Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как, собственно, художника, и композитора, и фотографа - демократизировал и воскресил компьютер.




 

Автора текста - даже в большей степени, потому что часто литературное творчество рассматривается как особенный дар, что-то "по ту сторону" от всех остальных занятий. При этом письмо воспринимается как непосредственное воплощение человеческой личности, ее наиболее полноценное воплощение («я - то, что я пишу, письмо как самоманифестация). Отсюда такое популистское, я бы сказал, упование на то, что произошло переприсвоение функций автора, что автор воскрес, что он жив. И тут возникает вопрос к самому определению «автора» как лица, готового взять на себя ответственность за собственные слова. Когда он соотносит себя с планом выражения. Неважно, как производится это соотношение, оно может быть сложным, процесс подписывания чего-либо, присвоения имени собственного - это сложный процесс, и я не хочу тут углубляться во все эти деконструктивистские штуки о присвоении имени собственного, но есть еще социология имени собственного! Она предполагает, что в любом случае это заявление своего присутствия. Авторство по отношению к тексту - это авторство по отношению к собственной жизни, к собственной судьбе. Коль скоро текст - наиболее полноценное выражение человеческой личности, здесь нужно притязать на то, чтобы обозначить авторство. А вот блоггинг как раз уходит от этого. Эта проблема вообще снимается - в блоге все принципиально анонимно. Стало быть, авторский трон воздвигнут заново, на него претендуют огромные массы людей, но он остается пустым!

 

Я заметила и обратный процесс - процесс уединенного и ответственного общения в livejournаl. Один фотограф в интервью признался мне, что не понимает современного обилия социальных сетей - «фейсбуков», «твигов» и прочих, что ему достаточно лишь своей странички, ссылку на которую он дает не всем, своего единственного «ника», потому что он заинтересован в идентичности и хочет выглядеть в глазах собеседников личностью, ответственным автором, потому что надеется получить среди всего прочего ответственную критику на свои работы. Это претензия вполне молодого человека на пустующий трон. Потребность выйти из блога, не отвергая возможности оперативно общаться на дальних расстояниях. Художник с восторгом приветствовал skype как инструмент, преодолевающий безличность смайлика. И у него есть единомышленники!

 

Надо понимать, что эта потребность все-таки возникает на фоне роста и распространения социальных сетей, автор становится все более анонимным, а трон все более пустеет и уже, наверное, разваливается. С другой стороны, я бы не хотел все рисовать в густо-темных красках, ведь блоггинг - это особое измерение свободы. Отказаться от авторства по отношению к собственным поступкам означает перестать себя соотносить с какой бы то ни было этикой. Потому что этика есть систематическое соотнесение себя с собственными поступками и проверка на себе последствий этих поступков. Но если мы ускользаем от авторства, мы не можем ничего на себе проверить, нас нет, вместо нас - некая пустота, зияние... И эта контр-этическая позиция запрограммирована в блоггинге как в техническом коммуникативном средстве. Дело не в том, как каждый конкретно осуществляет блоггинг, а в том, что это - программа, техническое средство приобретения свободы. И это вызов по отношению ко всем прежним формам практического разума, которые мы знали до сих пор. И вызов очень серьезный. Мы можем моделировать жизнь и обессмертить себя, как нам заблагорассудится. Пусть это будет бесконечная серия «плевков в вечность» если вспомнить фразу Раневской, которая в духе серьезного, драматического отношения к искусству, боялась этих плевков. Сейчас этих плевков никто не боится, сейчас это, наверное, единственная форма вечной жизни, и все как бы с ней согласились, это не обсуждается. Все поняли, что, видимо, другой вечной жизни нет - ни рая на земле - с концом советского проекта, ни рая на небе (несмотря на популярность соответствующих ритуалов, скажем, православных). Вот и согласились с интернет-подобием вечной жизни и вечного праздника, который мы можем себе позволить. И это уже, можно сказать, предмет философского вторжения, потому что философия должна заниматься тем, что принимается по умолчанию. Словом, это такой апофеоз демократии, я бы даже сказал, демократия, благодаря интернету, заменят собой эсхатологию, то есть выступает решением самого вопроса о жизни после смерти. Это решение состоит в возможности быть крайне неразборчивым в своих проявлениях и увековечивать эти проявления навсегда.

 

В условиях тотальной свободы внутри сети и совершенно иной ситуации снаружи, должны возникнуть какие-то специфические отношения с реальностью. Например, психологи фиксируют беспомощность геймеров (и блоггеров) в реальном общении, которое неизменно содержит и непредсказуемость импровизации, о которой вы говорили в начале, и задействованность массы иных кодов, которые входят в понятие «личный контакт»... Как меняется реальный человек? Возможность выговориться в блоге не увеличивает ли количество апатичных личностей офф-лайн?

 

Я не так плохо отношусь к апатии. Это слово на древнегреческом означает "невозмутимость", "бесстрастие". Настоящие дела получаются в том случае, если ты относишься к совершаемому с достаточной долей отстранённости. Здесь нужен элемент безличного - именно безличное отношение помогает чему-то состояться. Относясь к чему-либо в безличной манере, мы как раз и способны осуществлять инвестиции своего Я. В этом нет никакого парадокса. Апатия учит нас безличному присутствию, и в этом смысле она сегодня очень эффективна. Но конечно, Интернет-культура создает для тех, кто в нее погружен, совершенно другое отношение к миру, она меняет феноменологию мира, мир являет себя другим способом. Но это не стоит оценивать только негативно. Потому что мир может являть себя и таким образом.

 

Например?

 

Например, человек, погруженный в Интернет-коммуникации, по-другому воспринимает природу. Конфликт природы и культуры, хорошо известный в антропологии, философии и культурологии, воспроизводится в новой форме. Ведь в мире Интернета все подчинено принципу опций. На все есть некая опция, клик, который нужно совершить, чтобы получить что-то, есть определенная маркировка, которой нужно воспользоваться, чтобы куда-то направиться. Этот мир маршрутизации сознания, с одной стороны, абсолютно безграничный, с другой - абсолютно плоский. Объем представлен в виде постоянно расширяющейся плоскости, за пределы которой невозможно выйти, любой объем обречен на расплющивание. И природа как мир объемов - соотношения внешних контуров предметов, емкостей, габаритов - в том виде, в котором это нам феноменально дано, она противостоит уплощению. Но мы и к природе начинаем относиться в рамках этого маршрутизированного, кликового (по аналогии с клиповым) сознания! И природа тоже расплющивается в форме некоего дисплея.

 

Надо понимать, что Интернет-культура - по преимуществу культура городская, то есть это новый этап эволюции городской культуры, которая изначально и в наибольшей степени противостоит природе. Попробуйте вывезти любого продвинутого Интернет-пользователя на лоно природы. Он будет чувствовать себя примерно так же, как чувствует себя курсор на плоскости дисплея: я по себе, к сожалению, могу это проверить! Становится банально скучно и неуютно! Хочется листать этот сайт, открывая массу окон в совершенно иные пространства, каждый из которых обладает только видимостью глубины, но в действительности остается плоским. Природа нам всегда дарует один вид, один контекст. А нам хочется промотать его, посмотреть, что же дальше. Нам нужно чередование видов, и мы вполне готовы к двухмерному существованию! Зря говорят, что человеку нужно больше измерений, чем открыла современная физика - ничего подобного! Единственное, чего он хочет, это чтобы двухмерные контексты обновлялись. Чтобы была картотека этих двухмерных контекстов. И он от трехмерной реальности требует двухмерности! В то же время опыт обживания двухмерности по контрасту заставляет иначе переживать и трёхмерность, испытывать шок от столкновения с ней.

 

Не связан ли с этим, а не только с развитием бизнеса, туристический бум, поддержанный (если не вызванный) развитием фотографии как специфически городского «объективного видения», и далее - цифрового любительского фото, которое еще более демократизировало и «сплющило» это видение?

 

Город - это же не пространство, а способ движения, предполагающий игру на опережение... Путешествие для современного туриста - это, как раз-таки, воспроизводство той же самой системы интернет-страниц. Должны быть постоянно меняющиеся виды: щелк - одна страна, щелк - другая, щелк - ты на дне морском, щелк - ты на дельтаплане. Это все - от утраты способности воспринимать объемные миры, миры природных форм, испытывать удовольствие о роскоши трёхмерного существования. Богатство теперь - совокупность двухмерных видов. И туристический объект теперь - ресурс спрессованных видовых качеств. И чем больше в нем этих слоев-видов, тем больше он заслуживает отображения в любительской фотографии. Так что Интернет-сознание - это триумф маршрутизированного, картотечного, городского сознания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...