Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические основы понимания состояния одиночества и отчуждения




Министерство образования и науки Российской Федерации

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

 

На правах рукописи

 

ЛАЗАРЯНЦ Ольга Витальевна

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДИНОЧЕСТВА В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

Специальность: 19.00.05 — социальная психология

 

 

  Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор В.В. Новиков

 

Кострома, 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….…4

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы одиночества………………………………………………………………….........12

1.1. Основные подходы использования социально-психологического одиночества…………..……………………………………………………….12

1.2. Теоретические подходы в разработке проблемы одиночества ……..20

201.2.1. Психологические основы понимания состояния одиночества и отчуждения.…………………………………………….………………27

1.2.2.Социологические представления о проблеме отчуждения и одиночества……………………….……………………………………..34

1.2.3. Разработка проблемы одиночества в отечественной психологии……………………………………………………………..38

1.3. Личностные предпосылки возникновения одиночества в современном обществе…………………………………………………………………………..47

Глава 2. Социально-психологические основы одиночества………………..…...51

2.1. Соотношение понятий эгоцентризм, отчуждение (отчужденность) в контексте одиночества…....………………………………………….……….51

2. 2. Теоретические модели объяснения феномена одиночества……………55

2. 3. Типы одиночества………………………………………………….……..70

Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей одиночества в пожилом возрасте ……………..………………….81

3.1. Исследование основных факторов одиночества в пожилом возрасте...82

3.2. Исследование проявлений чувства одиночества среди пожилых людей в корреляции с социально-психологическими показателями……..…………95

3.3. Влияние гендерных различий на переживание одиночества среди пожилых……………………………………………………………..…………..118

3.4. Исследование трансформационных возможностей тренингов «Возрождение» и «Остров одиночества»……………………………….… 121

Выводы………………………………..…………………………...……..………154

Заключение…………………………………………………………....…………157

Список использованной литературы…………………………………….…….158

Приложения………………………………………………………………………..173

ВВЕДЕНИЕ

Одиночество считается тягостным ощущением увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнью последствий одинокого образа жизни, тяжелым переживанием, связанным с утратой экзистенциальных ценностей или близких людей. Оно ассоциировано с постоянным ощущением покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования.

Чувство одиночества обнаруживается во всех возрастных периодах, но только в старости оно приобретает особую актуальность и значимость для личности.

Социально-психологический смысл одиночества в старости это депривация коммуникации с социальной средой, интеракции с референтным окружением.

Из всех современных демографических процессов наиболее тяжелым по своим последствиям является процесс старения населения. Каждый пятый человек в нашем обществе – это человек пенсионного возраста, который до выхода на пенсию находился в состоянии относительного социального равновесия, а после выхода на пенсию данное равновесие находится под угрозой, если в сфере своего жизнеобеспечения эти 29 млн. пенсионеров попадают в зависимость от своего ближайшего окружения - семьи, родственников – или институтов социальной защиты, помощи и поддержки со стороны государства.

Одиночество – это, прежде всего, социально-психологическое состояние, которое отражает личностный статус человека, затрудняющий ему завязывание новых и поддержание старых контактов и связей.

Одиночество в старости – это также отсутствие референтной группы: супруга, родственников, детей, внуков, а также отдельное проживание от молодых членов семьи. Нередко старые люди страдают психическими расстройствами на почве недостаточного общения (параноидальный бред недостаточного контакта), которые проявляются в подозрительности, недоверчивости, страхах.

Актуальность данной проблемы безусловна. Феномен одиночества занимал умы людей с древних времен, также как и само явление практиковалось всегда и в разных целях: для наказания, для обретения целостности, в ритуальных техниках. Проблема одиночества в философии и социологии рассматривается в контексте феномена отчуждения, который связан с потерей человеческой личностной и социально-психологической идентичности. Именно такие трансформации происходят с человеком в период кризиса старения, а, учитывая, что значительную долю населения Российской Федерации составляют люди пенсионного возраста, то эта проблематика сейчас является востребованной.

Одиночество выступает сегодня как универсальная и многогранная категория, охватывающая широкий спектр социальных и психологических процессов и состояний, характеризующих отношения человека с обществом и миром. Проблема одиночества практически во всех научных трудах рассматривается в истории через призму отчуждения. Истоки проблемы отчуждения выявляются уже в философии Платона, как философская категория понятие отчуждения разработано, прежде всего, в трудах Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса. В западноевропейской науке разработка идет в самых разных направлениях, в частности, в психоанализе: З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Э.Эриксон, в экзистенциализме и экзистенциальной психологической мысли: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А.Камю, в христианском экзистенциализме: М. Бубер, в социологических концепциях: Г.Зиммель, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, М. Симен.

Одиночество как психологический феномен получил свое освещение в ряде работ отечественных психологов: С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Меграбяна, В.С. Мухиной, И.С. Кона В.В. Новикова, Г.М. Мануйлова, А.В. Петровского, В.А. Петровского, М.В. Полевой, В.А. Абраменковой, А.Е. Горбушина, Н.П.Фетискина и др.

Все эти направления и их представители не сформулировали единого подхода к рассматриваемым понятиям, но из всех исследований вытекает, что отчуждение в современном мире является первопричиной одиночества, т.к. отчуждение – это, прежде всего, разотождествление с собой, разрыв интеракций с социальной средой, эмоциональная дерпивация социально-психологических связей, утрата экзистенциальных ценностей, разрыв с сущностными характеристиками самореализации в социуме. Могущество человечества в эпоху НТП предопределило его же бессилие. Собственная мощь противостоит ему как чуждая сила, в этом — существенный момент парадоксальности современной эпохи: потеря человеком собственных убеждений, традиции, комунникабельности, его одиночество (Ортега-Гассет); отсутствие личной ответственности, собственного мышления, его деятельность вне «Я» (Ясперс); трагедия самосознания превращенного в ничто человека (Кафка); скандал духа, кризис культуры, бытия и сознания (экзистенциализм); эстетика художественного выражения духовной бесформенности и внутреннего разложения современного человека (Пикассо); бессилие человека перед собственным развитием (Кассирер); конформностное сознание одномерного человека (Маркузе); антипрактика — антицель — отчуждение (Сартр); сытое счастье находяшегося в опасности человека (Бодамер); превращение средств в цель (Фромм); безнадежность ожидания (Бекет); сизифов труд бунтующего человека (Камю).

Также в современной науке существуют теоретические модели объяснения одиночества, которые пытаются выяснить основные причины, характеристики одиночества, личностные черты, способствующие формированию этого состояния. В разработке теоретических подходов активное участие принимали такие представители различных направлений социологии и психологии как Дж. Зилбург, Л. Салливан, Ф.Фромм-Рейхман (психодинамический подход); Боумен, Д.Рисмен, Слейтер (социологический подход), К. Мустакас (экзистенциальный подход), К. Роджерс, Мур, Эдди (феноменологический подход), Л.Э. Пепло, Серма (когнитивный подход), Вейс (интеракционистский подход). Одновременно в современной социальной психологии ощущается необходимость эмпирического исследования феномена одиночества в пожилом возрасте и, особенно, в разработке средств и методов помощи одиноким.

Особую остроту приобретает проблема одиночества в пожилом возрасте, когда личность уже не востребована обществом в качестве трудового потенциала, социальным окружением – как значимого другого с социальным статусом, материальным положением и знаниями.

Цель исследования заключается в выявлении социально-психологических особенностей чувства одиночества в пожилом возрасте. Эта общая цель конкретизировалась в следующих основных задачах:

· рассмотреть процесс формирования теоретических моделей одиночества и отчуждения в философии, социологии и психологии;

· проанализировать существующие подходы к объяснению одиночества и определить социально-психологическую сущность одиночества в пожилом возрасте;

· выявить группы пожилых людей, характеризующиеся разными уровнями переживания одиночества и определить социально-психологические детерминанты;

· выявить корреляцию социально-психологического одиночества по гендерному признаку в выборке пожилых людей;

· определить зависимость между субъективным переживанием одиночества в пожилом возрасте и объективными социальными характеристиками, социально-психологическими детерминантами (уровень образования, семейный статус, степень социально-психологической активности и коммуникативности с социальным окружением, плотность и содержание социально-психологических интеракций);

· апробировать тренинговые программы по социально-психологической поддержке пожилых и разработать практические рекомендации психогигиены одиночества в пожилом возрасте.

Для эмпирического изучения были сформулированы следующие гипотезы исследования.

1. Основная гипотеза исследования: социально-психологические характеристики (образовательный статус, степень социально-психологической активности, плотность и содержание социально-психологических интеракций) оказывают значимое влияние на уровень одиночества в пожилом возрасте. Данная общая гипотеза конкретизировалась в ряде частных гипотез:

· уровень образования, степень социально-психологической активности, плотность и содержание социально-психологических интеракций детерминируют стратегию социального поведения при изменении интегрального статуса (при выходе на пенсию);

· чем выше образовательный уровень пожилого человека, тем больше степень его адаптации в новых условиях пенсионной жизни;

· уровень адаптации к состоянию одиночества в пожилом возрасте не коррелирует с семейным статусом пожилого человека.

2. Объект исследования: пенсионеры, переживающие чувство одиночества в связи с изменением интегрального статуса и сокращением социальных контактов.

Предмет исследования – социально-психологические закономерности и детерминанты возникновения ситуаций, способствующих переживанию чувства одиночества в пожилом возрасте.

Теоретико-методологическая основа работы. Работа основана на теоретических и методологических положениях отечественной и зарубежной психологии и геронтологии:

в области социальной психологии - в трудах: К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Абраменковой, Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, И.П.Волкова, А.Е. Горбушина, С.Л. Рубинштейна, В.Н.Куликова, А.Н. Леонтьева, А.А. Меграбяна, В.С. Мухиной, И.С. Кона, В.А. Мазилова, Г.М.Мануйлова, В.В. Новикова, В.Н.Панферова, Б.Д.Парыгина, А.В. Петровского, В.А. Петровского, М.В. Полевой, Н.П.Фетискина, М.В. Шугурова, В.А.Ядова.

в области гуманистической и экзистенциальной психологии – в трудах: Р. Ассаджиоли, Д. Бьюдженталя, Т.Б.Джонсона, Дж. Зилбург, А.Маслоу, К. Мустакас, К.Роджерса, Л. Салливан, У.А. Сандлера, Э.Фромма, В. Франкла, Ф.Фромм-Рейхман, И. Ялома,

в области кризисологии – в работах Р. Ассаджиоли, Ф.Е.Василюка, Ст. Грофа, В.В. Козлова, А. Минделла, К.Г. Юнга.

Методы исследования: теоретический анализ исследований по данной теме, наблюдение, метод экспертной оценки, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Значимость данного исследования составляют следующие моменты:

1. Проведен теоретический анализ проблем одиночества и отчуждения личности в пожилом возрасте.

2. Выделены и обобщены психологические особенности воздействия различных социально-психологических факторов на остроту и глубину переживания одиночества в пожилом возрасте.

3. Экзистенциальный кризис пожилого возраста, ассоциированный с утратой смыслов, социальных контактов, рассматривается в контексте адаптации к чувствам одиночества и заброшенности. В свою очередь, повышение социально-психологической адаптивности через принятие одиночества как экзистенциональной самоценности интерпретируется как расширение ресурсного потенциала личности пожилого человека.

4. Разработаны и внедрены новые технологии для исследования и коррекции чувства одиночества (батарея тестов и анализ рисунков «Остров Одиночества»)

Практическая значимость работы. На основе результатов диссертационного исследования разработаны и апробированы два социально-психологических тренинга для использования в групповой работе с пожилыми – «Возрождение» и «Остров Одиночества». Данные программы, как показало их использование, могут быть реализованы в практической работе с пожилыми, остро переживающими свое одиночество. Кроме того, материалы исследования могут использоваться в образовательных курсах по социальной психологии, экзистенциональной психологии и психотерапии, кризисологии и геронтопсихологии.

Апробация работы. Основные результаты диссертации неоднократно обсуждались на методологических семинарах, научно-практических конференциях в ЯрГУ им. Демидова, КГУ им. Н.Некрасова. Основные идеи диссертации были представлены в качестве докладов или выступлений на Международных Конгрессах «Психология ХХI века» (Ярославль, 2004-2009), конференциях «Интегративная психология: теория и метод» (Ярославль, 2005-2010). Автором подготовлено по теме диссертации 15 статей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Детерминантами одиночества и социально-психологической удовлетворенности в пожилом возрасте являются:

а). Наличие партнеров – референтных лиц для социально-психологических контактов, а также плотности и эмоционального содержания социально-психологических интеракций;

б). Возможность Эго-контроля – важность восприятия окружающей обстановки, как предсказуемой и поддающейся контролю;

в). Социально-психологическая значимость процесса проживаемой жизни – то, как индивиды оценивают свою настоящую жизнь в сравнении с собственным прошлым опытом и опытом близких людей.

2. Мужчины, вышедшие на пенсию, тяжелее переживают смену статуса, чем женщины, однако первые более скованы в проявлении своих чувств по этому поводу. Женщины имеют больший потенциал социально-психологической адаптации к новым условиям пенсионной жизни, приверженность стереотипным моделям поведения мужчин не способствует выработке новых поведенческих тактик.

3. Высокий уровень образования и социально-психологической активности повышают степень адаптации к одиночеству у пожилых. Семейный статус не коррелирует с уровнем одиночества, т.к. наличие семьи не решает проблем одиночества в старости, степень одиночества здесь зависит от ожиданий, питаемых по отношению к окружающим.

4. Принятие одиночества как здорового и самодостаточного состояния и закономерного этапа в жизни каждого человека приводит к позитивным личностным изменениям, выражающимся в значительно большей интегрированности личности, повышении уровня социально-психологической адаптивности, появлении новых жизненных ценностей (или изменении их иерархии).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений, изложенных на 199 стр. Текст диссертации иллюстрирован 37 рисунками, 10 таблицами. Библиография содержит 233 наименования, из которых 17 - на английском языке, 12 адресов сайтов из системы интернет.

 

Глава 1.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА

Исследование одиночества как социально-психологического феномена является чрезвычайно новым, пионерским направлением социальной психологии. В истории культуры социально-психологический контекст одиночества использовался только прагматически, особенно при общинной социальной организации, как лишение возможности общения, депривации коммуникации.

С возникновением цивилизации проблема одиночества стала предметом философских размышлений. На следующем этапе одиночество исследовалось в различных социологических концепциях. Только в 20-ом столетии одиночество было опредмечено в структуре общей психологии, психологии личности, психологии развития. Что касается феномена одиночества в социальной психологии, то, к сожалению, такого рода исследования одиночны и фрагментарны, а социально-психологические исследования особенностей одиночества в пожилом возрасте отсутствуют даже в начале 21-го века.

Несмотря на это, на всем протяжении развития науки, независимо от дисциплинарной принадлежности (религия, философия, социология, психология) все исследования включают социально-психологический контекст. Именно в этом контексте мы и будем рассматривать концептуальные подходы в анализе одиночества как социально психологического феномена.

 

1.1. Основные подходы использования социально-психологического одиночества

С древних времен, когда само существование людей было сугубо общинным, кол­лективным, родовым, существовало три основные формы одиночества.

Во-первых, обряды, риту­алы, испытания, воспитание одиночеством, которые имели место практически у всех племен и наро­дов.

Во-вторых, это наказание одиночеством, выра­жавшееся в изгнании из рода и обрекавшее наказан­ного почти на верную смерть.

В-третьих, это добровольное уединение от­дельных индивидов, оформившееся в социальный институт отшельничества, просуществовавший мно­гие тысячелетия.

Современные представления об одиночес­тве, его многоликости вырастают из этих исходных форм и в то же время сохраняют в себе их наибо­лее характерные черты.

Все три аспекта практического использования феномена одиночества, на наш взгляд, имели социально-психологическое содержание. Рассмотрим подробнее первую историческую форму социально-психологического одиночества – воспитание одиночеством. Подобные обряды имели громадное психологи­ческое значение. В условиях полной жизненной растворенности индивида в своем племени или ро­де обряды изоляции были тем средством, которое позволяло человеку, пусть даже в самой примитив­ной форме, осмыслить и осознать себя, психоло­гически обособиться. В то же время индивид обо­соблялся не как самоценная индивидуальность или личность, а как представитель рода. Таким образом, обряды изоляции не только обособляли индивида, но и «творили» его родовое самосознание или «Мы-сознание». Значение таких обрядов сохранилось на многие века и, в существенно измененном виде, дошло до наших дней.

Изоляция рассматри­вается как необходимое условие обособления ин­дивида, становления его самосознания и в конечном итоге развития личности. Естественно, в этом случае изоляция не является полной и абсолютной. Она везде сохраняет следы ритуальности, некоторой условности, состоящей в обязательном, несколько театрализованном, отрыве индивида от привычных для него форм существования в социуме. Физическая изоляция индивида переживается им как одиночество и сопровождается чувством одиночес­тва, однако не несет трагической окраски. Понимание человеком условности изоляции, ее временной ограниченности, непременности возвра­щения в привычные сферы общения, но уже в дру­гом психологическом состоянии, создает общий положительный, благоприятный эмоциональный фон, сопровождающий переживание одиночества.

Одиночество в таком процессе выступает учителем, формируя самостоятельную и полноценную личность.

Столь же древнюю историю имеет отчуждение индивида от общества путем насильственной изоляции или изгнания. На всех уровнях развития общества не было большего на­казания, чем наказание одиночеством, изгнанием, лишением общения.

Нарушение жизненно важных для племени пра­вил, табу у большинства первобытных народов каралось либо смертью, либо изгнанием, причем второе наказание считалось более тяжелым. Аналогичный механизм действует практически во всех общественных структурах. Так, религия при нарушении основных догматов во все времена ис­пользовала инструмент отлучения от церкви и пре­дания анафеме. Для верующего человека такое наказание было равносильно духовной смерти, пол­ному жизненному краху. Он оказывался вырванным из своей жизненной среды, из социума в целом, причем не временно, а навсегда и безвозвратно. Это положение усугублялось еще и тем, что в пе­риоды преобладания религиозного сознания жиз­ненная среда каждого конкретного человека была достаточно однородна и ограничена. Поэтому отлу­чение от церкви или предание анафеме фактически ставили человека вне общества, отчуждали его от людей.

Мы считаем, что аналогичным образом действует и любое госу­дарство, вводя за нарушение законов наказание лишением свободы. Причем помимо прямого лишения свободы государство часто использует такие способы отчуждения индивида от общества, как высылка (ссылка) или лишение права прожи­вать в определенной местности (как правило, в крупных городах), хотя эти формы наказания внешне предстают как более мягкие. Однако социально-пси­хологически они являются наказанием тем же оди­ночеством, ибо означают полный отрыв индивида от привычного для него круга общения, уровня куль­туры и т. д. И только огромная сила воли и высокий уровень культуры позволяют индивиду в этих условиях сохранить свою личность и преодолеть социаль­но-психологическое отчуждение.

Но если у человека отсутствует способность про­тивостоять внешнему принуждению и изоляции, то отчуждение становится и внутренним, психологи­ческим. Очень быстро начинают проявляться все признаки одинокого бессмысленного существова­ния. Без высокого уровня внутренней культуры от­рыв индивида от привычного и близкого ему окру­жения часто приводит к распаду самой личности. Поэтому наиболее жесткие тоталитарные режимы стремились создать в местах заключения условия не просто тяжелые для физического существования, но направленные в пер­вую очередь на разрушение культурных традиций личности, на обессмысливание ее жизни. И поэтому сохранение личности в условиях насильственного отчуждения во многом зависит от ее способности сохранить присвоенные социаль­но-психологические нормы и традиции культуры.

Наконец, к этому же механизму социаль­но-психологического одиночества относятся вырабатываемые в меж­личностных отношениях способы наказания за нару­шение индивидом норм и правил морали данного социума. Это, прежде всего, неформальные способы изоляции личности. Причем такие способы сущес­твуют на всех уровнях общества. Так, на уровне межличностных отношений человек, например, демонстративно прекращает общение с наказу­емым. В традициях семейного воспитания наказа­ние изоляцией («встань в угол!») является весьма распространенным, а иногда превращается в на­казание полным изгнанием.

Особенно мощными средствами наказания одиночеством обладают социальные группы. Типичны­ми примерами являются широко применяемые в малых группах бойкоты, групповые обструкции, вплоть до общественного остракизма. Все эти методы направлены на то, чтобы поставить индивида в ситуацию физической и, главное, пси­хологической изоляции. Для индивида создается ситуация невозможности вступить в общение со значимыми для него людьми. Носителями наказания здесь выступают эти же значимые люди, что делает изоляцию особенно тяжелой. Социаль­но-психологическая тяжесть группового отчуждения заключается в том, что под­вергается осуждению не просто тот или иной по­ступок индивида, а он сам как таковой, его личность, его собственные нравственные и культурные осно­вания поступка. Это и есть ситуация полного лич­ностного одиночества.

Прямо противоположной по своему социально-психологическому значению является третья историческая форма одиночества. Это доброволь­ное физическое уединение человека, его уход от жизни в обществе. Обыденное сознание связывает добровольное уединение в основном с отшельниками. Исторически отшельничество возникает в период распада родоплеменных отно­шений и фактически предопределено возникнове­нием мировых религий. Достоверно известно, что уже в середине пер­вого тысячелетия до нашей эры отшельничество было достаточно распространенным в иудаизме. Примерно в это же время в Индии складывается особая каста жрецов — брахманы, которые вели строго уединенный отшельнический образ жизни, а также движение джайнистов. Сложные ритуалы, строгая регламентация жиз­ни, аскетические подвиги и отшельничество рас­сматривались ими как лучшие средства освобож­дения души. Сверхчеловеческие, надличностные способности брахманов в постижении мира и управ­лении им, знание прошлого и предвидение буду­щего связывались в массовом сознании именно с особым способом существования — отшельничест­вом и аскетизмом [78].

Уход от мирских дел, уединен­ность, предполагающая внутреннюю сосредоточен­ность и преодоление в себе низменных начал,— это неотъемлемые характеристики отшельнического образа жизни. Устремленность к познанию высшей сущности в то же время составляет обязательную часть всех мировых религий. Поэтому не случайна историческая связь между отшельничеством и рели­гией, и само слово «монах» в точном переводе с греческого означает «отшельник» (человек, уеди­нившийся в пустынных местах).

Отшельничество как социальный институт про­существовало не менее двух с половиной тысяч лет, в настоящее время это явление менее распространено и менее известно. Это произошло в силу того, что западное сознание не приемлет образа отшельника для достижения каких-либо духовных высот, здесь приоритетны материальные ценности. Отшельничество более характерно для Востока, где и поныне этот культ почитается и вызывает уважение и поклонение.

Смысл отшельничества в христианстве можно выразить словами игумена знаменитого Киево-Печерского монастыря отца Феофилакта, который говорил следующее: «Отшель­ничество существует до сих пор и будет существо­вать столько, сколько будет жить в людях истинная вера и христианство. Такое положение определяется особым местом отшельничества в системе христиан­ской духовности.

Пустынники-отцы и пустынницы-матери культивировали человеческий дух с той живостью, которая характеризует также продвинутых практиков других важных духовных традиций. Их опыт отшельничества обнаруживает прямую связь с современными трансперсональными переживаниями, практикой и прозрениями, переживанием-растворением в изначальном состоянии сознания (80).

Уединенная жизнь пустынников была утверждением ценности индивида, что было весьма необычно для того времени. В этом отношении весь Запад во многом обязан им за их способность переживать и доказывать такую автономность.

Отшельничество всегда рассматривалось как особый вид подвига, приводящий к спасению души и соединению с богом. Это высшая цель и апофеоз отшельничества. Именно поэтому оно не является самоцелью и его ни в коем случае нельзя путать с уединенностью анахорета и мизантропа. Нельзя также сравнивать отшельничество с жизнью чело­века, уединяющегося по каким-либо личным моти­вам — будь то стремление проверить себя и свою волю или доказательство каких-то идей (как это делал, например, Торо, который, поселившись один в лесу, пытался на собственном опыте доказать «прелесть слиянья человека с его собственным природным первоначалом»). В любом случае это есть гордыня, несовместимая с подлинным подвиж­ничеством.

Жизнь отшельника полна высочайшего смысла и значения именно потому, что она не только не сводится к обыденному существованию или борьбе за выживание в тяжелых физических условиях, а, наоборот, предполагает отречение от земных благ ради духовного очищения. Отшельничество нераз­рывно связано с самой суровой аскезой: преодо­ление плотского начала духовным — вот один из краеугольных камней христианства. В некотором смысле можно даже сказать, что отшельничество и аскетизм равны друг другу. Но в отшельничестве есть еще один момент, который возвышает его над аскетизмом и превращает в высший подвиг,— это борьба с помыслом, с собственными желаниями и мыслями, возжеланиями и устремлениями. Это подлинная борьба с духом зла, и только в слу­чае победы в ней человек достигает чистоты духа и мысли, очищения и спасения души.

Очищение души, растворение индивидуально-личностного в божественном придает особую силу молитве, творимой отшельником. Чистота души и ее соединенность с богом делают отшельника особо значимым и притягательным для огромного числа людей. Их Слово и Жизнь невероятно высоко ценятся, и многие из них по справедливости при­числены к сонму (лику) святых.

Великий труд отшельничества предполагает вы­сокий уровень готовности человека к нему. Необ­ходимым этапом становления такой готовности явля­ется жизнь в братстве, в сообществе. Именно там происходит первичная кристаллизация духа и ис­правление личных недостатков под руководством и с помощью наставников. Кто не прошел общежития, не может совершить подвига отшельничества [182, c.30].

Смысл отшельничества как в рамках христианства, так и других религиозных течений примерно одинаков. Так, в буддизме существует такое понятие как правильный образ жизни, оно является составной частью «благородного восьмеричного пути». Правильный образ жизни подразумевает такой образ жизни, когда человек «не приносит ущерба или опасности живым существам» [80]. А такое в принципе возможно в случае уединенного существования, т.е. отшельничества.

В социокультурном плане необходимость понимания, постижение через со­зерцание, рефлексия над жизнью общества были основными причинами возникновения и широкого распространения всех известных вариантов отшель­ничества — от буддийских брахманов до православ­ных старцев. В келье отшельника рождалось по­нимание и хранилось знание. Но нельзя тракто­вать смысл действий и положение отшельника с точки зрения современного человека. Обладание особым уровнем понимания и знания не возвышало отшельника над другими людьми, а как бы ставило его ближе к богу. Не вычлененность человека из общины, отсутствие развитой индивидуальности и личности делали социально-психологически невозможным са­мостоятельный прорыв к знаниям и культуре. Но такой прорыв осуществлялся и обеспечивался как раз обращением к богу как высшему существу и носителю абсолютного Знания, Разума и Совер­шенства. По сути, подобный уход от обыденной повседневности был уходом в сферу созерцания духа и творения культуры.

Исторически это оказалось возможным через уе­динение. Мы считаем, что закрепление такой формы в культуре привело к тому, что уединение, одиночество стали реально необходимым условием полноценного обо­собления, развития личности. Однако, лишь осмысленность жизни и творчества дает человеку силы не только противостоять одиночеству, но и духовно расти в нем.

И этот факт был осмыслен представителями рода человеческого по меньшей мере пятьсот лет назад. Становление индивидуальной рефлексивнос­ти и созерцательности, духовного обогащения и спо­собности к творчеству невозможно без уединения человека. Одиночество потенциально несет в себе возможность реализации всего лучшего, что сокры­то в человеке.

К концу эпохи средневековья сложился подлин­ный «культ одиночества как условия сосредоточен­ного, интимного общения с богом» [182, с.34]. Но параллель­но мистической направленности религиозного со­стояния светская культура уже с начала XVI века де­лает упор на творчески-созидательном начале оди­ночества. Одиночество воспевается как источник вдохновения, свободы и радости. Многие творческие личности средневековья и последующих эпох писали о своем понимании одиночества. Начиная с XVII века дворянская культура свя­зывает тяготение к одиночеству с развитием духов­ности, и в первую очередь эстетических пережива­ний. XVIII век раскрыли еще одну грань одино­чества как основы развития интеллекта и творчества в целом. В 1784 году вышел четырехтомный труд немецкого философа И. Г. Циммермана «Об оди­ночестве», где образ одинокого мыслителя был возведен в ранг идеала.

На наш взгляд, все исторически складывающиеся трактовки до­бровольного уединения сохраняются и по сей день, не теряя своего значения. Уединение творчества является не просто условием собранности и сосредоточения, а скорее необходимым звеном в осмыслении мира и себя в нем. Уединение духовного поиска (назовем это условно) сейчас в нашем западном мире не так распространено, как первый вариант, т.к. требует огромных внутренних затрат и приложения титанических усилий воли, что вообще в направлении духовных исканий не пользуется популярностью на Западе.

1.2. Теоретические подходы в разработке проблемы одиночества

Проблема одиночества в том или ином аспекте своего значения рассматривалась философами с древних времен. Но наиболее широкое освещение она получила в философии 19, а затем в психологии 20 веков. Проблема одиночества трактуется в данный период в основном с точки зрения проблемы отчуждения: отчуждения человека от продуктов собственного труда (К. Маркс), отчуждения человека от собственной личности, от духовной жизни (К. Ясперс, М. Хайдеггер и т.д.), и отчуждение человека от общества (Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, Ф. Теннис). Рассмотрения проблемы одиночества в чистом виде пока не происходит, т.к. этот вопрос еще не приобрел столь резких очертаний конфликта человека с обществом и самим собой, который проявится во всей своей полноте в 20 веке, в эпоху научно-технического прогресса. В связи с этим следует проанализировать некоторые теоретические концепции отчуждения, философские и социологические, как предисторию социально-психологического понимания одиночества.

В немецкой классической философии в работах И. Канта, И. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха понятие отчуждения переносится в область сознания и самосознания индивида и его деятельности. В философии Гегеля отчуждение было одной из центральных категорий. Традиционно считается, что под отчуждением он понимал овнешнение, объективацию, опредмечивание, институализацию сущностных сил человека, под преодолением отчуждения – распредмечивание, “присвоение”.

Гегель выделяет два вида отчуждения – обратимое (развивающее индивидуальность, здоровое) и необратимое (патологическое). Обратимое отчуждение, это когда индивиду удается присвоить себе отчужденное, найти себя с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...