Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подрывание подводных и наплавных мостов




 

262. Подводные мосты располагаются полностью под водой и устраиваются так, что поверхность проезжей части находится не менее чем на 0,5 м ниже поверхно­сти воды, над которой возвышаются только указки (вехи). По своей высоте, по величине пролетов и по типу конструкций опор и пролетных строений подвод­ные мосты аналогичны низководным мостам.

По виду материалов подводные мосты могут быть деревянными, металлическими, железобетонными (сбор­ными) и смешанными (например, опоры металлические или железобетонные, а пролетные строения деревян­ные). Наиболее широко применяются деревянные подводные мосты.

263. Подводные мосты можно подрывать полностью, по всей их длине, или частично, только на наиболее глубоких участках реки. Подрывание подводных мостов производится, как правило, неконтактными под­водными зарядами, погружаемыми на дно реки и проталкиваемыми при помощи шестов примерно в сере­дину каждой подрываемой опоры (рис. 173).

Расчет подводных неконтактных зарядов (ст. 137 и152) производится по условию разрушения крайних свай (стоек) в опорах. Для деревянных свай считается не­обходимым их перебивание, а для железобетон­ных — выбивание бетона; в металлических кон­струкциях необходимо обеспечивать сильное дефор­мирование стоек и элементов пролетных строений, что достигается взрывами зарядов, рассчитываемых по формуле (58); при деревянных пролетных строениях, уложенных по железобетонным или по металлическим опорам, заряды, рассчитываются на перебивание крайних прогонов над опорами.

При подрывании подводных мостов взрывание всех зарядов должно производиться одновременно при помощи электровзрывных сетей, изготовляемых на поверх­ности и погружаемых в воду вместе с зарядами.

264. Наплавные мосты и паромы разрушаются подрыванием плавучих опор (понтонов, барж, плаш­коутов), что вызывает затопление их вместе с пролет­ными строениями.

Плавучие опоры подрываются наружными (наклад­ными) зарядами весом 2—3 кг, укладываемыми на дно открытых понтонов (рис. 174, а). Закрытые понтоны подрываются подводными контактными зарядами весом 1,0—1,6 кг, опускаемыми на веревках за борт вплотную к стенкам понтонов (рис. 174, б).

Рис. 173. Подрывание подводного деревянного мо­ста подводными зарядами:

1 — заряд; 2 — шест; 3 — вязальная проволока или веревка; 4 — указки (вехи)

 

Взрывание зарядов, заложенных как внутри понтонов (на днищах), так и погруженных в воду, производится одновременно (электрическим способом или при помощи детонирующего шнура).

Подрывание пристаней паромных переправ и берего-вы-х устройств наплавных мостов производится так же, как подрывание свайных или ряжевых опор низковод­ных деревянных мостов.

ПОДРЫВАНИЕ ТУННЕЛЕЙ

 

265. Подрывание туннелей производится с целью уст­ройства в них завалов, которые противник должен будет устранить, чтобы возобновить движение. Завалы устраиваются путем обрушения породи со сводов и стен тун­нелей, достигаемого или разрушением поддерживающей по­роду обделки, или подрыванием са­мой породы на вы­брос в туннель. Вы­бор того или иного способа подрывания туннеля определяется характером окружаю­щей его породы.

Если туннель про­ходит в мягкой по­роде, то дли устрой­ства завала необходи­мо подорвать лишь свод или верхние части стенок обделки, и тогда порода под действием собственной тяжести будет обваливаться вниз.

Если же туннель проходит в твердой породе, то он либо вовсе не имеет обделки, либо обделка является декоративной, не несущей нагрузки. В этом случае для устройства завала необходимо закладывать заряды глубоко в массив породы и принудительно выбрасывать ее в туннель.

Рис. 174. Подрывание плавучих опор наплавных мостов:

а — подрывание открытого понтона; б — то же, закрытого понтона;

1 — заряд; 2 — груз; 3 — веревка

 

При любом из указанных способов подрывания туннелей обвал лежащей над ними породы производится на вход­ных участках, на протяжении 15—20 м на каж­дом, и в средней части, отдельными участками дли­ной по 25—50 м. Наиболее эффективно разрушение средней части, где расчистка завала требует больше времени.

Количество участков обрушения в средней части тун­неля определяется поставленной задачей (заданным об­щим объемом завалов), а также наличием времени, сил и средств.

266. Подрывание входных и средних участков тун­нелей, проходящих в мягких породах, произво­дится сосредоточенными зарядами, закладываемыми не­посредственно за обделкой несколько ниже пят свода по обеим сторонам туннеля (рис. 175).

Рис. 175. Подрывание обделки туннеля, проходящего в мягкой породе:

1 — заряды в рукавах; 2 — забивка из грунта; 3 — забивка из меш­ков с грунтом; 4 — деревянные распорки

 

Для размещения зарядов в обделке устраиваются рукава с зарядными камерами, располагаемыми усту­пом в сторону. По длине подрываемых участков рукава располагаются на расстояниях 4— 6 м один от другого. Размеры рукавов и камер определяются по размерам зарядов, рассчитываемых по формуле (31) на образова­ние воронки выброса в материале обделки при показа­теле действия взрыва n =3÷4. Забивка рукавов обязательна; она выполняется посредством меш­ков с грунтом, закрепляемых деревянными распор­ками

Пробивание обделки туннелей в местах выделки ру­кавов производится при помощи пневматических отбой­ных молотков, а также взрывами зарядов в шпурах или последовательными взрывами кумулятивных зарядов. Шпуры выделываются при помощи пневма­тических перфораторов или пробиваются небольшими кумулятивными зарядами. Размещение и расчет шпуро­вых зарядов производится согласно ст. 187*.

267. Для подрывания входных участков туннелей, проходящих в твердых породах, заряды располагаются над замками сводов в камерах, выделанных в колодцах (шурфах) или в галереях (штольнях), пройденных со стороны лобовых откосов.

При небольшой толщине породы над входными уча­стками туннелей устраивают колодцы с зарядными ка­мерами в донной части (рис. 176,а). Если же толща породы велика, то над входами устраиваются галереи, из которых уступом вниз выделываются зарядные ка­меры (рис. 176,б).

Зарядные камеры в колодцах и галереях устраиваются на расстоянии 3—4 м от открытой поверх­ности свода. Размеры камер определяются по размерам зарядов, расчет которых производится по формуле (31) на образование воронки выброса в массиве окружающей туннель породы при показателе действия взрыва п =2,0÷3,0.

После закладки зарядов в камеры колодцы и галереи забиваются. Забивка производится мешками с грунтом, дощатыми щитами, бревенчатыми подпорками и т.п. (см. рис. 113).

268. Для подрывания средних участков туннелей проходящих в твердых породах, заряды закладываются на расстоянии 2—3 м от поверхности стен в боковых галереях, выделываемых изнутри туннелей в поперечных направлениях (рис. 177).

Рис. 176. Подрывание входных участков туннелей, проходящих в твердых породах:

а — размещение заряда в колодце; б — то же, в галерее; 1 — заряды

 

 

Галереи устраиваются по обеим сторонам туннеля на расстоянии 8—10 м одна от другой. Проходку их целесообразно производить под углом к горизонту так, чтобы они начинались на высоте примерно 1,0 м над уровнем пола туннеля и заканчивались зарядными камерами по возможности ближе к уровню пят свода. Определение размеров камер, расчет, закладка и за­бивка зарядов производятся согласно ст. 267.

 

__________________________

*Глубина шпуров принимается равной толщине обделки.

 

Рис. 177. Подрывание среднего участка туннеля, про­ходящего в твердой породе:

1 — заряды в боковых галереях; 2 — забивка галерей из мешков с грунтом; 3 — деревянные распорки; 4 — контуры воронок; 5 — контур свода естественного равновесия после обвала породы

 

При подрывании зарядов, расположенных несколько; ниже пят свода, в результате выброса породы в отверстие туннеля его пролет значительно увеличивается, что вызывает дополнительный обвал породы с потолка под действием собственного веса. Объем этой дополнительно обваливающейся породы определяется новым положением свода естественного равновесия, соответствующим увеличенному пролету.

269. Выделка галерей в стенах туннелей, проходящих в твердых породах, а также выделка колодцев и галерей в лобовых откосах производится, как правило, взрывным способом при помощи шпуровых зарядов (ст. 187).

В тех случаях, когда производство подрывных работ во время подготовки туннеля к подрыванию по тем или иным причинам невозможно, выделку галерей и колод­цев производят пневматическими отбойными мо­лотками.

270. В ряде случаев устройства для размещения за­рядов создаются при строительстве туннелей. Такие устройства в туннелях (так же, как в мостах) называ­ются заблаговременными зарядными уст­ройствами. При подготовке туннелей к подрыванию необходимо проводить их обследование с целью выявле­ния указанных устройств.

Создаваемые при возведении туннелей заблаговре­менные зарядные устройства делятся на наружные и внутренние. Наружные устройства предназнача­ются для использования при подрывании входных участ­ков туннелей, и входы в них располагаются на дневной поверхности. Внутренние устройства предназначаются для использования при подрывании средних участ­ков туннелей, и входы в них располагаются внутри тун­нелей.

271. К наружным заблаговременным зарядным уст­ройствам относятся колодцы и галереи, выделываемые в лобовых откосах туннелей (см. рис. 176). В одном от­косе может быть сделано несколько колодцев; галерея делается одна, но в ней (по длине) может быть устрое­но несколько зарядных камер.

Колодцы и галереи делаются одинаковыми как в мягких, так и в твердых породах. Стенки их одеваются (если это необходимо по характеру породы) тем же ма­териалом, из которого выполняется обделка туннеля. Входы в колодцы и галереи закрываются металличе­скими крышками (дверями).

272. В качестве внутренних заблаговременных заряд­ных устройств в туннелях, проходящих в мягких по­родах, делаются рукава с зарядными камерами, устраиваемыми непосредственно за обделкой (ст. 266). Стенки камер одеваются тем же материалом, из кото­рого выполняется обделка туннеля. Входы в рукава за­крываются металлическими крышками или закладыва­ются штучным камнем.

 

 

В качестве внутренних заблаговременных зарядных устройств в туннелях, проходящих в твердых поро­дах, делаются боковые (поперечные) галереи с двумя зарядными камерами каждая (рис. 178). Начальные участки галерей делаются горизонтальными, подходы к развилкам галерей и зарядным камерам — ступенча­тыми.

Галереи и камеры одеваются (если это требуется) тем же материалом, из которого выполнена обделка туннеля. Входы в галереи закрываются металлическими дверями или закладываются камнем.

В очень твердых породах дополнительно к зарядным камерам в боковых галереях устраивается еще верхняя зарядная камера над сводом туннеля, соединяющаяся вертикальной шахтой с одной из боко­вых галерей (см. рис. 178,6).

273. При отсутствии заблаговременных зарядных уст­ройств в туннеле и при недостатке времени на выделку зарядных устройств в период подготовки его к разру­шению возможно применение сосредоточенных зарядов, располагаемых открыто внутри туннеля, по возможности вплотную к одной из его стенок или к сво­ду (рис. 179).

Если туннель проходит в мягких породах, то такие заряды могут применяться при любой толще по­род над сводом и за стенками туннеля. В этом случае заряды должны рассчитываться на устройство во­ронок в обделке, размеры которых должны обеспечивать достаточный обвал (высыпание) породы в туннель; расчет производится по формуле (40).

Если же туннель проходит в твердых породах, то применение открыто расположенных в нем зарядов целесообразно только при толще пород (за какой-либо, стенкой или над сводом туннеля) не более 10,0 м. В этом случае несколько зарядов, каждый из которых рассчитывается на пробивание всей толщи породы, закладываются в средних участках туннеля; расчёт производится по формуле (26) при В = 9.

274. При отсутствии заблаговременных зарядных устройств и при невозможности подрывания туннелей в соответствии с указаниями ст. 273 производится их заграждение путем устройства завалов из камней, бревен, разбитых транспортных средств и т.п.

Рис. 178. Боковые галереи с зарядными камерами, устраиваемые в туннелях, проходящих в твердых породах:

а — план; б — поперечный разрез; 1 — боковые зарядные камеры; 2 — верхняя зарядная камера; 3 — двери, закрывающие входы в галереи

 

 

В железнодорожных туннелях завалы могут устраи­ваться пуском в них (с обоих концов) локомотивов с вагонами, груженными камнем, щебнем, бревнами и т. п. Перед пуском поездов рельсовые пути в середину туннеля должны быть подорваны.

 

Рис. 179. Подрывание туннелей сосредоточенными зарядами, открыто располагаемыми у обделки:

а — при прохождении туннеля в мягкой породе; б — то же, в твердой породе; 1 — заряды

 

ГЛАВА VIII

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...