Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Борьба с оппозицией в Ираке




Мирная сдача Куфы и легкое подавление первых восстаний хариджитов не означали, что иракцы смирились с новым положением вещей. Брожение среди шиитов не прекращалось, и не исчезла питательная среда для хариджитской пропаганды.

Сторонники Али собирались друг у друга и вели крамольные речи, обсуждая прошлое и осуждая настоящее. Мугира знал об этих встречах, но смотрел на них спокойно, пока они не нарушали общественный порядок и разговоры не выносились из домов на публичное обсуждение в мечети. Опаснее для властей были хариджиты, они легче переходили от слов к действию и в деле бывали беспощадны. Поэтому в отношении их сходок Мугира проявлял меньшую снисходительность. Однажды, когда ему показалось, что собирающиеся становятся опасными, он послал стражников арестовать их. Большинству удалось разбежаться, схватили лишь двоих. Мугира не решился сам расправиться с ними и обратился к Му‘авийи. Тот, верный принципу не плодить лишних врагов, велел их отпустить, если они никого не убивали и признают его халифом. При ближайшем рассмотрении один из задержанных оказался невменяемым (маджнун) и был отпущен. Второй же отвечал издевательски на все вопросы, и один из присутствовавших зарубил его. Впоследствии этого добровольного палача, в свою очередь, убил в отместку хариджит. Этой-то цепной реакции казней и ответного террора и стремились избежать Мугира и Му‘авийа.

Такая снисходительность, понятно, иссякала, когда хариджиты начинали действовать. Когда Шабиб ибн Баджра, не получив от Му‘авийи подарка за участие в покушении на Али, стал промышлять в Куфе ночными грабежами, а потом сколотил шайку и занялся разбоем на большой дороге в ал-Куфе (севернее Вавилона), Мугира не задумываясь послал отряд конницы, которая быстро с ним расправилась.

Однако потушить хариджитское движение, подпитывавшееся постоянным притоком недовольных, оказалось невозможно ни снисходительностью к крамольным речам, ни решительным применением вооруженной силы к повстанцам.

В 663 г. недовольные стали собираться в Куфе вокруг участников нахраванской битвы: Салима ибн Раби‘и, ал-Муставрида ибн Уллафы, Му‘аза ибн Джувайна и Хаййана ибн Забйана. Заговорщики встречались в доме Хаййана и там же начали готовиться к восстанию. Рассказ о нем и его подавлении, восходящий к участникам событий, заслуживает того, чтобы остановиться на нем подробнее.

В джумаде II/10 сентября – 8 октября 663 г. заговорщики выбрали своим руководителем ал-Муставрида и присягнули ему. Выступление было назначено на 1 ша‘бана/8 ноября. Мугире донесли об этом, и он послал стражников арестовать собравшихся в доме Хаййана. Но пока донос шел до Мугиры через начальника полиции, ал-Муставрид успел спрятать собранное оружие. Когда полиция нагрянула в дом, там кроме хозяина, Салима ибн Раби‘и, и Му‘аза ибн Джувайна было еще два десятка человек при мечах. Благодаря сметливости и расторопности жены-невольницы (умм валад) Хаййана, спрятавшей мечи под постелью, важная для обвинения улика была скрыта. Арестованные отрицали за собой какую-либо вину и утверждали, что собрались в таком числе, чтобы читать Коран. Мугира, конечно, не поверил этому объяснению и велел бросить арестованных в темницу.

Ал-Муставрид покинул Куфу и укрылся в одном из домов Хиры. Частые посещения его то пешими, то конными скоро привлекли внимание соседей. К счастью для него, сосед, зашедший полюбопытствовать, кто собирается в этом доме, пообещав молчать, сдержал обещание. Чтобы не испытывать дальше судьбу, ал-Муставрид возвратился в Куфу и укрылся в квартале бану абдалкайс у родственника своей жены, Сулайма ибн Махдуджа.

Мугире стало ясно, что готовится что-то серьезное, и он обратился к куфийцам с речью, в которой, напомнив о своей снисходительности, предупредил, что разумным людям придется отвечать за опасные действия своих неразумных сородичей, и посоветовал остеречь их. Ма‘кил ибн Кайс встал и попросил назвать имена смутьянов. Мугира ответил, что не знает их, а затем созвал глав племен и потребовал выявить таковых. Са‘са‘а ибн Сухан, если и не знавший, то догадывавшийся, кто скрывается на территории его племени, оказался в затруднительном положении: принять жесткие меры или указать место, где укрывался глава заговорщиков, он не мог, не вызвав внутреннего недовольства в племени, – право предоставления убежища было делом святым, но и рисковать, укрывая заговорщиков из числа врагов Али, ему было ни к чему. Са‘са‘а созвал глав родов, напомнил им преимущества, которые ислам дал арабам, отметил достойное поведение племени во время междоусобицы и заявил под конец, что ради благополучия племени необходимо выявить людей, которые могут внести раскол в ряды общины.

Сулайм ибн Махдудж тихо покинул собрание и предупредил ал-Муставрида об опасности. Тот, не желая подводить родственников, решил покинуть Куфу и передал своим товарищам, чтобы они пробирались мелкими группами к месту сбора в городке Сура около Вавилона. Сюда к нему собралось около 300 человек, с которыми он направился к ал-Мадаину.

Мугира стал готовить отряд для их преследования и призвал добровольцев, на призыв откликнулось и много шиитов. Комплектование этого и других карательных отрядов показывает, что в распоряжении наместника не было значительной готовой к бою вооруженной силы, и каждый раз для сколько-нибудь серьезной операции приходилось созывать ополчение. Правда, надо учитывать и то, что среди воинов-куфийцев, посланных по приказу, могли оказаться сочувствующие тем, против кого их послали; добровольцы были надежнее.

Трехтысячный отряд куфийцев возглавил Ма‘кил ибн Кайс. В это время хариджиты пытались переправиться через Тигр в Старый город. Комендант ал-Мадаина отбросил мятежников от наплавного моста, а потом распустил его.

Повстанцы простояли в Бахурасире два или три дня, а затем, узнав о приближении отряда Ма‘кила, ал-Муставрид ушел из Бахурасира по правому берегу Тигра к Джарджарайа, там переправился на другой берег и пошел к Мазару. Здесь он оказался в сфере компетенции Абдаллаха ибн Амира. Абдаллах также собрал трехтысячный отряд из шиитов и направил против мятежников. Разведчики обнаружили лагерь хариджитов под Мазаром и загорелись желанием напасть на него, хотя командир, ссылаясь на приказ Ма‘кила, отговаривал их от этого. Хариджиты, увидев их, атаковали первыми и обратили в бегство. Дважды останавливал их командир и вел против хариджитов, и все же те одержали верх. Наступило время полуденной молитвы, бой превратился. Оба отряда, разойдясь на расстояние видимости, встали на молитву. Находившийся на марше с главными силами, Ма‘кил, узнав о неудаче своих разведчиков, послал им на помощь 700 лучших воинов. Увидев вдали пыль приближающегося подкрепления, командир разведки не пожелал делить с ним славу победы и снова атаковал хариджитов. От окончательного разгрома его спас только подход подкрепления.

Ночью хариджиты отошли к Мазару. Столкнувшись там с превосходящими силами басрийцев, вновь отошли к Джарджарайе, а басрийцы перестали их преследовать, так как этот район был в управлении Куфы. У Джарджарайи они столкнулись с авангардом куфийцев.

Хариджиты атаковали его первыми, имели некоторый успех, но ночью, опасаясь подхода основных сил, пошли в Бахурасилу. Комендант встретил их у ворот города, на стенах которого наготове стояли стрелки. Ал-Муставрид отошел к Сабату. Там он получил известие, что приближается авангард Ма‘кила, в котором были лучшие воины, и решился на смелый ход – напасть на ничего не подозревающего Ма‘кила на марше и ушел из Сабата, разрушив за собой мост через канал, чтобы затруднить преследование.

Расчет оказался верным. Нападение на растянувшийся на марше отряд оказалось неожиданным. Ма‘кил спешил воинов, находившихся рядом с ним, они образовали вокруг него кольцо из нескольких рядов копий, через которое конникам ал-Муставрида никак не удавалось прорваться. Тогда ал-Муставрид напал на растянувшуюся колонну кавалеристов, обратил их в бегство и снова атаковал группу Ма‘кила.

Тем временем авангард Ма‘кила вступил в Сабат, подошел к каналу, обнаружил, что мост разрушен, и стал сгонять местных жителей для его восстановления. Переправившись по восстановленному мосту, авангард стал встречать беглецов из разгромленного отряда Ма‘кила. Воины авангарда поспешили на помощь командиру, попутно поворачивая беглецов ударами по лицу. В это время хариджиты, спешившись, пытались прорваться сквозь заслон копейщиков к Ма‘килу. Зажатые с двух сторон после подхода авангарда, хариджиты сражались отчаянно даже после того, когда в поединке, пронзив друг друга копьями, погибли ал-Муставрид и Ма‘кил, и все же были разгромлены.

Другие восстания того времени были гораздо меньше по числу участников. Так, за Сахмом ибн Талибом и Йазидом ибн Маликом ал-Хатимом в 662 г. в Басре последовало всего 70 человек. Они хозяйничали почти в самом центре города («между двух мостов»), нападая на неугодных им людей. Только после того, как они убили сподвижника пророка Убаду ибн Курса с сыном и племянником, Абдаллах ибн Амир лично возглавил борьбу с ними. Остатки разгромленного отряда скрылись в болотных зарослях, затем ал-Хатим и Сахм попросили пощады и сдались Абдаллаху. Халиф был недоволен таким мягкосердечием наместника, но не отменил дарованное им помилование.

База хариджитских восстаний этого времени была еще очень узкой. Их идеи были чужды местному населению, которое упоминается лишь в качестве проводников и поставщиков информации. Лишь принявшие ислам клиенты арабов – мавали оказывались иногда участниками этих восстаний. Но арабам их вмешательство в дела веры представлялось настолько противоестественным, что им были готовы простить участие в восстаниях, как неразумным детям, вмешавшимся в дела взрослых. Когда в 664 г. восстали мавлы под предводительством Абу Марйама (или Абу Али), мавлы ал-Хариса ибн Ка‘ба, то командир отряда, посланного для их усмирения, обратился к ним со словами: «Эй, инородцы (‘улудж), эти арабы сражаются с нами из-за веры. Какое вам до этого дело? », на что услышал в ответ: «Эй, Джабир, мы слушаемся чудотворного Корана, который ведет к праведности, мы уверовали в него и не ставим вместе с нашим господом никого. Ведь Аллах послал своего пророка ко всем людям и не скрыл его (учения) ни от кого». Примечательно, что в этом восстании приняли участие и две женщины. К счастью для них, один из вождей хариджитов, Абу Билал Мирдас ибн Адийа, убедил Абу Али удалить их из отряда, и они не были уничтожены вместе с остальными.

С увеличением числа новообращенных из неарабов участие их в оппозиционных религиозных движениях становится все заметнее и, наконец, превращает их в главную оппозиционную силу в Халифате и исламе.

Снисходительность Абдаллаха ибн Амира к мятежникам стала одной из причин недовольства Му‘авийи, которое особенно усилилось после того, как один из членов делегации куфийцев на вопрос о том, как обстоят дела в Ираке, ответил: «А что касается жителей Басры, то взяли верх над ними безумцы, а амир их – слаб». К этому добавился еще один грех Ибн Амира – присвоение казенных денег. Му‘авийа готов был сместить его, требовалось лишь найти на это место решительного и надежного человека. Такого человека он нашел в лице Зийада ибн Абихи, он же Зийад ибн Убайд и Зийад ибн Сумаййа – в зависимости от отношения к нему говорящего. Чтобы лучше понять, что представлял собой этот незаурядный человек, следует отступить назад и повторить некоторые детали его биографии, мимоходом упоминавшиеся ранее.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...