Иерархия таможенных систем
С позиций системного подхода таможенное дело можно представить как целостную систему, которая структурно и функционально раскрывается через следующие компоненты (рис. 6.3): • таможенная политика — идеологический аспект; • условия и порядок таможенного регулирования и контроля — функционально-технологический аспект; • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела[27] (Федеральная таможенная служба) — институциональный и организационный аспекты. В данной конструкции все компоненты находятся во взаимосвязях друг с другом и составляют органически целостную совокупность разноуровневых элементов и называемую таможенным делом. В зависимости от целей управления и принятия управленческих решений, любой из компонентов таможенного дела, и таможенное дело в целом могут быть представлены таможенной системой. Представление таможенного дела как системы в виде иерархии таможенных систем отображено на рисунке 6.5. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИИ как СИСТЕМА ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА как СИСТЕМА
СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Рис.6.5. Представление таможенного дела в виде иерархии таможенных систем В дальнейшем будем также считать, что функция таможенного регулирования раскрывается в процессе таможенной деятельности. При этом таможенная система, осуществляя таможенное регулирование, реализует конкретные таможенные процедуры (в частности, таможенные операции): процедуры таможенного оформления, процедуры исчисления, контроля и взыскания таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и др.
Особенности описания таможенной службы как Системы. Полимодельное представление Таможенной системы Управление таможенным делом наиболее эффективно при соблюдении ряда предпосылок, в составе которых: • целенаправленность, функциональная целостность и структури- руемость таможенной системы (ТС); • вариативный характер функционирования и развития ТС; • наличие механизмов эффективного оперативного и стратегического управления для достижения целей таможенной деятельности; • познаваемость таможенной системы как объекта управления. Целенаправленность. Определение цели или набора целей таможенного дела, таможенной службы во всех их проявлениях является одной из первоочередных задач управления. В свою очередь, из целевой функции системы непосредственно вытекают ее системные функции, критерии эффективности функционирования, процессы функционирования и их параметры на каждом уровне иерархии. Функциональная целостность характерна как для любого таможенного органа (таможенного поста, таможни), так и для их совокупности в рамках региона или страны. Целостность проявляется в том, что современная таможенная система наряду с другими государственными структурами включена в реализацию общегосударственных политических и социально- экономических целей России. При этом их достижение она обеспечивает в процессе реализации системных таможенных функций (таможенного контроля, экономической (фискальной), правоохранительной, регулирующей, информационной, исследовательской). Структурируемость — это возможность организационно-функциональной и пространственно-временной декомпозиции целей таможенной системы. В иерархической организационной структуре таможенной системы это достигается следующим образом: системные таможенные функции отображаются в определенную иерархическую совокупность функций таможенных органов, а в общем случае допускается, что такая реализация системных таможенных функций обеспечивает достижение целей, стоящих перед службой в целом.
Кроме того, иерархичность системы требует, чтобы описание функционирования ее более высокого уровня зависело от агрегирования характеристик нижнего уровня. При этом целевая функция, определенная математически, выражает зависимость всех параметров системы от состояния параметров окружающей или внешней среды. Наиболее важными и сложными этапами в процессе управления являются вербальное или формализованное описание таможенной системы. Описание системы должно быть: ■ целенаправленным (необходимо учитывать, что цель управления во многом определяет способы и форму описания управляемого объекта); ■ многоуровневым и представляющим таможенную службу в ее целостности; ■ структурированным (с раскрытием внутренней структуры, с детализацией, достаточной для целей управления); ■ построено на принципе информационного единства в иерархии понятий и параметров описания; ■ представлено с учетом динамики ее эволюции. Необходимо четко представлять, что выделение (определение) таможенной системы в качестве объекта управления связано с его спецификой, с целями управления и профессиональным качеством лица, принимающего решения (ЛПР), или коллектива руководителей (управленческой команды), их личностными свойствами. Особенности, характерные для описания таможенных систем как объектов управления: • большая размерность регулируемых, контролируемых и измеряемых величин; • наличие как непрерывных, так и дискретных параметров; ■ существенная нелинейность, включая случай изменения вида функциональных зависимостей; ■ значительное влияние стохастических факторов не только на отдельные параметры, но и на типы функциональных зависимостей (модели); ■ большое разнообразие математических описаний (моделей) — полимо- дельность; ■ трудности теоретического анализа и создания адекватных аналитических моделей; ■ недоступность прямых измерений, наличие большого числа неформа- лизуемых факторов; ■ ограниченная воспроизводимость в эксперименте;
• динамика как функциональных характеристик, так и структурных компонент; ■ априорная информативная неопределенность нередко неустранимого характера. Исходная позиция в представлении таможенной службы двойственна (рис. 6.6). С одной стороны, в системе выделяют структурный аспект и характеризуют ее организационной структурой. В таком представлении системные таможенные функции реализуются в единой системе таможенных органов (ЕС ТО) России. Такой подход к структуризации принято называть организационно-функциональным. С другой стороны, выделяют деятельный или технологический аспект: таможенная служба России представляется в виде единой технологии реализации системы таможенных функций. При этом выполнение функций таможенных органов по направлениям деятельности обеспечивается соответствующими таможенными технологиями — технологиями деятельности таможенных органов. Структуризацию по направлениям деятельности принято называть также функционально-технологической, а соответствующий подход — деятельным. Системные таможенные функции
Организационный (организационно-функциональный; аспект структуризации Деятельный (функционально-технологический) аспект структуризации
ГПС России РТУ Таможня > Таможенный noi
Таможенная служба России Рис. 6.6. Организационно-деятельный подход к структуризации таможенной службы как системы Представленные особенности структуризации позволяют рассматривать таможенную службу в виде организационной, технологической или организационно-технологической системы.
В последнем случае речь идет о таможенной службе как о едином нормативно-правовом и информационно-технологическом комплексе, о целостной организации. Этот вариант является наиболее полным представлением системы, но и наиболее сложным. Заметим также, что в зависимости от целей управления и при соблюдении определенных условий любой из объектов организационной иерархии или любое технологическое направление также могут рассматриваться как система. Рассматривая таможенную службу как систему, необходимо также учитывать, что в пространственно-функциональном отношении она принадлежит к классу открытых распределенных систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|