Подрывание подводных и наплавных мостов
262. Подводные мосты располагаются полностью под водой и устраиваются так, что поверхность проезжей части находится не менее чем на 0,5 м ниже поверхности воды, над которой возвышаются только указки (вехи). По своей высоте, по величине пролетов и по типу конструкций опор и пролетных строений подводные мосты аналогичны низководным мостам. По виду материалов подводные мосты могут быть деревянными, металлическими, железобетонными (сборными) и смешанными (например, опоры металлические или железобетонные, а пролетные строения деревянные). Наиболее широко применяются деревянные подводные мосты. 263. Подводные мосты можно подрывать полностью, по всей их длине, или частично, только на наиболее глубоких участках реки. Подрывание подводных мостов производится, как правило, неконтактными подводными зарядами, погружаемыми на дно реки и проталкиваемыми при помощи шестов примерно в середину каждой подрываемой опоры (рис. 173). Расчет подводных неконтактных зарядов (ст. 137 и152) производится по условию разрушения крайних свай (стоек) в опорах. Для деревянных свай считается необходимым их перебивание, а для железобетонных — выбивание бетона; в металлических конструкциях необходимо обеспечивать сильное деформирование стоек и элементов пролетных строений, что достигается взрывами зарядов, рассчитываемых по формуле (58); при деревянных пролетных строениях, уложенных по железобетонным или по металлическим опорам, заряды, рассчитываются на перебивание крайних прогонов над опорами. При подрывании подводных мостов взрывание всех зарядов должно производиться одновременно при помощи электровзрывных сетей, изготовляемых на поверхности и погружаемых в воду вместе с зарядами.
264. Наплавные мосты и паромы разрушаются подрыванием плавучих опор (понтонов, барж, плашкоутов), что вызывает затопление их вместе с пролетными строениями. Плавучие опоры подрываются наружными (накладными) зарядами весом 2—3 кг, укладываемыми на дно открытых понтонов (рис. 174, а). Закрытые понтоны подрываются подводными контактными зарядами весом 1,0—1,6 кг, опускаемыми на веревках за борт вплотную к стенкам понтонов (рис. 174, б). Рис. 173. Подрывание подводного деревянного моста подводными зарядами: 1 — заряд; 2 — шест; 3 — вязальная проволока или веревка; 4 — указки (вехи)
Взрывание зарядов, заложенных как внутри понтонов (на днищах), так и погруженных в воду, производится одновременно (электрическим способом или при помощи детонирующего шнура). Подрывание пристаней паромных переправ и берего-вы-х устройств наплавных мостов производится так же, как подрывание свайных или ряжевых опор низководных деревянных мостов. ПОДРЫВАНИЕ ТУННЕЛЕЙ
265. Подрывание туннелей производится с целью устройства в них завалов, которые противник должен будет устранить, чтобы возобновить движение. Завалы устраиваются путем обрушения породи со сводов и стен туннелей, достигаемого или разрушением поддерживающей породу обделки, или подрыванием самой породы на выброс в туннель. Выбор того или иного способа подрывания туннеля определяется характером окружающей его породы. Если туннель проходит в мягкой породе, то дли устройства завала необходимо подорвать лишь свод или верхние части стенок обделки, и тогда порода под действием собственной тяжести будет обваливаться вниз. Если же туннель проходит в твердой породе, то он либо вовсе не имеет обделки, либо обделка является декоративной, не несущей нагрузки. В этом случае для устройства завала необходимо закладывать заряды глубоко в массив породы и принудительно выбрасывать ее в туннель.
Рис. 174. Подрывание плавучих опор наплавных мостов: а — подрывание открытого понтона; б — то же, закрытого понтона; 1 — заряд; 2 — груз; 3 — веревка
При любом из указанных способов подрывания туннелей обвал лежащей над ними породы производится на входных участках, на протяжении 15—20 м на каждом, и в средней части, отдельными участками длиной по 25—50 м. Наиболее эффективно разрушение средней части, где расчистка завала требует больше времени. Количество участков обрушения в средней части туннеля определяется поставленной задачей (заданным общим объемом завалов), а также наличием времени, сил и средств. 266. Подрывание входных и средних участков туннелей, проходящих в мягких породах, производится сосредоточенными зарядами, закладываемыми непосредственно за обделкой несколько ниже пят свода по обеим сторонам туннеля (рис. 175). Рис. 175. Подрывание обделки туннеля, проходящего в мягкой породе: 1 — заряды в рукавах; 2 — забивка из грунта; 3 — забивка из мешков с грунтом; 4 — деревянные распорки
Для размещения зарядов в обделке устраиваются рукава с зарядными камерами, располагаемыми уступом в сторону. По длине подрываемых участков рукава располагаются на расстояниях 4— 6 м один от другого. Размеры рукавов и камер определяются по размерам зарядов, рассчитываемых по формуле (31) на образование воронки выброса в материале обделки при показателе действия взрыва n =3÷4. Забивка рукавов обязательна; она выполняется посредством мешков с грунтом, закрепляемых деревянными распорками Пробивание обделки туннелей в местах выделки рукавов производится при помощи пневматических отбойных молотков, а также взрывами зарядов в шпурах или последовательными взрывами кумулятивных зарядов. Шпуры выделываются при помощи пневматических перфораторов или пробиваются небольшими кумулятивными зарядами. Размещение и расчет шпуровых зарядов производится согласно ст. 187*. 267. Для подрывания входных участков туннелей, проходящих в твердых породах, заряды располагаются над замками сводов в камерах, выделанных в колодцах (шурфах) или в галереях (штольнях), пройденных со стороны лобовых откосов.
При небольшой толщине породы над входными участками туннелей устраивают колодцы с зарядными камерами в донной части (рис. 176,а). Если же толща породы велика, то над входами устраиваются галереи, из которых уступом вниз выделываются зарядные камеры (рис. 176,б). Зарядные камеры в колодцах и галереях устраиваются на расстоянии 3—4 м от открытой поверхности свода. Размеры камер определяются по размерам зарядов, расчет которых производится по формуле (31) на образование воронки выброса в массиве окружающей туннель породы при показателе действия взрыва п =2,0÷3,0. После закладки зарядов в камеры колодцы и галереи забиваются. Забивка производится мешками с грунтом, дощатыми щитами, бревенчатыми подпорками и т.п. (см. рис. 113). 268. Для подрывания средних участков туннелей проходящих в твердых породах, заряды закладываются на расстоянии 2—3 м от поверхности стен в боковых галереях, выделываемых изнутри туннелей в поперечных направлениях (рис. 177). Рис. 176. Подрывание входных участков туннелей, проходящих в твердых породах: а — размещение заряда в колодце; б — то же, в галерее; 1 — заряды
Галереи устраиваются по обеим сторонам туннеля на расстоянии 8—10 м одна от другой. Проходку их целесообразно производить под углом к горизонту так, чтобы они начинались на высоте примерно 1,0 м над уровнем пола туннеля и заканчивались зарядными камерами по возможности ближе к уровню пят свода. Определение размеров камер, расчет, закладка и забивка зарядов производятся согласно ст. 267.
__________________________ *Глубина шпуров принимается равной толщине обделки.
Рис. 177. Подрывание среднего участка туннеля, проходящего в твердой породе: 1 — заряды в боковых галереях; 2 — забивка галерей из мешков с грунтом; 3 — деревянные распорки; 4 — контуры воронок; 5 — контур свода естественного равновесия после обвала породы
При подрывании зарядов, расположенных несколько; ниже пят свода, в результате выброса породы в отверстие туннеля его пролет значительно увеличивается, что вызывает дополнительный обвал породы с потолка под действием собственного веса. Объем этой дополнительно обваливающейся породы определяется новым положением свода естественного равновесия, соответствующим увеличенному пролету.
269. Выделка галерей в стенах туннелей, проходящих в твердых породах, а также выделка колодцев и галерей в лобовых откосах производится, как правило, взрывным способом при помощи шпуровых зарядов (ст. 187). В тех случаях, когда производство подрывных работ во время подготовки туннеля к подрыванию по тем или иным причинам невозможно, выделку галерей и колодцев производят пневматическими отбойными молотками. 270. В ряде случаев устройства для размещения зарядов создаются при строительстве туннелей. Такие устройства в туннелях (так же, как в мостах) называются заблаговременными зарядными устройствами. При подготовке туннелей к подрыванию необходимо проводить их обследование с целью выявления указанных устройств. Создаваемые при возведении туннелей заблаговременные зарядные устройства делятся на наружные и внутренние. Наружные устройства предназначаются для использования при подрывании входных участков туннелей, и входы в них располагаются на дневной поверхности. Внутренние устройства предназначаются для использования при подрывании средних участков туннелей, и входы в них располагаются внутри туннелей. 271. К наружным заблаговременным зарядным устройствам относятся колодцы и галереи, выделываемые в лобовых откосах туннелей (см. рис. 176). В одном откосе может быть сделано несколько колодцев; галерея делается одна, но в ней (по длине) может быть устроено несколько зарядных камер. Колодцы и галереи делаются одинаковыми как в мягких, так и в твердых породах. Стенки их одеваются (если это необходимо по характеру породы) тем же материалом, из которого выполняется обделка туннеля. Входы в колодцы и галереи закрываются металлическими крышками (дверями). 272. В качестве внутренних заблаговременных зарядных устройств в туннелях, проходящих в мягких породах, делаются рукава с зарядными камерами, устраиваемыми непосредственно за обделкой (ст. 266). Стенки камер одеваются тем же материалом, из которого выполняется обделка туннеля. Входы в рукава закрываются металлическими крышками или закладываются штучным камнем.
В качестве внутренних заблаговременных зарядных устройств в туннелях, проходящих в твердых породах, делаются боковые (поперечные) галереи с двумя зарядными камерами каждая (рис. 178). Начальные участки галерей делаются горизонтальными, подходы к развилкам галерей и зарядным камерам — ступенчатыми.
Галереи и камеры одеваются (если это требуется) тем же материалом, из которого выполнена обделка туннеля. Входы в галереи закрываются металлическими дверями или закладываются камнем. В очень твердых породах дополнительно к зарядным камерам в боковых галереях устраивается еще верхняя зарядная камера над сводом туннеля, соединяющаяся вертикальной шахтой с одной из боковых галерей (см. рис. 178,6). 273. При отсутствии заблаговременных зарядных устройств в туннеле и при недостатке времени на выделку зарядных устройств в период подготовки его к разрушению возможно применение сосредоточенных зарядов, располагаемых открыто внутри туннеля, по возможности вплотную к одной из его стенок или к своду (рис. 179). Если туннель проходит в мягких породах, то такие заряды могут применяться при любой толще пород над сводом и за стенками туннеля. В этом случае заряды должны рассчитываться на устройство воронок в обделке, размеры которых должны обеспечивать достаточный обвал (высыпание) породы в туннель; расчет производится по формуле (40). Если же туннель проходит в твердых породах, то применение открыто расположенных в нем зарядов целесообразно только при толще пород (за какой-либо, стенкой или над сводом туннеля) не более 10,0 м. В этом случае несколько зарядов, каждый из которых рассчитывается на пробивание всей толщи породы, закладываются в средних участках туннеля; расчёт производится по формуле (26) при В = 9. 274. При отсутствии заблаговременных зарядных устройств и при невозможности подрывания туннелей в соответствии с указаниями ст. 273 производится их заграждение путем устройства завалов из камней, бревен, разбитых транспортных средств и т.п. Рис. 178. Боковые галереи с зарядными камерами, устраиваемые в туннелях, проходящих в твердых породах: а — план; б — поперечный разрез; 1 — боковые зарядные камеры; 2 — верхняя зарядная камера; 3 — двери, закрывающие входы в галереи
В железнодорожных туннелях завалы могут устраиваться пуском в них (с обоих концов) локомотивов с вагонами, груженными камнем, щебнем, бревнами и т. п. Перед пуском поездов рельсовые пути в середину туннеля должны быть подорваны.
Рис. 179. Подрывание туннелей сосредоточенными зарядами, открыто располагаемыми у обделки: а — при прохождении туннеля в мягкой породе; б — то же, в твердой породе; 1 — заряды
ГЛАВА VIII
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|