Глава Б. Народовластие - основа конституционного строя
ленном порядке кандидату в депутаты представительного органа государственной власти области или местного самоуправления по соответствующему избирательному округу. Предложения по наказам, направленные кандидату в депутаты, не избранному в соответствующий представительный орган, могут передаваться избранному депутату по соответствующему избирательному округу с согласия избранного депутата. Порядок принятия и реализации решения о наказах избирателей можно рассмотреть на примере положений Закона Новосибирской области от 17.09.2003 № 141-ОЗ «О наказах избирателей и обращениях граждан». Согласно ст. 5 этого Закона депутат Новосибирского областного Совета депутатов на основе направленных ему протоколов собраний (сходов), конференций граждан составляет перечень предложений по наказам и в 30-дневный срок со дня своего избрания направляет его на рассмотрение исполнительного органа местного самоуправления, муниципального образования, на территории которого предполагается реализация соответствующих наказов. Исполнительный орган местного самоуправления разрабатывает рекомендации о целесообразности (нецелесообразности) выполнения каждого из предложений по наказам и в срок не позднее 60 дней со дня избрания соответствующего депутата областного Совета направляет ему указанные рекомендации. В срок не позднее 70 дней со дня избрания депутаты областного Совета представляют перечни предложений по наказам с рекомендациями исполнительных органов местного самоуправления в областной Совет для составления сводного перечня предложений по наказам избирателей депутатам областного Совета. В срок не позднее 100 дней со дня избрания депутатов областного Совета формируется сводный перечень с рекомендациями исполнительных органов местного самоуправления, который направляется в администрацию области для подготовки заключения и проекта программы реализации наказов избирателей депутатам областного Совета.
Администрация области проводит изучение предложений по наказам и готовит: мотивированные заключения об одобрении предложения по наказу и включении его в качестве наказа в проект программы реализации наказов; об отклонении предложения по наказу с указанием причи- 6.3. Виды институтов непосредственной демократии ны отклонения; проект программы реализации наказов избирателей депутатам областного Совета. Заключение об одобрении (отклонении) предложения по наказу подлежит предварительному согласованию с депутатом областного Совета, которому было дано соответствующее предложение по наказу. Выполнение наказов избирателей осуществляется в соответствии с программой реализации наказов избирателей депутатам областного Совета. Программа реализации наказов составляется на период полномочий депутатов соответствующего созыва. В случае если срок реализации наказа превышает срок полномочий депутата, в программе указывается окончательный срок реализации соответствующего наказа. В проект программы реализации наказов включаются наказы, рекомендованные к исполнению исполнительными органами местного самоуправления, получившие одобрение администрации области и согласованные с депутатом, которому даны предложения по наказам. Включение в программу реализации наказа, выполнение которого находится в ведении органов государственной власти области и органов местного самоуправления, осуществляется при согласовании с органом местного самоуправления условий, объемов финансирования и сроков реализации наказа.
В проекте программы реализации наказов указываются: номер избирательного округа; фамилия, имя, отчество депутата; содержание наказа; мероприятия по реализации наказа; общая стоимость реализации наказа; объем и источники финансирования наказа по мероприятиям и годам; сроки реализации наказов (по годам); структурное подразделение администрации области, ответственное за реализацию соответствующего наказа. Глава администрации области в срок не позднее 200 дней со дня избрания депутатов областного Совета вносит проект программы реализации наказов в областной Совет для утверждения. В течение 30 дней со дня внесения проект программы реализации наказов рассматривается комитетами (комиссиями) областного Совета, после чего утверждается сессией областного Совета. В случае проведения повторных выборов либо выборов, назначенных в связи с досрочным прекращением полномочий депутата областного Совета, в программу реализации наказов вносятся изменения. При этом наказы, данные 116 Глава 6. Народовластие - основа конституционного строя депутату областного Совета, прекратившему полномочия досрочно, не подлежат исключению из программы реализации наказов, а передаются вновь избранным депутатам по соответствующему избирательному округу наряду с наказами, дополнительно включенными в программу реализации наказов. Программа реализации наказов, утвержденная постановлением областного Совета, подлежит опубликованию в официальных СМИ. Отчеты депутатов Самостоятельным институтом непосредственной демократии являются отчеты депутатов перед избирателями. До принятия ныне действующей Конституции принцип отчетности депутатов был конституционным. В связи с фактическим закреплением свободного мандата депутата Государственной Думы перед избирателями Конституцией РФ и Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» он перестал быть таковым. Однако принцип отчетности имеется в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ о статусе депутатов представительных органов государственной власти субъекта РФ и представительных органов местного самоуправления и, следовательно, сохраняет свою значимость в качестве института непосредственной демократии1.
Отчетность депутатов перед избирателями — один из важнейших показателей тесной связи представительных органов государственной власти и местного самоуправления с населением и форма контроля граждан за работой депутатов. Не всякое выступление депутата перед избирателями следует рассматривать как его отчет. Нельзя считать отчетом выступление депутата в газете, по радио, телевидению, беседы с группами или отдельными избирателями. Несмотря на их значение в ознакомлении населения с деятельностью представительного органа государственной власти или местного самоуправления, они являются не отчетами, а способами доведения информации о работе представительного органа до сведения избирателей. 1 См.: Решение Куменской районной Думы Кировский области от 02.03.2007 №16/105 «Об утверждении Положения и проведении отчетов депутатов Куменской районной Думы перел избирателями». 6.3. Виды институтов непосредственной демократии Отчет представляет собой выступление депутата с докладом о его работе и работе представительного органа государственной власти или местного самоуправления за определенный период времени на собрании избирателей или собрании (конференции) политической партии, общественного объединения, предполагающее широкое обсуждение и оценку его избирателями. Отчеты проводятся по инициативе депутата не реже двух раз в год. Однако большинство законов о статусе депутатов предусматривают возможность проведения внеочередного отчета депутата по требованию избирателей. При неудовлетворительной оценке работы депутата избиратели вправе использовать меры общественного воздействия, к которым относятся: критика на собрании избирателей, в печати или иной форме; предупреждение депутата о том, что он слабо работает; вынесение общественного порицания и др. Постановление об оценке деятельности депутата заносится в протокол, который отражает весь ход собрания и передается в представительный орган государственной власти или местного самоуправления1. Помощь в организации и проведении отчетов депутатов оказывают органы местного самоуправления2. Тщательно подготовленное и проведенное собрание избирателей по отчету депутата становится хорошей трибуной критики и самокритики и важной формой контроля избирателей за деятельностью депутатов, повышения их ответственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|