Это Первый Нелегкий Выбор. Концентрация или Внимание.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Введение Загадка. Актерская игра — это загадка, как и театр. Люди собираются в одном помещении и распределяются по ролям — одни разыгрывают истории для других. Во всех известных человечеству обществах этот ритуал существовал или существует, а для многих культур даже является центров социума. Замечательным кажется вечная необходимость всех человеческих сообществ наблюдать вымышленное, разыгранное представление чего бы то ни было в той или иной форме, от телевизионных мыльных опер до обрядов заполярных племен, где шаман одновременно воплощает и охотника и добычу. Театр — это не только реальное помещение, это место, куда мы приходим помечтать вместе; это не просто здание, но и ментальное пространство, где мы сливаемся друг с другом по мере работы воображения. Театр предоставляет нам безопасную возможность испытывать бурные чувства и переживать опасные ситуации в уютных рамках воображения и в успокаивающем присутствии собратьев-зрителей. Даже если сравнять с землей все театральные здания мира, театр все равно останется из-за врожденной жажды каждого из нас играть и следить за игрой. Почти невозможно жить и не играть роль, сознательно или подсознательно; роль отца, матери, учителя, друга. Современный психоанализ придерживается мнения, что мы строим собственное «Я», разыгрывая роли, ранее разыгранные перед нами родителями. Мы развиваем свою идентичность, наблюдая и играя персонажей, сыгранных перед нами старшими братьями, сестрами, друзьями, соперниками, учите-лями, врагами или героями. Слова «играть» и «роль» мы используем в данном случае как метафоры, заимствованные из словаря самого театра. Новорожденный ребенок появляется на свет не только с предчувствием существования матери и — как недавно доказали ученые — с языком, новорожденный приходит в этот мир с умением «играть», с генетической программой повторения поведения окружающих.
Чаще всего первым излюбленным театральным представлением, с которым сталкивается ребенок, становится это наблюдение за тем, как мама, дурачась, заслоняется подушкой, а потом снова появляется. «Так ты меня видишь, а так нет». Малыш заливается смехом, попутно усваивая, что самое трагическое событие — разлуку с матерыо — можно испытать, освоить и пережить в комическом, театральном ключе. Ребенок учится смеяться над предположительно ужасной ситуацией, потому что на этот раз все понарошку, и мамочка снова выглядывает из-за подушки и улыбается ему. Мы не застрахованы от самых неожиданных жизненных поворотов, очень часто от нас ничего не зависит. Наши чувства не подчиняются нам, и мы часто в поте лица стараемся отгородиться от собственных самых сильных переживаний. Боль и радость всегда падают, как снег на голову. Против этого театр бессилен. Но театр может помочь нам предположить, каковы будут наши чувства и реакции в разного рода «экстремальных» условиях. Нам, в общем и целом, не нравится держать в уме противоречия. Мы стараемся упростить наши чувства. А общество требует, чтобы мы контролировали свои поступки. Для простоты мы притворяемся, что определенные не спокойные мысли просто не существуют. И хотя раз за разом говорить «нет» самому себе не просто, привычка игнорировать собственные чувства становится неизбежным побочным продуктом цивилизации. Мы все время сдерживаем свое воображение полицейским нарядом воли. Входя в театр, мы можем оставить полицию за дверями. Ю Мы стараемся сделать наши жилища безопасными, поэтому нам необходима опасность в театре. Хотя театральный процесс — это тайна, мы в какой-то мере можем его контролировать, как мы можем контролировать огонь. Мы можем начать и закончить представление — разжечь и потушить костер. Жизнь не столь послушна.
Со временем ребенок учится играть «на зрителе» — перед родителями (прятки за диваном), и постепенно игра приобретает характер более сложных «пряток» с политическим уклоном, актеров становится больше, и победитель получает все. Еда, прогулки, смех — все привычки и инстинкты развиваются через призму актерской игры, повторения действий и аплодисментов. Любой латентный инстинкт совершенствуется только в результате внимательного наблюдения, репетиций, повторения и, в конце концов, представления. Нельзя научить ребенка «играть ситуацию», ту или иную. Он уже это умеет. В противоположном случае он не был бы человеком. Я подражаю тому, как папа ест бутерброд. Я подражаю тому, как мама читает газету. Актерский инстинкт развивает множество других инстинктов. Я есть, следовательно, я играю. И — давайте подумаем над этим — я играю, следовательно, я есть. Итак, для человеческого существа актерская игра — это рефлекс, способ выжить. Не вторичный навык, а природа. Природе не научить, это не химия и не подводное плавание. Примитивный (первичный) инстинкт актерской игры лежит в основе того, что я подразумеваю под актерской игрой в этой книге. Актерская игра сродни дыханию — актерской игре нельзя научить, с таким же успехом можно научить человека иметь кожу. Но, как и умение дышать, наше умение играть обычно развивается, когда мы начинаем уделять ему внимание. Если можно чему-то научиться в области первичного инстинкта актерской игры, так это двойным отрицаниям — можно научиться не зажиматься в своем богоданном праве на игру, так же как можно научиться не зажиматься в своем богоданном праве на дыхание. Разумеется, мы можем научиться стилистически развивать и совершенствовать рефлексы. Артист японского театра «кабуки» может десятилетиями совершенствовать один жест, певец с классическим сопрано может полжизни добиваться идеального контроля над дыханием. Но вся виртуозность актера театра «кабуки» будет немногого стоить, если его изощренная техника игры будет основана только на изощренной технике игры. Его искусство, всецело зависящее от самоконтроля, должно быть хотя бы в чем-то спонтанным, иначе после всех лет тренинга его игра все равно будет «пустой».
Ценители глубин искусства «кабуки» скажут вам, что в основе любого многосотлетнего традиционного жеста должно лежать живое чувство «здесь и сейчас». Качественная разница между разными спектаклями заключается не только в степени технического совершенства, но и в потоке жизни, заставляющем технически совершенные жесты казаться спонтанными. В каком-то смысле любой самый ритуальный жест всегда должен быть сиюсекундной импровизацией. Самые древние и священные основы мастерства работают, только тогда, когда в них есть оттенок «здесь и сейчас». Прошлое и будущее проявляются в настоящем. Любые попытки определить или описать искру, освещающую повествование о прошлом, обречены на провал. Эта искра — то живое, что актер вкладывает в реплику, то единственное, что может сделать живым сам текст. Слова сами по себе мертвы, пока кто-нибудь не пропустит их через себя. Предметом любого, даже самого стилизованного искусства, всегда остается жизнь, и чем больше жизни в произведении искусства, тем оно лучше. Жизнь — явление загадочное, выходящее за пределы логики, поэтому живое невозможно проанализировать или подвести под теоретическую базу, живому невозможно научить или научиться. Но вещи, которые калечат живое, прячут его, скрывают или зажимают, совсем не так загадочны, как они пытаются казаться, их часто можно проанализировать, подвести под теорию, им можно научить, научиться и от них можно отучиться. Если только, конечно, мы не говорим о такой «вещи», как смерть. Она — часть жизни, и, следовательно, должна подчиняться тем же правилам живого. Актерская игра и ложь Мы все играем. Мы получаем при рождении право играть, причем играть исключительно хорошо. Это часть нашей человеческой сущности. Здесь возникает проблема с терминами. Мы часто говорим, что человек «играет», имея в виду, что он притворяется или лжет. Мы часто используем глагол «играть» как синоним глагола «лгать». Даже Платон не видел разницы между этими двумя словами.
Четкое бескомпромиссное разграничение между «хорошей» игрой, например, на сцене, и «плохой» игрой — например, когда мы в жизни стараемся казаться теми, кем на самом деле не являемся — довольно опасная вещь. Во-первых, гораздо полезнее критически анализировать свои собственные поступки в настоящем, вместо того чтобы вонзать клыки морали в прошлое окружающих. Во-вторых, артист должен с крайней осторожностью относиться к любого рода моральнокритическим «ярлыкам» своей роли. Говоря правду Актеру полезно вообразить, что нам никогда не удастся сказать полностью всю правду. Мы не можем «сказать» правду, потому что наши действия, а тем более наши слова, — слишком грубый инструмент, чтобы выразить это нечто, «правду», которая, может быть и существует, но не поддается определению. Например, невозможно точно объяснить другому человеку, как ты к нему относишься. Нам никуда не уйти от опасения, что, какие бы слова мы не выбрали, они никогда не выразят наши чувства к другому человеку полностью, точно и на все сто процентов. Полезно помнить следующее правило: чем более сильные чувства вы испытываете, тем бесполезнее слова при попытке описать ваши переживания. Если я прошу у официантки «черный кофе без сахара», ставки невысоки, и, в данном случае, слова достаточно точно передают мои чувства и желания. Но если я, как Химена в «Сиде», говорю королю «Отец мой мертв», я понимаю, как неадекватно эти слова выражают ее чувства и желания в данную минуту времени. Если я спрашиваю у кого-то «Как дела?», то чем ближе мои отношения с этим человеком, тем меньше значат слова. Одно дело спросить «Как дела?» у почтальона, вручающего вам заказное письмо, другое дело спросить это друга, который только что прищемил руку дверыо вашей машины. Эмоции и правда Так называемый «кризис переходного возраста» — это настоящий подростковый ад, когда многие из нас чувствуют, что их не понимают, иногда не понимают совершенно. А «первая любовь», столь сладостная в ностальгических воспоминаниях, как известно, приносит немало боли, не только при ужасе от мысли, что нас отвергнут, но и от всепоглощающего чувства невозможности выразить то, что испытываешь. Эмоции бьют через край, ставки взлетают до небес, и кажется, что никто не понимает, «что я чувствую». «Все говорят, что в свое время переживали то же самое чувство, и это сводит меня сума, потому что это неправда. У меня все по-другому. У меня все в сто раз лучше и в сто раз хуже. Я пытаюсь подобрать слова и прихожу в бешенство, слыша, как мой голос произносит все те же избитые фразы, которыми пользуются все. «Я люблю тебя», «Я ненавижу тебя», «Я хочу тебя» и «Я больше не хочу тебя видеть».
Подросток постепенно осознает, что все слова и действия лгут, даже когда он хочет выразить ими правду, и - о ужас! - чем БОЛЬШЕ мы хотим сказать правду словами, тем больше эти слова лгут. Единственным относительным утешением служит приходящее позже осознание, что хотя все слова и действия лгут, некоторые слова и действия лгут меньше, чем другие. Нам приходится примириться с фактом, что точно выразить чувства не удастся никогда и что чем важнее чувства, тем меньше их можно объяснить словами. Подросток чувствует себя обреченным на жизнь, полную обобщений, в мире, который никогда не оценит его уникальность полностью. И только тогда подросток понимает, что надо играть. Надо покорно продолжать играть спектакль, потому что это все, что мы можем сделать. Мы смиряемся с необходимостью надевать маски, чтобы общаться с окружающими нас масками, и в самые интимные моменты мы обречены играть, не только для других, но и для себя. Мы понимаем, что мы сами себе зритель и что жизнь зависит от того, насколько хорошо мы играем. Успешность попытки сказать правду тоже зависит от того, насколько хорошо мы играем. Неважно, согласны ли вы со всем вышесказанным, — сам этот принцип может быть полезен для актера. Мы играем все время, но не потому, что мы намеренно притворяемся, а потому, что у нас нет выбора. Хорошо жить — значит хорошо играть. Мы играем, потому что каждый момент нашей жизни — это маленькое театральное представление. У нас всегда есть хотя бы один зритель — мы сами. Нам никогда не удается остаться одним. Я наблюдаю за тем, что я делаю. Я не один. Нам никогда не удается просто «быть». Проблема в том, что между нашими чувствами и тем, как и чем мы их выражаем, всегда остается пропасть. И чем сильнее мы пытаемся сузить эту пропасть, чем больше мы хотим «сказать правду», тем шире пропасть распахивает свою пасть. В мире нет трех более неадекватных слов, чем «Я люблю тебя». В этом ироничность ситуации, и от нее никуда не деться. Даже неандертальцу не удавалось хватить жену дубиной соответственно тому раздражению, которое он испытывал. Во-первых, нога мамонта оказывалась достаточно жесткой — уже есть, от чего расстроиться. И, во- вторых, супруга явно не улавливала всю глубину его разочарования, что увеличивало расстройство в геометрической прогрессии.Есть только один выход — «играть». Мы не знаем, кто мы. Мы знаем, что можем играть. Мы знаем, что роли удаются нам лучше или хуже, роли друга, дочери, отца, любовника, студента или актера. Кем бы мы ни были на самом деле, я могу приблизиться к своему настоящему «я», только играя самого себя. Кем бы я ни был на самом деле, моя сущность всегда ограничивается тем, насколько я способен увидеть ее. Мы те, кого мы играем, но играть приходится хорошо, постоянно сомневаясь, правдива ли наша игра. Правдива по отношению к чему? К моему внутреннему «я»? К окружающим? По отношению к тому, что я чувствую, чего хочу, чем должен являться??? Я остановлюсь на знаках вопроса и напомню, что вышеизложенное не обязательно правдиво, но может быть полезно... в конце концов. Зажим Итак, ход нашей жизни зависит от того, насколько мы хорошие актеры и насколько мы хорошие зрители. Иногда мы говорим, что актер «икс» талантливее актера «игрек». Это упрощение, нам лень думать. Гораздо конструктивнее было бы сказать, что «икс» менее зажат, чем «игрек». Актерской игры не «добавишь», это не соль и не перец. Талант есть изначально, как кровообращение. Нужно только убрать тромбы, зажимающие сосуд. Когда Микеланджело спросили, как ему удается создать в воображении образ очередной статуи, прежде чем он коснется резцом мрамора, великий скульптор ответил: «Это очень просто. Я всего лишь смотрю на глыбу мрамора и убираю все лишнее.» Может ли быть, что Микеланджело Буаноротти, никогда не славившийся скромностью, видел процесс творчества под таким, казалось бы, негативным углом? Убирать лишнее — это, на самом деле, не такой уж негативизм. Да, сантехник, прочищающий трубопровод, служит предметом шуток, но никому не приходит в голову смеяться при мысли о хирурге, вырезающем раковую опухоль. Хирург не может «создать» жизнь, но он в силах остановить то, что останавливает жизнь. И мы обычно бываем крайне признательны. Всегда полезно помнить, что мы не можем «создать», жизнь, мы можем только «зажать» ее... или передать. Иногда сделать выбор очень просто... а иногда это оказывается самой сложной из задач. Многие годы я наблюдаю, как актеры самого разного опыта сражаются с самыми разными текстами в самых разных театрах, и меня часто спрашивают, чем отличаются актеры, скажем, в Москве от актеров, скажем, в Нью-Йорке. Как ни странно, сходства оказываются гораздо интереснее различий. Когда актеры чувствуют себя зажатыми, симптомы всегда, вне зависимости от ситуации, удивительно похожи. Актеры часто говорят, что им трудно дышать, иногда даже начинают задыхаться. Часто актер «забывает», как двигаться, чувствует себя парализованным, испуганным, глупым и растерянным. Иногда появляются физиологические проблемы со слухом и речыо. Актеры часто «забывают», как думать, ходить и говорить. У подобного состояния есть два особо смертоносных аспекта: во-первых, чем сильнее актер «пытается» вырваться, вывернуться и выскользнуть из этого тупика, тем сильнее становится зажим!!! Во-вторых, возникает чувство полной изолированности от окружающего мира, а это еще хуже состояния статики. «Я совершенно один, и я даже забыл, как «быть». Я больше ничего не понимаю и я даже не понимаю, чего я не понимаю». Конечно, я усугубляю ситуацию, рисуя худший вариант развития событий. Тем не менее, этот ужасный сюжет может показаться вам до боли знакомым. Если же вышеописанные симптомы вам совершенно неизвестны, лучше прервите чтение сейчас, потому что последующие страницы вас, пожалуй, только запутают. Мои идеи смогут обеспечить факультативную и временную поддержку только тем актерам, которые довольно часто на сцене оказываются в тисках между робостью и чувством полной изолированности от мира. Часто актеры «переносят» проблему, то есть «винят» текст, не те ботинки или партнера. Но два основных симптома неизменно присутствуют, — это паралич и чувство изолированности. Зажим изнутри и зажим извне. Неподвижность — рук, глаз, мыслей, сердца, связок, губ — и всепоглощающее чувство одиночества. Жуткое ощущение, что ты одновременно в ответе за ситуацию и не можешь ничего сделать, что ты ни на что не годен и зол, что ты слишком большой, слишком маленький, слишком робкий, слишком, слишком, слишком... ты. Когда артист играет хорошо, он играет по живому, а живое невозможно анализировать. Проблемы же в актерской игре вызваны зажимом, напрямую связанным со структурированием и контролем, и их можно с пользой проанализировать. Другие причины «зажима» Во время репетиций и спектаклей могут возникнуть самые разнообразные проблемы, отрицательно сказывающиеся на актерской игре. В репетиционном помещении может быть темно, или душно, или холодно. В группе артистов может возникнуть напряженная атмосфера, режиссер может быть на ножах с автором пьесы. Все эти внешние проблемы, как правило, неподвластные актеру, могут затруднить игру. Но данная книга не рассматривает подобные ситуационные затруднения. Когда что-то не ладится, важно провести грань между тем, что мы можем изменить, и тем, что мы изменить не можем. Также, полезно расчленять любую проблему на две составляющие - на то, что идет извне и с чем я ничего не могу поделать, и на то, что идет изнутри, что я могу научиться контролировать. Наша книга рассматривает только те проблемы, которые возникают изнутри, в самом актере. Мы будем заниматься только теми проблемами, в рамках которых артист может научиться что-то менять и делать выбор.Старую пословицу «Не чини, если не сломалось» можно перефразировать — «Если не сломалось, починить НЕ УДАСТСЯ»: Так что если вы довольны своей игрой на сцене, не читайте дальше. Карта актерской работы Все серьезные проблемы в актерской игре взаимосвязаны, причем взаимосвязаны настолько, что они зачастую кажутся нам одним огромным алмазом-проблемой. Какой-то демонический ювелир обработал этот алмаз, придав его форме несколько слепящих граней. Невозможно охарактеризовать драгоценный камень, описывая его грани, — ведь каждая грань существует только в контексте ВСЕХ остальных. Именно так, многое из того, что я говорю в этой книге, встанет на свои места, только когда вы дочитаете ее до конца. Нам нужен очередной рабочий инструмент - карта, чтобы не наткнуться на скалы. Как и все карты, это ложь — то есть ложь при попытке рассказать нечто полезное. Карта московского метро ничем не напоминает Москву, но она пригодится, если вы заблудитесь на станции метро Тверская. Если вы попытаетесь дойти до цели вашего путешествия пешком, от той же самой карты не будет никакого толка. Работу актера, грубо говоря, можно разделить на две части - репетиции и спектакль. Более спорным образом можно разделить человеческий разум на сознание и подсознание. У репетиций и подсознания есть нечто общее. И то, и другое обычно невидимо. И то, и другое чрезвычайно важно. Репетиции и подсознание составляют, так или иначе, четыре пятых айсберга. Спектакль и сознание видимы - это верхушка айсберга. Любой может увидеть верхушку айсберга, но для того, чтобы поверить в существование остальных четырех пятых, требуется определенная мудрость.О том, чего не видишь, можно только догадываться. Спектакль + репетиции = актерская работа. Сознание + подсознание = человеческий дух. А четыре пятых под водой + верхушка = весь айсберг. Видимое и невидимое Сейчас мы введем очередное разделение, лишь относительно схожее с вышеприведенным. Мы разделим актерскую работу на видимую и невидимую, а сознание его персонажа - на видимое и невидимое сознание. Актеры всегда, сознательно или бессознательно, работают в соответствии с этим разделением - это просто новая карта хорошо знакомой местности. Хотя далее мы больше привыкнем использовать эту «карту метро», остановимся пока на двух отдельных «станциях». 1. Все исследования и размышления актера ~ это часть невидимой ра боты; спектакль - часть видимой работы. 2. Зритель не должен видеть невидимую работу. 3. Во время репетиции актер должен видеть как видимую, так и неви димую работу. 4. Во время спектакля актер не должен видеть невидимую работу. 5. Репетиции состоят из невидимой работы и отрывков вudmioii работы. 6. Спектакль состоит только из видимой работы. 7. Персонаж не видит своего невидимого сознания. Зритель может чув ствовать невидимое сознание персонажа. По мере чтения книги мы будем относить разные участки работы к разным ее категориям. А сейчас мы будем работать от хвоста к голове. То есть пойдем от конца к началу. Начнем с описания проблем в области видимой работы. Отложим детальное обсуждение подготовительных этапов работы. Конечно, подготовка предшествует спектаклю. То есть поэтапный план работы должен начинаться с начала репетиций, или даже раньше. Но наша книга - это не поэтапный план работы. Мы начнем с проблем, которые мешают артисту непосредственно в момент игры, и будем идти от конца к началу. Ноги паука Артисты, говорящие на разных языках, говорят одно и то же. Когда они зажаты. Они выглядят крайне несчастными, и даже если они говорят по-фински, вы легко определите, что они произносят что-нибудь из ниже приведенного набора. В некотором смысле, даже неважно, на каком языке они говорят - эти проблемы носят внеязыковой характер. Неважно также, что из ниже приведенного набора они изрекают, так как все эти восклицания отличаются одно от другого не больше, чем ноги одного и того же паука. Вот как чаще всего звучат жалобы зажатого артиста: «Я не знаю, что я делаю». «Я не знаю, кто я». «Я не знаю, что я чувствую». «Я не знаю, чего я хочу». «Я не знаю, где я». «Я не знаю, как мне двигаться». «Я не знаю, что я говорю». «Я не знаю, что я играю». Прежде чем анализировать вопросы, заключенные в этих жалобах, важно вспомнить два парадокса абсурдного характера, неизменно затрудняющие любые попытки писать об актерской игре. Во-первых, как я уже говорил, для решения проблем, причиной и следствием которых являются обобщения, приходится прибегать к тем же обобщениям. Во-вторых, совершенно абсурдно обсуждать каждую ногу паука по очереди, как будто они у него растут в строгой хронологической последовательности, и как будто каждая существует независимо от остальных семи. Попробуем подойти к проблеме позитивно. Не будем воспринимать все буквально и попробуем перечитать эти вопросы. Попробуем заново услышать эти вопросы-жалобы не с точки зрения их содержания, но с точки зрения их формы. У всех этих сетований есть нечто общее. Каждая жалоба содержит в себе дважды одно и то же слово, вне зависимости от использованного языка — Ich, Je, Я, 1о или Yo. Я надеюсь, что мы скоро выясним, почему нас должно интересовать такое упорство в использовании местоимения «я». Мы можем начать с любой из паучьих ног, ибо природа не потрудилась организовать их в удобном литературном порядке. Для начала я введу несколько терминов и установлю несколько правил. В отношении правил есть два правила: а) их должно быть немного; б) они должны быть толковыми. Я не собираюсь устанавливать массу правил, а в их толковости вы убедитесь, только в том случае, если они окажутся полезны именно вам. «Согласитесь» вы с моими правилами или нет, это отношения к делу не имеет. Обычно мы испытываем правила на прочность с помощью «верю-не верю», «согласен-не согласен». Эти правила не помогут спасти человеческую жизнь и не научат вас управлять государством. Они всего лишь позволят нам сильнее поверить в воображаемое. Наши правила — не аксиомы морали. Если они сработают — значит сработают.глава первая Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО Я ДЕЛАЮ действие и мишень мишень концентрация и внимание ира страх притча жить настоящим фатальная потеря расстояния третий глаз спасение свобода и независимость что же остается? плохие новости и хорошие новости точка в пространстве и путь время .мишень не сотворить и не уничтожить ставки передай другому ставки как мишень что видит ира? откуда берутся ставки? как-то раз на. репетиции пара и единица чувства примеры мишеней Это типичное заклинание «зажатого» артиста. Оно всегда свидетельствует о страхе, о чувстве полной отрезанности от окружающего мира и об одиночестве. Эти слова могут распахнуть двери тьмы, и в эту тьму может провалиться не только сам артист, но и остальные участники репетиции. Важна сама структура фразы — «я», естественно, повторяется дважды, и вся жалоба подразумевает, что я могу, должен, обязан знать, что я делаю. Не говоря уже о том, что я имею право знать, что я делаю, хотя иногда мне в этом праве отказывают. Эта жалоба обычно звучит как вопрос, как крик о помощи. Что может быть справедливее? Звучит так жалобно и смиренно. Однако структура фразы распадается на следующие процентные показатели: 25% — «знание», 25% — «делание», и 50% — «я». Так или иначе, в этом логично звучащем предложении нет ни единого намека на необходимость «чего-то еще». Что такое это «что-то еще»? В этой фразе нет «чего-то еще». «Я не вижу никаких «чего-то еще». Вот именно. Фотография подретуширована, и «что-то еще» исчезло с нее полностью, как Троцкий с исторических фотодокументов. Нужды этого «чего-то еще» не просто проигнорированы, они отметены, полностью забыты и уничтожены. Внимание к этому «чему-то еще», его 25%, перешли к банкующему «я». На самом деле, предмет всей этой книги в важности «чего-то еще», потому что пренебрежение этим «чем-то еще» — главный источник всех актерских неприятностей. Все это, ес- тественно, носит подсознательный характер. Во всем виновата структура фразы. Хотя, опять-таки, все разрушительные явления носят подсознательный характер и происходят по вине структуры. «Знаю» обласкано вниманием, ибо оно присутствует во всех типичных актерских жалобах. «Я» забито вниманием до полусмерти — еще бы, по два раза в каждой фразе. Поэтому я начну с «чего-то еще», обойденного вниманием до такой степени, что для него даже нет названия. Принципиально важно осознать, что нам не удастся решить проблемы «знаю» и «я», пока мы В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ не разберемся с нашим неизвестным. Это неизвестное мы окрестим «МИШЕНЬ». В отличие от случая с порядковыми номерами паучьих ног, здесь последовательность жизненно необходима. С «мишеныо» НЕОБХОДИМО разобраться прежде, чем с «я» и «знаю». Одно из затруднений заключается в том, что «я» жаждет внимания и неизменно требует, чтобы его проблемы были решены в первую очередь. «Я» нахально лезет без очереди, по пятам за ним несется «знаю», а «мишень» оказывается затоптанной в грязь. Любое обсуждение актерского мастерства сводится к утолению ненасытной необходимости «я» и «знаю» решить свои проблемы вне очереди. Их проблемы гораздо важнее, чем чьи бы то ни было. Бедняжки «я» и «знаю» столь хрупки, что более чем кто-либо нуждаются в постоянной защите. И именно смертоносная уязвимость «я» и «знаю» обеспечивает им хронические неприятности. Так что придется отвернуться, зажать уши и на время забыть об их криках и конвульсиях, иначе помочь им не удастся никогда. Не оглядывайтесь. «Я» и «знаю» отлично умеют заставить нас чувствовать себя виноватыми. В своей слабости они безжалостны. Не следуйте примеру жены Лота. Как известно, она, оглянувшись, обратилась в соляной столб. действие и мишень Первое, что необходимо помнить — вам никогда не удастся знать, что вы делаете. Точка. В том смысле, что невозможно понять, что мы делаем до тех пор, ПОКА не определено, ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЕМУ мы это делаем. Для артиста любое «делание» происходит ПО ОТНОШЕНИЮ К чему-то. Для артиста «делания» без объекта не существует. Следует помнить, что есть задачи, которые артист просто не может выполнить, независимо от степени его талантливости. Например, артист не может сыграть безобъектный глагол. Например, глагол «быть». Артист не может просто «быть». Ваш герой на сцене не может просто БЫТЬ счастливым, БЫТЬ грустным или БЫТЬ раздраженным. Артисту никогда не удастся сыграть состояние вне ситуации. По той же причине герой на сцене не может просто «бежать», пока артист не найдет тот или иной объект. К чему я бегу, от чего я убегаю, на кого я хочу произвести впечатление своими атлетическими способностями. Это не имеет никакого отношения к «мотиву». Мотив действия — это причина, по которой оно совершается. «Мотив» существует исключительно в голове делающего. Это мнение о том, почему что-либо делается. Мишень это не мотив, мишень — это нечто совершенно иное. Возвращаясь к тому, что никогда не удастся сыграть артисту. Артисту никогда не удастся сыграть, что его герой спит. Если только артист не заснет на сцене сам — такие случаи бывали. Артисту не удастся сыграть глагол «спать», пока он не сыграет, например, что герой отдыхает, чтобы восстановить силы, засыпает, чтобы увидеть сон, или старается не заснуть. Единственное, что артист может сыграть — это «слова действия», «глаголы», и за каждым из этих глаголов должно следовать нечто, тот или иной объект, прямой или косвенный. Мишень э го не то же самое, что переходные глаголы с дополнением- объектом в грамматике (дополнение при переходном глаголе — слово, принимающее форму винительного падежа в латинском и русском
языках). Мишень — это скорее часть сказуемого-предиката. В старых грамматиках предложение распадалось на две части. Подлежащее- субъект и сказуемое-предикат. «Predicate» — в переводе означает нечто, сказанное ДО, СНАЧАЛА. Любопытно, почему «до», ведь предикат-сказуемое обычно стоит в предложении после подлежащего. В предложении «Я пытаюсь заставить ее полюбить меня» подлежащее «я», а сказуемое-предикат «пытаюсь заставить ее полюбить меня». Мишень может быть реальной или воображаемой, конкретной или абстрактной. На самом деле, мишень может быть чем угодно, но первое нерушимое правило состоит в том, что мишень обязательно должна быть. «Я пытаюсь произвести впечатление на ДЖУЛЬЕТТУ». «Я предостерегаю РОМЕО». «Я обманываю ЛЕДИ КАПУЛЕТТИ». «Я подшучиваю над КОРМИЛИЦЕЙ». «Я открываю ОКНО». «Я выхожу на БАЛКОН.» «Я вижу ЛУНУ». «Я вспоминаю СВОЮ СЕМЬЮ». «Что-то» может быть еще не определенным и неведомым: «Я стараюсь не думать о ТОМ, ЧТО СЛУЧИТСЯ». «Чем-то» можем быть и мы сами: «Я успокаиваю СЕБЯ». Без мишени невозможно ни одно действие. Например, артист не может сыграть «Я умираю», потому что в этом случае нет мишени. В то же время актер может сыграть: «Я приветствую смерть». «Я борюсь со смертью». «Я смеюсь над смертью». «Я борюсь за жизнь». В рамках правила о существовании мишени есть место выбору. Мишени могут меняться от минуты к минуте. Но без мишени артист ни на что не способен. Мишень — источник всей жизни артиста на сцене. В некотором смысле, было бы лучше назвать это «источником», но — мы поговорим об этом позднее — слова никогда полностью не выполняют возложенную на них роль Мишень Если вы, беседуя с кем-то, спросите «Что ты делал вчера?», ваш собеседник посмотрит на вас и ответит «Вчера я встал в...и т.д.» Посмотрите в глаза собеседнику — как правило, он начинает отвечать, глядя прямо на вас. Но как только отвечающий расслабится, вы заметите, что время от времени он отрывает взгляд от вашего лица и пытается представить себе события вчерашнего дня. Его глаза неизменно сосредоточены на чем-то. В «чем-то» и выражается присутствие сознательного разума. Когда присутствие сознательного разума не выражается ни в чем, разум перестает быть сознательным. Бессознательность артисту не сыграть. Отсюда — первое правило мишени: 1. Мишень должна иметься всегда. Задайте тот же вопрос опять — что ваш собеседник делал вчера — и вы увидите, что его взгляд отрывается от вас, от первого «чего-то», реального человека, задавшего ему вопрос, и существующего, естественно, вовне. Глаза вашего собеседника отнюдь не обращаются зрачками внутрь и не сканируют мозг. Ваш собеседник также не вглядывается в туманную даль. Нет, его взгляд скользит, сосредотачиваясь сначала на одной конкретной точке, затем на следующей конкретной точке. «Я читал газету», «Я пил кофе», даже «Я не помню» — каждая из этих фраз исходит от своей конкретной точки, или точек. Глаза вашего собеседника, ища ту или иную конкретную точку, могут менять фокус несколько раз в секунду, но они отнюдь не блуждают в попытке «вообще» сканировать окружающий мир. То, что может показаться «блужданием вообще», есть не что иное, как ежесекундное переключение внимания с одной из множества точек на другую. Хотя мишень надо вспомнить, найти, вообразить, она всегда конкретна, и взгляд вашего собеседника фокусируется на ней так же конкретно, как и на вас, «реальной» мишени. Например, «Я вскрыл письмо...» Его взгляд сосредотачивается на конкретной точке, где он находит «письмо», и отсюда — второе правило мишени: 2. Мишень всегда существует вовне и на измеримом расстоянии. Другими словами, глаза вашего собеседника должны смотреть на «что-то», реальное или воображаемое. И импульс, и стимул, и энергия для того, чтобы сказать «Я ел мясо с картошкой» или далее «Я не помню» исходит от этой конкретной внешней точки, явно существующей ВОВНЕ, а не внутри его мозга. Обычно можно заметить, как глаза собеседника переключаются с одной мишени на другую, будто в поисках определенного воспоминания, будто в попытке определить, где оно укрылось, где оно уже существует. Что же происходит, если мишень на первый взгляд существует именно внутри мозга, сильная головная боль, например, боль в мозге? Как же мишень тогда существует вовне? На самом деле, что бы у меня ни болело, как бы глубоко ни таилась боль, между мной и болью всегда существует дистанция. Люди, испытывающие сильную боль, часто говорят что они ощущают себя совершенно отдельно от боли. Чем сильнее становится мигрень, тем быстрее мир сокращается до двух актеров - меня и моей боли. Боль может забраться внутрь моего тела, боль может заполонить мой мозг, и самое ужасное в этом именно то, что мой организм захватило нечто чуждое. «Пятая колонна» всегда существует «вовне», нам только кажется, что она внутри. Боль - явление настолько личное, что иногда кажется, она - это я. Но я знаю, что она - это не я, а нечто противоположное. Между нами — жизненно важное расстояние. Если вы продолжите беседу и спросите собеседника — будем надеяться, что он уже расслабился и его взгляд уже не так сконцентрирован на вас, на спрашивающем, как на мишени, — если вы спросите его, что бы он хотел съесть на обед ЗАВТРА, его взгляд опять-таки начнет скользить в попытке определить, что же хозяину хотелось бы съесть в будущем. Хотя эт<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|