацию у специалистов. Работу в области унификации, сбора и обработки исходных ста­тистических данных возглавляют Статистическая комиссия и Статбюро. Деятельность в области системы учета и статистики весьма полезна и выгодна слаборазвитым странам, поскольку, с одной стороны, у них отсутствуют (зачастую) собственные эко­номически выверенные статистические методики, а с другой — иностранные хозяйственные субъекты, стремясь проникнуть на рынки этих стран, имеют практически единственную возмож­ность получить реальную информацию об экономике данной страны.

Технико-консультативная деятельность ООН осуществляется в виде технической помощи государствам, нуждающимся в ней. Еще в 1948 г. были приняты своего рода принципы оказания такой помощи, которая:

• не должна служить средством для иностранного экономи­ческого и политического вмешательства во внутренние дела;

• должна оказываться исключительно через правительство;

• должна предоставляться исключительно данной стране;

• должна быть предоставлена по возможности в той форме, которая желательна для данной страны;

• должна отвечать высоким требованиям в качественном и

техническом отношении.

Более подробно о данной сфере деятельности сказано ниже. Валютно-финансовая деятельность осуществляется преиму­щественно по линии международных организаций Международ­ного банка реконструкции и развития. Международной финан­совой корпорации. Международной ассоциации развития, Меж­дународного валютного фонда. Эти организации формально яв­ляются специализированными организациями ООН.

ЭКОСОС - Экономический и социальный совет ООН, под эгидой которого действует и большинство других экономических органов этой организации. В функции ЭКОКОС входит организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по самому широкому спектру международных экономических, социальных, культурных и сопряженных с ними вопросов. ЭКОКОС также наделен правом создавать различные органы, на основе которых формируется его организационная структура в сфере исполнения принимаемых решений. В настоящее время членами ЭКОКОС являются 54 государства, избираемые сроком на 3 года. При этом, каждые три года треть состава ЭКОКОС меняется. По географическим регионам представительство формируется следующим образом: для Азии – 11 мест, для Африки - 14 , для Латинской Америки –10, для стран Западной Европы и других стран – 13, для стран Восточной Европы – 6 мест.

Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) является сле­дующим по старшинству органом в системе экономического ме­ханизма ООН. ЭКОСОС, созданный в 1946 г., осуществляет ко­ординацию всей деятельности ООН в социально-экономической области. Членами ЭКОСОС являются 54 государства — члена ООН, избираемые Генассамблеей ООН, причем 5 постоянных членов Совета Безопасности являются неизменными членами. Высший орган ЭКОСОС — сессия совета. Ежегодно проводятся три сессии:

• весенняя — по социально-правовым и гуманитарным во­просам;

• летняя — по экономическим и социальным вопросам;

• организационная.

В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главных функции,это

• ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения меж­дународных экономических и социальных проблем и раз­работки принципиальной политической линии;

• координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности спе­циализированных учреждений ООН;

• подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества.

Итак, ЭКОСОС координирует деятельность:

• постоянных комитетов (экономкомитета, социального ко­митета и др.);

• функциональных комиссий и подкомиссий (статистической, по социальному развитию и т.д.);

• региональных экономических комиссий (Европейской экономической комиссии — ЕЭК, Экономкомиссий для Африки и др.);

• специализированных учреждений ООН (ФАО, ЮНИДО и др.).

Отношения ЭКОСОС с организациями, имеющими авто­номный характер, например, с ПРООН, являющейся вспомога­тельным органом ГА ООН, регулируются соответствующими регламентами.

Согласно ст. 68 Устава для выполнения своих функций ЭКОСОС имеет право создавать вспомогательные органы, рабо­тающие в период между сессиями. В настоящее время действуют 11 постоянных комитетов и комиссий (по природным ресурсам, по неправительственным организациям и др.), 6 функциональ­ных комиссий (статистическая, социального развития и др.), 5 региональных экономических комиссий и ряд других органов.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.