Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 15. Конституционно-правовой статус Российской Федерации




Объем полномочий Российской Федерации и ее субъек­тов может корректироваться договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Полномочия Российской Федерации целесообразно рас­сматривать посредством выделения определенных групп полномочий но основным предметам ведения. Условно можно выделить следующие предметы ведения, в рамках которых реализуются полномочия Российской Федерации: государственное строительство и правотворчество; правовой статус личности; экономическое и социально-культурное строительство; международные отношения и внешнеэконо­мические связи; оборона и государственная безопасность.

Исключительная компетенция Российской Федерации определена в ст. 71 Конституции РФ. К ней отнесено лишь то, что необходимо для защиты суверенитета Российской Федерации, а также прав и свобод российского гражданина. В сфере государственного строительства и правотвор­чества в исключительном ведении Российской Федерации находятся;

•/ принятие и изменение Конституции РФ и федераль­ных законов, контроль за их соблюдением; ^ федеративное устройство и территория РФ; ^ установление системы федеральных органов законо­дательной, исполнительной и судебной власти, поряд­ка их организации и деятельности; ^ установление основ федеральной политики и феде­ральные программы в области государственного и на­ционального развития России;

•/ судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законо­дательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процес-суальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; ^ федеральное коллизионное право; ^ федеральная государственная служба; ^ государственные награды и почетные звания РФ; •/ определение статуса государственной границы, терри­ториального моря, воздушного пространства, исклю­чительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

15.4. Предметы ведения и полномочия Российской Федерации 345

В сфере правового статуса личности к исключительно­му ведению Российской Федерации к лице ее федеральных органов государственной власти отнесено:

•/ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

^ гражданство Российской Федерации;

•/ объявление амнистии и помилования;

•/ награждение государственными наградами России, присвоение почетных званий России, высших воин­ских и высших специальных званий;

•/ назначение Государственной Думой и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным консти­туционным законом.

В сфере экономического, социального и культурного раз­вития России в исключительном ведении Российской Фе­дерации находятся:

^ федеральная государственная собственность и управ­ление ею;

•^ установление основ федеральной политики и феде­ральные программы в области экономического, эко­логического, социального и культурного развития Российской Федерации;

^ установление правовых основ единого рынка; финан­совое, валютное, кредитное, таможенное регулирова­ние, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая феде­ральные банки;

^ федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

^ федеральные энергетические системы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;

* деятельность в космосе;

* метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метри­ческая система и исчисление времени; геодезия и кар­тография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В сфере международных отношений и внешнеэкономиче­ских связей Российской Федерации принадлежат следую­щие исключительные полномочия;

внешняя политика и международные отношения Рос­сийской Федерации, международные договоры России;

 

 

вопросы войны и мира; 346 Глава 15. Конституционна-правовой статус Российской Федерации

^ внешнеэкономические отношения Российской Феде­рации;

-/ введение Президентом РФ на территории России или в отдельных ее местностях военного или чрезвычай­ного положения.

В сфере обороны и государственной безопасности Рос­сийская Федерация решает такие вопросы, как:

^ защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной эко­номической зоны и континентального шельфа РФ;

/ оборона и безопасность;

•/ оборонное производство;

•/ определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

^ производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

^ ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы.

Акты федеральных органов государственной власти по вы­шеперечисленным вопросам имеют общеобязательную силу на всей территории России.

Характеристика исключительной компетенции Россий­ской Федерации была бы неполной без рассмотрения воз­можностей федерального вмешательства (интервенции) в случаях угрозы массового нарушения прав человека и тер­риториальной целостности, исходящей от субъектов Феде­рации. В Конституции РФ нет нормы, которая бы прямо предусматривала основания федеральной интервенции (восстания, массовые беспорядки и т.д.) в права субъектов Федерации и введения президентского правления. Возмож­ность такого вмешательства вытекает из ч. 4 ст. 78 Консти­туции РФ, согласно которой Президент и Правительство России обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.

Можно выделить следующие виды федерального вме­шательства: 1) введение военного положения; 2) введение.' чрезвычайного положения; 3) использование внутренних войск МВД России для подавления и разоружения неза­конных вооруженных формирований; 4) применение мер федерального воздействия (роспуск законодательного ор­гана государственной власти или отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ).

Литература

Примером федеральной интервенции может служить указ Президента РФ Б. Н. Ельцина 1994 г. о применении мер государственного принуждения Вооруженными Си­лами и внутренними войсками МВД России в Чеченской Республике для обеспечения государственной безопасно­сти и территориальной целостности Российской Федера­ции. В этой республике в 1991 г. был осуществлен госу­дарственный переворот, разрушена система легитимных органов государственной власти, отрицалось действие Кон­ституции РФ и федеральных законов, созданы незаконные вооруженные формирования, нарушавшие права и свободы человека и гражданина.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте становление и развитие Российской Фе­дерации.

2. Назовите признаки конституционно-правовой природы Российской Федерации.

3. Каковы конституционные принципы федеративного устрой­ства Российской Федерации?

4. Дайте характеристику конституционно-правовых признаков России как федеративного государства.

5. Дайте характеристику компетенции Российской Федерации.

Литература

1. Анненкова, В. Г. Модернизация федеративных отно­шений и укрепление единства Российской Федерации / В. Г, Анненкова // Конституционные ценности: содержа­ние и проблемы реализации: материалы Междунар. науч. конф. / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нуднен-

Т. 2. - М„ 2009. - С. 19-24.

2. Витрук, Н. В. Конституционный принцип «верности редерации*. в практике Конституционного Суда Россий­ской Федерации / Н. В. Витрук // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2003. - № 3.

' **• Златопольский, Д. Л, Государственное устройство

СР / Д. Л. Златопольский. - М., 1960.

4. Кокотов, А. Я. Актуальные проблемы федеративного стройства России / А. Н, Кокотов. - СПб., 2002.

•*• лонюдговв, И. А. Современный российский федерализм

провой опыт: итоги становления и перспективы разви-Ия / И. А. Конюхова. - М, 2004. 348 Глава 15. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

6. Коркмасова, К. Д. Конституционные основы россий­ского федерализма и общенациональная идея России / К. Д. Коркмасова. - Ростов н/Д, 2002.

7. Кремнев, П. П. Распад СССР: международно-правовые проблемы / П. П. Кремнев. — М„ 2005.

8. Кутафин, О. Е. Российская автономия / О. Е. Кута-фин. - М., 2007.

9. Левин, И. Д. Суверенитет / И. Д. Левин. — СПб., 2003.

10. Лепешкин, А. И. Советский федерализм (теория и практика) / А. И. Лепешкин. — М., 1977.

11. Насибуллин, Р. А. Русские дореволюционные государ-ствоведы о федерализации России / Р. А. Насибуллин // Конституционные ценности: содержание и проблемы реа­лизации.'- Т. 2 - С. 9-18.

12. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. — М., 1994.

13. Хабриева, Т. Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации / Т. Я. Хабриева. — М., 2003.

14. Централизм, демократия, децентрализация в совре­менном государстве: Конституционно-правовые вопро­сы: материалы Междунар. науч. конф. / под ред. проф. С. А. Авакьяна. - М., 2006.

15. Чиркин, В. Е. Современное федеративное государ­ство / В. Е. Чиркин. - М., 1997.

16. Ященко, А. С. Теория федерализма. Опыт синтетиче­ского построения теории права и государства / А. С. Ящен­ко. - Юрьев, 1912.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...