Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место деятельности по привлечению средств в системе управления НКО




  — Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, — ответил Кот. — Да мне почти все равно, — начала Алиса. — Тогда все равно, куда идти, — сказал Кот. — Лишь бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса. — Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот, — конечно, если не остановишься на полпути. Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

В нашем курсе мы бы хотели остановимся на нюансах фандрайзинга некоммерческих организаций как ответственном управлении привлеченными средствами.

Мы рассмотрим работу некоммерческой организации с благотворительными фондами, бизнесом, властями и частными лицами, а также затронем некоторые аспекты, имеющие отношение к привлечению средств пожертвований: планирование деятельности, составление предложений, бюджетирование, использование инструментов, оценка и контроль за использованием средств и прочее.

В одном из лирических отступлений по поводу ресурсов для НКО говорилось следующее: «Ресурсы, по глубокому убеждению автора, определяют все. К примеру, если к предстоящему празднику вы решили приготовить что-нибудь вкусненькое, то вы заглядываете в свой холодильник, кладовку или кошелек (учитываете имеющиеся ресурсы) и... принимаете решение: что можно приготовить и/или что (а также сколько, где и как) необходимо для этого приобрести (мобилизовать). И если ваши ресурсы значительны (например, как у «Гринпис» или Газпрома) или просто достаточны, то и ваши возможности почти не ограничены, разнообразны и с большой степенью вероятности реализуемы, что играет ключевую роль в достижении намеченных вами целей.

Увы, «холодильник» общественных организаций обычно не бывает забит до отказа, а их «кошелек» раздувается, в основном, от неоплаченных счетов. И вместо, скажем, запеченного с яблоками бока косули (прекращения строительства экологически опасного предприятия) вы решаете испечь яблочный пирог (привлечь внимание к проблеме, которую, кроме вас, никто не видит)...

Таким образом, ресурсы могут определить, изменить или скорректировать даже цель планируемого действия. Они становятся отправной точкой также при выборе стратегии и тактики, методов ваших действий».

С нашей точки зрения, не ресурсы должны играть определяющую роль вашей деятельности, а наоборот, деятельность организации и потребности клиентов (сообщества) должны определять, какие ресурсы необходимы для их удовлетворения.

Фандрайзинг — многоплановый процесс, имеющий различные цели: ближайшие (получение необходимых для организации ресурсов и удовлетворение интересов донора), отсроченные (реализация целей организации) и отдаленные цели, которые можно рассматривать как сверхзадачу, миссию, во имя чего осуществляется вся деятельность (эта миссия — благополучие общества в целом). 9

Процесс привлечения средств в организацию было бы неправильно рассматривать отдельно от других аспектов работы организации. Деятельность в этом направлении является продолжением стратегии и тактики организации по планированию и управлению.

Истина проста — чтобы успешно привлекать ресурсы, организации необходимо делать нечто большее, чем просто собирать их, а именно:

  • разрабатывать планы привлечения средств, основываясь на стратегических планах деятельности и развития организации, в соответствии с запланированными проектами и программами, а не наоборот — подгоняя планы под привлеченные ресурсы;
  • включить весь персонал организации (сотрудников и добровольцев) в этот процесс на разном уровне;
  • вести процесс фандрайзинга постоянно и в рамках существующего законодательства РФ;
  • использовать разные источники и инструменты привлечения средств;
  • постоянно оценивать и анализировать результаты процесса привлечения средств;
  • предоставлять постоянную обратную связь всем вовлеченным в процесс лицам (внутри и вовне организации).

Деятельность по привлечению ресурсов в организацию затрагивает несколько важных аспектов, связанных с деятельностью НКО.

Эффективность вложений НКО в процесс сбора средств. Американский и европейский опыт показывает: чтобы получить один доллар от фандрайзинга, нужно вложить от 20 до 40 центов капиталовложений. В этой сфере деятельности действуют те же законы рынка, как и в любой другой сфере бизнеса.

Раздел «Экономика фандрайзинга» посвящен вопросам эффективного финансового планирования процесса привлечения средств. Ни одна организация не сможет добиться успеха в области фандрайзинга без ресурсов (идеи, люди, связи, деньги, «доброе имя», брэнд). И задача фандрайзера направить те ресурсы, которые имеются у организации, на рынок потенциальных доноров точечно и максимально эффективно.

Соответствие деятельности по сбору средств законодательству Российской Федерации. Не каждая некоммерческая организация может позволить себе иметь постоянного квалифицированного юриста, но каждый руководитель и менеджер НКО должен помнить ностальгически любимую фразу советского периода: «Незнание законов не освобождает от ответственности». До сих пор многие некоммерческие организации с трудом находят разницу между «спонсорством», «дарением» и «пожертвованием», они заключают договора и не думают о налогах.

Раздел «Правовое регулирование деятельности по привлечению средств. Источники формирования имущества некоммерческой организации» посвящен:

  • рассмотрению законов, которые регулируют деятельность по привлечению средств некоммерческими организациями,
  • определению терминов «пожертвование», «грант, «целевое финансирование» и пр.,
  • определению разницы между спонсорством, дарением и пожертвованием,
  • налогам и налоговым льготам,
  • определению источников, которые могут формировать имущество НКО,

— на основании законодательства Российской Федерации.

Планирование процесса привлечения средств. Процесс поиска средств — дело сложное и долгое. И не стоит об этом забывать. Его необходимо планировать заранее. Не стоит ожидать, что вы сможете начать работу спустя неделю после разработки плана проекта и плана по привлечению средств на него. Результаты редко появляются быстро.

Обдумывайте и планируйте все заранее. Быстрых результатов или ответов не бывает. Если все это потребует от вас и персонала вашей организации разработать план финансирования организации на пять лет с тем, чтобы обеспечить постоянное наличие средств и постоянную работу по поиску средств — отлично, это как раз то, что нужно. Лучшие организации не ждут, что деньги вдруг появятся. Такие организации все планируют заранее, и поэтому практически всегда получают средства.

План привлечения средств должен являться неотъемлемой частью стратегического плана развития организации. Наличие такого плана позволяет НКО:

  • Совершенствовать свою деятельность в этом направлении.
  • Сосредоточивать внимание на решении ключевых проблем.
  • Четко представлять свое будущее.
  • Работать сообща.
  • Контролировать ситуацию.
  • Рационально использовать ресурсы.
  • Увеличивать поступление средств.

Организация, осуществляющая стратегическое планирование, имеет больше шансов собрать желаемую сумму денег, так как здесь все, от кого зависит успех (правление, менеджеры, руководители программ, отделения, сотрудники) «гребут» к общей цели.

В нашем курсе раздел «Планирование. Разработка планов деятельности по привлечению средств» включает в себя рассмотрение таких важных аспектов как: место стратегии привлечения средств в общей стратегии организации, определение потенциальных источников денежных и материальных ресурсов, анализ ресурсов и организационных возможностей НКО, планирование бюджета деятельности по привлечению средств и оценка рисков, составление плана привлечения средств.

Раздел направлен на то, чтобы помочь читателю при разработке грамотного плана привлечения средств в организацию с учетом сильных и слабых сторон своей НКО, включенного в общий стратегический план организации.

Организация процесса сбора средств. Деятельность по организации процесса сбора средств должна быть нацелена на удовлетворение интересов и ожиданий доноров, на доказательство того, что ваша организация лучше других способна использовать донорские средства. Из опыта организации менеджмента в коммерческом секторе следует также позаимствовать такие слагаемые успеха, как новаторство и анализ потенциала возможных конкурентов. Обойти конкурентов позволят знание разнообразных методов фандрайзинга, отличные навыки общения, установление межличностных контактов, творчество энтузиазм, оптимизм, стремление к удовлетворению потребностей клиентов, здравый смысл, а также опыт.

Преуспевающие НКО регулируют все аспекты своих отношений с донорами — назначают ответственных за отдельные участки работы с донорами, обеспечивают хорошую подготовку заявок, просьб и прошений о финансовой помощи, качественную презентацию своих инициатив, регулярно отчитываются перед общественностью, разрабатывают критерии, регулирующие отношения с донорами и проводят соответствующий мониторинг.

Успешные НКО не опускают руки после слов «нет», понимая, что в фандрайзинге главное не деньги, а отношения. Они не вымогают деньги, а всегда предлагают что-нибудь взамен. Именно сочетание имеющегося у организации потенциала (мотивация сотрудников, волонтеров и правления, высокая квалификация, имеющиеся средства) и хороших взаимоотношений с донорами является необходимым условием получения новых денежных средств.

Мы идем не от наших слабостей. У нас нет необходимости просить. Мы идем уверенности в наших сильных сторонах и ценностях. От «мы нуждаемся в вашей поддержке» к «мы приветствуем ваше участие и заинтересованность». Мы уходим от переговоров о нашей слабости — «помощь», «нужда», «содействие», к переговорам о наших сильных сторонах — «вложение», «цели», «в и дение».

Нам необходимо позиционировать себя как организацию, которая представляет нужды и потребности клиентов, а не свои собственные нужды и потребности. Позиционировать все вложения в деятельность организации как вложения в местное сообщество, которое организация обслуживает.

Раздел курса «Организация» детализирует то, какие инструменты фандрайзинга может использовать в своей деятельности организация, дает практическую информацию — иллюстративные схемы, примеры использования различных методов и инструментов в зависимости от особенностей целевых аудиторий доноров, описывает критерии отбора методов фандрайзинга, затрагивает вопросы договорных отношений и особенности налогообложения в области привлечения средств.

Мотивация участников процесса привлечения средств. Люди очень разнятся по типу, энергии, желаниям и интересам. Исследователи-социологи за последние двадцать пять лет приложили немалые усилия, чтобы распутать паутину факторов, побуждающих человека к действию.

Идея о том, что давать и получать — это социальные отношения, которые включают в себя взаимодействие между донорами и получателями только еще появляется. Опытные фандрайзеры, которые писали о своих технологиях и реакции доноров, обычно включали в свои труды список причин того, почему люди жертвуют.

Однако существует необходимость провести более системный анализ основ мотиваций доноров для того, чтобы фандрайзеры могли выполнять свою работу более эффективно. Эта необходимость обусловлена еще и тем, что некоммерческие организации работают в условиях нестабильной экономики.

Раздел «Мотивация» посвящен изучению мотивации доноров с учетом их специфики: почему дает малый, средний и крупный бизнес; почему дают частные лица; почему дает государство и иностранные доноры, а также что делать, если денег не дают.

Раздел также затрагивает еще один важный аспект процесса привлечения средств — этику деятельности по привлечению средств.

Оценка и контроль результативности фандрайзинга. Ну, наконец, все плохое позади, донор нашелся, проект принят, ресурсы привлечены, удачливый фандрайзер получил свой гонорар. Конец? Ошибаетесь — начало главной части настоящего системного (может быть, и научного) фандрайзинга. Он предполагает прослеживание интересов спонсора в течение всего времени осуществления проекта.

Работы здесь немало: составление донорского пакета, реализация и контроль проекта и PR-кампании, анализ эффективности проекта, действия по гарантированному осуществлению проекта (страхование риска).

Главное — прослеживание и учет интересов донора до конца проекта или программы. Если все вышеперечисленные действия не проводятся или проводятся безграмотно, то самый счастливый брак донора и поддерживаемого объекта заканчивается даже не разводом, а скандалом на самой свадьбе. Есть ли выход из этой ситуации? Есть!

Этой теме посвящен последний раздел нашего курса «Оценка и контроль»: как разработать инструменты мониторинга успешности деятельности по привлечению средств, как оценить успешность деятельности в программном и финансовом отношении, как информировать и отчитываться перед донорами и значимым окружением о результатах деятельности по привлечению средств и использовании привлеченных средств. В общем виде все вышесказанное можно изобразить схематично следующим образом:


Заключение

В целом, фандрайзинг — это в высшей степени личностное занятие, хотя и подчиняется общим правилам управленческого цикла. Люди дают деньги людям, которые им нравятся и которым они доверяют, и на дело, которое затрагивает их ум и сердце. Доноры дают организации, не потому, что организация имеет какие-то потребности. Они дают, потому, что организация сталкивается с потребностями людей в сообществе и удовлетворяет их.

Систематический подход, отражением которого является поиск потенциальных доноров, не заменяет этого человеческого фактора, а, скорее, улучшает качество взаимоотношений между людьми.

Величайший риск не в том, что о потенциальных донорах станет известно слишком много, а информация будет использована во вред. Величайший риск в том, что будет известно слишком мало, и это приводит к плохо продуманным, бесчувственным и неэффективным подходам.

Занимающаяся сбором средств структура или организация, которая вкладывает ресурсы в работу по изучению потенциальных доноров, может сохранять конкурентоспособность в сложившемся на сегодняшний день климате фандрайзинга и всегда будет иметь профессиональную и удачную программу развития.

1. «Понятия и терминология для некоммерческих организаций», сайт «Лиги НКО» — http://www.az.ru/icall/termin/index.htm назад

2. Сайт «Фандрайзинг в организациях культуры», раздел «Основные понятия, связанные с фандрайзингом» — http://www.fundraising.stalingrad.ws/main.htm назад

3. «Фандрайзинг и финансовая устойчивость», сайт РБФ «Содействие» (СПб) — http://sodeistvie1.narod.ru/42.htm назад

4. Fund Raising Basics: A Complete Guide / Barbara Kushner Ciconte, Jeanne G. Jacob, Aspen Fund Raising Series for the 21st century, Aspen Publishers Inc., Gaithersburg, Maryland, 1997. назад

5. Beyond Fund Raising: New strategies for nonprofit innovation and investment / Kay Sprinkel Grace, John Wiley & Sons Inc., 1997. назад

6. Т. Абанкина, статья «Это новое слово — фандрайзинг», газета «Местное самоуправление» (Обнинск), журнал в газете «Городское самоуправление», № 9, 2000. — http://rels.obninsk.com/Rels/Lg/0009/08-03.htm назад

7. «Скромное обаяние миллионеров», Николай Донсков, http://novosti.spb.ru/pub/50/obsch.htm назад

8. «Фандрайзинг — это не халява, а наука и искусство», http://volunteers.freenet.uz/fandr.htm назад

9. «Сбор средств» (Пособие для некоммерческих организаций), МОФ СЦПОИ, 1999 назад

 

ТЕМА: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ФАНДРАЙЗИНГА

Прежде, чем приступить к обсуждению вопросов экономики фандрайзинга, имеет смысл вспомнить, что такое экономика в целом.

Одно из определений гласит: экономика - это стратегия и тактика хозяйственной деятельности, охватывающие все звенья товарного производства, распределения, и потребления материальных благ. Иными словами это стратегия достижения хозяйственных целей. От целей зависит и характер методов, на что они будут ориентированы: на человека или «передвижение товарных масс». В России смешанный характер экономики определяется наличием разных форм собственности и способов хозяйствования, сочетанием механизмов государственного, рыночного и общественного регулирования, взаимозависимостью между экономическими и общественными интересами.

Исходя из общего определения экономики, как технологии ведения хозяйства, можно сказать, что экономика фандрайзинга представляет собой совокупность способов, методов и приемов по привлечению ресурсов в некоммерческую организацию.

"Фандрайзинг" - понятие, хорошо известное в среде некоммерческих организаций, широкому кругу людей за пределами третьего сектора это слово практически ни о чем не говорит. Дословный перевод с английского языка обозначает сбор средств, нахождение финансирования (от fund - средства, финансирование, raise - нахождение, сбор).

Фандрайзинг представляет собой методику привлечения ресурсов для деятельности НКО по решению социальных задач. В этом смысле фандрайзинг есть механизм перераспределения материальных благ в условиях так называемой социальной экономики, то есть экономики, ориентированной на повышение благосостояния людей через решение социальных проблем. Собственно этим и занимаются некоммерческие организации. Следует отметить, что фандрайзинг предполагает поиск ресурсов, необходимых НКО, среди которых управленческие; финансовые и другие материальные ресурсы; человеческие ресурсы; технологии и другие нематериальные ресурсы (информационные, авторские права и т.д.).

Становление фандрайзинга как отдельного направления приложения усилий в некоммерческой организации связано с бурным развитием в последние десятилетия Третьего сектора.

Фандрайзинг может осуществляться силами самой организации, когда разработкой и реализацией стратегии поиска финансирования сотрудники НКО занимаются самостоятельно. В другом случае поиск финансирования может осуществляться посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В этой роли могут выступать как независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...