Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государство, его происхождение, признаки и основные функции.




Вистории социально-политической мысли было очень много пониманий сущности государства, а также теорий его происхождения.

В античности основателями государства считали мифологических героев или реальных людей (типа Солона). Их почитали как мудрецов и считали, то основатели государства принесли людям величайшее благо. В средние века государство понималось как дар Бога людям. Были и такие учения, в которых государство рассматривалось скорее как зло или же как аппарат для насилия над людьми. Так, анархисты мечтали об уничтожении государства, а К.Маркс утверждал, что государство — это диктатура господствующего класса. В будущем коммунистическом обществе классы исчезнут, а вместе с ними отомрет и государство.

Понятие государства. Сейчас обычно считается, что без государства могут существовать лишь архаические, первобытные общества. Возникновение и развитие первых цивилизаций неизбежно приводило к возникновению государства, и нет никаких видимых причин для того, чтобы государство как форма политического управления обществом могло исчезнуть в обозримом будущем.

Обычно государству дается следующее определение. Государствоэто политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для всего населения определенной страны.

Нужно отметить, что часто слова "государство", "общество", "страна" используются как синонимы. Однако государство не есть общество в целом, государство - только один из элементов или, точнее сказать, институтов общества. Общество как форма совместной жизни людей существовало до государства. Далеко не все социальные связи и отношения относятся к государственно-политическим отношениям. Как уже говорилось выше, государство - это прежде всего организация политической власти определенного общества.

Теории происхождения государства. С глубокой древности многие мыслители пытались объяснить причины возникновения государства. Создавались самые разнообразные теории. Рассмотрим кратко самые известные из них.

Аристотель в сочинении "Политика" выдвинул так называемую "патриархальную" теорию происхождения государства. Он считал, что государство возникает в результате разрастания семей и совместной жизни отдельных родов. Государственная власть — это постепенное распространение отцовской (патриархальной) власти с отдельных родов на все население страны.

Средневековые мыслители Аврелий Августин, Фома Аквинский разработали теологическую теорию происхождения государства. Согласно ей, государство возникает как осуществление Божественного замысла. Это придавало государству статус святости и незыблемости. Государь выступал как помазанник Божий.

В новое время английские философы Т.Гоббс и Дж.Локк, затем французские философы Ш.-Л.Монтескье и Ж.-Ж.Руссо разрабатывали теорию происхождения и сущности государства как общественного договора. Согласно Гоббсу, государство существовало не всегда. Ему предшествовало "естественное состояние", которое Гоббс характеризует как "войну всех против всех". Устав от постоянной вражды и беспорядка, люди пришли к идее "общественного договора" - свободного соглашения народа учредить государство. В этом соглашении народ отказывается от своих свобод в обмен на гарантии правителя обеспечить своим подданным безопасность и защиту от внешних врагов. Локк к основному содержанию общественного договора относил обеспечение прав и свобод личности в рамках государства, Руссо видел в договоре прежде всего выражение политической воли народа.

Договорная теория сыграла большую роль в формировании различных учений о правовом и демократическом государстве. Однако ее основное положение, что государство - это искусственный продукт созна­тельной воли людей, упускает из виду объективные (исторические, экономические) причины возникновения государства. Некоторые черты

общественного договора заметны, например, в образовании американского государства. Но большинство других государств в своей основе не имело каких-либо соглашений между правителями и гражданами страны.

К. Маркс и его последователи разработали классово-экономическую теорию происхождения государства. Оно возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности. В результате происходит расслоение общества на классы. Господствующий класс захватывает власть и постепенно создает различные органы для ее упрочения. Так возникает государство, которое в дальнейшем используется для управления обществом и, прежде всего, для эксплуатации низших классов. Достоинством этой теории является описание объективных процессов, которые неизбежно ведут к возникновению государства. Ее недостаток состоит в том, что в этих процессах принимается во внимание лишь экономические причины.

И сейчас в науке нет какой-то одной общепринятой теории происхождения государства. Вместе с тем обычно считается, что государство - это результат сложных эволюционных процессов преобразования родоплеменного строя в устойчивые территориальные общности людей. Здесь важны многие процессы: экономические (развитие земледелия, отделение от него ремесел), цивилизационные (появление городов, возникновение письменности), исторические (обычно возникновение государств сопровождается завоеваниями, порабощениями одних племен другими и т.п.).

Признаки государства. Государство как организация власти в обществе отличается от форм власти в догосударственных первобытных сообществах людей рядом важных признаков. Основные из них таковы.

Наличие публичной власти. Это те или иные органы законодательной и исполнительной власти, аппарат чиновничества, суды, полиция (полиция, например, была уже в Древнем Египте), армия.

Административно-территориальная организация. При государственном управлении возникает деление страны по административно-территориальному принципу. Это необходимо для более рационального управления обществом, сбора налогов и т.п. В первобытном обществе организация основывалась на кровнородственных связях.

Регулярный сбор налогов. Он необходим для содержания армии, государственного аппарата, проведения общественных работ.

Суверенитет государственной власти. Это монопольное право государства на законодательство и управление внутри страны, а также его самостоятельность и независимость в отношениях с другими странами.

Аппарат принуждения.

 

 

Функции государства. Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние. К основным внутренним функциям государства относятся:

• установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;

• организация экономической жизни, денежного обращения в стране;

• осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и т.п.)

• социальная функция - организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т.п.

• К главным внешним функциям государства относятся:

• защита границ и оборона страны при нападении извне;

• внешнеполитическая деятельность - представление страны в отношениях с другими странами;

• организация экономических связей с другими странами.

Итак, государства возникают в результате объективных процессов социально-исторического развития, они выполняют целый ряд необходимых и важных функций в жизни общества.

Типы государств

Поскольку страны и общества очень разнообразны, то и государственная власть в них может быть организована различными способами. И в истории человечества, и в наши дни есть много разных типов государств. Государства различаются по формам правления, формам государственного устройства и типам политического режима.

Форма правления - это порядок образования высших органов государственной власти. По этому признаку государства подразделяются на монархии к республики.

При монархической форме правления высшая власть в государстве принадлежит одному лицу (королю, царю), получающему эту власть по наследству. Существует два основных вида монархий - абсолютные и ограниченные (конституцией и/или парламентом).

В абсолютной монархии власть монарха не ограничена, он назначает высших чиновников, издает законы, в его ведении находится бюджет страны. Такие монархии характерны для традиционных обществ, примерами их могут формы правления Ивана Грозного или Петра I. Ныне абсолютные монархии сохранились лишь в некоторых странах арабского Востока (Саудовская Аравия, Оман и др.).

В конституционной или парламентской монархии власть монарха сильно ограничена, она имеет в основном символический и представительный характер. Конституционные монархии, например, существуют в целом ряде европейских стран - Великобритании, Испании, Швеции, Бельгии и др. Реальная власть в этих странах принадлежит парламентам и правительствам, избираемым народом. Правительства не подчинены в своей деятельности монархам. Королевы и короли лишь формально утверждают состав правительств, открывают работу вновь избранных парламентов и осуществляют другие символические акции.

При республиканской форме правления высшая власть принадлежит выборным органам. Республиканская форма государства возникла еще в античности - в Древней Греции и в Древнем Риме. Но это было скорее исключительное явление. Сейчас эта форма правления характерна для большинства стран мира. Современные республики обычно подразделяются на парламентские и президентские.

И в тех, и в других главой государства является президент, которого избирает или парламент, или весь народ. Но в парламентских республиках президент не участвует в управлении страной, в формировании правительства. Его основная роль - надзор за соблюдением конституционного порядка в стране. Основная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Обычно премьер-министр представляет партию, победившую на парламентских выборах. В своей деятельности правительство несет ответственность перед парламентом. К типичным парламентским республикам относятся, например, Германия, Италия, Финляндия, Австрия.

В президентских республиках президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства. В четкой форме это выражено в государственном устройстве США, где президент является главой правительства. Но есть республики, где президент и глава правительства -разные лица. Это, например, Франция или Россия. В них президент осуществляет общее руководство правительством, является главнокомандующим вооруженными силами и имеет ряд других важных властных полномочий.

Форма государственного устройства - это территориальное устройство государства, определяющее взаимоотношение центральной и региональной власти. По этому признаку государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарные государства отличаются политическим единством. Отдельные административно-территориальные образования (области, провинции, штаты и т.п.) не имеют своих конституций или собственных законодательств, не обладают суверенитетом, т.е. не являются государственными образованиями. Во всех регионах унитарного государства действует единая система законов, проводится единая экономическая, финансовая и т.п. политика. К числу унитарных государств относятся Франция, Япония, Украина и многие другие страны.

Федеративное государство - это сложное государство, в котором его отдельные части (субъекты федерации - республики, земли, штаты и т.п.) сами обладают определенным государственным суверенитетом и соответствующими государственными органами. Наша страна, Россия, является таким федеративным государством. Федерациями являются также Германия, США, Индия, Канада, Швейцария и ряд других стран. Исторически некоторые федерации образовывались в результате объединения или союза ранее независимых государственных образований (например, объединение Германии в XIX в. при Бисмарке), или же федеративное устройство отражает многонациональный характер страны. Субъекты федерации могут обладать собственными конституциями, законодательными собраниями, высшими органами исполнительной и судебной власти. Парламенты федераций имеют двухпалатную структуру, при этом верхняя палата (в России - Совет Федерации) представляет интересы субъектов федеративного государства. Верховная власть в таких государствах принадлежит федеральным органам, и только они ведают определенным кругом дел (внешняя политика, управление вооруженными силами, таможенное дело и т.п.).

Существует также такая редкая форма государственного устройства как конфедерация. Это государственный союз суверенных государств. В этом союзе государства могут вместе осуществлять ряд функций, например, обороны, таможенной политики, внешней торговли и т.п. Конфедерации обычно неустойчивы, они или преобразуются в федерации (например, конфедерация североамериканских штатов в XVIII в.), или распадаются (как недолгая конфедерация Египта и Сирии в XX в.). Некоторые черты конфедерации есть в нынешнем союзе России и Белоруссии.

Типы политического режима - это методы осуществления государственной власти, используемые стоящими у власти людьми или группами. Существуют два основных типа политических режимов: демократический и антидемократический. В свою очередь основными разновидностями антидемократического режима являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Авторитарный режим характеризуется жесткой централизацией власти, значительным ограничением прав и свобод граждан, ограничением или запрещением партий и других организаций, ограничением роли выборных органов и усилением роли исполнительных органов и сосредоточением власти в руках главы государства. Авторитарные режимы характерны для абсолютных монархий, для стран, во главе которых оказываются военные диктаторы, для некоторых государств "третьего мира", в которых еще не выработались демократические традиции.

Демократия предполагает обеспеченность политических прав и свобод граждан и их организаций; существование политического плюрализма, конкуренции политических партий в борьбе за власть; выборность центральных и местных органов государственной власти; ограничение деятельности государства рамками закона, принцип разделения властей и др.

Тоталитарные режимы возникли в XX в. Они характеризуются полным, "тотальным" контролем государства над всеми сферами общественной жизни. Как говорил один из первых "вождей" тоталитаризма Б.Муссолини, "все в государстве, все для государства". Для тоталитарного режима характерны следующие типичные признаки:

• одна массовая партия, во главе с обожествляемым и наделяемым сверхъестественными качествами "вождем"; верхушка этой партии одновременно руководит и государством;

• единственно возможная "государственная" идеология, которая должна признаваться всеми; разделение всех в соответствии с этой идеологией на "друзей" и "врагов";

• монополия государства на все средства массовой информации;

• централизованная система управления экономикой;

• организация системы постоянной слежки за всеми гражданами и мощной репрессивной машины для подавления и уничтожения людей, так или иначе сопротивляющихся режиму.

Тоталитарные режимы сложились в фашистской Италии, нацистской Германии, в более мягкой форме они существовали в Испании, Португалии. Иной вид тоталитаризма возник на основе коммунистической идеологии и практики большевизма в СССР, затем под влиянием этой модели тоталитарные режимы сложились в других странах социализма - Китае, КНДР, странах Восточной Европы. Все эти режимы принесли немало страданий народам этих стран и обычно сопровождались массовыми репрессиями.

Таким образом, хотя любое государство представляет собой организацию власти и управления в обществе, типы и формы государств весьма заметно отличаются друг от друга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...