Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мое посвященье Алексею Петрову




 

Фантастика навязчивых явлений,

Пьяно-безумная героика страстей,

Дурманный омут падших сожалений,

Ребенка горесть на крутой версте.

Отвергнут женщиной и взятый ночью темной,

Включенный в цепь событий дико-злых,

Всегда обиженный, всегда бездомный,

Гость беспокойнейший трактиров и пивных.

Он может гладить ласково былинку.

Вести беседу мирно с мошкарой,

И возвращаясь к прошлому тропинкой,

Грустить почти девической душой.

Святой и святотатственно-преступный,

Рельефным профилем мелькая, худобой,

То исчезающий, то неотступный,

Безвольно-гибкий, скользко-непрямой.

Насильственно срок сокращая сирый.

Он судорожно превозносит алкоголь.

Лелеет ломкую непримиримость с миром

И неустанную по миру боль.

 

1928.

 

О творчестве Алексея Петрова

 

Он был очень аккуратен. Когда мы снова встретились в конце его жизни, дал мне прочесть 4 сшитые перепечатанные тетради стихов. В прозе А. П. был целостнее, сильнее. В стихах, к большой невыгоде автора, получалось так, что поэтические перлы утопали в обилии водянистой бесцветности. Беда была в том, что автор не сознавал своего срыва. Нет стихотворения, которое можно бы принять без поправок. Не была осознана тематика в этих тетрадях, не было размещения по циклам. Изысканность, тонкость, занимательность, смелая образность — оставались разбросанными жемчужинками в мусоре. Невыгодна была также абсолютно однообразная форма. «Классический ямб», — говорил автор. Это отнюдь не оправдывает недостатка мастерства.

Книга стихов «Вселенная», подобранная и составленная мною, была дана для прочтенья Льву Озерову [347], рецензенту Грудневу из издательства «Советский писатель», поэту Дмитрию Голубкову и вызвала у всех половинчатое отношение.

Корней Чуковский извинился, что не мог одолеть всех присланных ему рукописей (60!), но, просмотрев стихи, отозвался благожелательно.

Я подобрала бы его прелестные поэтические наблюденья в тоненький, но памятный сборник. Сумел же Алексей Петров сказать о цветах так зорко и глубоко:

 

«Умны вы слишком для печали,

Красивы слишком для земли!»

 

Его первое замечанье, привлекшее мое внимание, было: «Как велико значенье в отношениях людей — бережности». И если он сам изменял себе в этом, то пониманье было.

 

Благодарность

 

Благодарю тебя, природы гений,

Что побывал я в этом бытии.

За реку, за лесные светотени,

За росы, что я мог в листве найти.

За последождевую тишь такую,

Что капелька, упавшая в листве.

Звучит на солнечную ширь лесную,

Как выстрел, оглушительно резка.

За травку, что, влюбленными примята.

Медлительно, но неуклонно вновь

Пряма становится, что пахнет мята,

И головокружительна любовь.

За всё, что я увидел в бурях мира,

За всё, что не узнал я, что я есть,

За то, что я исчезну с жизни пира.

За думы и дела, что мне не счесть.

 

Я липы лист в глуби зеленой чащи

Целую на прощанье, уходя,

Как кончик пальцев Матери Творящей,

Не думая, не плача, не грустя.

 

[А. А. Петров]

 

Флория Тоска

 

Луна зимний мир пополам

На свет и на тьму делит жестко.

Доносится по этажам

Предсмертная ария Тоски.

Мне нужно, что к слову «любовь» —

Забыть мне ее удалось ли? —

И рифма старинная — кровь.

Пролитая Каварадосси.

Пустую невзрачную явь

Квартиры снести мне нет силы.

О Тоска, надежды оставь,

Жених твой поет у могилы.

Черны, точно тень от луны,

Шелка и глаза, и прическа,

Белее снегов белизны

Щека твоя нежная, Тоска.

Хотел бы я, Тоска, порвать

Все злые тюремные игры,

Чтоб снова могла ты гулять

С любимым под солнцем у Тибра.

Луна и мороз, я не сплю,

Подавлен мечтами глухими.

О Флория Тоска, люблю

Твое я цветковое имя.

 

[А. А. Петров]

 

8. Борис Пастернак

 

«Спи, подруга, — лавиной вернуся» [348] .

Б. Пастернак

 

«Это безобразие, что мне ничего не нравится», — говорила хорошенькая и взыскательная Варя Монина. Но вот понравился и сильно новоявленный поэт, тогда еще только завоевывающий вниманье литературных кругов. «Когда я вчера возвращалась домой, он проходил подругой стороне Знаменки, и до меня дошла горячая лирическая волна, от него исходящая».

Как-то Боброва, Аксёнова, Пастернака застала гроза на Арбатской площади, они, все трое, тогда находившиеся в частом общении («Центрифуга»), зашли в ближайший подъезд и не заметили, как кончился дождь, в ожесточенном споре о философии Гегеля.

«Это единственный современный поэт, отмеченный чертой гениальности». — «Вы слишком легко распоряжаетесь понятием „гений“», — останавливал Варю Монину Иван Никанорович Розанов.

Так я впервые услышала имя — Борис Пастернак. То было начало 1920-х гг. Тогда всё кафе «Домино», первоначальный Союз поэтов, бросилось подражать сумбурной стихотворной манере Пастернака, смешению вещей, вроде: снег, сапоги, апельсинная корка, воспоминание, разорванный конверт и т. п. Впрочем, это было и общим стилем сдвинутого времени. Характерно звучало название Бориса Пильняка «Волки и машины»[349].

Дальше я слышала о Борисе Леонидовиче: «Он скромно входил в книжный магазин на Кузнецком и предлагал для распространения свой сборник „Поверх барьеров“[350]. Он женился на художнице Жене [351], безумно в него влюбленной, и приходил в Союз поэтов занимать деньги. Была нужда».

Он вернулся из Парижа, встретил в арбатских переулках Варвару Монину и неожиданно ее поцеловал. Густым бархатным басом ей пожаловался: «И там, как и тут, я читал Эдгара По, что было главным для меня».

 

«Париж в дельцах,

В золотых тельцах»[352].

 

Варвара говорила, что Б. Л. сетовал о своей некрасивости: «Какие толстые у меня губы». Губы действительно были, как я писала о Пушкине:

 

«А губы-то вперед! У абиссинца

Такие же, когда в полдневный зной

Снежно-холодного ручья напиться

К земле приляжет тяжестью грудной».

 

Переводчица Наталья Вержейская, встретив Б. Л. в столовой Союза писателей, ужасалась: «Он безобразен». У меня была не вошедшая в строфу строка: «И красотой, и некрасивостью хорош». Его лицо легко можно было преобразить в демонически прекрасное. Ходили портреты, где он выглядел, как задумавшийся над бездной ангел Врубеля [353].

Б. Л. щедро, добро откликался на предложенные ему для отзыва стихи молодых поэтов. Варваре, прочтя ее тетрадочки, сказал: «Что в Вас прекрасно, так это импрессионизм». Говорил ей еще: «У Вас очаровательный голос, выступите в Доме печати с чтением моих стихов».

Моя фильская [тетрадь] из обрывков бумаги, сшитых нитками, попала к нему путем передачи через третьи руки и, спустя десятилетия, он говорил, что она у него хранится. В последующие годы встречала я Б. Л. на вечере Тарабукина [354]в Доме Академии художеств. Я прочла там свою «Рябину», и он сказал: «Как хорошо, что такие стихи есть, свободные».

По дороге к Вячеславу Иванову в Дом ученых (1924 г.) встретила его на Пречистенке. Он радостно поздоровался и подарил букетик лесных фиалок. Я отдала его тут же лошадиной морде, она его сжевала, ничего. Я была у него — на Волхонке, в Афанасьевском переулке, в Лаврушинском переулке. Он приезжал ко мне на Ольховскую в военные годы. Я присутствовала в Переделкине на посмертном 9-м дне.

Поражала в нем его солнечная щедрость, расположенность, открытость, доверчивость. Я не была предметом его увлечений, семейной знакомой, бывающей в доме, женой друга или еще кем-нибудь. Была только приятельницей приятельницы, автором горсточки стихов о зеленом саде, румяной девицей с неопределенными данными, блуждающей по литературным окрестностям. Но вот он подходит на Арбате, приветствует. Вот он выглядывает из окошка Дома Герцена и, видя меня, проходящую, громогласно возглашает: «Ольга Мочалова!» Приходит слушать мое выступление в Дом печати.

Всегда — доверие. Кто из признанных имен мог бы позвонить по телефону: «Почему Вы не пришли ко мне сегодня, как мы сговорились? Когда придете?» Я не пришла, потому что в майский день внезапно пошел снег, а я была в летнем платье. Ехать надо было с пересадкой и долго бежать пешком. «Вы уже, наверное, убрали пальто в сундук, — сказал он сострадательно, — сговоримся на завтра».

Был и такой звонок: «Приезжайте сейчас на Рождественский бульвар, я познакомлю Вас с Ахматовой». Я не поехала.

Он писал мне рекомендацию для принятия в члены групкома писателей, дарил свою книгу «На ранних поездах»[355]с трогательной надписью. Широкая простота, доступность и была гранью его таланта, такого необычного.

Когда он скончался, один из поклонников, приехавший на проводы гроба, спросил у встречной женщины: «Где дом писателя Пастернака?» — «А, этот, — ответила она, — он и на писателя не похож».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...