Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признаки субъекта Российской Федерации




довательно, не предполагает какого-либо иного государ­ственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации исключа­ет суверенитет субъектов Федерации.

Конституционный Суд рф неоднократно рассматривал проблему суверенитета республик в составе Российской Федерации. Так, в Определении от 06.12.2001 № 249-О им была высказана важная правовая позиция относительно возможности гражданства республик в составе Российской Федерации. По мнению Конституционного Суда, Консти­туция РФ ни в ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о стату­се субъектов Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматрива­ет гражданство республик либо других субъектов РФ и их правомочия в этой области. Более того, п. «в» ст. 71 Кон­ституции РФ относит гражданство Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи с ч. 1 ст. 76 означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, име­ющим прямое действие на всей территории России. Следо­вательно, у субъектов Рф автоматически отсутствует воз­можность установления ими собственного гражданства1.

2. Субъекты РФ имеют конституцию (устав), которые они принимают самостоятельно, без утверждения со сторо­ны федеральной власти. Предметом регулирования консти­туций (уставов) субъектов Федерации являются:

- статус субъекта Рф в части, не урегулированной Кон­ституцией РФ;

- система, порядок формирования и деятельности, ком­петенция законодательных, исполнительных и судеб­ных органов государственной власти субъекта РФ;

1 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 249-О «По ходатайству Президента Республики Башкортостан об офи­циальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года по ходатайству полномочного предста­вителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы Депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республи­ки Коми. Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татар­стан» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 374. 352 Глава 16. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

— дополнительные по сравнению с Конституцией РФ гарантии основных прав и свобод человека и гражда­нина в данном субъекте Федерации;

— законодательный процесс субъекта РФ.

Конституции (уставы) субъектов Российской Феде­рации имеют учредительный характер. Это означает, что субъекты Федерации самостоятельны в правовом регули­ровании вышеизложенных отношений.

Характерной чертой конституций (уставов) субъек­тов РФ является то, что они служат базой формирования, развития и совершенствования текущего законодательства субъектов РФ.

Обязательным условием юридической силы конституций республик, уставов остальных субъектов Федерации являет­ся их соответствие Конституции РФ, федеральным консти­туционным законам, федеральным законам и другим феде­ральным нормативным правовым актам. Контроль за таким соответствием осуществляет Конституционный Суд РФ.

Конституции и уставы принимаются, как правило, законо­дательными органами государственной власти субъектов Фе­дерации. На референдуме приняты конституции ряда респу­блик (Татарстан, Ингушетия, Тыва, Чеченская Республика). Конституции Дагестана, Калмыкии, Мордовии были приняты специальным органом —Конституционным собранием.

3. Субъекты РФ имеют свою правовую систему, которая является подсистемой конституционно-правовой системы Российской Федерации в целом. В правовую систему субъ­екта Федерации входят:

^ конституция (устав), законы, кодексы;

^ подзаконные акты;

•/ договоры и соглашения как с Российской Федерацией, так и с другими субъектами РФ. Допускается заключе­ние договоров органов государственной власти субъек­та РФ с органами местного самоуправления, располо­женными на территории данного субъекта Федерации;

^ договоры и соглашения с зарубежными странами по внешнеэкономическим вопросам;

*' нормативные правовые акты органов местного само­управления;

^ решения, принятые посредством регионального или местного референдума.

4. Субъекты РФ имеют свою территорию, которая яв­ляется пространственным пределом учредительной власти

16.1... признаки субъекта Российской Федерации

субъекта и не может быть изменена без их согласия. Гра­ницы между субъектами могут быть изменены по согласию договаривающихся сторон, которое оформляется в виде договора. При этом требуется обязательное согласие на это населения территории, принадлежность которой меняется. Если субъект РФ имеет границу с иностранным государ­ством, то она совпадает с государственной границей РФ.

Конституция РФ гарантирует территориальную целост­ность как России, так и всех составляющих ее субъектов.

5. Субъекты РФ самостоятельно в соответствии с Фе­деральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяют систему высших органов законода­тельной и исполнительной власти. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Формулировка ст. 2 названного Федерального закона допускает возможность создания в субъектах Федерации органов государственной власти местного уровня. Такое право субъектов РФ было подтверждено рядом постанов­лений Конституционного Суда РФ, в том числе Постанов­лением от 30.11.2000 № 15-П «По делу о проверке консти­туционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области от 22 марта 1999 года "О внесе­нии изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области"». Конституционный Суд РФ постановил, что система органов государственной власти субъектов Фе­дерации может включать как высшие региональные органы власти (законодательные и исполнительные), так и соот­ветствующие территориальные органы, в том числе органы административно-территориальных единиц, предусмотрен­ных административно-территориальным устройством субъ­екта. При этом местные органы государственной власти не могут быть образованы на уровне муниципальных обра­зований, где публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления.

Государственная власть в субъектах РФ должна опи­раться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правле­ния (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), единства системы госу­дарственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), а также ОсУЩествления государственной власти на основе разде- 354 Глава 1 б. Конституционно-прав о вой статус субъектов РФ

ления законодательной, исполнительной и судебной вла­стей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (ст. 10 Конституции РФ).

6. Субъекты РФ представлены в федеральных органах го­сударственной власти. Каждый субъект Федерации направ­ляет двух представителей в Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Население субъекта Федерации избирает де­путатов в Государственную Думу. Законодательные (пред­ставительные) органы государственной власти субъектов РФ являются субъектами права законодательной инициативы, вправе выразить свое отношение к рассматриваемым в Го­сударственной Думе законопроектам, в том числе к закону о поправке к Конституции РФ.

Субъекты РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ в случае нарушения федеральными органами госу­дарственной власти полномочий субъекта.

При Правительстве РФ субъект Федерации вправе учре­дить свое представительство.

В свою очередь федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут созда­вать в субъектах Федерации свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

7. Субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью. Статус членов Российской Федера­ции, участвующих в международных связях, пока не за­креплен нормами международного права. Вместе с тем действует общее правило: внешняя деятельность субъектов Федерации не может нарушать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Конституционный Суд РФ в Определении от 27,06.2000 № 92-О отметил, что республика, а следовательно, и другие субъекты Федерации не могут быть субъектами междуна­родного права в качестве суверенного государства, не могут заключать договоры международно-правового характера.

Участие субъектов Федерации в международных отноше­ниях регулируется национальным законодательством. Так, Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации* закрепляет и регламентирует пра­во субъекта Федерации на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образова­ниями иностранных государств, а также на участие в деятель-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...