Подрывание деревянных мостов
218. В деревянных мостах подрываются опоры и пролетные строения. В целях затруднения действий противника по восстановлению разрушенных деревянных мостов свайные опоры должны подрываться по возможности ниже уровня воды; пролетные строения обычно подрывают так, чтобы были перебиты, по меньшей мере в одном сечении, основные несущие элементы.. Деревянные мосты подрываются сосредоточенными неконтактными зарядами, каждый из которых предназначается для перебивания нескольких элементов конструкций, расположенных на различных расстояниях от его центра и в различных плоскостях. Заряды рассчитываются по ст. 137 исходя из условий разрушения в данном поперечном сечении моста всех его несущих элементов (прогонов, поясов ферм, свай и т. п.). 219. Низководные деревянные мосты, отличающиеся малыми пролетами, а также малой высотой опор и пролетных строений, целесообразно подрывать зарядами, размещаемыми 1Го одному в середине каждой разрушаемой опоры на высоте, равной примерно половине расстояния от поверхности воды (при отсутствии воды — от поверхности грунта) до настила (рис. 130). Заряды рассчитываются на разрушение крайних прогонов. Размещение и крепление неконтактных зарядов и электровзрывных сетей на конструкциях низководных мостов производятся, как правило, непосредственно с лодок (с грунта) без устройства подмостей. Пример расположения зарядов и электровзрывных сетей на конструкциях низководного деревянного моста приведен на рис. 131. 220. Подрывание высоководных деревянных мостов, имеющих пролеты до 25 м и высоту опор до 6 м, производится зарядами, располагаемыми над опорами (рис. 132). Взрывом таких зарядов разрушаются концы пролетных строений и верхние части опор.
При длине пролетов более 25 м пролетные строения дополнительно подрываются зарядами, располагаемыми в серединах пролетов (рис. 133,а). При высоте опор более 6 м их нижние части дополнительно подрываются зарядами, располагаемыми под водой на глубине 1,5—2 м или на дне реки (рис. 133,6). Рис. 130. Подрывайте опор и пролетных строений низководных деревянных мостов: 1 — заряд; 2 — подмости для укладки заряда
На суходолах и в пойменной части рек заряды для подрывания нижней части опор располагаются на поверхности грунта. 221. Количество зарядов в каждом сечении подрыва высоководного моста определяется в зависимости от его ширины и высоты пролетного строения. При ширине моста до 5 м (независимо от высоты пролетного строения) в каждом сечении подрыва пролетных строений и опор применяется по одному заряду с расположением их по оси моста (рис. 134,а).
Рис. 131. Расположение зарядов и взрывных сетей на конструкциях низководного деревянного моста: а — вид сбоку; б — поперечный разрез; в — план (без настила); г — схема взрывных сетей; 1 — заряды в промежуточных опорах; 2 — заряды у береговых опор; 3 — первая (основная) электровзрывная сеть; 4 — вторая (дублирующая) электровзрывная сеть
При ширине моста более 5 м и высоте пролетного строения до 2,5 м в каждом сечении подрыва (как в пролетах, так и в опорах) более целесообразно применять по два заряда, располагая их на расстояниях, равных 1/4 ширины моста от его оси (рис. 134,б). Рис. 132. Подрывание высоководного деревянного моста с дощато-гвоздевыми фермами: а — вид сбоку; б — поперечный разрез; 1 — заряды над опорами
При ширине моста более 5 м и высоте пролетного строения свыше 2,5 м наиболее целесообразно в сечениях подрыва опор применять по два заряда, а в сечениях подрыва пролетных строений — по одному (см. рис. 133).
Рис. 133. Подрывание высоководного деревянного моста с ригельно-раскосными фермами: а – вид сбоку; б – поперечный разрез; 1 – заряды над опорами; 2 – заряд в середине пролета; 3 – заряды под водой (пунктиром показано положение зарядов до погружения в воду) 222. На мостах с пролетными строениями из дощатых и ригельно-раскосных ферм (рис. 132, 133 и 134), а также из гибких дощатых арок с балкой жесткости (рис. 135) заряды могут располагаться: — над опорами — между концами ферм на досках, прибитых к опорным узлам; — в середине пролетов (при длине их более 25 м) — между фермами на досках, прибитых к нижним поясам сверху (рис. 133). Рис. 134. Подрывание пролетных строений высоководных деревянных мостов: а — пролетное строение шириной до 5,0 м; б — то же, шириной более 5,0 м; 1 — заряды
На мостах с пролетным строением из ферм Гау-Журавского (рис. 136) заряды целесообразно располагать: — над опорами — на настиле проезжей части над опорными узлами обеих ферм; — в середине пролета — на настиле над средними узлами нижних поясов ферм. Рис. 135. Подрывание высоководного деревянного моста с гибкой аркой и балкой жесткости: а — вид сбоку; б — поперечный разрез; 1 — заряды над опорами; 2 — заряд в середине пролета
В конструкциях свайных опор деревянных мостов заряды размещаются на горизонтальных схватках и связях или на специально устанавливаемых для этих целей перекладинах. Заряды крепятся к схваткам, связям и т. п. крупными гвоздями и привязываются проволокой, что обеспечивает прочное удержание зарядов на конструкциях мостов. Провода электровзрывных сетей и детонирующий шнур крепятся к элементам мостов проволочными скобами с применением защитных накладок (рис. 137). Рис. 136. Подрывание высоководного деревянного моста с фермами Гау-Журавского: а — вид сбоку; б — поперечный разрез; 1 — заряды над опорами; 2 — заряды в середине пролета Рис. 137. Крепление проводов и детонирующего шнура к элементам деревянных мостов: а — вид сбоку; б — поперечный разрез; 1 — провод (детонирующий шнур); 2 —защитная накладка; 3 — проволочная скоба
223. В качестве неконтактных зарядов для подрывания деревянных мостов применяются тротиловые шашки в заводской укупорке (в ящиках), а также различные инженерные, артиллерийские и авиационные боеприпасы.
Размещение, и крепление зарядов на конструкциях мостов производятся с подмостей (через люки, проделанные в настиле), с лодок, люлек, стремянок, веревочных лестниц и т.п. Во избежание падения подрывников, работающих на большой высоте, их необходимо привязывать веревками за пояс к элементам моста. Рис. 138. Подрывание ряжевых опор деревянных мостов: а — внутренними сосредоточенными зарядами; б — наружными удлиненными зарядами; 1 — заряды; 2 — колодцы Пример организации подрывания высоководного деревянного моста на свайных опорах приведен в приложении 9. 224. Ряжевые опоры высоководных деревянных мостов подрываются внутренними сосредоточенными или наружными удлиненными зарядами. Внутренние сосредоточенные заряды для подрывания ряжа (рис. 138, а)размещают в колодцах, выделываемых в каменном заполнении по оси ряжа на глубину, равную его толщине. Расстояния между зарядами принимаются равными толщине ряжа; удаление крайних зарядов от концов ряжа не должно превышать половины его толщины. Колодцы после закладки зарядов в них засыпаются (забиваются) вынутым камнем или оставляются открытыми. При наличии забивки колодцев вес каждого сосредоточенного заряда определяется по формуле С = 3 R 3, (57) где С — вес заряда в килограммах; R — радиус разрушения, равный половине толщины ряжа, в метрах. При открытых колодцах вес зарядов, определенный по формуле (57), увеличивается на 25 процентов. Наружные удлиненные заряды для подрывания ряжа (рис. 138,б) располагаются вертикально на продольных стенах сруба в местах пересечения их с поперечными стенами. Для подрывания сруба из бревен толщиной до 25 см удлиненные заряды составляются в один ряд, а при большей толщине бревен — в два ряда больших тротиловых шашек. 225. Плотовые опоры простейших (наплавных) деревянных мостов подрываются подводными сосредоточенными или наружными (надводными) удлиненными зарядами.
Подводный сосредоточенный заряд (рис. 139, а) заводится под плот с верховой стороны при помощи шестов или веревок. Глубина погружения заряда должна быть около 1,0 м. При этом условии вес заряда можно определять по, ст. 137, принимая за расчетную толщину элемента суммарную толщину всех ярусов бревен, составляющих плот. Наружный удлиненный заряд (рис. 139,6) укладывается на бревна сверху поперек плота, перекрывая его по всей ширине. Вес удлиненного заряда определяется по правилу: на каждый ярус бревен толщиной до 25 см — один ряд больших тротиловых шашек; при большей толщине бревен на каждый ярус их — два ряда больших шашек. 226. В некоторых случаях при отсутствии ВВ деревянные мосты могут уничтожаться сжиганием. Сжигание может быть произведено безотказно при следующих условиях: — при достаточно сухом материале конструкций; — при сухой (без сильного дождя) погоде; — при наличии достаточного количества горючих материалов; — при наличии времени не только на подготовку, но и на производство сжигания. 227. Сжигание деревянных мостов не может быть обеспечено применением только быстросгорающих материалов (керосин, бензин, напалм и т. п.). Для сжигания мостов должны применяться большие костры из сухих дров, разжигаемые при помощи сухого хвороста, соломы и жидких горючих. При подготовке мостов к сжиганию костры выкладывают внутри свайных опор (в надводной части, на подмостях), заполняя дровами все промежутки между сваями. В настиле проезжей части моста над поджигаемыми опорами проделываются отверстия для обеспечения тяги. При поджигании моста легко возгорающиеся материалы (хворост, солома и т. п.), заложенные в основании каждого костра, обливаются жидким горючим и зажигаются. Разливание и зажигание жидких горючих могут осуществляться одновременно путем взрывания электрическим способом небольших зарядов ВВ, помещенных в бидоны (банки) с горючим.
Рис. 139. Подрывайте деревянных плотов: а — подводными сосредоточенными зарядами; б — надводными удлиненными зарядами; 1 — заряды; 2 — груз; 3 — шест; 4— зажигательная трубка; 5 — поперечины; 6 — прогоны; 7 — детонирующий шнур
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|