Но маркетологи сравнивают: вот фокус-группа, вот блог, вот социальная сеть. И на этой шкале homo digital получает место реального, живого, незапрограммированного человека.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Почему в Россию не едут туристы и инвесторы? Почему в Британии самое известное русское имя – Роман, а в Турции – Наташа? Директор по стратегии и исследованиям BBDO Branding Елена Карачкова и творческий директор Михаил Губергриц, кураторы нового факультета брендинга Академии коммуникаций Wordshop, считают, что в России есть почти все, чтобы конкурировать с самыми популярными странами, но не хватает одного – цельного бренда.
– Прежде чем начать говорить о бренде страны, давайте определимся для начала, что вообще такое бренд.
Михаил Губергриц – Ираку, конечно, брендингом сейчас не помочь. Но в принципе, брендинг – это как раз та вещь, которая работает с шаблонами и стереотипами: либо использует их, либо сама формирует. Например – Австралия. Десять лет назад первое, что приходило в голову, при ее упоминании – это гигантская озоновая дыра и кенгуру. Сейчас (конечно, после большой системной работы) бренд Австралии по некоторым данным занимает второе место в мире после США.
– Я правильно понимаю, говорим мы о стране или о молоке, механики создания бренда одинаковые?
ЕК – Стратегия любого бренда строится на нескольких основных вещах. Во-первых, мы должны понимать, с кем говорим. В случае молока – это домохозяйки или мамы, или дети, в случае страны – это туристы, инвесторы, жители. Второе – нужно знать, с кем ты конкурируешь. Молоко я выбираю из нескольких стоящих на полке. Когда я задумываюсь об отпуске, я выбираю из 5-6 стран, которые отвечают моим критериям хорошего отдыха. И третье – это сам продукт или то, что есть в стране на сегодняшний день. Это может быть природа как в Новой Зеландии, или культурные ценности, как в Италии, или, наследство предков, как в Египте. Соответственно на пересечении этих трех вещей – самой страны, ее конкурента и аудитории выстраивается идея бренда.
– Так для чего странам нужен брендинг? Зачем он России и что это даст?
МГ – Бренд страны – это возможность зарабатывать деньги: развивать туризм, привлекать инвесторов, – кроме того, выстраивать политический статус. Представьте только, во всем мире на туризм ежедневно тратится около $2 млрд.
МГ – Хороший пример самоидентификации – СССР. Вспомните, раньше все как один с гордостью говорили: «Я – советский человек, я буду делать вот это, а вот это делать не буду, потому что советский человек так поступить не может». А сейчас это исчезло.
– Поиск национальной идентичности – задача государственного масштаба. Можно ли ее смешивать с брендингом?
МГ – Это почти одно и то же. Ты легко можешь сказать «я – швейцарец», потому что это звучит гордо. Бренд «Швейцария» – это качество, пунктуальность, надежность, банки, деньги, безопасность. Но ты не можешь так же легко сказать «я – русский», потому что сегодня для молодежи это мало что значит.
МГ – Сейчас бренд «Россия» формируется хаотично. И если для Британии типичное русское имя – Роман, то для Турции – Наташа. Хотя, конечно, Абрамовичу надо сказать спасибо. Но в идеале этот процесс должен быть управляемым, и для всех стран мы должны выглядеть более-менее одинаково.
– Но страна – это ведь нечто всеобъемлющее, непонятно, то ли ты в стране, то ли она в тебе. Брендинг не может построить дороги и ввести законы, которые упростят работу бизнеса. Где заканчивается брендинг и начинается политика?
МГ – Брендинг на многое способен даже в государственных масштабах. Возьмем Берлин лет десять назад. Это очень уютный, зеленый, чистый и комфортный для проживания город. Поэтому в какой-то момент он стал привлекать много пенсионеров и пожилых людей. В этом нет ничего плохого, но город растет вместе с молодежью. А для нее Берлин превратился в скучное место, молодые люди начали мигрировать в города, где больше интересной работы и развлечений – Мюнхен, Дюссельдорф, Гамбург. Правительство этим фактом серьезно озадачилось. Ведь если ничего не предпринять, то со временем население совсем постареет и, как следствие, сильно уменьшится. Поэтому государство решило привлечь в город молодежь: пригласило знаменитых архитекторов, художников, галеристов, музыкантов, на льготных условиях сдавало им мастерские и площади под галереи, студии, магазины кафе, сделало программу грантов для тех, кто занимается творчеством. И буквально за десятилетие город преобразился. Сейчас он занимает 3-4 место в Европе по потоку туристов, входит в пятерку европейских клубных столиц, Сейчас мы совершенно спокойно называем Берлин молодым городом. Причем, эти творческие районы создавались обособленно, локально, поэтому пенсионеры, жившие в городе, никакого дискомфорта от этой программы не ощутили. Создать город или страну такой, какой мы ее хотим видеть, – это и есть наша задача, и она вполне реализуема!
– А если говорить о сильных странах-брендах, какие они?
МГ – Существует рейтинг брендов стран, который составляется с учетом множества факторов. Это и эмоциональные преимущества, и функциональные, и климат, и транспортная доступность, и возможность коммуникации с туристами, и value for money, и привлекательность с точки зрения архитектуры, культуры, и инвестиционная привлекательность. Вот, например, Япония. Очень заманчивая страна, но в ней есть большой барьер для туристов – там почти нет дублей информации на английском. В итоге страна только из-за этого фактора теряет большое количество туристов. Кстати, та же проблема существует и в России – вы никогда не думали о том, насколько сложно у нас найти какое-то нужное место даже для нас, москвичей? А уж о необходимости дублировать важную информацию в транспорте и местах, привлекательных для туристов я уже и не говорю.
– Если есть технологии брендинга и есть специалисты, то, получается, что они могут создать бренд и стране? Или страна – это все-таки слишком много?
ЕК – Бренд страны или компании – это, для начала, идея внутри компании, она не может прийти только извне. Специалист, консультант, может направить, дать инструмент. Ни один внешний консультант, если он приходит и диктует «бренд должен быть вот таким», не приживается в компании. С самого начала проекта в процесс брендинга нужно привлекать сотрудников.
Продолжить разговор о том, что такое бренд «Россия» вы сможете 12 июня в 17.30 на интерактивной игре «Создай России бренд» в «Академии идей», креативном уикенде Академии коммуникаций Wordshop. Михаил Губергриц и Елена Карачкова вновь поднимут тему бренда России и предложат участникам превратиться в стратегов и творцов, найти рациональные и эмоциональные преимущества, которые выделят Россию среди других стран, подобрать характерные визуальные элементы, и собрать все в единый образ, выраженный в логотипе.
Опция для самурая Преподаватель: · Андрей Ашкеров
Мир меняется на глазах, и всемирный экономический кризис здесь ни при чем. Что входит сегодня в человеческую, антропологическую ауру потребителя, рекламиста, художника, маркетолога и всех остальных игроков нашей профессиональной коммуникации? В гостях у «Лаборатории» - преподаватель МГУ, научный руководитель Академии коммуникации BBDO, доктор философских наук Андрей Ашкеров.
Сейчас ушла эта манера чтения лекции в форме потока сознания, и распространилась дисциплинарная эстетика, когда все хотят заведомо к чему-то подготовиться, иметь перед собой циркуляр того, что скажут, даже для самодисциплины. Дисциплина «овнутряется», это не плохо, но это заблокировало импровизацию в преподавании.
Надо сказать, что эта стилистика движется в сторону большей раскованности. Времена, когда за тобой на экране, как стигматы, возникали проговариваемые ртом тезисы, слава богу, проходят. Ярким должен быть лектор, выразительным саундтрек, феерическим кадр. И вообще под презентацию надо танцевать. Это уже шоу. Пример - выступление на недавнем съезде маркетологов Юния Давыдова - о победе нынешнего президента США Барака Обамы.
Точно также, кстати, эстетизируются и протестные политические акции. Иначе они уже не состоятельны, и вот такое сращение политики и поэтики происходит на микроуровне, так же и коммуникация с аудиторией - преподавательская, лекторская уже должна быть перформансом. А перформанс - это не импровизация автора, а игра со слушателем по законам жанра. Закон жанра таков, что перформанс создает эффект сотворчества, устраняя границы между автором и аудиторией. Появился, кстати, термин эдьютейтмент - обучение через интертейнмент. Меньше стало денег на какие-то развлечения, давайте развлекать себя знаниями. Лектора пригласить просто, причем востребуется знание очень узкое, очень специальное, например, почему органы чувств и органы зрения работают у человека противоречивым образом. То есть, как детальки друг с другом стыкуются - такая очень сильная фрагментизация. Точно так же мы выбираем в супермаркете нечто вкусненькое, такое неприевшееся. Эдакий атрибут потребительской культуры: для того, чтобы потреблять, надо сегментизировать. Нужно определить место товара - зал и полку, и это определение заменяет любую другую форму аналитизма. В этом смысле мир превращается в такой интерфейс, где все выложено на плоский прилавок. И я не горячий поклонник теории плоского мира Т.Фридмана, которая сейчас популярна, но в одном смысле мир действительно становится плоским. Я сверхчутко отношусь к разным формам аналитизма, для меня различные стратегии аналитики дороги, они не должны реализовываться одна в ущерб другой. Но так получается, что потребление становится главенствующей формой аналитизма. И в этом я вижу симптом нового титанизма. Титановский комплекс в культуре связан с тем, что можно все разъять и выведать все тайны, подобрав рубрики для явлений объектов. И этот новый титанизм, кажется, пародирует Возрождение, но, с другой стороны, он вовсе не смешной. У него очень умные, институционально обоснованные претензии. По отношению к этому типу аналитизма, вообще говоря, не может быть никаких альтернатив. И он уверенно и очень быстро эти альтернативы поглощает.
Не стоит ли считать тогда, что общение в социальных сетях - лишь более тонкий и подробный вариант интерфейса первичного или заложенного в мозг? Я сейчас даже не о маркетинге или рекламе, а о способе мышления, который вы имели в виду. Ведь, с точки зрения маркетологов, Интернет, с одной стороны, самый искренний, с другой - самый контролируемый канал коммуникации.
Я думаю, существует круговая порука взаимной неосведомленности онлайн и офф-лайн культур. Она настолько автономно существуют, что возникают иллюзии о нормах и регулятивах. В частности, о наивности и искренности блоггеров.
Но маркетологи сравнивают: вот фокус-группа, вот блог, вот социальная сеть. И на этой шкале homo digital получает место реального, живого, незапрограммированного человека.
Действительно, есть представление о том, что блоггинг - это массовое воспроизведение исповедального жанра. Причем, в отличие от других форм исповеди, эта форма совершенно не связана с наличием какой-то принуждающей инстанции. Нет института, который бы довлел и имел бы инструменты для выпытывания информации. Это знание без дознания, откровенность без вымучивания. Это одно представление. Другое - о том, что произошло массовое воскрешение Автора (Ролан Барт провозгласил смерть Автора, а блог его воскресил).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|