Тема 2. Формирование брэнда (2 час.).
План: 1. Идентичность бренда. Индивидуальность бренда, восприятие, ассоциации. 2. Модели разработки бренда. 3. Креативные и психотехнологии рождения брендов. 4. Имя. Дизайн. Мифологические корни брендинга. 5. Упаковка. Фирменный знак, логотип, символ. Три элемента платформы бренда (корпорация Interbrand): философия, цели и ценности – указывают на наличие особых свойств, отвечающих на неудовлетворенные потребности. «Дух» бренда – эмоциональный элемент (См. Бодрийяр Ж. Система вещей. С.137, 154: в психике человека у каждой вещи появляется слишком много вспомогательных функций, часто несущественных и бесполезных, но для человека они имеют важное значение… Вещь служит заменой человеческих отношений, решением многих проблем; псевдоуникальность становится признаком ценности, приобщение к вещи влияет на социальный статус, доминирует философия личностного самоосуществления; потребление становится систематическим манипулированием знаками; все человеческие желания, фантазии, замыслы, страсти, отношения материализуются в знаках и вещах – предметах покупки и потребления). В брендинге используется безграничность фантазии потребителей в наделении вещей особой знаковостью. Структура марочной идентичности: [Д. Аакер] 1. имидж бренда, 2. позиция бренда, 3. внешняя перспектива, 4. фиксация на главных особенностях товара. Структура марочной идентичности: [В.Н. Домнин] 1. позиционирование бренда, 2. индивидуальность марки, 3. ценности бренда, 4. восприятие качества, 5. ассоциации бренда, 6. суть бренда. Корпоративная идентичность – это визуальное представление структуры бренда или компании. Компании единичной идентичности (бренд-зонтик). Компании подтвержденной идентичности (крупные портфели товаров и брендов). Компании брендовой идентичности (различные бренды товаров быстрого потребления [А. Эллвуд]. Бренды широкого диапазона (широкий диапазон товаров и услуг в рамках единого брендового предложения). Лайн-бренды (слегка различающиеся товары). Расширения бренда. Глобальные и местные бренды. Брендовые измерения: длина бренда, ширина бренда, вес бренда, сила бренда [А. Эллвуд].
Проектирование и разработка марки. Элементы видения марки. Портрет торговой марки: определение имиджа марки, составление марочного контракта, разработка модели поведения потребителя и его соотнесения с маркой. Пирамида ценностей торговой марки. Индивидуальность торговой марки. Уникальная марочная идея. Атрибуты бренда (обещания, подтверждения, ожидания; особенности товара, имя, упаковка, фирменная символика и др.) и информационные потоки «бренд – потребитель». Имя: скоропись, акронимы, корпоративное эго [Э. Райс, Дж. Траут]. Коммуникации и ассоциации бренда. Логические уровни личности Р. Дилтса и поведение человека. Интроекция, проекция, проективные методики при разработке позиции бренда. Цветовая палитра, шаблон, фон, символы. Тестирование визуальных элементов. Изменение сознания с помощью нейро-лингвистического программирования. Подлинные и «мнимые» бренды. Креатив в брендинге. Символическая природа бренда. Создание имени: точность и содержательность, отсутствие негативных ассоциаций, формальные требования. Этапы создания имени: маркетинговые исследования (анализ товара, конкурентный анализ, сегментирование потребителей); позиционирование бренда; определение идентичности бренда; удовлетворение требований к имени, выбор нескольких вариантов имени; создание семантического поля для имени; тестирование имен потребительскими группами; правовая экспертиза. Неудачные названия. Культурные и лингвистические негативные ассоциации имени на языках других народов, сокращения и аббревиатуры в имени.
Процесс создания имени: 1. обсуждение с высшим руководством направления деятельности компании, её имиджа, ценностей; 2. описание того, чему нужно дать название, его свойств, преимуществ, желаемого образа; выбор предпочтительных признаков компании (товара, услуги) для вашего сегмента рынка, подбор названий с использованием программного обеспечения для составления словарных комбинаций; 3. для каждого названия проводится юридическое исследование на выяснение его принадлежности кому-либо (число названий, как правило, сокращается на 80%); 4. лингвистический анализ на звучание оставшихся названий на других языках; 5. тестирование восприятия нового имени среди клиентов, акционеров и экспертов. Миф, легенда, состояние вовлеченности, воспроизведение архаического ритуала дара, подарка как инструменты бренд-менеджмента, «клубности», директ-маркетинга. Имя должно быть [Райс Л., Райс Э. «22 закона создания бренда»]: 1.коротким, 2. простым, 3. уникальным, 4. желательно – аллитеративным (рифмованным), 5. легко произносимым. Для имени компании и товарных знаков используются слова из словаря, выдуманные слова, личные имена, географические названия, аббревиатуры и числа, графика. Для получения права на владение товарным знаком следует соблюдать следующие правила: - название товарного знака всегда должно быть выделено (шрифтом, размером букв и т.д.); - вместе с названием товарного знака должно стоять родовое название товара или слово «марка» (brand), например, «компьютеры «Apple»; - нельзя употреблять название товарного знака во множественном числе, (не «три Kleenex-a», а «три салфетки «Kleenex»; - нельзя использовать название товарного знака в притяжательной форме или в качестве глагола (за исключением товарных знаков в этой форме) [«Рекламные технологии Клеппнера», с.732] Упаковка как часть маркетинг-микса. Функции упаковки: утилитарные, информативные, коммуникативные. Требования ГОСТов к упаковке и маркировке продукции. Упаковка является одним из важнейших атрибутов бренда, выражает его индивидуальный образ. Дизайн упаковки, разработка новой упаковки, её лабораторное тестирование, тест-партии для испытания в магазинах. Технологии создания и развития торговой марки. Важнейшим атрибутом бренда услуг является фирменный знак (графическая часть фирменной символики) и логотип (начертание марки). Фирменные знаки должны точно передавать ассоциации, связанные с товаром, услугой или компанией. Дополнительные атрибуты бренда: рекламные герои, персонажи-
символы, цвет, шрифт, мелодия и «голос», жесты, прикосновения. Фирмы, специализирующиеся на упаковке и программах по созданию идентичности торговых марок предоставляют услуги в создании корпоративной и марочной идентичности, упаковочных систем, проведению исследований, по созданию названий, системы управления марочным капиталом, разработки дизайна розничных торговых точек и организации событийного брендинга. Товарные знаки в киберпространстве (структура web-сайтов, индивидуальность, конкуренция). Пример рекламной кампании бренда: Рекламное агентство Bates VIAG (входит в Группу Компаний Видео Интернешнл) проводит рекламную кампанию новых продуктов московской фабрики «Ударница» - зефира и пастилы под зонтичным брендом «Шармэль». Размещение: национальное телевидение («Первый канал», «Россия», СТС, Ren TV, ТВ3, «ДТВ-Viasat», «Муз-ТВ») и наружная реклама (метро) в Москве и Санкт-Петербурге. Кампания на ТВ проходит в марте-апреле, в метро – в апреле-мае 2005 года. Креативное решение кампании явилось развитием общей творческой стратегии бренда «Шармэль». При съемке ролика использовался прием «старения», создающий эффект «старого кино». Ролик сняла студия Bazelevs. Основные понятия [сайт www.inter.ru]: Креативная (творческая) концепция – один из основных разделов плана рекламной кампании, содержащий предложения по творческому воплощению в рекламе концепции позиционирования товара, выбору бренд-имиджа, разработке слогана и т.д. [И. Крылов] Креативность ** – духовный инструмент мифодизайна, представляющий собой совокупность приемов по подготовке, осуществлению и завершению процесса творчества, понимаемого как подсознательное художественное моделирование, начинающееся и завершающееся сознательной коммуникацией с собственным подсознанием.
Метадизайн (российский) – вид дизайна, семантически трактуемого в творческо-психологическом смысле как «затея», «ухищрение», «умысел», «интрига», совместно с поэзией, музыкой, хореографией, хеппенингом, перфомансом, концептуальным и электронным искусством художественно-образно моделирующий собственные свойства индивида, его внутриличностные проявления, межчеловеческие связи и отношения, представляющие в совокупности условные эталоны человека для имитационной, аналитической, педагогической и др. целей. Вопросы для самопроверки: 1. Индивидуальность бренда, восприятие, ассоциации. 2. Основные модели разработки бренда. 3. Рождения брендов креативные и психотехнологии. 4. Имя. Дизайн. Мифологические корни брендинга. 5. Упаковка. Фирменный знак, логотип, символ. Список литературы: Основная литература 1. Годин, А.М. Брендинг: учеб. пособие / А.М. Годин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. - 423 с. 2. Белоусова, Л.А. Бренд-менеджмент: учебное электронное текстовое издание / Л.А. Белоусова, Т.Н. Савина. ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2006. - 82 с. Дополнительная литература 1. Драгилева, Л.Ю. Бренд-менеджмент: учебная программа / Л.Ю. Драгилева. - Владивосток: ВГУЭС, 2010. - 20 с. 2. http://www.marketing.spb.ru Энциклопедия маркетинга. Пресс-релизы маркетинговых и рекламных кампаний. Библиотека маркетолога: брендинг, маркетинг-менеджмент; маркетинговый анализ; маркетинговые коммуникации; маркетинговые исследования, программное обеспечение; маркетинговая периодика; библиография по маркетингу - [Электронный ресурс]. 3. http://www.sostav.ru Сайт по вопросам маркетинга и рекламы. Статьи, словари, рейтинг креативности, видео - [Электронный ресурс]. 4. http://www.grebennikon.ru 13 профессиональных журналов, изданных Издательским домом Гребенникова, в том числе основные профессиональные журналы: Индустриальный и b2b маркетинг, Маркетинг услуг, Маркетинг в сфере финансовых и страховых услуг. Представлены номера журналов за весь период издания. Также статьи сгруппированы по рубрикам - [Электронный ресурс]. 5. - http://www.iqlib.ru Интернет-библиотека образовательных изданий, в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. Удобный поиск по ключевым словам, отдельным темам и отраслям знаний - [Электронный ресурс].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|