Принцип разделения властей
Принцип разделения властей является одной из основ правового демократического государства. В четком виде этот принцип сформулировал еще в XVII в. Дж.Локк, исходя из естественно-правового и договорного понимания природы государства. Власть в государстве, по Локку, должна защищать права и свободы граждан, а не подавлять их, как в абсолютистском государстве. Поэтому эта власть не должна сосредотачиваться в одних руках или у одного органа правления. Поэтому должны быть четко разделены законодательные, исполнительные и судебные ветви государственной власти. Они также должны находиться в таком равновесии, чтобы одна ветвь власти не могла подавлять или замещать другую. В наши дни принцип разделения властей зафиксирован в конституциях всех демократических государств. Например, статья 10 Конституции России гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Самостоятельность и независимость данных ветвей власти не означает, что они не взаимодействуют между собой. Конституционные принципы определяют такое взаимодействие, а также взаимоконтроль различных ветвей власти. Рассмотрим подробнее, как осуществляется разделение властей на примере высших органов власти России. Законодательная власть обладает верховенством и самостоятельностью в сфере установления правовых начал государственной и общественной жизни. Она определяет в конечном счете всю законодательную систему общества. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. В России осуществляют такую законотворческую функцию Федеральное собрание. Это парламент России, который состоит из двух палат: нижней -Государственной Думы и верхней - Совета Федерации. Только они имеют полномочия законодательной деятельности. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем Конституционного суда, что обеспечивает соответствие принимаемых Думой законов Конституции. Если учесть, что Конституция была принята путем всенародного голосования, то можно сказать, что косвенно законотворчество контролирует и сам народ. Президент как высшее должностное лицо государства сам не может издавать законы, но как гарант Конституции он обладает правом наложить вето на принятый
Федеральным собранием закон, если считает, что он не соответствует основному закону страны. Исполнительная власть - президент (в президентских республиках), Правительство и административные органы - самостоятельны в своих действиях по управлению различными сферами жизни общества. Однако в своей деятельности они не должны выходить за пределы закона. Так, при нарушении закона даже высшее должностное лицо государства, Президент, может быть отстранен от власти (процедура импичмента). В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия административных органов и должностных лиц в судебном порядке. Эта норма действует и в России. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никакой другой орган не может присвоить себе функции суда. Независимость правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых норм, в том числе конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Принцип разделения властей выглядит достаточно естественно. Однако осуществление его на практике требует высокой политической и правовой культуры. История последнего десятилетия в России показывает, как сложно достигается в реальной жизни разделение властей. Можно вспомнить, как Дума пыталась ограничить и даже упразднить власть Президента, как Президент и Правительство оттесняли Думу, как Конституционный суд занимался не только судебной, но и политической деятельностью. Сейчас достигнуто относительное равновесие между ветвями власти, и это свидетельствует о том, что постепенно принципы правового государства начинают укореняться в России. В демократическом правовом государстве законодательная, исполнительная и судебная ветви власти осуществляют строго очерченные функции. Они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против злоупотребления властью, против нарушения прав и свобод личности. Правовое государство Государство представляет собой могущественную организацию власти, которая способна подавлять людей, лишать их элементарных прав. Если мы вспомним историю, то увидим, что так это в основном и было: в древних деспотиях, в феодально-крепостнических государствах (в том числе и в Российской империи), в тоталитарных государствах XX в. И все же по мере развития цивилизации государство постепенно превращалось из принудительно-репрессивной машины в демократическую и гуманную организацию власти, основанную на верховенстве права. Говоря о правовом государстве, важно учитывать, что для его существования недостаточно наличия развитой правовой системы и строгого соблюдения законов. Например, в СССР в период правления Сталина законов было предостаточно, а их соблюдение власть жестко контролировала. Но сама организация государственной власти была неправовой, а многие законы - несправедливыми, жестокими и аморальными. Это было время, когда опоздание на работу могло повлечь уголовную ответственность, когда после осуждения людей за "политические преступления" репрессировались и члены их семей, в том числе дети.
Верховенство права приводит к формированию правового демократического государства только тогда, когда законы выражают ценности справедливости, свободы, достоинства личности и реально воплощают их в жизнь. Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан. В правовом государстве все структуры власти, в том числе и высшие, сами подчинены закону. В таком государстве власть во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями строится на основе норм права. Идеи правового государства развивались многими мыслителями и политическими деятелями. Наиболее важную роль в формировании концепции правового государства сыграли идеи Локка, Вольтера, Монтескье, Канта. Их представления о правовом государстве основывалось на: • учении о неотъемлемых "естественных" правах личности; • учении о государстве как результате "общественного договора"; • принципе разделения властей; • представлении о том, что правовое государство не разрушает, а охраняет различные формы самоорганизации граждан (гражданское общество). Естественные права личности - это права человека на жизнь, на свободу, на собственность. Эти права не даруются человеку государством, они принадлежат ему по самой его природе и поэтому даются человеку от рождения. Эти естественные, неотъемлемые права людей должны быть обеспечены государством. Государство образуется на основе "общественного договора" его граждан. Поэтому правовое государство должно защищать граждан, а не подавлять их, как в абсолютистском государстве. Для того, чтобы власть не была абсолютистской, она не должна сосредотачиваться в одних руках. Поэтому в правовом государстве столь важен принцип разделения властей.
От Канта и Гегеля идет мысль, что основой правового государства служит развитое гражданское общество. Гражданское общество -совокупность экономических, культурных, религиозных и других объединений индивидов. Правовое государство должно опираться на гражданское общество и охранять его структуры. В неправовом государстве структуры гражданского общества обычно разрушаются, и люди оказываются один на один с всесильной машиной государства. Признаки правового государства. Правовое государство обладает теми же основными чертами, которые присущи всякому государству. Но в нем должны быть более ясно выражены и реализованы в жизни следующие признаки. Верховенство закона во всех сферах государственной и общественной жизни. В правовом государстве создается и постоянно поддерживается режим конституционности и законности в обществе. Уважение к закону является важнейшей чертой правового государства. Это требует достижения высокого уровня правого сознания людей. Гарантированность прав и свобод человека. В правовом государстве должно быть достигнуто реальное обеспечение этих прав и свобод, должны существовать механизмы их защиты. В нынешней Конституции России этот принципиальный признак закреплен в статье 2, которая устанавливает: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством и гражданином в правовом государстве строятся на началах равенства, законности и справедливости. Подчиняясь праву, государственные органы несут ответственность за нарушения законности. Реально это должно закрепляться в юридической ответственности государственных органов и должностных лиц любого уровня за свои неправомерные действия. В правовом государстве, например, гражданин должен иметь право подать в суд на любой государственный орган, если считает его действия неправовыми. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Разделение властей. О необходимости разделения властей как принципа, предотвращающего возможность сосредоточения власти в одних руках и злоупотребления властью, уже подробно говорилось выше. Правовая защита собственности. Экономической основой правового государства являются отношения, основанные на правовой защите различных форм собственности и свободы экономической деятельности. Еще Локк говорил: "Где нет собственности, там нет и права". Экономические права и свободы являются важнейшей частью общих прав и свобод человека. Правовое государство - это не засилье законов, целью существования современного правового государства является создание условий для свободного и достойного существования людей, устранения государственного насилия и демократического развития общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|