Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка способов привлечения ресурсов




В организации с хорошо налаженной структурой финансовые источники учитываются в конкретном плане фандрайзинга. Определение способов привлечения средств основывается на том, какие средства имеются в распоряжении некоммерческой организации, чего НКО стремится достичь, сколько финансовых вложений требуется. Разнообразие способов фандрайзинга - ключ ко многим успешным проектам.

В западных странах среднестатистический годовой бюджет НКО составляют: членские взносы и доходы от собственной деятельности - 47 процентов; государственное финансирование - 43 процента; благотворительные пожертвования, включая гранты от фондов, коммерческих фирм и индивидуальные пожертвования - 10 процентов.

Нетрудно заметить, что подавляющую часть поступлений НКО составляют "нетрадиционные" для организаций СНГ источники - хозяйственная деятельность, государственное финансирование и членские взносы. Более привычные для наших НКО гранты, благотворительные пожертвования от бизнеса и физических лиц составляют лишь 10 процентов.

Усредненный бюджет НКО России состоит из следующих источников финансирования: членские взносы - 18 процентов; индивидуальные пожертвования - 12 процентов, спонсорские взносы - 12,6 процента; средства российских фондов - 2,8 процента; средства иностранных фондов - 22,7 процента; государственные источники - 8,9 процента; средства политических организаций - 5,1 процента; собственные доходы от услуг - 0,6 процента; прочие источники - 9,3 процента.

Таким образом, в России основными источниками финансирования являются пожертвования от физических лиц и гранты от иностранных организаций и благотворительных фондов.

Законодательством предусматривает в качестве источников формирования имущества некоммерческих организаций следующее:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Несмотря на многообразие потенциальных средств финансирования, для российского третьего сектора как уже было отмечено выше, все они могут быть подразделены на следующие составляющие:

  • поддержка со стороны государства;
  • поступления от российских бизнес-структур;
  • частные пожертвования от российских граждан;
  • зарубежная помощь;
  • собственная деятельность организаций третьего сектора.

Стратегия фандрайзинга заключается в возможности привлечения средств из вышеназванных источников для различных НКО, которая непосредственно связана с профилем организации, с профессионализмом, опытностью и инициативностью ее сотрудников, а также политической и экономической ситуацией в регионе, его открытостью для международных связей, отраслевой спецификой территории. Мировой опыт функционирования третьего сектора свидетельствует: в различных странах значимость тех или иных источников его финансирования ощутимо различается.

Как мы уже определили одним из основных источников финансирования НКО, по крайней мере в странах СНГ, являются это фонды.

Основные формы финансирования, осуществляемые фондами:

  • грант - благотворительное пожертвование для реализации проекта или программы;
  • беспроцентная возвратная финансовая помощь (возвратный грант);
  • оплата услуг.

Наиболее распространенной формой финансирования являются гранты. Они предоставляются в результате проведения грантовых программ (конкурсов). Грантовые программы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае к участию в конкурсе допускаются все организации, которые отвечают определенным требованиям. К участию в закрытых конкурсах допускаются только те НКО, которые соответствуют особым условиям грантовой программы (например, только региональные партнеры донорской организации или НПО, ранее получавшие (или не получавшие) гранты от БФ).

С точки зрения периодичности проведения программы грантов делятся на:

  • разовые конкурсы - программы грантов, которые направлены на достижение определенных целей или задач и проводятся разово;
  • цикличные конкурсы - программы грантов, которые повторяются через определенные промежутки времени - один-два раза в год;
  • постоянные конкурсы - программы грантов, которые не имеют определенных сроков подачи заявок на финансирование и проекты рассматриваются по мере поступления.

Гранты в свою очередь тоже можно разделить на несколько наиболее распространенных типов:

  • гранты общей поддержки - на поддержку основной деятельности НКО, обеспечение устойчивости и развития;
  • гранты на программы или проекты - на реализацию конкретного проекта или программы;
  • гранты с частичным финансированием – на те же цели, но с обязательным привлечением дополнительных источников финансирования;
  • капитальные гранты - на капитальные затраты НКО (приобретение недвижимости, ремонт, приобретение оборудования);
  • начальные гранты – для вновь созданных НКО, на начальном этапе их развития (как правило, до 1 года) в целях обеспечения их устойчивости и институционального развития; либо гранты на создание новых организаций (новых направлений в рамках действующей организации) и т.д.

Мотивация доноров

Прежде чем обращаться за помощью (пожертвованием) к коммерческим организациям или частным лицам, занимающимся совсем другими делами и имеющим отличные от ваших интересы, полезно подумать о том, почему люди вообще делают пожертвования, какими мотивами они руководствуются, принимая решение о вложении средств в деятельность некоммерческого сектора.

В любом случае люди платят за что-либо, они хотят получить какое-то удовлетворение от своего поступка, пусть даже и неосознанно. Задача – определить интерес возможного благотворителя: материальный (льгота, будущая прибыль), моральный (чувство приобщения к хорошему и важному, с их точки зрения, делу), деловой (уверенность в том, что у вас это получится наилучшим образом) и т.д. Распознав и постаравшись удовлетворить тот или иной интерес, вы намного повышаете вероятность получения пожертвования.

Приведем некоторые из распространенных мотивов. Люди жертвуют, потому что:

  • стремятся помочь;
  • их попросили об этом, и они не могли отказать;
  • у них есть личная заинтересованность в решении этой проблемы;
  • они знают об общественном интересе к проблеме, которую решает ваша организация;
  • у НКО хорошая репутация, представительный Совет попечителей, состоящий из известных и уважаемых людей;
  • у них есть определенные амбиции (“я не хуже других”);
  • хотят быть причастными к благородному делу;
  • таковы их религиозные убеждения;
  • чувствуют себя обязанными кому-либо (“чувство вины”);
  • понимают важность вашей работы;
  • ожидают выгоды (например, налоговых льгот или рекламу);
  • рассчитывают на получение непрямой личной выгоды; и т.д.

Предоставление сообществу возможности участия в решении социальной задачи посредством финансовой поддержки деятельности соответствующей некоммерческой организации будет способствовать успеху, так как достижение результата станет рассматриваться сообществом как общее дело.

Привлечение средств - нелегкий процесс, особенно в странах, где экономика нестабильна или находится в стадии развития; однако, есть много способов, как сообщество может помогать. Например, чтобы осуществить большинство проектов некоммерческих организаций, важны не только денежные средства, но и некоторые виды помощи, которые могут быть в форме материалов, запасов продовольствия, предоставления помещения, и т.д. При добровольных пожертвованиях это обычно гораздо проще сделать, так как часто благотворители готовы приобрести для НКО или выделить именно необходимые материалы, но не деньги.

Финансирующие организации с большей охотой вкладывают деньги в проекты, которые уже имеют финансовую поддержку в пределах сообщества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...