Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава Б. Народовластие - основа конституционного строя




ленном порядке кандидату в депутаты представительного органа государственной власти области или местного само­управления по соответствующему избирательному округу.

Предложения по наказам, направленные кандидату в депутаты, не избранному в соответствующий представи­тельный орган, могут передаваться избранному депутату по соответствующему избирательному округу с согласия избранного депутата.

Порядок принятия и реализации решения о наказах избирателей можно рассмотреть на примере положений Закона Новосибирской области от 17.09.2003 № 141-ОЗ «О наказах избирателей и обращениях граждан». Соглас­но ст. 5 этого Закона депутат Новосибирского областного Совета депутатов на основе направленных ему протоколов собраний (сходов), конференций граждан составляет пере­чень предложений по наказам и в 30-дневный срок со дня своего избрания направляет его на рассмотрение исполни­тельного органа местного самоуправления, муниципаль­ного образования, на территории которого предполагается реализация соответствующих наказов.

Исполнительный орган местного самоуправления разра­батывает рекомендации о целесообразности (нецелесообраз­ности) выполнения каждого из предложений по наказам и в срок не позднее 60 дней со дня избрания соответствую­щего депутата областного Совета направляет ему указан­ные рекомендации.

В срок не позднее 70 дней со дня избрания депутаты об­ластного Совета представляют перечни предложений по на­казам с рекомендациями исполнительных органов местного самоуправления в областной Совет для составления свод­ного перечня предложений по наказам избирателей депута­там областного Совета.

В срок не позднее 100 дней со дня избрания депутатов областного Совета формируется сводный перечень с реко­мендациями исполнительных органов местного самоуправ­ления, который направляется в администрацию области для подготовки заключения и проекта программы реализа­ции наказов избирателей депутатам областного Совета.

Администрация области проводит изучение предложе­ний по наказам и готовит: мотивированные заключения об одобрении предложения по наказу и включении его в качестве наказа в проект программы реализации наказов; об отклонении предложения по наказу с указанием причи-

6.3. Виды институтов непосредственной демократии

ны отклонения; проект программы реализации наказов из­бирателей депутатам областного Совета.

Заключение об одобрении (отклонении) предложения по наказу подлежит предварительному согласованию с де­путатом областного Совета, которому было дано соответ­ствующее предложение по наказу.

Выполнение наказов избирателей осуществляется в со­ответствии с программой реализации наказов избирателей депутатам областного Совета.

Программа реализации наказов составляется на период полномочий депутатов соответствующего созыва. В случае если срок реализации наказа превышает срок полномочий депутата, в программе указывается окончательный срок реализации соответствующего наказа.

В проект программы реализации наказов включаются наказы, рекомендованные к исполнению исполнительны­ми органами местного самоуправления, получившие одо­брение администрации области и согласованные с депута­том, которому даны предложения по наказам. Включение в программу реализации наказа, выполнение которого на­ходится в ведении органов государственной власти области и органов местного самоуправления, осуществляется при согласовании с органом местного самоуправления условий, объемов финансирования и сроков реализации наказа.

В проекте программы реализации наказов указывают­ся: номер избирательного округа; фамилия, имя, отчество депутата; содержание наказа; мероприятия по реализации наказа; общая стоимость реализации наказа; объем и ис­точники финансирования наказа по мероприятиям и годам; сроки реализации наказов (по годам); структурное подраз­деление администрации области, ответственное за реализа­цию соответствующего наказа.

Глава администрации области в срок не позднее 200 дней со дня избрания депутатов областного Совета вносит про­ект программы реализации наказов в областной Совет для утверждения. В течение 30 дней со дня внесения проект программы реализации наказов рассматривается комитета­ми (комиссиями) областного Совета, после чего утвержда­ется сессией областного Совета.

В случае проведения повторных выборов либо выборов, назначенных в связи с досрочным прекращением полно­мочий депутата областного Совета, в программу реализа­ции наказов вносятся изменения. При этом наказы, данные 116 Глава 6. Народовластие - основа конституционного строя

депутату областного Совета, прекратившему полномочия досрочно, не подлежат исключению из программы реали­зации наказов, а передаются вновь избранным депутатам по соответствующему избирательному округу наряду с на­казами, дополнительно включенными в программу реали­зации наказов.

Программа реализации наказов, утвержденная поста­новлением областного Совета, подлежит опубликованию в официальных СМИ.

Отчеты депутатов

Самостоятельным институтом непосредственной демо­кратии являются отчеты депутатов перед избирателями.

До принятия ныне действующей Конституции прин­цип отчетности депутатов был конституционным. В связи с фактическим закреплением свободного мандата депута­та Государственной Думы перед избирателями Конститу­цией РФ и Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Го­сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» он перестал быть таковым.

Однако принцип отчетности имеется в конституци­ях (уставах) и законах субъектов РФ о статусе депутатов представительных органов государственной власти субъ­екта РФ и представительных органов местного самоуправ­ления и, следовательно, сохраняет свою значимость в каче­стве института непосредственной демократии1.

Отчетность депутатов перед избирателями — один из важнейших показателей тесной связи представительных органов государственной власти и местного самоуправле­ния с населением и форма контроля граждан за работой де­путатов. Не всякое выступление депутата перед избирате­лями следует рассматривать как его отчет. Нельзя считать отчетом выступление депутата в газете, по радио, телеви­дению, беседы с группами или отдельными избирателями. Несмотря на их значение в ознакомлении населения с де­ятельностью представительного органа государственной власти или местного самоуправления, они являются не от­четами, а способами доведения информации о работе пред­ставительного органа до сведения избирателей.

1 См.: Решение Куменской районной Думы Кировский области от 02.03.2007 №16/105 «Об утверждении Положения и проведении от­четов депутатов Куменской районной Думы перел избирателями».

6.3. Виды институтов непосредственной демократии

Отчет представляет собой выступление депутата с до­кладом о его работе и работе представительного органа государственной власти или местного самоуправления за определенный период времени на собрании избирателей или собрании (конференции) политической партии, обще­ственного объединения, предполагающее широкое обсуж­дение и оценку его избирателями.

Отчеты проводятся по инициативе депутата не реже двух раз в год. Однако большинство законов о статусе де­путатов предусматривают возможность проведения внеоче­редного отчета депутата по требованию избирателей.

При неудовлетворительной оценке работы депутата из­биратели вправе использовать меры общественного воздей­ствия, к которым относятся: критика на собрании избира­телей, в печати или иной форме; предупреждение депутата о том, что он слабо работает; вынесение общественного по­рицания и др. Постановление об оценке деятельности де­путата заносится в протокол, который отражает весь ход собрания и передается в представительный орган государ­ственной власти или местного самоуправления1. Помощь в организации и проведении отчетов депутатов оказывают органы местного самоуправления2.

Тщательно подготовленное и проведенное собрание из­бирателей по отчету депутата становится хорошей трибу­ной критики и самокритики и важной формой контроля избирателей за деятельностью депутатов, повышения их ответственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...