Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная торговля услугами.

Международная торговля услугами является одним из наиболее динамичных сегментов мирового хозяйства. Стоимостные показатели мирового экспорта услуг за 1980-1996 гг. возросли в 3,3 раза (ежегодные темпы прироста превысили 8%), тогда как увеличение торговли товарами было менее значительным - 2.9 раза (6%). Объем мирового экспорта услуг оценивался в 1996 г. в 1355 млрд. долл., что составляло порядка 20% всей международной торговли товарами и услугами (414 млрд. и 18% в 1980 г.).

В мировой торговле услугами доминируют страны с высоким уровнем доходов, чей удельный вес в экспорте и импорте услуг достигал в 1996 г. 87% (в 1980 г. 81%) и 76% (69%) соответственно. Еще 5-6% приходится на быстрорастущие рынки государств Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна. Географическая структура мировой торговли услугами является в целом более концентрированной, чем торговля товарами, где доля стран с высоким уровнем доходов в середине 90-х годов составляла около 75%.

В 1980-1996 гг. отмечалось практически повсеместное снижение роли транспортных услуг при одновременном расширении масштабов и повышении относительной значимости международного туризма. Удельный вес последнего в мировом экспорте услуг вырос с 24% в 1980 г. до 31% в 1996 г., а его стоимостные объемы - в 4,2 раза. Количество туристов возросло со 159 млн. до 336 млн. Таким образом, из каждой 1 тыс. человек населения планеты в 1980 г. субъектами международного туризма являлись 36 человек, а к 1996 г. эта цифра увеличилась до 58. В таких странах, как Чехия, Австрия, Швейцария, Малайзия, Финляндия, Дания, Германия, каждый житель путешествовал по 1 разу и более.

В отличие от экспорта услуг в целом, где в последнее время усиливаются позиции стран с высоким уровнем доходов, доля последних в экспорте туристических услуг менее велика и имеет тенденцию к снижению в 1980 г. 78% в 1996 г. 73%. В импорте туристических услуг наоборот, преобладание стран с высоким среднедушевым доходом более выражено и увеличилось за 1980-1996 гг. с 78 до 82%.

Еще одной крупной и быстрорастущей статьей международной торговли услугами являются различного рода коммерческие услуги, на долю которых в 1996 году приходилось 18% всех объемов (в 1980 г. 16%). Внутри группы коммерческих услуг наиболее динамично развивается торговля финансовыми, брокерскими и лизинговыми услугами, где ежегодные темпы прироста в 1980-1996 гг. составили 9,5%. Удельный вес последних в структуре торговли коммерческими услугами увеличился с 37% в 1980 г. до 45% в 1996 г.

В настоящее время роль России на мировом рынке услуг крайне мала, а ее доля в суммарном экспорте и импорте услуг составляла в 1996 г. 0,9 и 1,4% соответственно. Напомним, что удельный вес России в мировом экспорте товаров достигал в последние годы 1,4-1,7%, в импорте - 1,3-1,4%.
Вместе с тем низкие показатели торговли услугами являются прежде всего, отражением внутриэкономических трудностей и проблем, чем свидетельством недостаточного уровня развития этого сектора в системе внешнеэкономических связей России. Так, доля экспорта услуг в общем объеме отечественного экспорта товаров и услуг увеличилась с 12,5% в 1996 г. до 13,7% в 1997 г. и 15,3% за 9 месяцев 1998 г. Последняя величина уже вполне сопоставима со средними значениями для всех важнейших регионов мира, колеблющимися от 15% для Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки до 21% для странах с высоким уровнем доходов.

Отношение экспорта услуг к ВВП, по данным Всемирного банка, составляло для России в 1996 г. 2,8%, что лишь незначительно уступало аналогичным зарубежным показателям: 3,2% в США, 3,6% в Германии, 5,8% во Франции, 6,9% в Великобритании, 5,5% в Республике Корея. В Японии и Китае данные показатели были меньше российского - 1,5 и 2,5% соответственно. При этом, если выделить часть ВВП, состоящую из услуг, и отнести к ней экспорт услуг, то за счет более высокого вклада сферы услуг в формирование ВВП в промышленно развитых странах показатели экспортной ориентации национального сектора услуг России и западных государств еще более сблизятся. Так, экспортная квота в части ВВП, созданной в сфере услуг, в 1996 г. достигала в России 5,1% (5,6% с учетом последующей корректировки объема экспорта услуг Банком России) против 8,1% во Франции.
Наиболее крупной статьей отечественной торговли услугами является международный туризм, на который устойчиво приходится свыше 1/2 всего объема экспортно-импортных операций в этой сфере.

В 1996 г. удельный вес России в мировом экспорте и импорте туристических услуг находился на уровне 1,3 и 2,8% соответственно, что существенно выше показателей, характеризующих торговлю услугами в целом. Из каждой 1 тыс. российского населения за рубеж в 1996 г. выезжало 144 человека против 58 в среднем в мире. Фактически Россия является наиболее крупным и активным импортером туристических услуг в группе стран со средним и низким уровнем доходов.
В то же время, располагая колоссальной территорией (13% суши) и огромным многообразием природных и культурно-исторических памятников, Россия в 1996 году сумела привлечь лишь 14,6 млн. туристов (2,5% всего туристического потока). Для сравнения заметим, что бывшие социалистические страны Европы, такие как Венгрия, Польша, Чехия, значительно более успешно действовали на туристическом рынке, приняв в 1996 г. 20,7 млн., 19,4 млн. и 17,0 млн. человек соответственно. Доходы от российского экспорта туристических услуг в абсолютном выражении были меньше аналогичных поступлений Индонезии, Сингапура, Бразилии, Мексики, Турции.
При всех объективных трудностях и проблемах в развитии отечественного экспорта туристических услуг именно по этой статье, возможно приращение доходов по экспорту услуг в целом. Для этого имеются все необходимые условия быстрорастущий мировой рынок туристических услуг, подавляющая часть которого приходится на близко расположенные европейские и азиатские страны, а также наличие уникальных природных и культурно-исторических памятников. Однако инфраструктура туристического бизнеса недостаточно развита. Но все же основные причины пока еще низких показателей экспорта туристических услуг заключаются в сохраняющейся социально-политической нестабильности, криминогенной обстановке, неоптимальной ценовой политике отечественных туристических и транспортных компаний, неэффективной организации туристического бизнеса в целом.

Второй по значимости статьей российской торговли услугами являются транспортные операции, на долю которых в последние годы приходилось 23-26% экспорта и 16-17% импорта услуг. Как и во всем мире, относительная роль транспортных услуг в российском экспорте постепенно сокращается, однако не за счет увеличения других прогрессивных статей торговли услугами, а под влиянием вытеснения отечественных транспортных компаний с рынка международных перевозок.
Так, на долю российских перевозчиков в 1998 г. приходилось лишь 25% всех перевозок отечественных внешнеторговых грузов автомобильным транспортом. Соответственно значительная часть российских грузов была перевезена транспортными предприятиями Белоруссии, Украины, Турции, Польши, стран Балтии. Одна из причин - различный уровень налогообложения, снижающий на 25-30% себестоимость автотранспортных услуг в этих странах по сравнению с Россией.
Прогрессирующее сокращение экспортных операций в транспортной сфере компенсировать крайне сложно.

Мировой рынок услуг в области освоения космоса и космической связи, где Россией накоплен солидный научно-технический потенциал, сегодня уже не является сферой влияния узкой группы стран, а отличается чрезвычайной требовательностью и жесткой конкурентной борьбой большого числа участников. При этом российские телекомпании все чаще выбирают зарубежные организации для реализации программ спутникового вещания за счет высокого качества и характера предлагаемых комплексных услуг.

Существующие очевидные резервы увеличения экспорта услуг тем не менее имеют жесткие политические ограничения и вряд ли будут реализованы. Речь идет о продаже ряда военных (ядерных) технологий, вызывающих острое неудовольствие США и НАТО, а также об оказании услуг по утилизации промышленных (прежде всего ядерных) отходов. В последнем случае потенциал огромен, но это прямая угроза национальной безопасности.

Таким образом, как и для товарного экспорта, возможности расширения экспорта услуг объективно ограничены и находятся в тесной зависимости от состояния российской экономики в целом.

Классификация услуг основана на международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. В соответствии с ней услугами считаются все следующие товары:

1. Коммунальные услуги и строительство

2. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы

3. Транспортировка, хранение, связь и финансовое посредничество

4. Оборона и обязательные социальные услуги

5. Образование, здравоохранение и общественные работы

6. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги

Большая часть из них действительно производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть, с точки зрения международной экономики является неторгуемой.

И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют качественные различия между товарами и услугами и торговлей ими (таб.1).

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisible) экспортом и импортом. Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требует прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).

Услуги делятся на:

· Факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и инвестиционные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам;

· Нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.

Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

· Услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;

· Услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование;

· Услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

Итак, услуги представляют собой изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...