Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спрятанное слово. Корректурные задания. Найди слова. Заметь все. Каждой руке - свое дело. Счет с помехой. Чтение  с помехой




СПРЯТАННОЕ СЛОВО

Цель: развитие внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Начинается игра с выбора водящего. Участники игры будут «прятать» слова, он будет их «отыскивать». Водящего просят на некоторое время уйти из комнаты и загадывают какую-ни­будь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу «Язык до Киева доведет». Раз­бивают этот текст на части: «язык», «до Киева», «доведет». Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры. Возвра­щается водящий. Ему докладывают, что «спрята­на» пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст за­гаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть за­гаданного текста, второй — вторую часть текста и третий — последнюю часть текста.

КОРРЕКТУРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Цель: развитие концентрации внимания.

Форма проведения: групповая или индивиду­альная.

Возраст: 7-10 лет.

Материал: любые печатные тексты (старые не­нужные книги, газеты и др. ), карандаши и руч­ки. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Ход игры: В течение 5 минут детям нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву) в тексте: и малень­кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора. По мере овладения игрой правила услож­няются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркива­ется; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вно­симые изменения отражаются в инструкции, дава­емой в начале занятия.

Комментарии: Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных за­даниях в 2-3 раза. Для закрепления навыков- са­моконтроля необходимо продолжать занятия в те­чение 2-4 месяцев.

НАЙДИ СЛОВА

Цель: развитие концентрации внимания.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Возраст: 7-10 лет.

Ход игры: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшее­ся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

 

ЗАМЕТЬ ВСЕ

Цель: увеличение объема внимания

Форма проведения: групповая.

Возраст: 7-10 лет.

Материал: 7-10 различных небольших предметов.

Ход игры: Раскладывают в ряд 7-10 предме­тов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечис­лить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательнос­ти они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова по­казать все на 10 секунд. Предложить детям опре­делить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчез­нувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, чтобы дети перечислили их по по­рядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п. ).

 

КАЖДОЙ РУКЕ - СВОЕ ДЕЛО

Цель: тренировка распределения внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 7-10 лет.

Материал: книга, лист бумаги, ручка для каж­дого школьника.

Ход игры: Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюст­рациями (запоминая их), а правой чертить геометри­ческие фигуры или решать несложные примеры.

 

СЧЕТ С ПОМЕХОЙ

Цель: тренировка распределения внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 7-10 лет.

Ход игры: Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

ЧТЕНИЕ  С ПОМЕХОЙ

Цель: тренировка распределения внимания.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 7-10 лет.

Материал: тексты, карандаши.

Ход игры: Дети читают текст, одновременно вы­стукивая карандашом какой-либо ритм. При чте­нии дети также ищут ответы на вопросы.

2. 4. Коррекция трудностей учебной деятельности

 у младших школьников

 

Кмоменту поступления ребенка в школу фор­мирование учебной деятельности только начина­ется. Эффективность данного процесса зависит от содержания усваиваемого материала, конкретной методики обучения и форм организации учебном работы школьника. Одна из основных трудностей освоения знаний в школе — формализм. Ребенок будто бы усваивает знания, знает научные форму­лировки, может проиллюстрировать их примерами. Но это знание не применяется на практике. Когда младший школьник сталкивается с реальной ситу­ацией, то прибегает к житейским представлениям. Это происходит потому, что в школах не органи­зуется деятельность применения полученных зна­ний на практике.

Определим ряд основных задач, решение кото­рых способствует органичному развитию младшего школьника как субъекта учебной деятельности.

• Перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение, поэтому важно помочь ему обрести себя, научить его самостоятельно отвечать за свои поступки.

• Ребенок должен научиться различать игровое и учебное задание, понимать, что учебное задание, в отличие от игрового, обязательно.

• Ученик должен усвоить, что каждый чело­век умеет учиться, для этого ему необходимо из­менить себя, чтобы стать таким, как все современ­ные взрослые люди.

• Необходимо сформировать у ребенка соответ­ствующий учебной деятельности мотив, например интерес к какому-либо предмету.

• Необходимо развивать произвольность и на­учить управлять ребенка своим поведением, прививать ребенку умение слушать и последовательно выполнять указания взрослого.

Учебная деятельность, организуемая первоначаль­но взрослым, должна превращаться в самостоятель­ную деятельность ученика, т. е. в самообучение. Цель обучения — изменить ученика. Г. А. Цукерман предположила, что специфика учебного взаимо­действия ребенка и взрослого состоит в появлении учебной инициативы школьника. По ее теории, он сам указывает взрослому на противоречия между условиями задачи и теми способами действия, ко­торыми располагает ребенок.

Среди основных направлений коррекционной ра­боты с трудностями учебной деятельности, согласно А. Ф. Ануфриеву и С. Н. Костроминой42, можно выде­лить следующие:

• Низкий уровень развития восприятия и ори­ентировки в пространстве;

• низкий уровень развития внимания;

• низкий уровень развития памяти;

• низкий уровень развития мышления;

• низкий уровень развития речи;

• несформированность приемов учебной де­ятельности.

_____________________________

42 Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Кейс преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиаг­ностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство «Ось — 89», 2003.

Работа по первым пяти направлениям представ­лена нами в предыдущем параграфе «Развитие поз­навательной сферы... », поэтому в данном параграфе будет уделено внимание рассмотрению возможнос­тей формирования приемов учебной деятельности у младшего школьника.

Формирование учебных умений происходит в хо­де правильно организованных занятий. Эти умения можно рассматривать как элементы учебной де­ятельности, которые развиваются и совершенству­ются на последних этапах обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...