Признаки субъекта Российской Федерации
довательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации исключает суверенитет субъектов Федерации. Конституционный Суд рф неоднократно рассматривал проблему суверенитета республик в составе Российской Федерации. Так, в Определении от 06.12.2001 № 249-О им была высказана важная правовая позиция относительно возможности гражданства республик в составе Российской Федерации. По мнению Конституционного Суда, Конституция РФ ни в ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданство республик либо других субъектов РФ и их правомочия в этой области. Более того, п. «в» ст. 71 Конституции РФ относит гражданство Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи с ч. 1 ст. 76 означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории России. Следовательно, у субъектов Рф автоматически отсутствует возможность установления ими собственного гражданства1. 2. Субъекты РФ имеют конституцию (устав), которые они принимают самостоятельно, без утверждения со стороны федеральной власти. Предметом регулирования конституций (уставов) субъектов Федерации являются: - статус субъекта Рф в части, не урегулированной Конституцией РФ; - система, порядок формирования и деятельности, компетенция законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти субъекта РФ;
1 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 249-О «По ходатайству Президента Республики Башкортостан об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года по ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы Депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми. Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 374. 352 Глава 16. Конституционно-правовой статус субъектов РФ — дополнительные по сравнению с Конституцией РФ гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в данном субъекте Федерации; — законодательный процесс субъекта РФ. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации имеют учредительный характер. Это означает, что субъекты Федерации самостоятельны в правовом регулировании вышеизложенных отношений. Характерной чертой конституций (уставов) субъектов РФ является то, что они служат базой формирования, развития и совершенствования текущего законодательства субъектов РФ. Обязательным условием юридической силы конституций республик, уставов остальных субъектов Федерации является их соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и другим федеральным нормативным правовым актам. Контроль за таким соответствием осуществляет Конституционный Суд РФ. Конституции и уставы принимаются, как правило, законодательными органами государственной власти субъектов Федерации. На референдуме приняты конституции ряда республик (Татарстан, Ингушетия, Тыва, Чеченская Республика). Конституции Дагестана, Калмыкии, Мордовии были приняты специальным органом —Конституционным собранием.
3. Субъекты РФ имеют свою правовую систему, которая является подсистемой конституционно-правовой системы Российской Федерации в целом. В правовую систему субъекта Федерации входят: ^ конституция (устав), законы, кодексы; ^ подзаконные акты; •/ договоры и соглашения как с Российской Федерацией, так и с другими субъектами РФ. Допускается заключение договоров органов государственной власти субъекта РФ с органами местного самоуправления, расположенными на территории данного субъекта Федерации; ^ договоры и соглашения с зарубежными странами по внешнеэкономическим вопросам; *' нормативные правовые акты органов местного самоуправления; ^ решения, принятые посредством регионального или местного референдума. 4. Субъекты РФ имеют свою территорию, которая является пространственным пределом учредительной власти 16.1... признаки субъекта Российской Федерации субъекта и не может быть изменена без их согласия. Границы между субъектами могут быть изменены по согласию договаривающихся сторон, которое оформляется в виде договора. При этом требуется обязательное согласие на это населения территории, принадлежность которой меняется. Если субъект РФ имеет границу с иностранным государством, то она совпадает с государственной границей РФ. Конституция РФ гарантирует территориальную целостность как России, так и всех составляющих ее субъектов. 5. Субъекты РФ самостоятельно в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяют систему высших органов законодательной и исполнительной власти. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Формулировка ст. 2 названного Федерального закона допускает возможность создания в субъектах Федерации органов государственной власти местного уровня. Такое право субъектов РФ было подтверждено рядом постановлений Конституционного Суда РФ, в том числе Постановлением от 30.11.2000 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области"». Конституционный Суд РФ постановил, что система органов государственной власти субъектов Федерации может включать как высшие региональные органы власти (законодательные и исполнительные), так и соответствующие территориальные органы, в том числе органы административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством субъекта. При этом местные органы государственной власти не могут быть образованы на уровне муниципальных образований, где публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления.
Государственная власть в субъектах РФ должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), а также ОсУЩествления государственной власти на основе разде- 354 Глава 1 б. Конституционно-прав о вой статус субъектов РФ ления законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (ст. 10 Конституции РФ). 6. Субъекты РФ представлены в федеральных органах государственной власти. Каждый субъект Федерации направляет двух представителей в Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Население субъекта Федерации избирает депутатов в Государственную Думу. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ являются субъектами права законодательной инициативы, вправе выразить свое отношение к рассматриваемым в Государственной Думе законопроектам, в том числе к закону о поправке к Конституции РФ. Субъекты РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ в случае нарушения федеральными органами государственной власти полномочий субъекта.
При Правительстве РФ субъект Федерации вправе учредить свое представительство. В свою очередь федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать в субъектах Федерации свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. 7. Субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью. Статус членов Российской Федерации, участвующих в международных связях, пока не закреплен нормами международного права. Вместе с тем действует общее правило: внешняя деятельность субъектов Федерации не может нарушать общепризнанные принципы и нормы международного права. Конституционный Суд РФ в Определении от 27,06.2000 № 92-О отметил, что республика, а следовательно, и другие субъекты Федерации не могут быть субъектами международного права в качестве суверенного государства, не могут заключать договоры международно-правового характера. Участие субъектов Федерации в международных отношениях регулируется национальным законодательством. Так, Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации* закрепляет и регламентирует право субъекта Федерации на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятель-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|