Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: правовое регулирование деятельности по привлечению средств. Источники формирования имущества некоммерческой организации.




Правовое регулирование деятельности по привлечению средств в некоммерческие организации основывается на общей системе правовых норм. Источником права в юридическом смысле являются любые акты, принятые уполномоченными на то субъектами и порождающие правовые последствия, охраняемые государством (Юрьев, стр.19)

К источникам правовых норм, касающихся некоммерческих организаций, можно отнести международные договоры и иные международные документы, имеющие силу на территории России, Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты (в т.ч. законы) субъектов РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, внутри организационные (локальные) нормативные К важным вопросам функционирования некоммерческих организаций относится правовой режим имущества НКО. Этот вопрос неразрывно связан планированием фандрайзинга как стратегии привлечения средств в НКО, т.е. с вопросами формирования имущества организации.

В целом, некоммерческие организации обладают так называемой «специальной» правоспособностью, они не могут заниматься чем угодно, а только теми видами деятельности, которые определены уставом. Полученная прибыль не подлежит распределению между участниками, членами НКО. Некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения своих некоммерческих целей, вправе иметь в собственности любое имущество, источником которого могут являться любые, не запрещенные законом поступления.

Рассмотрим подробнее разрешенные законом источники формирования имущества некоммерческих организаций.

В статье 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях” от 12 января 1996 года N 7-ФЗ предусмотрены общие для всех некоммерческих организаций источники формирования имущества:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным
  • бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления

Следует отметить, что это разрешенные источники для всех типов НКО, но в зависимости от организационно-правового статуса организации и положений, закрепленных в уставе НКО, те или иные источники могут применяться или не применяться в конкретной НКО.

Например, членские взносы, указаны как возможный источник финансирования, но, естесственно, это не может быть источником формирования имущества у организации не имеющей членства.

Или, например, пожертвование, может принимать ограниченный круг некоммерческих организаций, определенный Гражданским Кодексом. Соответственно организации, которые не включены в этот список организаций, которым может быть сделано пожертвование не могут учитывать пожертвование как источник финансирования при планировании деятельности по привлечению средств.

Помимо общих для всех НКО источников финансирования для отдельных групп НКО дополнительные источники (или ограничения) предусматриваются специальными нормативными актами, определяющими правоспособность отдельных групп НКО.

Например, федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусматривает в статье 31 источники формирования имущества для общественных объединений.

Так, имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Например, законом предусмотрено ограничение на прием пожертвований общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Они могут принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов, только в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О политических партиях" и законодательством Российской Федерации о выборах.

Некоммерческие организации вправе осуществлять благотоврительную деятельность, поэтому нормы федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" могут применяться в НКО и учитываться при планировании фандрайзинга.

Статья 16 Закона 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" предусматривает, что в собственности или на ином вещном праве благотворительной организации могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество, если иное не предусмотрено федеральными законами, результаты интеллектуальной деятельности.

Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.

Рассмотрим специфические требования законодательства к отдельным категориям НКО на примере политических партий и отношений, регулируемых Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом и уставом политической партии.

Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии.

Денежные средства политической партии формируются за счет:

a. вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;

b. средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

c. пожертвований;

d. поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;

e. поступлений от гражданско-правовых сделок;

f. других не запрещенных законом поступлений.

Как уже было указано выше политические партии вправе принимать пожертвования, но с рядом ограничений:

  • политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник.
  • пожертвования политической партии и ее региональным отделениям в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением.
  • пожертвования от физических лиц путем передачи наличных денежных средств политической партии и ее региональным отделениям допускаются при условии, что общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году передачи указанных средств.

Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, не должна превышать десять миллионов минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего отчетному. При этом сумма ежегодных пожертвований, полученных региональным отделением политической партии, не должна превышать двести тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего отчетному.

Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от:

  • иностранных государств и иностранных юридических лиц;
  • иностранных граждан;
  • лиц без гражданства;
  • граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;
  • российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);
  • международных организаций и международных общественных движений;
  • органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных организаций;
  • юридических лиц, имеющих в своем уставном (складочном) капитале долю государственной или муниципальной собственности, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования;
  • воинских частей, военных организаций, правоохранительных органов;
  • благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;
  • анонимных жертвователей;
  • юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.

Недопустимые пожертвования, а также пожертвования, перечисление которых влечет за собой превышение установленной нормы политическая партия или ее региональное отделение в течение месяца со дня их получения должны вернуть жертвователям, а в случае невозможности возврата передать в доход Российской Федерации.

Законодательством ограничена также возможность осуществления политическими партиями предпринимательской деятельности.

Политическая партия при планировании стратегии по привлечению средств в том числе и за счет осуществления платных услуг доджна учитывать, что в соответствии с законом политическая партия вправе осуществлять только следующие виды предпринимательской деятельности:

  • информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;
  • изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;
  • продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.

Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять благотворительную деятельность, как и все остальные НКО.

Как уже было отмечено, процесс привлечения средств тесно связан с вопросами финансового управления. Соответственно, при определении возможных источников финансирования и объемов привлекаемых средств этапы финансового планирования пересекается с циклом планирования фандрайзинга, а при выборе фандрайзинговой стратегии мы опять обращаемся к инструментам финансового управления для определения наиболее эффективного варианта.

При определении возможных источников финансирования, как правило, выделяется следующий приемлемый перечень:

  • Грант
  • Дарение
  • Пожертвование
  • Целевой взнос на осуществление благотворительной деятельности
  • Сбор пожертвований через ящики
  • Конкурс социально значимых проектов

И т.д.

Не всегда понятия, принятые в среде некоммерческих организаций и применяемые программным персоналом, а также собственно дарителями, жертвователями и т.д. совпадают с определениями, предусмотренными в нормативных документах.

Например, Налоговый Кодекс РФ Глава 25 Ст. 251 п.1 пп.14 четко дала определение гранта, которое расходится с привычной более широкой трактовкой этого понятия.

В соответствии с налоговым кодексом грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет одновременно следующим условиям:

  • предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. N 923 утвержден "Перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов" (приложение 1).

Близкое к гранту понятие пожертвования определено Гражданским Кодексом РФ в статье 582 «Пожертвование».

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...