Условия формирования теоретической модели таможенного менеджмента
Развитие теории осуществляется циклично по направлению от понятий (определений) к их формальным представлениям — абстракциям, к идеализированному объекту — теоретической модели с последующим уточнением понятий и далее — к адекватной формализации, к корректировке модели. Центральную роль в формировании теории играет лежащий в ее основе идеализированный объект — теоретическая модель. Построение такого объекта — необходимый этап создания любой теории, в том числе и теории таможенного менеджмента. Модель должна не только отражать реальность, но и неявно содержать в себе определенную программу исследований для ее практической реализации. В нашем случае должен быть построен абстрактный образ, интегрирующий в себе двойственный характер таможенного дела — присутствие в нем черт и объекта, и субъекта управления. Модель должна отражать основные свойства реального объекта, его структуру, механизм функционирования, внешние и внутренние условия жизнедеятельности. Как уже отмечалось, таможенная сфера деятельности самым тесным образом связана со сферой внешнеэкономической деятельности. Именно в согласованности таких сфер раскрывается тот потенциал, который может оказать благотворное воздействие на экономику страны, на ее безопасность и благосостояние ее граждан. Решение такой масштабной задачи как обеспечение национальной безопасности связано с решением следующих частных общегосударственных задач управленческого характера: макроэкономическое исследование современного состояния и тенденций развития мировой экономики, глобальных моделей внешнеэкономической деятельности индустриально развитых стран;
- макроэкономический анализ современного состояния национальной экономики, управления народным хозяйством, направлений таможенной политики и определение направлений и реализация программ развития таможенной службы; - всестороннее изучение динамики показателей валового внутреннего продукта, инструментов бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, валютной и таможенно-тарифной политики в их взаимосвязи; - определение направлений и методов повышения эффективности деятельности таможенных органов и таможенного дела в целом; - разработка комплекса альтернативных способов управления таможенным делом — включая рекомендации международных институтов — в интересах устойчивого роста отечественной экономики и повышения интенсивности и эффективности ее внешнеэкономической деятельности. Именно во взаимодействии сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности функционально наиболее полно раскрываются все системообразующие компоненты таможенного дела (политика, технология, функциональная и организационная структуры), а через их проявления и собственно само таможенное дело как целое. Рассмотрим внешнеэкономическую и таможенную сферы деятельности как совокупность взаимосвязанных систем и определим модель взаимоотношений, согласованного взаимодействия между ними. Этот абстрактный образ и станет в дальнейшем объектом теории таможенного менеджмента. Формализация и исследование такой научной абстракции позволит решать вопросы теории и практики таможенного дела, сформировать принципы и разрабатывать прикладные методы управления. Современные сферы внешнеэкономической и таможенной деятельности формируются под воздействием факторов общемирового и государственного масштаба. Первые определяют условия развития мирового сообщества — это так называемые факторы глобализации, вторые (факторы регионализации) задают условия формирования стратегий государственно-политической и экономической эволюции конкретных стран[28].
Главным фактором общемирового характера выступает экономическая интеграция ведущих мировых держав, например в рамках Всемирной торговой организации или Евросоюза. Основное следствие интеграции — системное взаимодействие национальных экономик разных стран мира, глобализация финансовых и товарных потоков, согласованная таможенная политика. Среди факторов государственного уровня, оказывающих влияние на эффективность внешнеэкономической и таможенной деятельности России, наиболее существенными являются: • неустойчивые общемировые экономические процессы и как следствие — слабо прогнозируемая динамика изменений структуры и параметров ВЭД, численности, качественных и количественных характеристик участников внешней торговли и особенностей их поведения; • диспропорция в структуре государственного бюджета, значительную долю доходной части которого составляют денежные средства от таможенных налогов и сборов (более 50 %); • регионализация ВЭД: доминирование в структуре и параметрах внешней торговли региональных особенностей страны, наличие зон свободной экономической торговли, неоднородность таможенной границы России — все это значительно усложняет решение проблем эффективного регулирования внешней торговли, повышения качества и результативности таможенного контроля, предъявляет особые требования к методам их решения. Не менее значимым фактором общемирового и государственного уровней, определяющим конфигурацию современных сфер внешнеэко-номи- ческой и таможенной деятельности, является также информатизация общества. Наблюдается процесс поступательного движения развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу[29]. Формирование единого мирового информационного пространства, создание глобальных информационных технологий и систем, монополизация и демонополизация информационных потоков и ресурсов, качественная эволюция и расширение спектра информационных услуг, превращение информации в товар — все это оказывает значительное влияние на мировые экономические потоки, формирует принципиально новую парадигму управления внешнеэкономической и таможенной деятельностью.
Достаточно очевидно, что в таких условиях сферы внешнеэкономической и таможенной деятельности будут эволюционировать совместно под воздействием всей представленной совокупности факторов. Здесь не обсуждаются вопросы согласованности динамик их эволюции. Теоретически динамика для каждой сферы, несомненно, своя, что, соответственно, только усложняет проблему формирования модели. Таким образом, для создания теоретической модели таможенного дела необходимо учитывать следующие системообразующие условия. Первое, глобализация мировой торговли ставит проблему совершенствования управления внешнеэкономической и таможенной деятельностью как единую, комплексную проблему. И второе, как следствие — эффективность внешней торговли будет зависеть не только от эффективности системы мер та- рг4фного и нетарифного регулирования, но в значительной мере (непосредственно и опосредованно) от качества инструментов таможенного администрирования, от уровней технологизации и информатизагщи сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. Основным содержанием таможенной деятельности в таких условиях становятся: информационно-аналитический мониторинг финансово-товарных потоков (в более общей постановке — контроллинг) мировой торговли, финансово-правовой контроль и таможенное регулирование ВЭД, техноло- гизация, автоматизация и администрирование таможенной деятельности. Наиболее актуальные ключевые стратегические направления развития таможенной службы России показаны на рисунке 7.1.
Мониторинг и регулирование ВЭД: • анализ эволюции мировых финансовых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности; • мониторинг товаропотоков России; • маркетинговые исследования взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, бизнес- сообществ; • прогнозирование величины сборов в бюджет, подготовка рекомендаций по изменению ставок таможенных пошлин, применению мер нетарифного регулирования;
• адаптация стратегических задач таможенной службы к изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности,разработка требований к таможенной службе и рекомендаций по ее совершенствованию Технологизация и автоматизация таможенной деятельности: • формирование унифицированных технологий таможенной деятельности; • системная автоматизация таможенных технологий; • информационно- аналитический мониторинг (моделирование, анализ, прогнозирование) различных аспектов таможенной деятельности; • создание и внедрение технологии управления качеством таможенной деятельности Электронное админист рирование и управление качеством: оперативно- ситуационное, логистическое моделирование внешнеэкономической и таможенной деятельности; формирование и накопление знаний о различных аспектах внешнеэкономической и таможенной деятельности, подготовка стратегических и оперативных управленческих решений; операционный контроль таможенной деятельности, анал из и прогнозирование ее результатов, подготовка управленческих решений; внедрение принципов, методов и системы контроллинга в управление деятельностью таможенных органов
Рис. 7.1. Стратегические направления развития таможенной службы России Высказанные идеи подтверждаются опытом стран, прошедших модернизацию[30] таможенной службы. Анализ процессов и результатов их развития позволяет сделать вывод о том, что дальнейшая технологизация, автоматизация и электронное администрирование качества внешнеэкономической и таможенной деятельности, внедрение современных информационных и аналитических технологий, развитие информационно-аналитических систем оказали определяющее влияние не только на повышение результативности внешнеэкономической деятельности, но и на парадигму института таможенного дела в целом. 7.2. Структура теоретической модели таможенного Менеджмента Решение проблем повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в целом и таможенной деятельности в частности связано с проведением широкомасштабных экспериментов. Однако их постановка непосредственно на физической модели представляется рискованным и дорогостоящим делом. В то же время создание прикладных методов и методик в значительной мере сдерживается отсутствием адекватной теоретической модели, определяющей внешнеэкономическую и таможенную сферы деятельности в их согласованной взаимосвязи.
В этой связи создание и разработка такой модели является фундаментальным условием принятия системных исследований, основанием для поиска различного рода эффективных общих и частных решений в этих областях деятельности. Центральным вопросом в решении проблемы управления таможенным делом является вопрос о представлении сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности (ВЭиТД) как теоретических объектов. Предлагаемая ниже формализация рассматривается нами как базовое условие для ее решения. Вначале дадим определения основным понятиям и раскроем их содержание с целью формализации в дальнейшем. Внешнеэкономическая деятельность — это неотъемлемая часть хозяйственных связей и отношений государства[31], сложнейшая макроэкономическая сфера, охватывающая различные направления, формы, методы и средства перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов. Сфера внешнеэкономической деятельности как объект анализа и управления — это большая, неоднородная, распределенная, многоуровневая, открытая, информативно неопределенная макросистема. Ее отличают: • сложная структура товарных и финансовых потоков; • комбинированный механизм регулирования и самоорганизации; • большие объемы и большая размерность измеряемых, контролируемых и регулируемых параметров. В рамках данной сферы порождается система финансовых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности, которая в объеме информации о ней представляется информационной моделью внешнеэкономической деятельности. То есть моделью наиболее полно и адекватно характеризующей эту сферу деятельности. В дальнейшем, если в процессе изложения не требуется конкретизация, для представления всей системы потоков будем говорить либо о системе финансово-товарных потоков, либо использовать соответствующую аббревиатуру — СФТП. Система финансово-товарных потоков находится под влиянием большого числа не формализуемых и постоянно изменяющихся факторов, и это значительно затрудняет создание адекватных моделей внешнеэкономической деятельности. Однако их без создания практически невозможен качественный анализ такой деятельности, снижается и эффективность управления таможенной службой. Современная сфера внешнеэкономической деятельности имеет два основных уровня: международный (межгосударственный), где представлена единая мирохозяйственная система и вся мировая торговля, и государственный, где представлена ВЭД конкретного государства, ее потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки. Наиболее важным инструментом контроля (в широком понимании данного термина) в сфере внешнеэкономической деятельности, несомненно, является таможенная служба. Именно она, на основе таможенных технологий и инструментов, определяет адекватность применения мер государственного регулирования и, в зависимости от эффективности контроля, воздействует на потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки в сфере внешнеэкономической деятельности. Эффект воздействия зависит от возможностей таможенной службы: от ее кадрового состава, технологического, правового, информационного обеспечения, а также от других компонент, определяющих структуру и технологию таможенной деятельности. Другими словами, уровень развития таможенной службы, согласованность ее задач с целями и стратегией государства в сфере внешнеэкономической деятельности, возможности таможенных органов по решению таких задач, адекватность таможенных методов и технологий специфике и параметрам ВЭД — все это факторы, непосредственно влияющие на потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки. Следовательно, в соответствии с возможностями таможенных органов и эффективностью их использования, таможенная служба является регулятором внешнеэкономической деятельности.' Обобщая, можно сказать, что внешнеэкономическая и таможенная деятельность имеют иерархическую структуру, в рамках которой целесообразно выделить следующие сферы, финансово-товарные и информационные потоки, а также соответствующие механизмы регулирования: • мировую сферу ВЭД — финансово-товарный поток мировой торговли — общемировой информационный поток внешнеэкономической деятельности, международный (межгосударственный) механизм регулирования внешнеэкономической деятельности; • сферу ВЭД государства — финансово-товарный поток внешнеэкономической деятельности государства, информационный поток внешнеэкономической деятельности государства — государственный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности; • сферу таможенной деятельности государства — финансово-товарный поток внешнеэкономической деятельности государства, информационный поток таможенной деятельности — механизм влияния таможенной службы на внешнеэкономическую деятельность государства. Достаточно легко показать, что все три сферы (мировая, государственная и таможенной деятельности) являются вложенными, а соответствующие финансовые потоки, потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, информационные потоки и механизмы регулирования — взаимозависимыми. Естественно предположить, что в представляемой иерархии их взаимосвязь должна быть системной и в этом качестве призвана обеспечить иерархическую связность, согласованность и эффективность процессов внешнеэкономической деятельности. Все это позволяет нам ввести следующие определения. Финансово-товарный поток ВЭД — это иерархическая система финансовых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности, структурированная относительно мировой сферы внешнеэкономической деятельности, сферы ВЭД государства и сферы таможенной деятельности, в рамках которых целесообразно и возможно комплексное воздействие на такую систему. Механизм регулирования ВЭД — это иерархический механизм целенаправленного воздействия на систему финансово-товарного потоков, структурированный относительно сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В настоящее время в определенных случаях относительно таможенной деятельности такой механизм наиболее корректно называть механизмом администрирования. Однако, учитывая перспективу развития таможенного дела в России и в целях общности теоретической модели, воспользуемся понятием регулирование и для таможенной деятельности. Информационный поток ВЭД — это иерархическая система общемирового, государственного и таможенного информационных потоков, адекватно отображающая систему финансово-товарных потоков, как в целях ее анализа, так и в целях реструктуризации. Структура общей теоретической модели, представленная в его деятельном выражении, приведена на рисунке 7.2. В рамках модели относительно системы финансово-товарных потоков взаимоувязаны обе сферы деятельности — внешнеэкономическая и таможенная, соответствующее информационное обеспечение и каналы информационно-аналитического взаимодействия, а также механизмы регулирования ВЭД. Теоретическая модель построена с позиций повышения эффективности внешнеэкономической и таможенной деятельности за счет согласованного воздействия на эти процессы всех существующих регуляторов. Объектом регулирования-контроля является система финансово- товарных потоков в сфере ВЭД (России или мира). Основное же содержание парадигмы регулирования-контроля связано с формированием и реализацией эффективной стратегии реструктуризации такой системы для достижения политических, экономических и других явно или неявно выраженных целей группы государств или конкретного государства в сфере внешнеэкономической деятельности. Базу для подготовки таких решений составляют методология системных исследований, информационное и методическое обеспечение соответствующих сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В дальнейшем определим данную совокупность как информационно-аналитическое обеспечение таможенного менеджмента. Иерархическая система механизма регулирования внешнеэкономической деятельности представлена следующими компонентами: межгосударственным механизмом регулирования, механизмом государственного регулирования ВЭД, механизмом влияния таможенной службы на внешнеэкономическую деятельность (механизмом таможенного администрирования), а также их взаимосвязями. Представленные механизмы структу- Я 2 s о -г<
-< о О to р та S 2 я Й р
2 та m р а о -2 to to '< ft St s, о 2 H ft И X S Р » я та s Р w я О! g
S 2 я "о Я s Я W s 2 5 я В та я О ft 2 ° *J з! ^» й о 1 ■§ 03 ft ft I 03 5 я О ft 3 Е я ЧЭ 8
я?
Таким образом, в модели центральным объектом регулирования является система финансовых и товарных потоков. Основное же содержание регулирования — поиск эффективной системы финансово-товарных потоков (системы финансовых потоков) и реструктуризация существующей платформы. Частные модели таможенного регулирования можно представить в виде инструментально-методической, функциональной и процедурно-техноло- гической моделей (см. рис. 7.3, 7.4 и 7.5 соответственно).
Таможенная система
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|