Подрывание металлических мостов
228. Металлические мосты в большинстве случаев состоят из металлических (стальных) пролетных строений и каменных, бетонных или железобетонных массивных опор. В металлических путепроводах и виадуках опоры могут быть выполнены в виде отдельных металлических стоек (колонн). Пролетные строения металлических мостов в зависимости от системы главных ферм могут быть балочными, арочными и висячими. Фермы любой системы по длине моста могут быть разрезными или неразрезными. По своей конструкции главные фермы металлических мостов могут быть сплошными, т.е. со сплошными стенками, или сквозными, т.е. решетчатыми. Металлические пролетные строения с ездой понизу имеют две главные фермы, а пролетные строения с ездой поверху в зависимости от ширины моста могут иметь и больше двух главных ферм. Как в мостах с ездой понизу, так и в мостах с ездой поверху главные фермы соединяются между собой в пространственные конструкции при помощи продольных и поперечных связей. 229. В металлических мостах подрываются опоры и пролетные строения. Для того чтобы затруднить восстановление металлических мостов противником, опоры необходимо подрывать как можно ближе к поверхности воды, а в некоторых случаях и ниже ее, а подрывание пролетных строений производить одним из следующих способов: — перебиванием в определенных сечениях всех элементов главных ферм, продольных связей между ними, а в ряде случаев и продольных балок с разделением пролетного строения на части, мало пригодные для использования при восстановлении моста;
Рис. 140. Подрывание металлического моста с пролетом менее 10,0 м: 1—1 — сечения подрыва
— перебиванием в середине пролетов только некоторых из основных несущих элементов главных ферм с обеспечением скручивания и смятия конструкций при обрушении их на дно перекрываемого мостом препятствия*.
230. Разрушение металлических мостов с пролетами менее 10,0 м (см. рис. 140) производится подрыванием опор без перебивания пролетных строений. Опоры таких мостов подрываются по всей ширине в одном уровне, как можно ближе к их основанию, с тем чтобы взрывами были разрушены не только надземные части опор, но и фундаменты. При расположении опор моста в воде сечения их подрыва необходимо, выбирать по возможности ниже поверхности воды или как можно ближе к ней. 231. Металлические мосты с пролетами от 10,0 до 25,0 м разрушаются путем подрывания опор и пролетных строений с обрушением по оси моста. Опоры, как и в предыдущем случае, подрываются по всей их ширине в одном уровне. Подрывание пролетных строений производится перебиванием основных элементов их конструкций в одном или в двух сечениях подрыва. Количество сечений подрыва в том или ином пролете определяется в зависимости от отношения его длины к высоте опор: если длина пролета меньше утроенной высоты опор, то достаточно одного сечения подрыва пролетного строения примерно посередине (рис. 141, а); если же длина пролета превышает высоту опор втрое или больше, то пролетное строение, как правило, подрывается в двух сечениях, располагаемых примерно в третях пролета (рис. 141,6). При выборе количества и расположения сечений подрыва в пролетных строениях с неразрезными главными фермами (рис. 142), кроме того, необходимо обеспечивать образование неравноплечих консолей, обусловливающих опрокидывание частей подорванного моста под действием их собственного веса. 232. В ряде случаев при подрывании мостов с ездой поверху при сплошных главных фермах пролетом до 25 м может оказаться достаточным обеспечение сильной деформации ферм без перебивания их.
Для достижения указанного эффекта применяются сосредоточенные неконтактные заряды, размещаемые под проезжей частью моста между главными фермами (рис. 143). Вес таких зарядов определяется по формуле С = 20 r 2, (58) где С – вес заряда в килограммах; r – расстояние от центра заряда до деформируемого элемента в метрах. Указанным способом можно подрывать мосты и со сквозными фермами. Вес заряда в этом случае определяется по формуле (58) с увеличением в полтора раза.
__________________ *Использование при восстановлении моста хотя и не перебитых на части, но сильно деформированных конструкций пролетных строений весьма затруднительно.
Рис. 141. Подрывание металлических мостов с пролетами от 10,0 до 25 м: а — мост на высоких опорах; б — мост на низких опорах; в — поперечный разрез пролетного строения; 1—1 — сечения подрыва пролетного строения; 2—2 — сечения подрыва опор; 3 — заряды на верхних поясах ферм; 4 — заряды на раскосах; 5 — заряды на нижних поясах ферм; 6 — заряды на продольных балках
Рис. 142. Подрывание пролетных строений металлического моста с неразрезными фермами: 1—1 — сечения подрыва Рис. 143. Подрывание неконтактными зарядами металлических пролетных строений со сплошными фермами: 1 — заряд; 2 — проволочная или верёвочная подвеска
Рис. 144. Подрывайте металлического моста разрезной конструкции с пролетами более 25,0 м: а — вид сбоку; б — план опор; 1 — заряды в опорах; 2 — заряды на поясах ферм
233. Металлические мосты с пролетами более 25,0 м целесообразно разрушать подрыванием опор по косым сечениям с одновременным перебиванием верхних или нижних поясов главных ферм (рис. 144). В целях обеспечения лучших условий скручивания ферм предпочтительней подрывать верхние пояса, хотя это и не всегда удобно по условиям выполнения работ. Сечения подрыва смежных опор моста должны располагаться с наклоном в противоположные (в верховую и низовую) стороны. При таком подрывании опор пролетные строения, ослабленные перебиванием поясов главных ферм, в процессе падения смещаются с оси моста, скручиваются, сминаются и в деформированном виде загромождают русло реки.
Рис. 145. Подрывание большепролетного металлического моста с пролетными строениями неразрезной конструкции: а — вид сбоку; б — план (после подрыва); 1 — заряды для подрывания концевых опор по косым сечениям; 2 — заряды для подрывания поясов ферм; 3—3 — сечения подрыва средних опор по всей ширине в одном уровне
При неразрезных пролетных строениях большепролетных металлических мостов указанный способ разрушения осуществляется подрыванием по косым сечениям крайних опор, на которые опираются концы неразрезных ферм. Промежуточные (средние) опоры подрываются по всей их ширине в одном уровне (по горизонтальным сечениям). Одновременно подрываются опорные узлы ферм над промежуточными опорами (рис. 145). 234. Металлические мосты, имеющие пролеты разной длины с различными системами и конструкциями пролетных строений, подрываются комбинированными способами: подрывание малых пролетов моста производится согласно ст. 230 и 231; в отношении же подрывания пролетных строений и опор больших пролетов необходимо руководствоваться ст. 233. Рис. 146. Подрываиие металлического моста с ездой понизу неконтактным сосредоточенным зарядом: 1 — заряд на платформе 235. В особых случаях, когда по обстановке нет возможности подготовить мост к подрыванию с размещением зарядов на опорах и пролетных строениях, для его разрушения может быть применен один неконтактный сосредоточенный заряд, расположенный в вагоне (на платформе) или на автомобиле и вкатываемый на мост непосредственно перед взрывом. *" Вес такого заряда определяется по формуле С = 30 r 2, (59) где С — вес заряда в килограммах; r — расстояние от центра заряда до разрушаемого пояса фермы в метрах. При расчете неконтактного заряда для подрывания большепролетных мостов с ездой понизу в формулу (59) подставляется расстояние от центра заряда до верхнего пояса фермы (рис. 146). Если этот пояс имеет ломаное очертание, то за расчетное расстояние принимается полная высота фермы в середине пролета. При расчете неконтактного заряда для подрывания мостов с ездой поверху в формулу (59) подставляется расстояние от центра заряда до нижнего пояса фермы. Если заряд предназначается для укладки над опорой, то для обеспечения разрушения ее верхней части расчетное расстояние увеличивается еще на 2—3 м (рис. 147).
Рис. 147. Подрывание металлического моста с ездой поверху неконтактным сосредоточенным зарядом: 1 — заряд на платформе
236. Висячие металлические мосты как гибкой (рис. 148,а), так и вантовой (рис. 148,б) систем при любой длине пролетов и независимо от конструкции подвесных поясов, вант и балок жесткости разрушаются подрыванием пилонов и пролетных строений с обрушением по оси моста. Выбор количества и расположения сечений подрыва в пролётах производится в соответствии со ст. 231. В каждом сечении должны перебиваться подвесные пояса или ванты, состоящие из стальных тросов, цепей или полос, балки жесткости и продольные балки (прогоны), по которым уложен настил моста. Рис. 148. Подрывание висячих металлических мостов: а — мост с гибким подвесным поясом; б — вантовый мост; 1—1 — сечения подрыва пролетных строений; 2 — 2 — сечения подрыва пилонов
237. Металлические путепроводы разрушаются с целью прекращения движения по обеим (верхней и нижней) дорогам. Поэтому подрывание опор и пролетных строений путепровода должно производиться так, чтобы в наибольшей степени загромоздить нижнюю дорогу обрушенными на нее конструкциями. С целью выполнения указанного требования в путепроводах необходимо подрывать все опоры и пролетные строения во всех пролетах. Подорванные пролетные строения путепровода должны обрушиваться по оси, поэтому характер подрывания пролетных строений и массивных опор путепроводов должен соответствовать указаниям ст. 231. При наличии в конструкциях металлических путепроводов промежуточных опор в виде отдельных металлических стоек (рис. 149) они должны подрываться с расчетом на обрушение (опрокидывание) поперек нижней дороги. Способ подрывания стоек зависит от характера заделки их в фундаментах. Для опрокидывания стоек, жестко заделанных в фундаменты, их необходимо подрывать в двух сечениях каждую, располагая заряды внизу и вверху, с двух противоположных сторон с целью создания опрокидывающих усилий. При этом перебивание всех элементов стоек в каждом сечении подрыва не обязательно. Стойки, шарнирно опирающиеся на фундаменты, можно вовсе не подрывать или подрывать каждую в одном сечении, расположенном примерно на половине высоты. Перебивание всех элементов каждой стойки не обязательно ив этом случае.
238. Элементы пролетных строений металлических мостов любой системы, а также элементы металлических мостовых опор (стоек) подрываются контактными зарядами, расчет и размещение которых на подрываемых конструкциях производят согласно ст. 141. Для подрывания поясов ферм целесообразно использовать удлиненные кумулятивные заряды КЗУ (см. рис. 81). При разрушении большепролетных мостов сбрасыванием и скручиванием пролетных строений (ст. 233) сосредоточенные и кумулятивные заряды для подрывания поясов главных ферм целесообразно располагать в средних узлах, где сходятся несколько элементов конструкций (см. рис. 144). Вес сосредоточенных зарядов определяется или по ст. 141 с увеличением в полтора раза, или по формуле С = 0,25 L + 10, (60) где С — вес заряда в килограммах; L — длина подрываемой фермы в метрах. Расчет и размещение контактных зарядов для подрывания гибких элементов в пролетных строениях металлических мостов (подвесные пояса, ванты) производят согласно ст. 144. Рис. 149. Подрывание металлического путепровода с промежуточными опорами в виде стоек: а — вид сбоку; б — поперечный разрез; 1—1 — сечения подрыва пролетных строений; 2—2 — сечения подрыва устоев; 3 — заряды на стойках промежуточных опор
239. Промежуточные и береговые массивные опоры (быки и устои) металлических мостов подрываются или сосредоточенными или удлиненными зарядами, вес которых определяется по формулам (26) и (27) с увеличением на 30 процентов. Удлиненные заряды применяются в том случае, когда ширина опор превышает толщину более чем в два раза. При подготовке мостов к разрушению в условиях недостатка времени и отсутствии заблаговременно выделанных зарядных устройств (ст. 244—247) подрывание быков производится наружными заряда ими, вплотную приложенными к поверхности кладки. Береговые устои мостов во всех случаях подрываются внутренними зарядами. Количество зарядов, необходимых для подрывания каждой опоры, и их расположение внутри опор или и на их поверхностях зависят от принятого способа подрывания и определяются в соответствии с указаниями ст. 230-233. Для подрывания опор толщиной до 1,2 м могут применяться удлиненные кумулятивные заряды КЗУ, которые должны перекрывать опору по всей ширине. 240. При подрывании быка по всей ширине в одном уровне сосредоточенные заряды (рис. 150, а и 150 б) располагаются в одной горизонтальной плоскости как можно ближе к фундаменту, а при наличии воды г под мостом — по возможности ближе к ее поверхности. Расчетный радиус разрушения R выбирается в соответствии с табл. 20, в зависимости от толщины быка и от способа расположения зарядов. Расстояния между соседними зарядами должны быть не более 2 R, a расстояния между крайними зарядами и торцами быка не должны превышать величины R. Если указанное выше подрывание быка производится удлиненным зарядом (рис. 150, в), то такой заряд должен располагаться горизонтально, перекрывая бык на всю его ширину по кратчайшему направлению. Расчетный радиус разрушения R выбирается так же, как в случае применения сосредоточенных зарядов. Если в быках нет заблаговременно выделанных зарядных устройств и если имеется достаточно времени на выполнение подготовительных работ для закладки сосредоточенных зарядов, то в кладке быков выделываются рукава или ниши, а для закладки удлиненных зарядов — борозды.
Рис. 150. Подрывание промежуточных мостовых опор (быков) по всей ширине в одном уровне: а — сосредоточенными зарядами в рукавах; б — сосредоточенными зарядами в нишах; в — удлиненным зарядом в борозде; 1 — заряды
Рукава выделываются на глубину, равную одной трети или половине толщины быка в сечении подрыва. Если длина рукавов более 1,0 м, то для удобства работ размеры их входных отверстий должны быть больше размеров зарядных камер. Ниши и борозды должны иметь глубину, примерно равную высоте зарядов. При наличии воды у подрываемых опор рукава, ниши и борозды выделываются на 0,5—1,0 м выше ее уровня. Выделка указанных зарядных устройств производится с подмостей, плотов или лодок при помощи механизированного инструмента (приложение 12) или малых кумулятивных и шпуровых зарядов. Рис. 151. Забивка зарядов в быках: а — сосредоточенных зарядов в нишах; б — удлиненного заряда в борозде; 1 — щиты из досок; 2 — доски; 3 — подпорки
Во всех случаях подрывания быков целесообразно производить забивку зарядов; забивка производится: — при расположении зарядов в рукавах — мешками с грунтом; — при расположении в нишах и бороздах — досками или щитами, подпираемыми (при неглубокой воде) наклонными бревнами (рис. 151). 241. При подрывании береговых устоев по всей ширине в одном уровне применяются сосредоточенные внутренние заряды. Если в устоях нет заблаговременно выделанных зарядных устройств, то в зависимости от условий производства подготовительных работ заряды закладываются в колодцах, отрываемых в насыпях за передними стенками, или в рукавах, пробиваемых с лицевой стороны стенок. Колодцы (рис. 152, а) должны отрываться на глубину, превышающую толщину передней стенки устоя не менее чем в полтора раза. Во всех случаях глубина колодцев должна обеспечивать расположение зарядов ниже подошвы подферменных камней. При небольшой высоте устоев колодцы отрываются до уровня воды или поверхности грунта у лицевой стороны передней стенки. Рукава (рис. 152, б) пробиваются на глубину, равную двум третям толщины передней стенки устоя. Расчетный радиус разрушения принимается равным полной толщине этой стенки. Расстояния между зарядами назначаются в соответствии со ст. 240. Рис. 152. Подрывание береговых мостовых опор (устоев) по всей ширине в одном уровне: а — сосредоточенными зарядами в колодцах; б — сосредоточенными зарядами в рукавах; 1 — заряды
242. При подрывании мостовых опор по косым сечениям с целью сбрасывания пролетных строений в стороны применяются сосредоточенные заряды, расчет и закладка которых производятся по ст. 239—241. Основная особенность в данном случае состоит в том, что заряды по высоте опоры должны располагаться н а разных уровнях так, чтобы плоскость, проведенная через их центры, составляла с горизонтом угол не менее 45°, а один из краев опоры оставался бы необрушенным после взрыва (рис. 153). При ширине опоры, не превышающей ее толщину более чем в два с половиной раза, подрывание ее по наклонному сечению производится одним сосредоточенным зарядом, расположенным на расстоянии, равном одной четверти ширины опоры от оси моста (рис. 154, а). Расчетный радиус разрушения R в этом случае принимается на 20% больше определяемого по табл. 20. Рис. 153. Подрывание мостовой опоры по косому сечению с целью сбрасывания пролетного строения: а — расположение зарядов; б — подорванная опора; 1 — заряды; 2 — линия обрушения
Если высота опоры при указанной ширине превышает 15,0 м, то подрывание ее с целью обеспечения сбрасывания и скручивания пролетного строения производится двумя сосредоточенными зарядами, расположенными на одной вертикали, удаление которой от оси моста определяется, как и в предыдущем случае. При этом нижний заряд (рис. 154, б) располагается, как указано в ст. 240 и 241, а верхний — на расстоянии, равном удвоенной толщине опоры от него. Рис. 154. Подрывание по косым сечениям мостовых опор малой ширины: а — при высоте опоры менее 15,0 м; б — при высоте опоры более 15,0 м; 1 — заряды
243. Подрывание промежуточных и береговых опор с целью сбрасывания пролетных строений может производиться путем скалывания верхней части опор зарядами, укладываемыми на подферменных плитах с внутренней стороны опорных узлов ферм (рис. 155). Заряды рассчитываются по формуле (26). Для мостов пролетом до 10 ж коэффициент А принимается равным 1,5 (для бетона). Для мостов пролетом более 10 м (с усиленным армированием подферменных плит) А =2,5. Рис. 155. Скалывание верхней части опор взрывом заряда на подферменной плите: а — расположение заряда на береговой опоре; б — расположение заряда на промежуточной опоре; 1 — заряд
Коэффициент В принимается равным: — для береговых устоев — 5; — для промежуточных опор — 9. Радиус разрушения К принимается, как показано на рис. 155. 244. В некоторых мостах опоры могут иметь заблаговременно подготовленные зарядные (минные) устройства. Заблаговременные зарядные устройства включают в себя камеры для закладки зарядов, подходы к ним в виде колодцев, труб и рукавов, закрытых металлическими крышками или заделанных штучными камнями под цвет и фактуру поверхности кладки, и вспомогательные приспособления — лестницы, скобы, блоки, запоры. Типы этих устройств различаются по конструкциям подходов к камерам и определяются толщиной опор: — в опорах толщиной более 3,0 м устраиваются зарядные (минные) колодцы с камерами, а иногда и с рукавами в донной части; — в опорах толщиной от 2,0 до 3,0 м устраиваются зарядные (минные) трубы без камер или рукавов в донной части; — в опорах толщиной менее 2,0 м устраиваются рукава с камерами в концах или ниши (ст. 240 и 241). Рис. 156. Расположение зарядных камер в колодцах, устраиваемых в опорах мостов: а — при двух колодцах в опоре; б — при одном колодце; 1 — зарядные камеры; 2 — колодцы; 3 — рукава
245. Зарядные колодцы (рис. 156) располагаются вертикально и имеют поперечное сечение прямоугольной или квадратной формы размерами от 0,6х0,8 м до 1,0x1,0 м; глубина колодцев определяется высотой опор и характером предполагаемого обрушения их. В каждой опоре, в зависимости от ее ширины, может быть сделано от одного до трех колодцев. В их донной части имеются зарядные камеры, устраиваемые непосредственно в стенах колодцев (см. рис. 156, а) или в горизонтальных рукавах, отходящих в стороны (см. рис. 156,6). Количество камер в опоре равно количеству сосредоточенных зарядов, необходимых для ее подрывания по всей ширине. Размеры камер определяются размерами зарядов расчетного веса, приведенных к кубической или близкой к ней форме. На размещение забивки камеры не рассчитываются; забивка должна размещаться в рукавах и колодцах и выполняться из материалов, обеспечивающих возможность ее легкой разборки (мешки с грунтом, штучный камень и т.п.). Рис. 157. Расположение зарядных труб в мостовой опоре: 1 — заряды; 2 — зарядные трубы
246. Зарядные трубы (рис. 157) располагаются в опорах мостов вертикально или наклонно и могут иметь круглое или квадратное поперечное сечение диаметром (стороной квадрата), равным 0,3 м; по глубине трубы обычно доводятся до фундаментов опор. Количество труб в опоре равно количеству сосредоточенных зарядов, необходимых для ее подрывания по всей ширине. Зарядных камер в основаниях труб не делают. Заряды изготовляются (вяжутся) в соответствии с формой и поперечными размерами труб и на веревках опускаются в них до дна. Забивку зарядов в трубах производят деревянными колодами, сделанными по форме труб и имеющими длину до 1,0 м каждая. Колоды, предназначенные для забивки одной трубы, при помощи веревок и скоб связываются по нескольку штук в гирлянды и поочередно опускаются в трубу вслед за зарядом. Веревки от гирлянд и заряда оставляются на поверхности; в случае необходимости за них можно поднять колоды и заряд наверх. 247. При подрывании мостовых опор с заблаговременными зарядными устройствами используются только те устройства, расположение и глубина которых соответствуют способам подрывания мостов, изложенным в ст. 230—233. В ряде случаев могут использоваться не все, а только часть заблаговременных зарядных устройств в той или иной опоре. Например, при подрывании опор по косым сечениям с целью сбрасывания пролетных строений в сторону оставляются неиспользованными крайние зарядные устройства со стороны, противоположной направлению сброса. Если необходимо разместить заряды в разных уровнях по высоте опоры, имеющей заблаговременные зарядные устройства одинаковой глубины, то часть этих устройств перед заряжанием заполняется до нужной отметки забивочным материалом. При заряжании труб в подобных случаях впереди (ниже) зарядов опускается соответствующее количество деревянных колод. Пример заблаговременной подготовки металлического моста к подрыванию с необходимыми расчетами и схемами расположения зарядов и электровзрывных сетей приведен в приложении 10.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|