Спрятанное слово. Корректурные задания. Найди слова. Заметь все. Каждой руке - свое дело. Счет с помехой. Чтение с помехой
СПРЯТАННОЕ СЛОВО Цель: развитие внимания. Форма проведения: групповая. Возраст: 5-10 лет. Ход игры: Начинается игра с выбора водящего. Участники игры будут «прятать» слова, он будет их «отыскивать». Водящего просят на некоторое время уйти из комнаты и загадывают какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу «Язык до Киева доведет». Разбивают этот текст на части: «язык», «до Киева», «доведет». Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры. Возвращается водящий. Ему докладывают, что «спрятана» пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй — вторую часть текста и третий — последнюю часть текста. КОРРЕКТУРНЫЕ ЗАДАНИЯ Цель: развитие концентрации внимания. Форма проведения: групповая или индивидуальная. Возраст: 7-10 лет. Материал: любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др. ), карандаши и ручки. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Ход игры: В течение 5 минут детям нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву) в тексте: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
Комментарии: Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков- самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. НАЙДИ СЛОВА Цель: развитие концентрации внимания. Форма проведения: индивидуальная и групповая. Возраст: 7-10 лет. Ход игры: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
ЗАМЕТЬ ВСЕ Цель: увеличение объема внимания Форма проведения: групповая. Возраст: 7-10 лет. Материал: 7-10 различных небольших предметов. Ход игры: Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п. ).
КАЖДОЙ РУКЕ - СВОЕ ДЕЛО Цель: тренировка распределения внимания. Форма проведения: групповая. Возраст: 7-10 лет. Материал: книга, лист бумаги, ручка для каждого школьника.
Ход игры: Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
СЧЕТ С ПОМЕХОЙ Цель: тренировка распределения внимания. Форма проведения: групповая. Возраст: 7-10 лет. Ход игры: Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок. ЧТЕНИЕ С ПОМЕХОЙ Цель: тренировка распределения внимания. Форма проведения: групповая. Возраст: 7-10 лет. Материал: тексты, карандаши. Ход игры: Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы. 2. 4. Коррекция трудностей учебной деятельности у младших школьников
Кмоменту поступления ребенка в школу формирование учебной деятельности только начинается. Эффективность данного процесса зависит от содержания усваиваемого материала, конкретной методики обучения и форм организации учебном работы школьника. Одна из основных трудностей освоения знаний в школе — формализм. Ребенок будто бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами. Но это знание не применяется на практике. Когда младший школьник сталкивается с реальной ситуацией, то прибегает к житейским представлениям. Это происходит потому, что в школах не организуется деятельность применения полученных знаний на практике. Определим ряд основных задач, решение которых способствует органичному развитию младшего школьника как субъекта учебной деятельности. • Перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение, поэтому важно помочь ему обрести себя, научить его самостоятельно отвечать за свои поступки. • Ребенок должен научиться различать игровое и учебное задание, понимать, что учебное задание, в отличие от игрового, обязательно. • Ученик должен усвоить, что каждый человек умеет учиться, для этого ему необходимо изменить себя, чтобы стать таким, как все современные взрослые люди.
• Необходимо сформировать у ребенка соответствующий учебной деятельности мотив, например интерес к какому-либо предмету. • Необходимо развивать произвольность и научить управлять ребенка своим поведением, прививать ребенку умение слушать и последовательно выполнять указания взрослого. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, т. е. в самообучение. Цель обучения — изменить ученика. Г. А. Цукерман предположила, что специфика учебного взаимодействия ребенка и взрослого состоит в появлении учебной инициативы школьника. По ее теории, он сам указывает взрослому на противоречия между условиями задачи и теми способами действия, которыми располагает ребенок. Среди основных направлений коррекционной работы с трудностями учебной деятельности, согласно А. Ф. Ануфриеву и С. Н. Костроминой42, можно выделить следующие: • Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве; • низкий уровень развития внимания; • низкий уровень развития памяти; • низкий уровень развития мышления; • низкий уровень развития речи; • несформированность приемов учебной деятельности.
_____________________________ 42 Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Кейс преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство «Ось — 89», 2003. Работа по первым пяти направлениям представлена нами в предыдущем параграфе «Развитие познавательной сферы... », поэтому в данном параграфе будет уделено внимание рассмотрению возможностей формирования приемов учебной деятельности у младшего школьника. Формирование учебных умений происходит в ходе правильно организованных занятий. Эти умения можно рассматривать как элементы учебной деятельности, которые развиваются и совершенствуются на последних этапах обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|